Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормирование режимов движения 3 страница




6.7. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Прием лекарственных препаратов водителями непосредственно в процессе управления ТС представляет существенную опасность, состоящую в том, что многие лекарства могут снижать профессионально значимые функции водителя (зрение, слух, внимание, монотоно- и помехоустойчивость), кроме того возможна повышенная чувствительность и непереносимость некоторых препаратов.

Медицинские работники, обслуживающие автотранспортное предприятие, должны постоянно вести санитарно-просветительскую работу с водителями, объясняя им необходимость обязательного ознакомления с аннотациями на выписанные врачом лекарства, неблагоприятные последствия самолечения и увлечения новыми, уделяя особое внимание опасности совместного приема алкоголя и лекарств, а также приема некоторых препаратов в состоянии посталкогольной интоксикации. Водители, в свою очередь, не должны скрывать на предрейсовых медосмотрах факт приема лекарства и свою реакцию на него.

6.8. АЛКОГОЛЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Употребление алкоголя значительно снижает работоспособность водителя и может во много раз повысить риск возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Риск совершения водителем аварии и тяжесть вызванных ею последствий находятся в определенной зависимости от концентрации алкоголя в крови водителя.

Наибольшее влияние алкоголь оказывает на центральную нервную систему, причем степень нарушения её деятельности определяется количеством принятого алкоголя, временем, прошедшим с момента принятия последней дозы алкоголя, и исходным функциональным состоянием центральной нервной системы.

Научными исследованиями и практическим опытом доказано, что алкоголь замедляет реакцию водителя, увеличивает время реагирования на те или иные изменения дорожной ситуации, ухудшает глазомер, координацию движений.

Не меньшую опасность представляют появляющиеся под влиянием алкоголя изменения настроения, переоценка собственных сил, недооценка опасностей, ослабление способности контролировать и правильно оценивать свои поступки. Даже при употреблении небольших доз алкоголя в начальном периоде легкого алкогольного опьянения снижается способность к критическому осмысливанию, появляется беспечность, благодушие.

Таким образом, имеет место с одной стороны субъективно: повышение настроения, переоценка своих сил, а с другой - реальное снижение основных функций, определяющих способность водителя выполнять сложные действия по управлению автомобилем.

Всё это приводит опьяневшего к некритической оценке дорожной обстановки, превышению скорости, совершению действий, несоответствующих реальным условиям движения, особенно в экстремальных и сложных случаях, что в конечном итоге является одним из значимых факторов повышенного риска.

Длительность нахождения алкоголя в организме человека обусловлена в основном количеством принятого алкоголя и может быть определена с учетом окисления 7-10 г алкоголя в 1 час. Например, в 100 мл водки содержится около 40 мл алкоголя, т.е. алкоголь может определяться в выдыхаемом воздухе, слюне и крови в течение 4-5 часов с момента употребления напитка. В моче алкоголь может быть определен позднее, т.к. в её составе он находится в мочевом пузыре неопределенно долгое время вплоть до момента опорожнения.

При приеме больших количеств алкоголя он содержится в организме до суток и более. При этом в конце срока действия алкоголя к нему присоединяются и изменения внутренней среды организма, вызываемые продуктами его распада, например, снижение уровня сахара в крови и повышение её кислотности. Именно этим объясняют состояния, которые наблюдаются после того, как алкоголя в организме практически нет: утомляемость, жажда, дрожание конечностей, головная боль, потливость, сердцебиение, колебания артериального давления, неустойчивое, а нередко депрессивное настроение - типичные проявления конечного этапа алкогольного опьянения при принятии больших доз алкоголя. При пробуждении от ночного сна опьяневший накануне человек может все еще находиться под влиянием действия алкоголя и продуктов его распада, которые оказывают на все ткани организма и особенно на нервную систему вредное влияние. Подобное влияние представляет собой серьезные предпосылки для возникновения дорожных происшествий.

Поэтому после алкогольного опьянения средней или тяжелой степени требуется для восстановления функциональных способностей от одного до двух дней, в течение которых управлять транспортным средством опасно.

Как свидетельствует статистика 25-30 % ДТП происходит из-за нарушения водителями пункта 2.7 Правил дорожного движения. Практика показывает, что тяжесть последствий ДТП, совершенных пьяными водителями в 1,5-2 раза выше среднего уровня и составляет 20-25 погибших на 100 пострадавших. Отношения представителей правоохранительных органов и администраций предприятия (работодателя) с водителями-нарушителями регулируют следующие нормативные и правовые документы:

1. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Утверждено Указом Президента Российской Федерации 15.06.98 г. № 711).

12. Государственная инспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право:

к) отстранять от управления транспортным средством лиц, в отношении которых имеется достаточно оснований полагать, что они находятся в состоянии опьянения...

л) проводить в установленном законодательством Российской Федерации порядке освидетельствование лиц... для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушений или для объективного рассмотрения дела о правонарушении.

2. «Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (КоАП) М., 1997. Статья 117. «Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения - влечет наложение штрафа (в размере от восьми до двенадцати минимальных размеров оплаты труда) или лишение водительских прав управления транспортными средствами на один год.

Те же действия, совершенные повторно в течение года - влекут наложение штрафа (в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда) или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до трех лет».

Статья 161. «Распитие спиртных напитков на производстве (на рабочих местах, в помещениях и на территории предприятий, учреждений, организаций) или пребывание на работе в нетрезвом состоянии - влечет наложение штрафа от тридцати до пятидесяти рублей». (1/3 МРОТ - 1/2 МРОТ).

Участие мастеров, начальников участков, смен, цехов и других руководителей в распитии с подчиненными им работниками спиртных напитков на производстве или непринятие ими мер к отстранению от работы лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, либо сокрытие случаев распития спиртных напитков или появление на работе в нетрезвом состоянии подчиненных им работников - влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста рублей» (1/2 МРОТ - 1 МРОТ).

Статья 165. «Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции... а равно невыполнение водителями законного требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставление водителями в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия или уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения - влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, либо лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет (для водителей транспортных средств), либо исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела применение этих мер будет признано недостаточным - административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. «Кодекс законов о труде Российской Федерации» (КЗОТ) М., 1995.

Статья 33 «Трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор (контракт) до истечения срока действия могут быть расторгнуты администрацией предприятия, учреждения, организации лишь в случаях:...

7) появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения».

4. «Инструкция о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования».

Утверждена МВД СССР, Минюстом СССР, Минздравом СССР от 29.06.83 г. № 06-14/14.

п. 11. «Положительная проба на алкоголь в выдыхаемом воздухе является подтверждением факта употребления алкогольного напитка, а протокол при согласии водителя с результатами обследования служит основанием для привлечения этого водителя к ответственности.

Если обследуемое лицо не согласно с результатами пробы, взятой на дороге, то оно направляется на освидетельствование в медицинское учреждение».

п. 16.... «Лица, подлежащие освидетельствованию в медицинских учреждениях, должны быть доставлены к месту его проведения не позднее 2-х часов с момента выявления нетрезвого состояния».

5. «Инструкция об организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения».

Утверждена приказом МВД России от 23.03.1993 г. № 130 п. 2.6.4 «В случае, когда в отношении водителя ТС имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, в установленном порядке проводится его освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки «Контроль трезвости» или других предназначенных для этой цели технических средств.

Освидетельствование и его результаты оформляются протоколом освидетельствования... При этом обязательно присутствие не менее двух свидетелей.

Если водитель не согласен проходить освидетельствование..., а также в случае несогласия с результатами... освидетельствования, он направляется на медицинское освидетельствование.

При подтверждении факта нахождения водителя в состоянии опьянения составляется административный протокол».

п. 2.6.5. «В случае уклонения водителя от прохождения освидетельствования на состояние опьянения в административном протоколе указываются имеющиеся у нарушителя признаки опьянения и его действия, характеризующие факт уклонения от освидетельствования. Протокол составляется в присутствии двух свидетелей»1.

1 В таких случаях водитель подлежит административной ответственности по ст. 165 КоАП (см. выше).

Важнейшим мероприятием по профилактике ДТП, совершаемых нетрезвыми водителями, являются предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры.

Порядок проведения предрейсовых осмотров определяет «Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» (Приложение № 9 к приказу Минздрава от 29 сентября 1989 г. № 555).

После осмотра на путевых листах водителей ставится штамп «Медосмотр прошел» и подпись медицинского работника, проводящего осмотр.

При предрейсовых осмотрах наиболее широко используется индикатор паров алкоголя в выдыхаемом воздухе АГ-1200 - электронный прибор, основанный на полупроводниковой хемосорбции, он работает от сети 220 вольт или от источника постоянного тока 12 вольт. Размеры - 17×7×4,6 см, масса - 450 г. Снабжен световой и звуковой индикацией. На передней панели прибора 3 светодиода: «Вкл.», «Готов», «Алкоголь». В верхней части находится отверстие для мундштука, через который проводится продувание прибора.

Загорание после анализа зеленой лампочки говорит об отсутствии в выдыхаемом воздухе алкоголя. Загорание же красного светодиода «Алкоголь» свидетельствует о наличии в альвеолярном воздухе алкоголя в концентрации 0,2 промилле и выше.

Индикатор АГ-1200 высокопроизводителен: за один час с его помощью можно обследовать до 100 человек. Прибор прост в обращении, стабилен в работе, надежен. По основным технико-эксплуатационным характеристикам не уступает лучшим зарубежным аналогам, а по отдельным параметрам превосходит их.

При несогласии с результатом осмотра водитель может обратиться в медицинское учреждение за медицинским освидетельствованием. Освидетельствование проводится в специализированных кабинетах экспертизы опьянения и в иных лечебно-профилактических учреждениях, на которые возложена эта работа. Освидетельствование проводится по направлению работников правоохранительных органов, должностных лиц учреждений, предприятий и организаций (по письменному направлению с печатью организации), а также по обоснованному письменному заявлению освидетельствуемого.

Основой медицинского заключения по вопросу состояний, связанных с потреблением алкоголя, служат данные всестороннего врачебного осмотра, а также результаты анализов на содержание алкоголя в биологических средах1.

1 В целях ускорения и упрощения процедуры освидетельствования, лечебно-профилактическим учреждениям, осуществляющим медицинское освидетельствование предполагается разрешить вынесение заключений о наличии алкогольного опьянения при концентрации алкоголя в крови или слюне 0,2 и более промилле или 100 и более мг/м3 (мкг/л) в выдыхаемом воздухе. При этом определение концентрации алкоголя должно производиться с помощью избирательных количественных методов и устройств, обеспечивающих регистрацию результатов исследования. В этих случаях проведение других медицинских исследований не требуется. Применяемые для количественного определения концентрации алкоголя приборы должны быть рекомендованы для этой цели в установленном порядке Минздравом РФ. Рекомендации о применении прибора для количественного определения алкоголя при освидетельствовании должны также содержаться в Инструкции о применении прибора, утвержденной или согласованной с Минздравом России.

Следует обратить внимание на наиболее часто встречающуюся конфликтную ситуацию, возникающую при предрейсовом осмотре. Согласно вышеупомянутой инструкции при положительной пробе на алкоголь штамп «Медосмотр прошел» в путевом листе не ставится. При этом водитель может обратиться в кабинет экспертизы опьянения и принести протокол медицинского освидетельствования и заключение о том, что он трезв.

Как ни странно положительные результаты исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь полученные при предрейсовом осмотре и заключение «Трезв» из кабинета экспертизы могут не противоречить друг другу. Как уже упоминалось, длительность нахождения алкоголя в организме человека обусловлена в основном количеством выпитого алкоголя и может быть определена с учетом скорости окисления 7-10 мл алкоголя в час. Например, в 100 мл водки содержится около 40 мл алкоголя, т.е. алкоголь может определяться в выдыхаемом воздухе и в крови в течение 4-5 часов с момента употребления напитка. При этом снижение концентрации алкоголя в крови составляет в среднем 0,1-0,16 промилле в час (Приложение 8).

Представим себе, что при предрейсовом осмотре в выдыхаемом воздухе водителя было 0,3 промилле алкоголя. Это вызвало положительную реакцию индикаторов паров алкоголя. За время следования на экспертизу (2-3 часа) концентрация алкоголя снизилась до 0-0,1 промилле и при экспертизе реакция на алкоголь оказалась отрицательной. Чтобы избежать конфликта медработник предприятия может провести дополнительную пробу другим методов, например, трубкой «Контроль трезвости», и повторить еще раз пробу через 20 минут. Кроме того, рекомендуется при положительной пробе на алкоголь тут же на предприятии составить соответствующий акт за подписью двух свидетелей и медработника и обеспечить доставку водителя к месту освидетельствования не позднее 2 часов с момента выявления нетрезвого состояния.

6.9. УСЛОВИЯ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ВОДИТЕЛЯ

Требования к микроклимату, составу воздушной среды в рабочей зоне и к другим условиям труда водителя автомобиля в основном регламентируются Санитарными правилами (СП) по гигиене труда водителей автомобилей (утверждены заместителем главного государственного врача СССР 05.05.88 г. № 4616-88).

Санитарно-технические средства автомобиля (вентиляция, отопление, кондиционирование, теплоизоляция) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальные или допустимые параметры микроклимата (в холодный и переходный период года в диапазоне от 18-25 °С, в теплый - не более 28 °С) не позднее, чем через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем. Перепад температуры по вертикали не должен превышать 3-5 °С (СанПиН 2.2.4-548-96. Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений).

Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное тонированное остекление, жалюзи и т.д.), а также термоизоляцией от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя не более 35 Вт/м2, а от окон - не более 100 Вт/м2 (СП).

Концентрации вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать допустимых санитарно-гигиенических норм (ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны):

Азота оксиды (в пересчете на NO2) - 5 мг/м3

Углерода оксид - 20 мг/м3

Углеводороды (в пересчете на C) - 300 мг/м3

Акролеин - 0,2 мг/м3

Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива, а также включать в себя оценку запыленности.

Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБ по шкале А; уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБ по шкале А (ГОСТ 12.1.003-83 Шум. Общие требования безопасности).

Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБ в соответствии с гигиеническими нормативами (Гигиенические нормы инфразвука на рабочих местах. Минздрав СССР 12.12.80, № 2274-80).

Уровни общей вибрации на рабочем месте водителя грузовых, легковых автомобилей и автобусов должны соответствовать ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ Вибрационная безопасность. Общие требования.

Освещенность кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее 10 лК на уровне щитка приборов (СП).

Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 12 лК (СП).

Усилие, прилагаемое водителем к педали тормоза, не должно превышать для автотранспортных средств, выпущенных после 01.01.81 г., категорий М1 - 0-50 кгс, категорий М2, М3, N1, N2 - 70 кгс (ГОСТ 25478-91 Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки).

Усилие, прилагаемое к рычагу ручного тормоза при оценке его эффективности, не должно быть более: для категории М1 - 0-40 кгс; для остальных категорий - 60 кгс (ГОСТ 25478-91).

Усилие, прилагаемое к рулевому колесу, не должно превышать 6 кгм (ГОСТ 21752-76 Система «человек-машина». Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования).

В целях профилактики различных заболеваний, соблюдения правил личной гигиены, водитель должен иметь в автомобиле моющие средства, щетку для мытья рук, полотенце, ветошь или специальную ткань для удаления с рук горючесмазочных материалов (Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ 0-200-01-95).

Водители, имеющие контакт с различными смазочно-охлаждающими жидкостями, маслами, лакокрасочными материалами и т.п. должны обеспечиваться защитными мазями и пастами (ПОТ).

6.10. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Труд водителя характеризуется значительными нервно-эмоциональными нагрузками, большим напряжением функций внимания, зрения и слуха. Для водителя всегда высока вероятность попадания в нештатную дорожно-транспортную ситуацию, когда от его способности принять правильное решение в режиме дефицита времени, зависит его собственная жизнь и жизнь других участников движения. Адекватность реакций водителя, их скорость определяется не только состоянием его здоровья и психофизиологическими особенностями, но и уровнем его работоспособности или степенью утомления. В связи с этим соблюдение режима труда и отдыха водительского состава является одним из основных условий безаварийной работы.

Особенности регулирования труда и отдыха водителей устанавливает Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25.06.99 г. № 16 (далее - Положение).

Действие Положения распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности, (за исключением водителей, занятых на международных перевозках1), предпринимателям, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров с коммерческой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд.

Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований Положения.

1Режим труда водителей, занятых на международных перевозках, регламентируется «Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР)».

При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку также руководствуясь нормами Положения.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю, продолжительность рабочей смены - 8 часов при пятидневной рабочей неделе, и 7 часов при шестидневной неделе.

В тех случаях, когда по условиям производства не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Общая продолжительность рабочего времени и в этом случае не должна превышать нормального числа рабочих часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов. В случае, когда при осуществлении междугородней перевозки, водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены).может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течении периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительность управления может быть увеличена до 10 часов, но не более 2-х раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления за 2 недели подряд не должна превышать 90 часов.

После первых 3-х часов непрерывного управления предусматривается остановка для кратковременного отдыха продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем такие остановки предусматриваются каждые 2 часа. Частота перерывов в управлении и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянки автомобиля.

Перерыв для отдыха и питания (внутрисменный) продолжительностью не более 2-х часов предоставляется водителям не позднее, чем через 4 часа после начала работы1. При установленной графиком продолжительности рабочего времени более 8 часов предоставляются два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2-х часов. В этих случаях кратковременные перерывы в управлении автомобилем не предусматриваются.

1При использовании водителем кратковременных (по 15 минут) перерывов перерыв для отдыха и питания ему не предоставляется.

Продолжительность ежедневного отдыха (междусменного) вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предыдущую смену.

Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов. При суммированном учете рабочего времени продолжительностью рабочих смен свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного отдыха должна быть не менее 42 часов.

Согласно пунктам 7, 11, 13, 15, 16, 17, 18 Положения работодателю или руководителю предприятия при заключении трудового договора (контракта) с водителем следует отдельно согласовать и закрепить в договоре следующие основные особенности труда и отдыха нанимаемого водителя:

- наличие ненормированного рабочего дня;

- наличие суммированного учета рабочего времени;

- величина учетного периода при суммированном учете рабочего времени;

- общая продолжительность ежедневной работы (смены) при суммированном учете рабочего времени;

- ежедневная продолжительность управления автомобилем в течении периода ежедневной работы (смены);

- состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ и время проведения предрейсовых медосмотров;

- время охраны груза и автомобиля;

- порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза в случае, если перевозка осуществляется двумя водителями;

- продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, которое засчитывается ему в рабочее время, если он не управляет автомобилем (при направлении в рейс двух водителей);

- продолжительность внутрисменных перерывов для отдыха и питания;

- продолжительность еженедельного непрерывного отдыха и его график при суммированном учете рабочего времени.

Для непрерывной регистрации времени работы и отдыха водителей и контроля за соблюдением допустимого времени управления автомобилем, транспортные средства, оснащаются контрольными устройствами (тахографами), при отсутствии тахографов рекомендуется выдавать личные контрольные книжки с ежедневными контрольными листами учета продолжительности времени работы и отдыха (Приложение 9).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.08.96 г. № 922 с 01.01.98 г. вновь изготавливаемые автобусы с числом мест более 20 и грузовые автомобили с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных и международных перевозок, должны быть оснащены тахографами. Приказом Министерства транспорта РФ № 86 от 07.07.98 г. утверждены Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации. Федеральным законом от 24.07.98 года № 127-ФЗ внесено дополнение в Кодекс об административных правонарушениях в виде статьи 1151 предусматривающей административную ответственность работодателя и водителя за нарушение режимов труда и отдыха при международных автомобильных перевозках.

1 Представленные в приложении № 9 формы личных контрольных книжек имеют сугубо рекомендательное значение.

6.11. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (ПОДБОР) ВОДИТЕЛЕЙ

Помимо определенного уровня здоровья водители должны обладать целым рядом психологических и психофизиологических свойств и качеств. Обнаружению дефектов этих свойств и качеств служит психофизиологический профессиональный отбор - комплекс специальных мероприятий, позволяющих выявить среди кандидатов в водители и водителей лиц, непригодных по своим индивидуальным возможностям для профессиональной деятельности по конкретной квалификационной категории или виду перевозок. Однако четкая правовая база для внедрения на предприятии психофизиологического профотбора, аналогичная той, которая имеется в отношении медицинского профессионального отбора, в настоящее время отсутствует. Иными словами, ничто и никто не может обязать работодателя вводить у себя психофизиологический отбор. С другой стороны, очевидно, что подобного рода отбор или подбор водительских кадров весьма полезен с точки зрения безопасности движения для таких видов перевозок, как перевозка пассажиров автобусами, перевозка опасных грузов, перевозка грузов и пассажиров по маршрутам особой сложности и т.п., т.е. в тех условиях, где дорожно-транспортное происшествие может привести к большим материальным, моральным и социальным потерям, что соответственно обусловливает особые требования к психологическим качествам и физиологическим способностям водителя.

При психологическом тестировании выявляются такие отрицательные личностные качества водителя как ярко выраженные «агрессивность», «жестокость», «конфликтность», «авантюризм», «эмоциональная неустойчивость», «ассоциальность» и т.п.

Физиологическое обследование позволяет получить представление о следующих профессионально значимых характеристиках: скорость сенсомоторных реакций; особенности функции внимания и памяти; стрессо-, помехо- и монотоноустойчивости, готовности к экстренным действиям.

Поскольку в результате профотбора осуществляется так называемый отсев непригодных лиц, в отношении которых приходится решать административные вопросы, связанные с увольнением или отказом при приеме на работу, то во избежании конфликтных ситуаций на автопредприятиях, где водители набираются на конкурсной основе, желательно включать в условия трудового договора (контракта) с водителем пункт об обязательном прохождении психологического и психофизиологического тестирования. Правовое обоснование подобного подхода к подбору водительских кадров содержится во втором абзаце статьи 16 Кодекса законов о труде Российской Федерации: «Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными данному труду требованиями».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.