Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сертификация услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом




Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств

Система предназначена для проведения на территории России обязательной сертификации соответствия услуг по ТО и Р автомототранспортных средств (АМТС) требованиям безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды, установленным действующими стандартами и другими нормативными документами.

Обязательность проведения сертификации услуг по ТО и Р АМТС определена Законами РФ «О защите прав потребителей», «О безопасности дорожного движения» и закреплена в «Номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.98 г. № 1013 и Госстандарта России от 23.02.98 г. № 5.

По правилам Системы может проводиться также добровольная сертификация услуг по ТО и ремонту АМТС.

Основные принципы построения и функционирования, общие правила проведения работ по сертификации, принятые в Системе, закреплены ее организационно-правовыми документами и соответствуют принципам и правилам, устанавливаемым законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации», «Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации», основополагающими документами Системы сертификации ГОСТ Р.

Сертификация услуг по ТО и Р АМТС введена с февраля 1993 г. Постановлением Госстандарта России от 18 ноября 1992 г. № 18. В настоящее время основным организационно-правовым документом Системы является документ «Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 11 ноября 1994 г. № 21, введен в действие с 1 января 1995 г.), который устанавливает организационную структуру Системы, определяет функции ее участников и порядок проведения сертификации услуг по ТО и Р АМТС. Поскольку вышеуказанные Постановления Правительства и Госстандарта России определяют лишь укрупненные классификационные группировки услуг, то при разработке Системы формируется детальный перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации. В перечень включаются услуги, требования к которым закреплены в соответствующих нормативных документах и имеют характеристики и показатели (включая методы контроля), влияющие на безопасность жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды; обеспечение безопасности дорожного движения.

Организационная структура Системы

Организационную структуру Системы сертификации услуг по ТО и ремонту АМТС образуют:

- Национальный орган по сертификации - Госстандарт России;

- Центральный орган по сертификации (Департамент автомобильного транспорта Минтранса России);

- Апелляционная комиссия;

- научно-методический центр (НИИАТ);

- органы по сертификации услуг по ТО и Р АМТС (ОСУ);

- испытательные лаборатории (центры);

- исполнители услуг (заявители).

Нормативные документы для сертификации услуг

В перечне услуг, подлежащих обязательной сертификации, помимо их наименования, непременно должны быть указаны нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация.

При формировании перечня услуг, подлежащих обязательной сертификации учитывается следующее:

- наименование (а следовательно и технологическое содержание услуги) должно соответствовать общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН);

- нормативные документы, используемые при обязательной сертификации услуг, должны содержать:

- требования по безопасности для:

- жизни, здоровья граждан;

- окружающей среды;

- требования к методам проверки (контроля, испытаний) услуг;

- требования к технологическим процессам исполнения услуг;

- требования к мастерству исполнителя услуг.

Проверка, испытания и оценка услуг ведется в соответствии с требованиями технической документации на конкретные виды услуг, которая может быть дифференцирована по маркам, моделям, составным частям, отдельным видам работ, составляющих технологическое содержание услуг.

При добровольной сертификации услуг заявитель сам определяет документы, на соответствие требованиям которых осуществляется сертификация.

Порядок проведения работ по сертификации услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств

Сертификация услуг по ТО и Р в общем случае включает в себя:

- подачу заявки на сертификацию;

- принятие решения по заявке, в том числе - выбор схемы сертификации;

- оценку мастерства исполнителя или процесса оказания услуги, Системы качества;

- проведение сертификационных проверок результата услуги;

- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

- выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия Системы сертификации ГОСТ Р;

- осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услугой;

- корректирующие мероприятия при нарушении соответствия услуги установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

- публикацию информации о результатах сертификации.

Для проведения сертификации услуг по ТО и Р исполнитель услуги (заявитель) направляет в аккредитованный орган по сертификации заявку на проведение работ по сертификации.

При наличии нескольких органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них.

В заявке, в общем случае, сообщается:

- наименование предприятия;

- адрес и банковские реквизиты предприятия;

- фамилия руководителя;

- наименование сертифицируемой услуги (услуг) с кодом ОКУН.

Форма заявки предусматривает также обязательства заявителя по выполнению ряда условий сертификации (в частности оплаты расходов по проведению сертификации со стороны органа).

По требованию органа по сертификации, дополнительно к заявке представляется информация об оборудовании, средствах измерений (в т.ч. о прохождении ими метрологической поверки), квалификации персонала и т.п.

Орган по сертификации рассматривает заявку и сообщает заявителю решение, содержащее следующие условия проведения работ по сертификации:

- принятая схема сертификации;

- перечень нормативных документов, содержащих требования, на соответствие которым будет проводиться сертификация.

Одновременно с решением о проведении работ по сертификации Заявителю направляется проект договора, устанавливающий сроки, объемы и стоимость работ по сертификации.

Правилами Системы предусмотрено использование трех схем сертификации (1-я, 2-я и 5-я), соответствующих «Правилам сертификации работ и услуг в Российской Федерации» (зарегистрированы в Госреестре Госстандарта России РОСС RU.0001.010134 от 18 июня 1998 г., зарегистрированы Министерством юстиции РФ 3 апреля 1998 г. № 1502, введены в действие с 18 июня 1998 г.). Каждая из схем предусматривает последовательное выполнение следующих процедур:

Схема № 1: «Оценку мастерства исполнителя», «Проверку результатов услуги», «Инспекционный контроль».

Схема № 2: «Оценку процесса оказания услуги», «Проверку результатов услуги», «Инспекционный контроль».

Схема № 5: «Сертификацию системы качества», «Проверку результатов услуги», «Инспекционный контроль».

Процедура «Оценки мастерства исполнителя» предусматривает проверку:

- соответствия квалификации руководящего и технического персонала исполнителя требованиям, содержащимся в нормативных и технических документах, оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих опыт работы и профессиональные характеристики конкретных работников исполнителя, (трудовая книжка, конкурсный диплом, производственная характеристика, свидетельство о присвоении разряда, удостоверение о прохождении специального обучения и т.п.);

- знаний работниками технологической и нормативной документации, метрологического обеспечения производства; навыков оказания услуги (выполнения работы), в т.ч. использования при этом технологического оборудования и оснастки.

Процедура «Оценка процесса оказания услуги (выполнения работы)» предусматривает проверку:

- соответствия технических документов требованиям нормативных документов в части возможности обеспечения результатов услуги сертификационным требованиям (включая проведение экспертизы);

- обеспеченности процесса нормативными и техническими документами;

- обеспеченности процесса необходимыми техническими средствами, оборудованием, оснасткой, средствами измерений (включая их аттестацию и поверку);

- соответствия квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик персонала требованиям, установленным в нормативных и технических документах.

Процедура «Сертификация системы качества» предусматривает учет и проведение соответствующей экспертизы имеющегося у Заявителя сертификата на систему качества на предмет соответствия требованиям Системы сертификации ГОСТ Р, возможности признания области его действия применительно к заявленной услуге (работе). При этом, процедура сертификации системы качества осуществляется органами, аккредитованными на сертификацию систем качества в соответствии с документами Системы сертификации ГОСТ Р.

Процедура «Проверка результата услуги» предусмотрена во всех схемах сертификации и осуществляется путем контроля условий обслуживания и выборочной проверки отремонтированных или прошедших техническое обслуживание АМТС, отобранных по рабочему плану проведения сертификационной проверки. Сертификационные проверки результатов услуг (работ) осуществляются экспертами по сертификации на месте оказания услуг (выполнения работ) с использованием технологического оборудования и средств измерений Заявителя.

Процедура «Инспекционный контроль» также предусмотрена во всех схемах сертификации и осуществляется с целью подтверждения соответствия услуги (работы) сертификационным требованиям и условиям выдачи (ограничениям на область действия) сертификата соответствия в рамках реализованной схемы сертификации, а также выполнения лицензионных условий на применение знака соответствия.

Орган по сертификации проводит комплекс работ в соответствии с принятой схемой сертификации в сроки, указанные в договоре.

Работы проводятся комиссией, формируемой органом по сертификации из экспертов Системы.

Комиссия проводит работы по сертификации в соответствии с утвержденной руководителем органа программой работ по сертификации, определяющей состав мероприятий, их последовательность и персональную ответственность членов комиссии за конкретное мероприятие.

Результаты работ (будь то проверка технологического процесса, оценка мастерства исполнителя, либо проверка результата оказания услуги) документально оформляются актами, протоколами и др.

Комиссия в обязательном порядке знакомит представителей Заявителя с документами, оформляющими и фиксирующими результаты работ по сертификации. Комиссия предоставляет подлинники документов в орган по сертификации, а копии Заявителю.

Орган по сертификации услуг проводит экспертизу всех материалов (протоколы, акты и другие документы, предусмотренные соответствующими схемами сертификации) и принимает решение о выдаче сертификата соответствия.

При положительных результатах сертификации орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его в Государственном Реестре и выдает Заявителю.

При отрицательных результатах сертификационных проверок (испытаний), несоблюдении иных требований, предъявляемых к сертифицируемой услуге, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации, орган выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата.

Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации, с учетом срока действия нормативной документации на сертифицированные услуги, но не более, чем на три года.

Инспекционный контроль

Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированным услугам осуществляется органом по сертификации в период действия сертификата на услуги с целью подтверждения соответствия сертифицированной услуги требованиям соответствующей нормативной документации.

Инспекционный контроль в общем случае пред усматривает: проверку результата услуги, проверку стабильности процесса оказания услуги, контроль стабильности функционирования системы качества оказания услуги.

Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым.

Периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяется органом по сертификации. Период проведения планового инспекционного контроля не может быть менее чем один раз в полгода.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в следующих случаях:

- при получении информации от государственных органов (Минтранс России, МВД России, Минэкологии России) и их региональных подразделений, а также общественных организаций о претензиях к качеству сертифицированных услуг;

- при получении информации ГИБДД МВД России по результатам расследования причин дорожных происшествий и аварий АМТС, а также по результатам проведения государственных технических осмотров АМТС, прошедших техническое обслуживание и (или) ремонт на предприятиях или у граждан-предпринимателей, имеющих сертификат соответствия;

- при обращении заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля (в этом случае заявитель заблаговременно извещает орган по сертификации о необходимости проведения инспекционного контроля).

Результаты инспекционного контроля оформляют актом. Акт хранится в органе по сертификации. Копия направляется исполнителю.

Приостановление или аннулирование действия сертификата соответствия

Орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие Сертификата соответствия в следующих случаях:

- по результатам инспекционного контроля;

- изменения нормативного документа на услугу или методы испытаний (проверок);

- изменения процесса оказания услуги и условий обслуживания.

Информация о приостановлении действия или аннулировании Сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшего, до сведения заявителя, потребителя услуг и других участников данной Системы сертификации.

Аннулирование Сертификата соответствия вступает в силу с момента исключения его из Государственного реестра.

Повторная выдача сертификата соответствия на оказываемые услуги осуществляется в соответствии с порядком, установленным данной Системой.

Апелляции

В случае несогласия Заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля он имеет право подать апелляцию в апелляционную комиссию при ЦОС.

Если Заявитель неудовлетворен принятым решением, то он может обратиться в Центральную апелляционную комиссию.

Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.

Оплата работ по сертификации

Оплата работ по сертификации производится в порядке установленном документами Системы сертификации ГОСТ Р с учетом условий договора между органом по сертификации и Заявителем.

Все расходы, связанные с проведением сертификации, включая инспекционный контроль оплачивает Заявитель, претендующий на получение сертификата соответствия, независимо от результатов сертификации.

Стоимость работ по сертификации определяется в соответствии с документом Р 50.3.001-96 «Рекомендации по сертификации. Оплата работ по сертификации продукции и услуг» (утверждены Постановлением Госстандарта России от 14 марта 1996 г. № 167, согласованы с Минфином России 24 июля 1996 г.), а также на основе методик, разрабатываемых в его развитие и утверждаемых в установленном порядке.

Сертификация услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом заключается в подтверждении независимой от исполнителя и потребителя услуг организацией соответствия услуг установленным требованиям. Результатом сертификации является выдача изготовителю продукции сертификата соответствия и лицензии на право применения знака соответствия.

Основными целями сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом являются: создание условий для деятельности пассажирских автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей на едином рынке услуг; содействие потребителю в компетентном выборе услуг; защита потребителя услуг от недобросовестности исполнителя услуг; контроль безопасности услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества пассажиров; подтверждение показателей качества услуг, заявленных исполнителем услуг.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация услуг осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Добровольная сертификация проводится с целью повышения конкурентоспособности исполнителей на рынке услуг.

Обязательная сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в Российской Федерации установлена в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», основополагающими документами Системы сертификации ГОСТ Р, Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и «Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация» (утверждена Постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. № 5).

В настоящее время работы по сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом проводятся на основании документа «Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Временный порядок проведения работ» (далее - Временный порядок), утвержденного постановлением Госстандарта РФ и Минтранса РФ от 06.10.95 г. № 230-7/458/ДАТ-376 и зарегистрированного в Государственном реестре за номером РОСС RU.0001.01УС01. Документ определяет организационную структуру, нормативные документы для сертификации, порядок проведения сертификации и инспекционного контроля.

Обязательной сертификации подлежат следующие услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом: услуги по перевозке пассажиров в международном сообщении; услуги по перевозке пассажиров в междугородном сообщении; услуги по перевозке пассажиров в пригородном сообщении; услуги по перевозке пассажиров в городском сообщении; прочие услуги по перевозке пассажиров (туристско-экскурсионные, специальные, разовые автобусами; легковыми таксомоторами; легковыми автомобилями, осуществляющими пассажирские перевозки на коммерческой основе). Классификация услуг устанавливается Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163.

Основными функциональными элементами организационной структуры Системы сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом являются: специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации - Госстандарт России, Апелляционная комиссия Госстандарта России, Центральный орган Системы - Департамент автомобильного транспорта Минтранса России, Совет Системы, Методический центр Системы - Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ), органы по сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, эксперты по сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, исполнители услуг.

Госстандарт России формирует сеть органов по сертификации, утверждает организационно-методические документы Системы, осуществляет контроль за деятельностью Центрального органа Системы, взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации и с соответствующими органами других стран и международными органами по вопросам сертификации.

Апелляционная комиссия Госстандарта России формируется для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов соответствия и лицензий на применение знака соответствия и пр.

Центральный орган Системы осуществляет руководство Системой; устанавливает порядок сертификации, правила и процедуры управления Системой; регулирует состав, количество и дислокацию органов по сертификации; организует и участвует в работе по аккредитации и инспекционному контролю за деятельностью органов по сертификации; взаимодействует с техническими комитетами по стандартизации; организует работы по актуализации и совершенствованию фонда нормативных и технических документов.

Совет Системы является совещательным органом. В его функции входят: разработка направлений политики в области сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом; подготовка предложений по развитию и совершенствованию Системы; подготовка предложений по совершенствованию нормативных, технических и организационно-методических документов.

Методический центр Системы координирует научно-методические работы, проводимые в Системе; разрабатывает организационно-методические документы по сертификации; формирует, ведет и актуализирует фонд нормативных и технических документов для сертификации; разрабатывает методы и процедуры проверки и оценки услуг; оказывает методическую помощь участникам Системы сертификации.

Сертификация проводится органами по сертификации, область аккредитации которых распространяется на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Порядок аккредитации органов по сертификации определяется соответствующими документами Системы сертификации. В соответствии со своими функциями органы по сертификации проводят сертификацию услуг по правилам Системы в пределах своей области аккредитации, осуществляет выдачу сертификатов соответствия и лицензий на право применения знака соответствия, осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными услугами и т.д.

Непосредственную работу по сертификации проводят специально подготовленные и зарегистрированные в Госстандарте России эксперты по сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Исполнители услуг при проведении сертификации должны: предоставить Органу по сертификации все необходимые условия для проведения сертификационных проверок, предъявить необходимую нормативную, техническую и другую документацию; обеспечить беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированными услугами и т.д.

Сертификация услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом включает в себя следующие этапы:

- подачу заявки на сертификацию;

- принятие решения по заявке, в том числе - выбор схемы сертификации;

- оценку процесса оказания услуги или системы качества;

- проведение сертификационных проверок результата услуги;

- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

- выдачу сертификата соответствия;

- осуществление инспекционного контроля за сертифицированными услугами;

- корректирующие мероприятия при нарушении соответствия услуги установленным требованиям;

- публикацию информации о результатах сертификации.

Заявка на сертификацию подается в установленной форме. При необходимости, по требованию органа по сертификации, дополнительно к заявке может быть затребована дополнительная информация, которая, как правило, включает:

а) копии регистрационных и уставных документов заявителя - Свидетельства о государственной регистрации и Устава заявителя (для индивидуальных предпринимателей - Свидетельства о государственной регистрации). Просмотр данных документов осуществляется на предмет правомочности заявителя оказывать заявляемые услуги;

б) сведения об исполнительных руководителях и специалистах заявителя с указанием данных об их образовании, квалификации и аттестации. К исполнительным руководителям и специалистам относятся: руководители и заместители руководителей; начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации, безопасности дорожного движения и технического контроля, колонн (маршрутов), отрядов; специалисты: диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов;

в) сведения о пассажирских автотранспортных средствах с указанием инвентарного и государственного регистрационного номеров, их марок, года выпуска и даты прохождения последнего государственного технического осмотра;

г) сведения о регулярных автобусных маршрутах с указанием конечных остановочных пунктов, протяженности, времени в пути и прочих характеристик маршрута (интервал движения в часы максимального спроса, плановое количество подвижного состава в часы максимального спроса, кольцевой характер движения, наличие полуэкспрессного (скорого) или экспрессного режимов движения и т.п.).

Орган по сертификации рассматривает заявку и сообщает заявителю решение, которое содержит все условия сертификации. Решение по заявке на сертификацию будет положительным, когда установлено, что предприятие (индивидуальный предприниматель) имеет право оказывать услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на территории Российской Федерации, а сведения об исполнительных руководителях и специалистах, пассажирских автотранспортных средствах и регулярных автобусных маршрутах говорят о возможности заявителя оказывать заявленные услуги.

Подтверждение соответствия услуг нормативным требованиям производится путем применения так называемых схем сертификации, каждая из которых представляет собой заранее установленный комплекс методов и процедур сертификации. В настоящее время при сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом используются две схемы, одна из которых предусматривает проведение сертификационных проверок путем оценки процесса оказания услуг, а другая - путем оценки системы качества. Помимо основного элемента каждая схема сертификации включает в себя выборочную проверку результата услуг и инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

С целью создания условий для работы сертификационной комиссии органа по сертификации и оказания ей необходимого содействия на предприятии заявителя назначаются ответственные должностные лица. Это позволяет ускорить процесс проведения работ, т.к. в процессе сертификационной проверки проверяется деятельность многих служб предприятия: служба эксплуатации, производственно-техническая служба, кадровая служба, медицинская служба, диспетчерская и т.д.

К нормативным документам, используемым при сертификации, относятся документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству и безопасности услуг, а также методы их оценки, проверки и контроля: законодательные акты Российской Федерации; правила оказания услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации; государственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты); санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила; другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам, включая действующие отраслевые нормативные документы по автомобильному транспорту.

Нормативные требования к услугам по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, установленные различными документами, для удобства их предъявления распределяются по следующим характеристикам:

1) Маршруты движения;

2) Соответствие подвижного состава и его оборудования маршрутам и условиям движения;

3) График (расписание движения);

4) Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;

5) Характеристики персонала: квалификация водителей, поддержание и контроль состояния здоровья водителей, режим труда; и отдыха водителей, предрейсовый инструктаж, квалификация исполнительных руководителей и специалистов;

6) Дополнительные требования при международных перевозках: квалификация водителей; квалификация руководителя; режим; труда и отдыха водителя; соответствие подвижного состава и его оборудования маршрутам и условиям движения.

Сертификационные проверки подразделяются на два этапа:

- проверка процесса оказания услуг в предприятии;

- проверка процесса оказания и результата услуги на маршрутах движения (на линии).

Каждый этап проверки оформляется отдельным протоколом.

Проверка характеристики «Маршруты движения» проводится по следующим элементам:

- соблюдение порядка обследования, открытия, изменения и закрытия регулярных автобусных маршрутов;

- соблюдение требований по составлению и оформлению паспортов регулярных автобусных маршрутов;

- своевременность оповещения населения об открытии автобусных маршрутов;

- соблюдение требований по присвоению регулярному автобусному маршруту категории «горный»;

- определение категории автобусных маршрутов по виду сообщения;

- проведение обследований пассажиропотоков;

- соблюдение требований по нормированию скоростей движения подвижного состава на маршрутах;

- соответствие автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, технических средств организации дорожного движения, пересечений автомобильных дорог с железными дорогами и другими коммуникациями, паромных и ледовых переправ установленным требованиям;

- соответствие обустройства и информационного обеспечения автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов установленным требованиям.

Проверка характеристики «Соответствие подвижного состава и его оборудования маршрутам и условиям движения» проводится по следующим элементам:

- соблюдение требований к подвижному составу по осевой нагрузке;

- соответствие полной массы подвижного состава категориям автомобильных дорог, по которым проходит маршрут, и фактической грузоподъемности расположенных на маршруте искусственных сооружений;

- соблюдение требований к подвижному составу для работы на горных и приравненных к ним маршрутах;

- соблюдение требований к опознавательным знакам подвижного состава;

- соответствие информационного обеспечения подвижного состава установленным требованиям.

Проверка характеристики «График (расписание движения)» проводится по следующим элементам:

- соблюдение требований по составлению графиков (расписаний движения);

- диспетчерское управление перевозками;

- правильность действий при изменении дорожных условий;

- соответствие эксплуатационной надежности движения подвижного состава на маршрутах установленным требованиям.

Проверка характеристики «Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава» проводится по следующим элементам:

- прохождение подвижным составом государственного технического осмотра;

- соблюдение порядка выпуска подвижного состава на линию;

- обеспечение технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

- учет и анализ сходов подвижного состава с линии по причине технической неисправности.

Характеристики персонала проверяются по следующим элементам:

- соответствие квалификации и опыта работы водителей установленным требованиям;

- соблюдение требований по проведению стажировки водителей;

- повышение профессионального мастерства водителей;

- своевременность прохождения водителями медицинского освидетельствования;

- осуществление контроля за состоянием здоровья водителей;

- соответствие режимов труда и отдыха водителей установленным требованиям;

- организация предрейсовых инструктажей водителей;

- соблюдение требований по назначению на должности исполнительных руководителей и специалистов;

- соблюдение требований по аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов;

- информационное обеспечение водителей.

После проведения сертификационных проверок на предприятии и на маршрутах движения орган по сертификации проводит экспертизу всех материалов (протоколы, акты и другие документы, предусмотренные соответствующими схемами сертификации) и принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия в срок не более 5-ти дней.

При положительных результатах сертификации орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, осуществляет его регистрацию в установленном порядке и выдает сертификат заявителю.

При отрицательных результатах сертификационных проверок, несоблюдении иных требований, предъявляемых к сертифицируемой услуге, орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата соответствия по форме, приведенной в Системе.

Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации, с учетом срока действия нормативной документации на сертифицированные услуги, но не более, чем на три года.

В течение срока действия сертификата соответствия орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, не реже одного раза в год проводит инспекционный контроль сертифицированных услуг в форме периодических и внеплановых проверок. Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности услуг, стабильности их качества, объема оказываемых услуг и т.п. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг, общественных объединений потребителей.

Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия или приостановить право применять Знак соответствия в следующих случаях:

- по результатам инспекционного контроля;

- изменения нормативного документа на услугу или методы проверок;

- изменения процесса оказания услуги и условий обслуживания.

Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на право применения знака соответствия принимается в том случае, если путем проведения корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия.

Информация о приостановлении действия или отмене сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшего, до сведения заявителя, потребителя услуг и других участников Системы сертификации.

Отмена действия сертификата соответствия вступает в силу с момента исключения его из государственного реестра Системы сертификации ГОСТ Р.

Повторная выдача сертификата соответствия на оказываемые услуги осуществляется в соответствии с порядком, установленным Системой.

В случае несогласия заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля он имеет право подать апелляцию в Апелляционную комиссию при Госстандарте России.

Документ «Система сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Временный порядок проведения работ» был введен впервые в 1996 г. в экспериментальном порядке. В настоящее время подготовлен к утверждению в Госстандарте России новый вариант Системы, учитывающий требования современного законодательства в области сертификации, накопленный опыт работ по сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

3.2. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правовую систему лицензирования в РФ составляет федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.10.98 г. № 158-ФЗ.

По лицензированию автотранспортной деятельности в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, основополагающими правовыми актами в настоящее время являются:

1. Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.03.97 г. № 295).

2. Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ № 322 от 16.03.97 г.).

3. Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.02.92 г. № 118).

Лицензированию подлежит деятельность юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих:

1) городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные, перевозки пассажиров автобусами;

2) перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе;

3) перевозки грузов в международном сообщении;

4) перевозка пассажиров в международном сообщении;

5) перевозки грузов в пределах Российской Федерации (городские, пригородные, междугородные, в том числе межобластные);

6) транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) юридических лиц и граждан;

7) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств на коммерческой основе.

Лицензирование перевозочной деятельности осуществляется в соответствии с 1 и 2 представленными выше Положениями, лицензирование деятельности по транспортно-экспедиционному обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств по последнему из представленных нормативных актов.

Лицензии на транспортно-экспедиционное обслуживание и сервисные услуги выдаются с указанием видов работ (услуг) по общероссийскому классификатору услуг населению ОК-0002-92, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163.

Положениями о лицензировании перевозок введены виды лицензий:

стандартная - на перевозку на коммерческой основе грузов или пассажиров в пределах Российской Федерации;

стандартная международная - на перевозку грузов или пассажиров в международном сообщении;

ограниченная - на перевозку собственных грузов или своих работников для производственных (служебных) целей в пределах Российской Федерации.

Отделения Российской транспортной инспекции кроме лицензий на транспортно-лицензионное обслуживание, ТО и ТР выдают отдельные лицензии на следующие виды деятельности:

Международные перевозки (стандартные лицензии)

- грузов;

- опасных грузов;

- пассажиров.

Указанные лицензии, кроме перевозок по странам СНГ, выдаются по согласованию с Департаментом Ространсинспекции (приказ Минтранса России от 21.02.94 г. № 9).

Перевозки по Российской Федерации (стандартные лицензии)

- грузов;

- опасных грузов.

Перевозки по Российской Федерации (ограниченные лицензии)

- грузов;

- опасных грузов.

Лицензионные палаты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в большинстве регионов России эти функции выполняют отделения Ространсинспекции по соглашениям между администрациями и Минтрансом России, выдают лицензии:

Стандартные:

- на городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные, перевозки пассажиров автобусами;

- на перевозки пассажиров легковыми автомобилями на коммерческой основе.

По стандартным лицензиям:

Владелец стандартной лицензии на перевозку: Имеет право также осуществлять перевозку:
1. Опасных грузов в международном сообщении - аналогичных опасных грузов в пределах Российской Федерации как собственных, так и на коммерческой основе; - грузов в международном сообщении на коммерческой основе; - грузов в пределах Российской Федерации как собственных, так и на коммерческой основе
2. Грузов (или пассажиров)1в международном сообщении - грузов (или пассажиров) в пределах Российской Федерации как собственных, так и на коммерческой основе
3. Опасных грузов в пределах Российской Федерации - собственных аналогичных опасных грузов в пределах Российской Федерации; - грузов в пределах Российской Федерации как собственных, так и на коммерческой основе
4. Грузов в пределах Российской Федерации - собственных грузов в пределах Российской Федерации
5. Опасных грузов в междугородном сообщении (одного субъекта РФ) - собственных аналогичных опасных грузов в международном сообщении (одного субъекта РФ); - аналогичных опасных грузов или обычных грузов в городском и пригородном сообщениях как собственных, так и на коммерческой основе
6. Грузов в междугородном сообщении (одного субъекта РФ) - собственных грузов в международном сообщении (одного субъекта РФ); - грузов в городском и пригородном сообщениях как собственных, так и на коммерческой основе
7. Опасных грузов в пригородном сообщении - собственных аналогичных опасных грузов в пригородном сообщении; - грузов в пригородном сообщении как собственных, так и на коммерческой основе
8. Грузов в пригородном сообщении - собственных грузов в пригородном сообщении; - грузов в городском сообщении как собственных, так и на коммерческой основе
9. Опасных грузов в городском сообщении - собственных аналогичных опасных грузов в городском сообщении - грузов в городском сообщении как собственных, так и на коммерческой основе
10. Грузов в городском сообщении - собственных грузов в городском сообщении

1отдельные лицензии (п. 2).

Ограниченные - на городские, пригородные и междугородные, в том числе межобластные перевозки пассажиров автобусами.

По ограниченным лицензиям:

Владелец ограниченной лицензии на перевозку собственных: Имеет право также осуществлять перевозку собственных:
1. Опасных грузов в пределах РФ - грузов в пределах РФ; - аналогичных опасных грузов в междугородном сообщении (одного субъекта РФ);
2. Опасных грузов в междугородном сообщении (одного субъекта РФ) - аналогичных опасных грузов в городском и пригородном сообщении; - грузов в междугородном сообщении (одного субъекта РФ);
3. Опасных грузов в пригородном сообщении - аналогичных опасных грузов в городском сообщении; - грузов в пригородном сообщении;
4. Опасных грузов в городском сообщении - грузов в городском сообщении;
5. Грузов в пределах РФ - грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении.

К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое автотранспортное средство, учтенное в лицензии, цвет которых по Положениям о лицензировании должен соответствовать виду деятельности:

красный - перевозка грузов или пассажиров на коммерческой основе в пределах Российской Федерации (стандартная лицензия);

синий - перевозка собственных грузов или своих работников для производственных (служебных) целей в пределах Российской Федерации (ограниченная лицензия);

зеленый - перевозка грузов или пассажиров в международном сообщении (стандартная международная лицензия);

голубой с красной диагональю - перевозка опасных грузов в пределах Российской Федерации (стандартная лицензия);

голубой с синей диагональю - перевозка собственных опасных грузов в пределах Российской Федерации (ограниченная лицензия);

голубой с зеленой диагональю - перевозка опасных грузов в международном сообщении (стандартная международная лицензия).

Учитывая фактор «поглощения» одного маршрута другим по признаку территориальности, а также повышенные требования при получении стандартной лицензии нежели ограниченной, на перевозку опасных грузов нежели обычных, ниже приводятся таблицы видов перевозок, которые имеет право осуществлять владелец стандартной или ограниченной лицензий, введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.97 № 322.

В случае перевозок пассажиров в междугородном сообщении, в том числе межобластном как автобусами, так и легковыми автомобилями на коммерческой основе, у лицензиата должен быть оформлен договор обязательного личного страхования пассажиров.

В соответствии с положениями о лицензировании для получения стандартной лицензии заявитель представляет в лицензионный орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии по форме, утвержденной приказом Минтранса России от 22.06.98 № 74 «О частичном изменении приказа Минтранса России от 25.04.97 № 41»;

б) копию учредительных документов юридического лица в зависимости от его организационно-правовой формы - устав или учредительный договор и устав, или только учредительный договор (если они не заверены нотариусом - с предъявлением оригинала);

в) копию свидетельства о государственной регистрации (если она не заверена нотариусом - с предъявлением оригинала);

г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

д) справку налогового органа о постановке на учет юридического лица или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя со штампом налогового органа;

е) данные об имеющихся автотранспортных средствах, в том числе находящихся в эксплуатации по доверенности или договору аренды. Данные заполняются раздельно по головному предприятию, филиалам, отделениям и представительствам юридического лица.

Сотрудник лицензионного органа, принимающий документы, вправе ознакомиться с указанной доверенностью или договором аренды. Лицензия выдается заявителю, если доверенностью или договором аренды предусмотрено право временного владения доверенным или арендованным автотранспортным средством.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.183 сек.