Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы семьи




1. По количеству брачных партнеров выделяют семью моногамную (один муж и одна жена) и полигамную, которая имеет 2 варианта: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство).

2. По количеству поколений, представленных в семье, выделяют:

2.1. сложную (расширенную) семью, в которой под одной крышей проживают и ведут совместное хозяйство представители нескольких поколений (по меньшей мере 3 поколений) – прародители, родители и дети.

2.2. простую (нуклеарную) семью, члены которой являются представителями только 2 поколений (родители и дети). Этот тип семьи в настоящее время является преобладающим. Нуклеарная семья может быть полная, если в ней есть оба родителя и дети; и неполная семья, в которой отсутствует один из родителей, чаще отец.

Структура семьи с течением времени меняется в зависимости от социальных, экономических и культурных перемен и преобразований. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем в прошлом, что обусловлено социальными и экономическими преобразованиями в обществе.

Жизненный цикл семьи (модификация Garcia – Shelton и Hamm):

1. Новая пара (вступление в брак и жизнь молодой супружеской пары без детей): в настоящее время пара решает жениться только тогда, когда уже ожидается ребенок, другие причины, как, например, совместное проживание в общей квартире, теперь уже не принуждает к женитьбе, как было несколько десятилетий назад. На решение так же могут повлиять финансовые соображения. В этот период происходит формирование отношений внутри брака, регулируются отношения, касающиеся будущей беременности, желания стать родителями. Выстраиваются отношения с другими родственниками. Происходит взаимное приспособление характеров, распределяются обязанности в семье. Рождается и формируется стиль и образ жизни семьи.

2. Рождение первого ребенка – является переломным моментом в жизни семьи. По новому переосмысливается профессиональная деятельность, резко меняется ситуация с доходами. Общесемейными задачами этого этапа становится адаптация к появлению ребенка, забота о правильном его развитии, удовлетворение потребностей и ребенка, и родителей. Требуется место в детском учреждении, если родители вынуждены продолжать работать или хотят стимулировать социальное развитие единственного ребенка в детском коллективе. Рождение второго, третьего ребенка не вызывает уже таких серьезных перемен. Однако это событие может быть сильнейшим стрессом для первого ребенка.

3. Семья с детьми школьного возраста. Учеба в школе определяет последующие годы жизни в семье, работу, совместный отдых во время каникул, формирование навыков воспитания

4. Семья с взрослеющими детьми – расстановка акцентов, связанных с профессиональной подготовкой детей, учебой в ВУЗах. Дети начинают идти своим путем. Для родителей это означает постепенный уход детей из-под контроля и большую гибкость семейных ограничений с целью аккомодации к усиливающейся независимости детей.

5. Начало разделения семьи – появляются первые прочные привязанности и любовные отношения детей. С женитьбой или новой жизненной связью параллельно начинает развиваться новая семья. Новый жизненный цикл следующего поколения.

6. Родители без детей («пустое гнездо») – если дети покидают родительский дом, возникает новая жизненная ситуация. Она может быть достаточно продолжительной. Взрослые члены семьи в этом периоде могут страдать от прогрессирования хронических заболеваний. Семья вступает в фазу, когда пожилые старшие родители требуют все большего внимания и ухода.

7. Супружеская пара в пенсионном возрасте – фаза совместного старения. Перемена деятельности, сокращение контактов, низкая социальная защищенность могут привести к развитию таких серьезных нарушений, как депрессия. Важно сохранение взаимной поддержки, хорошие связи с детьми, внуками, грамотно организованная помощь, уход

8. Фаза одинокого старения. После смерти одного из супругов остается одинокий пожилой человек, забота о котором должна лежать на детях и внуках.

Наиболее уязвимыми моментами в жизни семьи являются переходные периоды между стадиями жизненного цикла семьи, так как переход не всегда происходит плавно, создавая разнообразные внутрисемейные проблемы.

Основными функциями семьи являются:

· репродуктивная,

· воспитательная,

· хозяйственно-бытовая,

· социальная,

· духовная,

· проведение досуга,

· эмоциональная,

· сексуальная,

· образовательная,

· оказания взаимной помощи,

· социального интегрирования.

На протяжении всех этапов развития семьи можно встретить кризисные ситуации. Они могут быть «острые», как правило, связанные с непредсказуемыми или непредотвратимыми ситуациями (смерть, арест, внезапная тяжелая болезнь и т.д.); и хронические, повторяющиеся – бытовые проблемы, проблем связанные с работой, разобщением интересов на различных этапах жизни, проблемы с жильем и др. Другая группа трудностей в семейной жизни совпадает с переходом семьи на новый этап развития и/или с проявлениями возрастных кризисов у отдельных членов семьи. В период кризисов возможно развитие различных психосоматических нарушений у всех членов семьи, крайние проявления личностных особенностей.

На всех этапах жизненного цикла семьи существуют свои особенности, свои проблемы. Помощь семейного врача (врача общей практики) и медицинской сестры в их решении и предупреждении важна для пациентов, потому что именно медицинским работникам более всего доверяют люди, получая информацию о здоровье.

Различные типы семьи отличаются способами взаимодействия их членов, решением проблем и организацией совместной жизни. Разным является и отношение семьи к здоровью, вопросы поддержания здоровья; болезни ее членов; обращения за помощью к медицинским работникам; формирование здорового образа жизни.

 

В программу вмешательств в общей врачебной практике входит семейное воспитание и семейная профилактика.

Семейное воспитание – первичная профилактика, целью которой является сохранение потенциала здоровья семьи.

Семейное воспитание включает рекомендации по формированию потребности в здоровье и способы реализации этих потребностей., которые вытекают из базовой структуры личности каждого из членов семьи, иерархии их жизненных ценностей и места, которое занимает здоровье в этой иерархии. Для того, чтобы возникло понимание необходимости вести правильный образ жизни, нужна осведомленность о реальном вреде неправильного образа жизни. Программа семейного воспитания включает: рациональное питание, физическая активность, прекращение и профилактика курения, разумное потребление алкоголя, среда обитания дома и на работе, экология души.

Цель семейного воспитания – сделать здоровый образ жизни потребностью каждого члена семьи. Объект семейного воспитания - здоровый человек в контексте семейного, социального, производственного окружения, воздействия факторов внешней среды. Уровень диагностики – гигиенический.

Семейная профилактикакомплекс мер вторичной, иногда третичной профилактики для пациента в сочетании с индивидуальной первичной профилактикой болезней группы риска для членов семьи пациента. Семейная профилактика предполагает обучение пациентов и членов их семей знаниям и умениям в соответствии с рекомендациями врача с целью вмешательства в естественное течение болезни. Включает адекватный реальным возможностям образ жизни, лечебное питание, лечебную физкультуру, курортное лечение. В доступной форме пациентам следует рассказать о сущности болезни, ее причинах, факторах риска. Подчеркивается значимость режима, диеты, даются представления о направлениях медикаментозной коррекции. Пациент должен знать о методах самоконтроля, мониторинге лечения. Если необходима постоянная поддерживающая терапия, об этом должны знать сам пациент и его близкие. Пациент и его семья информируются о неотложных состояниях, способах их купирования на дому и в поликлинике. Если имеются факторы риска развития аналогичного заболевания у членов семьи пациента, обязательно сообщается об этом, объясняя, каким образом можно уменьшить негативное влияние указанных факторов.

Направления семейной профилактики:

· Режим дня, труда и отдыха, адекватный болезни пациента. Адаптация семейных стереотипов к болезни пациента.

· Физическая активность пациента в соответствии с характером его болезни. Перераспределение семейных обязанностей с ограничением нагрузки на пациента.

· Диета для пациента, изменения питания с учетом факторов риска для членов семьи.

· Коррекция вредных привычек пациента и членов его семьи.

· Среда обитания дома и на работе; ее коррекция с учетом характера болезни пациента, факторов риска для членов семьи.

· Санаторно-курортное лечение, отпуск, каникулы. Формы курортного лечения и отдыха, приемлемые для семьи в целом.

· Профессиональное ориентирование.

Цель семейной профилактики – вторичная, иногда третичная профилактика болезни для пациента и первичная профилактика аналогичной или родственной болезни для членов семьи. Объектом семейной профилактики является больной человек и его семья. Уровень диагностики – клинический, с учетом факторов риска развития определенных заболеваний.

 

Модель семейной практики значительно расширяет сферу деятельности медицинской сестры, которая заключается в участии в лечебном процессе, оказании психологической, социальной и профилактической помощи.

Семейная медицинская сестра (медицинская сестра общей практики) – квалифицированный специалист в области сестринского дела, работающий по обеспечению первичной медико-санитарной помощи прикрепленному населению в пределах своей компетенции, включая профилактические и реабилитационные мероприятия.

Семейная медицинская сестра – высокопрофессиональный специалист, владеющий сестринским делом в терапии, хирургии, педиатрии, акушерстве и гинекологии и др., обладающая знаниями и умениями в возрастной психологии, семейной педагогике, диетологии, гигиене, физическом воспитании людей разных возрастных групп и др.

Семейная медицинская сестра (медицинская сестра общей практики) – квалифицированный специалист в области сестринского дела, работающий по обеспечению первичной медико-санитарной помощи прикрепленному населению в пределах своей компетенции, включая профилактические и реабилитационные мероприятия.

В приложении №2 к Приказу Минздрава России от 20.11.2002г. № 350 медицинская сестра общей практики осуществляет следующие функции:

· Ведет персональный учет, ведет информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп диспансерных больных

· Организует амбулаторный прием врача общей практики, готовит приборы, инструменты, индивидуальные карты амбулаторных больных, бланки рецептов, направления.

· Обеспечивает врача общей практики необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными средствами, спецодеждой. Ведет учет расходных материалов, инструментария, бланков специального назначения. Осуществляет контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременностью их ремонта и списания.

· Проводит доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в амбулаторной карте в пределах компетенции.

· Выявляет и решает в рамках компетенции медицинские, психологические проблемы пациента.

· Обеспечивает и предоставляет сестринские услуги пациентам с наиболее распространенными заболеваниями, включая диагностические мероприятия и манипуляции (самостоятельно или совместно с врачом).

· Проводит сбор оперативной информации об эпидемиологической ситуации; проведение совместно с санитарно-эпидемиологической службой противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции;

· Проводит профилактические мероприятия: выполняет профилактические прививки прикрепленному населению согласно календарю прививок; проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний; планирует, организует контролирует профилактическое обследование подлежащих контингентов с целью раннего выявления туберкулеза

· Организует и проводит гигиеническое обучение и воспитание населения.

· Проводит занятия (по специально разработанным методикам или составленному и согласованному с врачом плану) с различными группами пациентов.

· Организует обслуживание диспансерных больных

· Организует обслуживание женщин фертильного возраста с приоритетным выделением возрастной группы до 30 лет (анкетирование, первичное формирование групп риска по экстрагенитальной патологии)

· Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях и несчастных случаях больным и пострадавшим.

· Участвует в подготовке санитарного актива участка, включая занятия по оказанию самопомощи и взаимопомощи при неотложных состояниях; обучение родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первой помощи

· Своевременно и качественно ведет утвержденную учетно-отчетную документацию согласно «Типовой инструкции к заполнению первичной медицинской документации»

· Вносит предложения по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда.

· Отдает распоряжения младшему медицинскому персоналу, контролирует объем и качество выполненной им работы.

· Принимает участие в работе профессиональных совещаний, конференций, медицинских обществ, ассоциаций.

Перечень умений медицинской сестры общей практики включает:

· Антропометрию

· Измерение АД, подсчет пульса

· Снятие электрокардиограммы

· Термометрию

· Определение пиковой скорости выдоха – пикфлоуметрию

· Определение остроты зрения и подбор простых очков

· Тонометрию глазную

· Определение остроты слуха

· Определение уровня гликемии, холестерина экспресс-методом

· Оценку семьи как системы, ее социальных, экономических, культурных, этнических особенностей, взаимоотношений членов семьи, факторов риска в семье и др.

· Оценку состояния здоровья семьи

· Рекомендации по коррекции выявленных нарушений

· Владение основами лечебного массажа

· Владение сердечно-легочной реанимацией

· Знание основ медицинской статистики

· Работу на персональном компьютере

Основными формами самостоятельной работы медицинских сестер общей практики являются:

· Активное наблюдение пациентов на дому

· Патронаж новорожденных детей и беременных

· Самостоятельный прием в Центре семейной медицины в пределах своей компетенции

· Работа в «школах» для пациентов.

Активное наблюдение пациентов на дому составляет основную часть самостоятельной работы медицинской сестры. Отбор больных для посещения осуществляется совместно с врачом: это хронические больные с нестабильным течением заболевания; часто вызывающие скорую медицинскую помощь и госпитализирующиеся при обострении хронического заболевания; нуждающиеся в постоянном, но не круглосуточном наблюдении; больные, находящиеся в периоде подбора медикаментозной терапии. В задачи медицинской сестры входит наблюдение за динамикой состояния больного, соблюдением им диеты и режима, правильностью приема лекарств. Важно также обучение пациента самоконтролю за своим состоянием и оказанию самопомощи при его ухудшении. Члены семьи обучаются приемам и правилам ухода, выполнению несложных медицинских манипуляций, оказанию доврачебной помощи при ухудшении состояния.

Одновременно проводится работа по выявлению у членов семьи медицинских и психологических проблем, факторов риска возникновения заболеваний.

На дому, после назначения лечащего врача, медицинская сестра осуществляет парентеральное введение лекарственных средств, забор биоматериала на исследования, регистрацию ЭКГ.

Медицинская сестра самостоятельно приглашает пациентов, подлежащих диспансерному наблюдению для осуществления динамического наблюдения и направления на обследования, в соответствии с тем заболеванием, по которому наблюдается больной. Проведение мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, планирование, организация и контроль профилактических обследований подлежащих контингентов с целью раннего выявления заболеваний также входит в компетенцию медицинской сестры общей практики.

Медицинская сестра веет занятия в школах для пациентов. Основные задачи школ – это разъяснение в доступной форме сведений о заболевании и его осложнениях, возможностях медикаментозного и немедикаментозного лечения, обучение методам самоконтроля своего состояния, приемам оказания самопомощи при его ухудшении. Целями бучения являются стабилизация течения заболевания, улучшение качества жизни пациентов, снижение числа осложнений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.