Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 7. Понятие о речи и ее культуре




План:

1.1 Речь

1.2 Культура речи

Термин речь вопреки понятиям терминоведения имеет не одно, а три значения.

Первое – речь как деятельность, процесс, например, механизмы речи, речевая деятельность, потеря речи в результате травмы.

Второе значение – речь как продукт или текст (написанный, устный), например, грамматический строй речи, записи речи ребенка пяти лет.

Третье значение – ораторский жанр, например, речь адвоката на судебном процессе, самая краткая речь Цицерона.

Термин культура речи может быть применен к любому из этих трех случаев, но по-разному.

В первом случае под культурой речи будет подразумеваться свободное и безошибочное владение произносительными механизмами, готовность памяти, обеспечивающая моментальный и точный выбор нужного слова, отсутствие дефектов произношения, развитие речевого дыхания и голоса, богатая и послушная логическим законам мыслительная основа речи и т. п. Требования этой группы лишь косвенно связаны с системой и средствами языка и потому, как правило, не рассматриваются лингвистами - авторами книг по культуре русской речи.

Во втором случае значение термина культура речи обращено к выбору и использованию средств языка - фонетических, лексических, грамматических связей в предложении и в компоненте текста. Здесь можно говорить о «культуре языка, точнее - языкового выбора» (ср. нем. Sprachpflege, польск. Kultura jenzyka) [Винокур 1930]. Обратимся к определению, которое дает один из ведущих специалистов в этой области: культура речи - это «раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры» [Скворцов 1990]

В третьем случае культуру ораторской речи можно понимать как соблюдение законов жанра, разрешение поставленных в речи проблем (вплоть до умения оратора держаться перед публикой) и т. п. качества.

Успеху теории и практики культуры речи в ХХ в. способствовала ее принадлежность к семейству лингвистических наук. Она обрела теоретические основы, способствовала стабилизации норм литературного языка, созданию и использованию десятков типов словарей и справочников – от толковых словарей, в которых зафиксированы различные оттенки значений слов, их сочетаний, до словарей трудностей.

Культура речи как отрасль языкознания имеет три уровня.

1. Практический уровень для всех и каждого носителя русского языка – владение нормами устного и письменного вариантов языка.

2. Умение использовать выразительные средства языка в различных ситуациях в соответствии с целями говорящего, умение выбрать стилистический ключ для ситуации, жанра речи, характера контакта.

Эстетический аспект культуры речи не менее важен, чем нормативный. Но если последний в случае нарушения норм получает отрицательную общественную и даже юридическую оценку, то выразительность речи может вызвать либо похвалу и даже восторг, либо ироническую усмешку в случае неудачи, какой-либо нелепости, либо вздох сожаления, сочувствия.

3. Предположения научных решений на основе изучения литературных текстов о допустимости той или иной формы, того или иного значения слова и т.п.

Этот уровень позволяет привлечь статистику речепользования, выверить его соответствие законам языка, прогнозировать возможные последствия допущения той или иной единицы в число нормативных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.