Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный дефицит и его финансирование




В отличие от безработицы, совместимой с полной занятостью, циклическая безработица безусловно ведет к потерям для общества, поскольку представляет собой потенциальный источник экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для увеличения выпуска, но не находят применения. Связь между циклической безработицей и недопроизведенным выпуском отражает закон Оукена.

Циклическая безработица.

 

, где Y – фактический объём производства (ВВП), Y* - потенциальный ВВП, u – фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы,
β – эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы (как правило он колеблется в пределах от 2,5 до 3).

Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1% то фактический объём производства будет ниже потенциального на β%. Нетрудно подсчитать, что при ВВП Казахстана равном 80 млрд. долл. США, сокращение уровня безработицы в нашей стране на 1% приведёт к росту производства в размере 2 – 2,4 млрд. долл.США.

Политика, направленная на сокращение безработицы.

Если целью государства является снижение естественного уровня безработицы, то следует устранить (минимизировать) причины ее порождающие. В случае фрикционной безработицы, этому могло бы способствовать совершенствование информации в области занятости, т.е. улучшение работы служб трудоустройств. Если мы имеем дело со структурной безработицей, то проблема несоответствия квалификации могла бы быть решена с помощью программ профессиональной переподготовки.

Можно посмотреть на вопрос снижения естественного уровня безработицы и с несколько иной стороны. Что позволяет людям тратить достаточно много времени на поиск новой работы? Очевидно, этому в немалой степени способствуют компенсационные выплаты людям, потерявшим работу, называемые пособиями по безработице. Снижение размера пособия или сокращение времени, в течение которого это пособие выплачивается, также способствовало бы более быстрому трудоустройству. Следует отметить, что согласно эмпирическим исследованиям величина и длительность выплаты пособия могут несимметрично влиять на продолжительность периода поиска работы. Так исследование Л.Кац и Б. Мейер (1988) говорит о том, что именно большая продолжительность выплаты пособия по безработице, а не большая величина этого пособия приводят к длительному пребыванию работника в статусе безработного. Следует отметить, что сокращение периода выплаты пособия или снижение его величины может иметь и свои негативные последствия. Так, при существенном сокращении периода выплаты работники будут вынуждены зачастую соглашаться на первое попавшееся предложение, что впоследствии (если затем выяснится, что новое место не вполне удовлетворяет работника) вновь приведет работника в разряд безработных. С другой стороны, при маленьких пособиях по безработице профсоюзы будут стремиться не допускать увольнения своих членов. В результате фирмы будут лишены возможности гибко реагировать на изменение внешних условий и вместо увольнения работников в случае падения спроса будут вынуждены накапливать запасы готовой продукции.

Вопрос о сокращении циклической безработицы фактически был рассмотрен нами в предыдущей лекции, где мы обсуждали стабилизационные политики. Суть нашего анализа сводилась к тому, что противостоять отклонению выпуска от уровня полной занятости, а значит и отклонению фактического уровня безработицы от естественного уровня, можно, применяя политику управления спросом. Однако применение подобной политики эффективно лишь тогда, когда приведший к всплеску безработицы шок является не временным, а перманентным. В противном случае вмешательства может привести к еще большим искажениям, поскольку воздействие экономической политики на интересующие нас переменные происходит с некоторой задержкой.

Как мы смогли убедиться, активная фискальная политика, как правило, приводит к дисбалансу государственного бюджета. Проблема состоит в том, что когда в экономике наблюдается спад, все согласны с тем, что экономику надо стимулировать, в результате возникает бюджетный дефицит. Напротив, когда в экономике наблюдаются аномально высокие темпы роста, допустим 10% - 15%, немного найдутся сторонников сдерживающей фискальной политики, которая бы привела к бюджетному излишку (профициту госбюджета). В результате этого накапливается из года в год государственный долг, что в конечном счёте может представлять серьёзную проблему для экономики. Так, например, в Казахстане за период 2001-2007 гг. общая сумма бюджетного дефицита превысила общую сумму бюджетного излишка на 177,917 млрд. тенге (таблица 5.2).

 

Таблица 5.2 Бюджетный дефицит Республики Казахстан

 

Бюджетный дефицит (-), профицит (+), 2001г 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.
млрд. тенге -12,998 -13,005 -46,183 -18,697 +46,666 +81,600 -215,3
в процентах от ВВП -0,4 -0,3 -1,0 -0,3 +0,6 +1,4 -1,7

 

Известно три способа покрытия бюджетного дефицита:

1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

2. Выпуск займов.

3. Увеличение налоговых ставок.

В нашей стране наиболее активно используется первый способ. Что свидетельствует, с одной стороны, о слабом развитии финансовых институтов, а с другой – о твёрдой приверженности казахстанского правительства к стимулирующей фискальной политике. В целом за период 2000 – 2007 гг. темп роста эмиссии денег превысил темп роста производства в 8,5 раз,

Монетизация приводит к возникновению двух близких по сущности эффектов: «сеньораж» и «инфляционный налог».

Сеньораж – доход государства от его монопольного права печатания денег.

Печатание денег фактически ничего не стоит (например, выпуск банкноты номиналом в 100 долларов обходится резервной системе США не более, чем в 10 центов), а банкноты и монеты обмениваются правительством на товары и услуги. Поэтому, сеньораж может быть измерен покупательной способностью денег, выпущенных в обращение за данный период.

 

,

 

где М – денежный агрегат М1 в данном году

М-1 - денежный агрегат М1 в предыдущем году

Р – уровень цен в данном году.

Так, например, в 2004г. Правительство Казахстана получило сеньораж в размере 132 млрд. тенге, что составляет 10,3% от общей суммы всех поступлений в госбюджет. В 2005г. эти величины соответственно составили 30 млрд. тенге и 1,4%. А в 2007г 127,7 млрд. тенге и 4,7%. Статистика мировой экономики показывает, что в развитых странах доля сеньоража в доходах госбюджета колеблется от 3,5% до 8%. Рекордсменом здесь является Боливия, где в 1979 - 1985 гг. данная доля достигла 139%, т.е. более чем на треть превысила все другие источники доходов госбюджета вместе взятые, что привело к очень тяжёлой гиперинфляции.

Итак, допустим, у Вас на руках имеется наличность в размере 100 тыс. тенге, государство в лице Национального банка печатает дополнительное количество денег, и инфляция повышается до 10%. Поэтому, теперь покупательная способность Ваших денег составит уже не 100 тыс. тенге, а только 90 тыс. тенге. Таким образом, 10 тыс. тенге – величина инфляционного налога перераспределилась от Вас в пользу государства (т.е. эмитента банкнот).

 

Размер инфляционного налога рассчитывается по следующей формуле:

 

, где

ITt – размер инфляционного налога в год t,

Рt – уровень цен в год t, Рt -1 – уровень цен в предыдущий год,

М – денежный агрегат М1.

В 2007 г. размер инфляционного налога в Казахстане составил примерно 95 млрд. тенге, что составляет 3,5% всей доходной части государственного бюджета, или, например, в 2 раза больше, чем акцизные сборы.

(Попытайтесь дать ответ, почему в Казахстане сеньораж превышает инфляционный налог?).

Причём, для Казахстана и других стран с активно формирующимися финансовыми институтами и пока ещё неустойчивой финансовой системой, где параллельно с национальной валютой обращаются денежные знаки иностранных государств, проблемы инфляционного налогообложения и сеньоража являются ещё более актуальными.

Следует учесть, что в Казахстане значительная часть сбережений и сделок осуществляется в иностранной валюте: долларах США и евро. Поэтому, многие наши граждане ещё находятся и под бременем инфляционного налогообложения и сеньоража со стороны США и Евросоюза.

Произведённая нами оценка показала, что сегодня количество иностранной валюты в Казахстане составляет 2,8 млрд. долларов (включая другие иностранные валюты), а величина инфляционного налога соответственно равна 130 млн. долларов в год или 16 млрд. тенге. За последние 15 лет, даже по самым скромным подсчётам, Казахстан потерял за счёт этого не менее 1 млрд. долларов. Причём, эти потери, в отличие от инфляционного налогообложения со стороны правительства нашей страны, являются безвозвратными и работают на экономику США. Всего, по оценкам экспертов, ежегодный доход США за счёт инфляционного налогообложения других государств составляет 25 млрд. долларов. Не удивительно, что данный аспект на фоне повышенной нестабильности финансовой системы США вызывает всё большее беспокойство во многих странах (Китай, Россия, Иран и др.). Огромная задолженность Правительства США, которая на начало 2009г. составила более 53 триллионов долларов США и продолжает нарастать, как снежный ком, заставляет Федеральную резервную систему печатать всё большее и большее количество долларов, так если в 2007 г. было напечатано 700 млрд. долл., в 2008 г. – 1 трлн. долларов, то только за первое полугодие 2009г. будет напечатано 1,2 трлн. долларов.

В то же время высокие темпы инфляции вызывают эффект Оливера-Танзи – сознательное затягивание налогоплательщиками своих налоговых платежей в госбюджет. Эта задержка платежей позволяет налогоплательщикам платить налоги уже обесценившимися деньгами. Это приводит к росту бюджетного дефицита, задержки зарплаты бюджетникам и неустойчивости финансовой системы.

Монетизация бюджетного дефицита также может осуществляться и без эмиссии денег, в основном в виде расширения кредитов Национального банка. Допустим, правительство покупает товары и услуги с отсрочкой платежей. Конечно фирмы – поставщики такой продукции, предвидя повышение цен, заранее повышают цены и на свою продукцию, что также ведёт к инфляции.

Погашение бюджетного дефицита посредством выпуска государственных займов (облигаций) является, пожалуй, наиболее часто использующимся инструментом в развитых странах. Однако это приводит к увеличению средней рыночной ставки процента. Поскольку правительство вынуждено повышать ставку вознаграждения по облигациям государственного займа, чтобы последние стали привлекательным объёктом капиталовложений. В результате происходит сокращение инвестиций и чистого экспорта, а также частично и потребительских расходов, поэтому эффективность фискальной политики уменьшается. Таким образом, угроза инфляции не устраняется, а лишь на некоторое время откладывается. На основании рисунка 5.12 можно заключить, что данный способ покрытия бюджетного дефицита является основным в нашей стране.

Рисунок 5.12

Финансирование дефицита республиканского бюджета

за счёт правительственных займов

 

В краткосрочном периоде бюджетный дефицит может быть ликвидирован также за счёт повышения налоговых ставок. Но в долгосрочном периоде взаимосвязь между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями в бюджет имеет более сложный характер и традиционно описывается с помощью кривой Лаффера.

  Кривая Лаффера     Итак, если величина налоговой ставки равна tA, то её повышение приведёт к росту налоговых поступлений как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Но нетрудно заметить, что данное повышение приводит к всё меньшему и меньшему приросту налоговых поступлений. Это объясняется тем, что рост налогов оказывает депрессивное воздействие на бизнес. Всё больше и больше производств становится

нерентабельным, предприниматели уходят в теневой бизнес, происходит «утечка» капиталов за рубеж и т.д., в результате этого сокращается база налогообложения. Оптимальной ставкой налога является та, при которой налоговые поступления достигают своего максимума, т.е. в нашем случае – tB. Дальнейшее повышение налоговой ставки приведёт к сокращению налоговых платежей в краткосрочном периоде, хотя какое - то короткое время налоговые поступления в бюджет могут и возрасти.

Данная кривая была разработана американским экономистом Артуром Б. Лаффером в начале 1980-х гг. и в скором времени была положена в основу экономической политики американского Президента Р. Рейгана. Предполагалось, что в США величина налоговой ставки выше оптимальной, допустим tC, (фактически в то время предельная налоговая ставка равнялась 32%). Поэтому было принято решение - сократить налоговую ставку[********]. Но, вопреки ожиданиям, общая величина налоговых поступлений не увеличилась, а наоборот, сократилась. Объяснение этого вполне очевидно – ещё до сокращения налоговых ставок предельная налоговая ставка в США была уже ниже оптимальной.

Хотя общий вид кривой Лаффера ни у кого не вызывает сомнения, по поводу величины оптимальной налоговой ставки у экономистов нет единого мнения. Например, согласно исследованиям шведских экономистов, эта ставка в их стране составляет около 70%. Конечно, для США в силу большей либеральности их рыночной экономики оптимальная налоговая ставка будет меньше, чем для Швеции, но всё равно никак не меньше 32%, как предполагали апологеты рейганомики.

Как мы смогли убедиться, каждый способ ликвидации бюджетного дефицита имеет свои недостатки: первые ведут к инфляции, вторые - к росту процентной ставки и сокращению инвестиций, а третьи - к сокращению производства. Поэтому для решения данной проблемы следует ответить на два непростых вопроса:

1) как найти «золотую середину» использования каждого из рассмотренных нами способов;

2) как проводить фискальную политику, чтобы дефицит государственного бюджета не был хроническим?

 

Лекция 8. Открытая экономика.

1. Платёжный баланс.

2. Валютный курс.

3. Модель IS-LM для открытой экономики.

Цель занятия: понять значение и структуру платёжного баланса. Уяснить механизм действия валютного рынка.

1. Платёжный баланс.

Платежный баланс отражает весь спектр международных торговых и финансовых операций страны с другими странами и представляет собой итоговую запись всех экономических сделок (трансакций) между данной страной и другими странами в течение года. Он характеризует соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые данная страна производит другим странам.

В платежном балансе используется принцип двойной записи, поскольку любая сделка имеет две стороны – дебет и кредит. Дебет отражает приток ценностей (реальных и финансовых активов) в страну, за которые страна должна заплатить иностранной валютой, поэтому дебетные операции записываются со знаком «минус», так как они увеличивают предложение национальной валюты и создают спрос на иностранную валюту (это импортоподобные операции). Операции, которые отражают отток ценностей (реальных и финансовых активов) из страны, за который должны заплатить иностранцы, отражается со знаком «плюс» и являются экспортоподобными. Они создают спрос на национальную валюту и увеличивают предложение иностранной валюты.

Платежный баланс является основой для разработки монетарной, фискальной, валютной и внешнеторговой политики страны и управления государственным внешним долгом.

Платежный баланс включает три раздела:

· счет текущих операций, который отражает сумму всех операций данной

страны с другими странами, связанные с торговлей товарами, услугами и переводами и поэтому включает в себя:

а) экспорт и импорт товаров (visibles)

Экспорт товаров отражается со знаком «+», т.е. кредит, поскольку он увеличивает запасы иностранной валюты. Импорт записывается со знаком «-», т.е. дебет, так как он уменьшает запасы иностранной валюты. Экспорт и импорт товаров представляет собой торговый баланс:

б) экспорт и импорт услуг (invisibles), например, международный туризм. Этот раздел однако исключает кредитные услуги;

в) чистые доходы от инвестиций (иначе называемые чистыми факторными доходами или чистыми доходами от кредитных услуг), которые представляет собой разницу между процентами и дивидендами, полученными гражданами страны от зарубежных инвестиций, и процентами и дивидендами, полученными иностранцами от инвестиций в данной стране;

г) чистые трансферты, которые включают иностранную помощь, пенсии, подарки, гранты, денежные переводы.

Сальдо счета текущих операций в макроэкономических моделях

отражается как чистый экспорт: Ех – Im = Xn = Y – (С + I + G),

где Ех – экспорт, Im – импорт, Xn – чистый экспорт, Y – ВВП страны, а сумма потребительских расходов, инвестиционных расходов и государственных закупок (С + I + G) носит название абсорбции и представляет собой часть ВВП, реализуемую отечественным макроэкономическим агентам – домохозяйствам, фирмам и государству.

Сальдо счета текущих операций может быть как положительным, что соответствует профициту счета текущих операций, так и отрицательным, что соответствует дефициту счета текущих операций. Если имеет место дефицит, то он финансируется либо с помощью зарубежных займов, либо путем продажи финансовых активов, что отражается во втором разделе платежного баланса – счете движения капитала.

· счет движения капитала, в котором отражаются все международные сделки с активами, т.е. притоки и оттоки капиталов (capital inflows and outflows) как по долгосрочным операциям, так и по краткосрочным (продажа и покупка ценных бумаг, покупка недвижимости, прямые инвестиции, текущие счета иностранцев в данной стране, займы иностранцев и у иностранцев, казначейские векселя и т.п.). Сальдо счета движения капитала может быть как положительным (чистый приток капитала в страну), так и отрицательным (чистый отток капитала из страны).

· счет официальных резервов, включающий запасы иностранной валюты, золота и международных расчетных средств, таких, например, как СДР (специальные права заимствования –special drawing rights). СДР (называемые бумажным золотом) представляет собой резервы в форме счетов в МВФ (Международным валютным фондом). В случае дефицита платежного баланса страна может взять резервы со счета в МВФ, а при профиците – увеличить свои резервы в МВФ.

Если сальдо платежного баланса отрицательное, т.е. наблюдается дефицит, который следует профинансировать. В этом случае Национальный банк сокращает официальные резервы, т.е. происходит интервенция (intervention – вмешательство) центрального банка. Интервенция – это покупка и продажа центральным банком иностранной валюты в обмен на национальную. При дефиците платежного баланса в результате интервенции центрального банка предложение иностранной валюты на внутреннем рынке увеличивается, а предложение национальной валюты сокращается. Эта операция является экспортоподобной и учитывается со знаком «+», т.е. это кредит. Поскольку количество национальной валюты на внутреннем рынке сократилось, то ее валютный курс повышается, и это оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Если сальдо платежного баланса положительное, т.е. имеет место профицит, происходит рост официальных резервов в центральном банке. Это отражается со знаком «-», т.е. это дебет (импортоподобная операция), так как предложение иностранной валюты на внутреннем рынке сокращается, а предложение национальной валюты увеличивается, следовательно, ее курс падает, и это оказывает стимулирующее воздействие на экономику.

В результате этих операций сальдо платежного баланса становится равным нулю.

ВР = Xn + CF – DR = 0 или ВР = Xn + CF = DR

Операции с официальными резервами используется при системе фиксированных валютных курсов с тем, чтобы курс валюты оставался неизменным. Если же курс валюты плавающий, то дефицит платежного баланса компенсируется притоком капитала в страну (и наоборот) и сальдо платежного баланса выравнивается (без вмешательства, т.е. интервенций центрального банка).

Рассмотрим изменение счетов платёжного баланса РК за 2002-2006 гг. (таблица 10.1)

 

Таблица 10.1 Платёжный баланс РК

 

Счета платёжного баланса, млн. $          
I. Текущий счёт
Баланс счёта текущих операций -1024,34 -272,6 335,4 -1055,8 -1797,0
Торговый баланс 1987,14 3679,00 6785,55 10321,8 14641,7
Экспорт 10026,91 13232,63 20603,14 28300,6 38762,1
Импорт -8039,77 -9553,63 -13817,59 -17978,8 -24120,4
Баланс услуг -1997,86 -2040,40 -3027,0 -5267,3 -5912,0
Экспорт услуг 1540,42 1712,29 1999,1 2228,4 2807,6
Импорт услуг -3538,28 3752,69 -5026,2 -7495,7 -8719,6
Баланс доходов -1127,37 1746,6 -2815,3 -5696,9 -9319,3
1) Выплаты вознаграждения по привлечённым кредитам и займам   -213,07   -277,5   -410,2   -817,9   -1696,4
2) Доходы прямых инвесторов -1014,80 -1448,3 -2331,8 -4795,5 -7823,7
3) Вознаграждение по резервам 127,70 123,6 140,21 228,2 443,8
4) Вознаграждение по активам Национального фонда   72,58   68,10   118,25   181,8   378,6
5) Прочее (нетто) -99,77 -212,5 -331,8 -493,5 -621,6
Текущие трансферты 113,74 -164,67 -488,16 -412,4 -1207,4
II. Счёт операций с капиталом и финансами
Баланс счёта операций с капиталом и финансами 1239,25 2738,0 4679,5 916,2 15328,4
Баланс счёта операций с капиталом -119,81 -27,78 -21,3 14,0 32,7
В т.ч. трансферты мигрантов -135,98 -45,53 -25,8 9,5 28,9
Финансовый счёт 1359,06 2765,8 4700,7 902,2 15295,7
Прямые инвестиции 2163,83 2213,4 5436,2 2123,2 6555,6
Финансирование (нетто-освоение) 3681,83 4479,6 9659,4 6535,3 10792,6
Погашено -1518,00 -2266,2 -4223,3 -4412,1 -4237,1
Портфельные инвестиции -1246,74 -1890,96 -417,2 -3952,7 -4322,2
из них евробонды Правительства -237,15 54,30 21,2 -59,8 0,5
Производные финансовые инструменты (нетто) 0,00 15,85 -46,4 -112,6 -67,8
Другие средне- и долгосрочные инвестиции 758,05 2188,3 1976,5 2203,0 13684,0
Торговые кредиты 98,25 47,2 16,5 87,8 -532,2
Гарантированные Правительством -26,11 -0,82 91,0 -34,1 -39,9
Финансирование (освоение) 150,97 132,41 205,8 117,2 53,3
Погашение долга (начислено) -177,08 -133,23 -114,8 -151,3 -93,3
Другие (нетто) 124,37 48,0 -74,5 121,9 -492,3
Займы 661,49 1866,1 1960,0 2115,2 14430,3
Привлечённые Правительством РК 3,44 57,36 -65,7 -827,3 -0,8
Финансирование (освоение) 120,33 204,21 199,7 109,5 102,6
Погашение долга (начислено) -116,89 -146,9 -265, -936,8 -103,4
Другие (нетто) 658,05 1808,7 2025, 2942,5 14431,1
Прочее (нетто) -1,70 275,00 0,0 0,0 -214,0
Прочий краткосрочный капитал -316,07 239,2 -2248,4 641,3 -553,9
Ошибки и пропуски 320,17 -931,9 -1015,9 -1804,2 -2397,2
Общий баланс 535,08 1533,54 3999,0 -1943,8 11134,2
III. Изменение официальных резервов
Финансирование -535,08 -1533,54 -3999,0 1943,8 -11134,2
Резервные активы НБК -535,08 -1533,54 -3999,0 1943,8 -11134,2
Кредиты МВФ 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

 

Рисунок 10.1 Динамика текущего счёта платёжного баланса РК за 2002-2006гг.[††††††††]

Анализ изменения счетов платёжного баланса Казахстана показал, что счёт текущих операций отличается неустойчивостью, хотя за рассматриваемый период мы можем наблюдать устойчивую тенденцию роста экспорта товаров, причём более высокими темпами, чем импорта, в то же время импорт услуг более чем в три раза превышает экспорт услуг. Также значительной статьёй расходов в 2006г. стала выплата вознаграждений по привлечённым кредитам и займам, а также доходы прямых инвесторов, которые в совокупности за 2002-2006гг. возросли в 7,76 раз и составили 9,5 млрд. долл. Дефицит текущего счёта финансируется за счёт притока в Казахстан иностранного капитала в форме прямых инвестиций, средне и долгосрочных капиталовложений и займов. На фоне этого резервные активы Национального банка возросли на с 2002 по 2006гг. на 10,5 млрд. долл. Итак, выше сказанное позволяет заключить, что Казахстан крайне недостаточно использует свои возможности по экспорту услуг и в то же время чрезмерные иностранные капиталовложения (большей частью в финансовый сектор) способствуют росту внутренних цен и снижают устойчивость нашей экономики, не говоря уже о всё возрастающих затратах по их обслуживанию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.