Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни и формы научного познания




Критерий истины – это то, чем определяется соответствия знаний действительности. Критерием истины является практика.

Практика – целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности.

Проблема границ познания – основной проблемой гносеологии является вопрос о том, возможно ли вообще истинное знание, т.е. может ли наше знание об окружающей действительности совпадать с деятельностью, или же наши знания всегда отличаются оттого, что есть, т.е. не могут быть истиной.

Гностицизм – направление в философии, утверждающее о полной познаваемости мира.

Агностицизм – направление в философии, утверждающее, что мир познать до конца невозможно.

Виды познания: обыденное, художественное, религиозное, научное

Черты научного познания: рациональность, систематизированность, использование определенной методологии (набор определенных методов познания), формализация (фиксируются в виде точных понятий, суждения и умозаключения), формулируются в виде принципов и законов.

Эмпирический уровень (от греч. empeiria – опыт) – опытное знание, в ходе которого происходит сбор опытных данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, создание понятий.

Факт (от лат. Faktum – сделанное, совершенное) – объективно существующее событие или явление. Научный факт – это описание факта на языке науки. Научным фактом называют знания о единичном событии или явлении.

Теоретический уровень – происходит обобщение полученных понятий в категории; формулируются принципы и законы, создаются научные теории.

Категории – это предельно общие понятия, в которых отражены наиболее существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. С помощью категорий формулируются научные утверждения, из которых строятся теории.

Научный принцип – это основополагающее начало, исходный пункт теории или концепции.

Законы – это существенные, необходимые, многократно повторяющиеся связи в объективном мире. Научным законом называется формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных категорий и понятий.

Теория – это система обобщенного знания о существенных закономерностях какой-либо отдельной части действительности. Теория направлена на развитие дальнейшей преобразовательной деятельности человека – практики.

Гипотеза – выдвигаемое предположение, требующее доказательств. Гипотеза – это всегда вероятное знание.

Методы научных исследований. Важнейшую роль в научном познании занимает методология – учение о способах познания.

Эмпирические методы основаны на опыте: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент.

Наблюдение – отражение предмета, связанное с фиксацией его свойств и качетсв.

Моделирование – метод исследования объекта на основе построения его модели (уменьшенной копии).

Теоретические методы основаны на рассуждениях. К теоретическим методамотносят логические методы: синтез, анализ, индукцию, дедукция, абстрагирование, отвлечение.

Универсальные методы познания – метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.

Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явлений во всеобщей связи и развитии.

Художественное познание – познание окружающего мира с помощью художественных образов. Признаки художественного познания: субъективность, эмоциональность, познание мира через чувственный образ, переживания автора.

Обыденное познание – познание, формирующееся стихийно, на основе жизненного опыта.

Социальное познание – познание, в котором объект и субъект познания совпадают (общество познает самого себя). Признаки социального познания: совпадение субъекта и объекта познания, ограничение эксперимента как способа познания, субъективность полученных знаний, сложность выявления закономерностей развития общества.

 

Раздел 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.