Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два брата




III

II

Как я покупал собаку

Й класс

I

Я люблю собак потому, что среди животных они самые верные друзья человека. Мне даже трудно жить и работать, если у меня дома нет хорошей собаки. Я всегда сам их выращивал и воспитывал.
Скоро наш главный знаток собак и судья Александр Александрович Чумаков позвонил мне по телефону и сказал, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве, недалеко от Москвы. Пёс, как рассказывал Александр Александрович, был очень красив и силён, и звали его так же, как моего последнего собачьего друга, – Томкой.
Долго не раздумывая, я поехал в Орехово покупать собаку.
Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он только чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперёд, сурово и с достоинством. Хозяин коротко назначил цену и, не глядя больше ни на меня, ни на собаку, отвернулся к стене.
Я не торговался, отсчитал деньги и положил их на стол, взял ремённый поводок, протянутый мне женой хозяина, и сам пристегнул его к собачьему ошейнику. На улицу, к машине, мы вышли вместе с хозяевами собаки. Томка уселся на заднем сиденье, у правого окна. Я сел с ним рядом. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин всё стоял у ворот – мне показалось, в раздумье. Жена хозяина вытирала платком глаза. Дул сильный ветер.
Всю дорогу до Москвы пёс неожиданно тихо сидел на своём месте. Он и в мою квартиру поднялся как будто спокойно.

Весь день Томка лежал неподвижно возле стола, рядом с окном, положив морду на низкий подоконник. В сумерки, когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошёл ко мне – я в это время сидел на диване, у другого стола, – и вдруг неожиданно опустил мне на колени свою тяжёлую голову. Я боялся пошевельнуться.
Прошло пять минут, десять... По лёгкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет. Прошло двадцать минут, полчаса... Ноги мои затекли, сидеть становилось всё труднее и труднее, и наконец я не выдержал.
– Томка,– сказал я жалобно, – проснись.
Пёс только вздохнул во сне.
– Томка!– сказал я чуть громче. – Томка! Я устал.
Я взял его за ошейник и легонько тряхнул. Томка всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг... в собачьих тёмных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно и непримиримо. Я пробовал уговорить его, успокоить.
– Томка! Милый, хороший...
Рычанье нарастало, как гром. Томка бесновался. Только что ему снился родной дом и старый, любимый хозяин. А теперь он увидел, что дома нет и хозяина-друга, которого он преданно столько лет любил, тоже нет, а может быть, никогда не будет...
Он зарычал ещё раз и бросился. Я еле успел схватить его за ошейник. У меня в руках он как будто успокоился немного, но всю ночь пролежал возле моего дивана настороженный и злобный. Когда я шевелился, Томка рычал грозно, шерсть на нём вставала дыбом. Человек, который его обманул и увёз, не смел шевелиться при нём.
На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. Три дня Томка лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность.
К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево: "Приезжайте и возьмите собаку обратно. Она не может привыкнуть ко мне".
Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, ночным поездом.

Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он ещё не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошёл в комнату, Томка не бросился к нему, не стал лаять и прыгать. Он только завилял хвостом, лёг на бок и закрыл глаза. Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По-собачьему это значило, наверно: "Видишь, я не могу жить без тебя. Это хорошо, что ты вернулся".
В эту же ночь Томка уехал со своим другом-хозяином. Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я – что друзей и не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать.
На прощанье Томка помирился со мной. Он сам подошёл ко мне и тронул мою руку своим холодным, мокрым носом. Он как будто извинялся за своё поведение. Пропажа хозяина оказалась временной и не страшной, и ненавидеть меня было не за что.
Я вышел на улицу их провожать. Подошла машина. Они уехали. Теперь я стоял у ворот и смотрел им вслед. (723 слова)

(Б.Емельянов)

Вопросы м задания

1. Что вы думаете о старом и новом хозяевах Томки?
2. Как хозяин продавал свою собаку? Как вы думаете, почему он даже отвернулся от неё?
3. Что происходило с Томкой в доме нового хозяина? Почему он так вёл себя? Прочитайте места, где говорится, что Томка переживает так же, как человек.
4. Что поняли в конце концов старый и новый хозяева Томки? А что вы думаете об этом?

 

 

(отрывок)

И вот в одном огромном лесу жил-был лесничий, по имени Чернобородый. Он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своем участке знал он по имени.
В лесу лесничий всегда был весел, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него все шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья. Звали их Старший и Младший. Старшему было двенадцать лет, а Младшему – семь. Как лесничий ни уговаривал своих детей, сколько ни просил – братья ссорились каждый день, как чужие.
И вот однажды – было это двадцать восьмого декабря утром – позвал лесничий сыновей и сказал, что елки к Новому году он им не устроит. За елочными украшениями надо ехать в город. Маму послать – ее по дороге волки съедят. Самому ехать – он не умеет по магазинам ходить. А вдвоем ехать тоже нельзя. Без родителей старший брат младшего совсем погубит.
Два дня все было хорошо, а на третий Старший сел книгу читать и увлекся.
Старшему хочется узнать, что будет дальше, а Младший слоняется вокруг, скучает, томится. И стал Младший просить брата:
– Поиграй со мной, пожалуйста.
Их ссоры всегда так и начинались. Младший скучал без Старшего, а тот гнал брата безо всякой жалости и кричал: "Оставь меня в покое!"
И на этот раз кончилось дело худо. Старший терпел-терпел, потом схватил Младшего за шиворот, крикнул: "Оставь меня в покое!" – вытолкал его во двор и запер дверь.

(Е.Шварц)

1. Прочитай отрывок рассказа вслух вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь то место, где ты читаешь, простым карандашом.
3. Это произведение:
а) устного народного творчества;
б) авторское.
4. Найди черты сказки в этом тексте, подчеркни их.
5. Обведи карандашом в тексте те выражения, на основании которых можно рассуждать о характере братьев.

Задание 2. Прочитай 4 японских хокку.

1. Крестьянин в поле
и дорогу мне указал
вырванной редькой...

2. Над заглохшей водой,
над старым колодцем белеет
слива в пышном цвету.

3. Месяц на небесах
будто скорчился весь от мороза –
похолодало...

4. Дружно слетелись
к спящему комары –
время обеда...

1. Надпишите над каждым хокку, какому времени года оно посвящено.
2. Какое хокку построено с помощью приема олицетворения?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
3. В каком трехстишии автор шутит?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
4. Почему хокку часто оканчиваются многоточием?
а) Автор хочет, чтобы читатель поразмышлял о сказанном.
б) Автор описал лишь часть своих наблюдений.

Задание 4. Прочитай фрагмент былины.

Брал добра коня он богатырского,
Брал добра коня Добрынюшка, заседлывал.
А и садился-то Добрыня на добра коня,
Да с собою брал он палицу булатную,
А не ради драки он великой,
А он брал-то для потехи молодецкой!
Тут повыехал Добрынюшка в чисто поле
На добром коне на богатырском,
Тут он ездил целый день с утра до вечера
Да по славну по раздольицу чисту полю.
Похотелось молодому-то Добрынюшке,
Ему съездити во далече чисто поле,
Да ко тем горам ко Сорочинским,
Да ко тем норам да ко змеиным,
И пустил он коня богатырского,
И поехал по раздольицу чисту полю!
А и день за днем – будто дождь дождит,
А неделя за неделей – как река бежит.
А и день он едет по красному по солнышку,
А и ночь едет по светлому по месяцу.
Приезжал он ко горам да к Сорочинским,
Стал он ездить по раздольицу чисту полю,
Он-то ездил целый день с утра до вечера –
Потоптал он много-множество змеенышей!..

1. Почему первые слова многих строчек – союзы "а", "и"?
а) Чтобы легче читать;
б) для напевности;
в) случайное совпадение.
2. Найди в тексте особые приемы, подтверждающие, что это былина, и отметь их соответствующими
цифрами:
1 – одинаковые начала строк;
2 – уменьшительно-ласкательные суффиксы;
3 – постоянные эпитеты (например, молодец – добрый, девица – красная);
4 – употребление устаревших слов.

Задание 5. Прочитай стихотворение.

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом...
Еще трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом.

(А.Блок)

1. Соедини карандашом рифмующиеся строчки.
2. Как лучше читать стихотворение:
а) тихо, задумчиво, протяжно;
б) однотонно, грустно;
в) мечтательно, потом радостно, бодро.

3. Отметьте, какие звуки в последних двух строчках повторяются чаще всего. Запишите, как называется этот прием. ________________________________________

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.