Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Тема 3. Законодательство и правосудие в свете морали




Тема 3. Законодательство и правосудие в свете морали

 

Цель занятия: Познакомить обучающихся с основными принципами, «Всеобщей декларации прав человека» на основе изучения текста Преамбулы, закрепить навык работы с первоисточниками и составления конспекта, аргументировано излагать собственную позицию.

 

Практическое занятие – 2 часа

Уважаемый студент, одной из форм практической деятельности является работа с первоисточниками, статьями и т.д. необходимая для понимания изучаемой дисциплины. В результате такого вида деятельности Вы приобретаете не только навыки воспроизводить информацию, анализировать и сравнивать, но и развивать мышление, умение грамотно и аргументировано излагать собственную позицию.

Работа с первоисточниками предполагает конспектирование всей работы, или отдельных ее глав и положений, выписку цитат. Перед конспектированием следует внимательно изучить список вопросов, предлагаемых для конспектирования.

Конспектирование начинается с указания источника в следующей последовательности: автор, название работы, место издания, название издательства, год издания, нумерация страниц.

При составлении конспекта следует выделять самое главное. Не рекомендуется конспектировать то, что непонятно. Не следует увлекаться ксерокопированием статей, книг, чужих конспектов, «скачиванием» из Интернета.

Одновременно с конспектированием желательно ведение словарика этических терминов, что способствует закреплению изучаемого материала.

Работа выполняется в тетради для практических занятий.

Студенты работают в группах по 5 человек.

Преподаватель предлагает познакомиться с отрывком текста, автором которого является чилиец Эрнан Санта Крус(участник третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1948 года).

«Я четко осознавал, что являюсь свидетелем подлинно исторического события, когда был достигнут консенсус в отношении высшей ценности человеческой личности, ценности, которая определяется не решением какой-либо мирской власти, а самим фактом существования человека, что порождает неотъемлемое право быть свободным от нужды и угнетения и всесторонне развиваться как личности».

На этой сессии состоялось голосование по принятию очень важного международного документа по правам человека. Заседание началось поздно вечером, в 21 час и длилось три часа 10 минут... Подавляющее большинство участвующих в заседании государств (а именно, 48) одобрили документ. Восемь стран воздержались от одобрения документа — Советский Союз, Украинская и Белорусская советские республики, Югославия, Польша, Чехословакия, Саудовская Аравия и Южно-Африканский Союз. Результатом заседания стало принятие важнейшего международного документа по правам человека. Сегодня этот документ внесен в Книгу рекордов Гиннеса, как переведенный на наибольшее число языков в мире: помимо шести официальных языков ООН - английского, арабского, испанского, китайского, русского и французского, он был переведен на множество других языков, включая пипиль – язык на котором говорят примерно 50 человек в Сальвадоре и Гондурасе.

Вопрос: о каком важном международном документе идет речь?

Ответы студентов.

Преподаватель: Идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями уходит в мировые религии и древние философские учения. В настоящее время права человека понимаются следующим образом:

- совокупность правил, которые присущи самой природе человека и без которых он не может существовать;

- совокупность представлений о достойном положении человека в обществе;

- субъективные права, на которые может претендовать каждый человек вне зависимости от государства;

- определенный минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которого должна быть обеспечена в любом обществе;

- минимальная неотъемлемая мера свободы, определяющая статус отдельной личности.

Группа № 1 презентация «Великая хартия вольностей» (Англия, 1215 г.) - грамота, скреплённая печатью английского короля Иоанна Безземельного 15 июня 1215 г. (написана на латинском языке) в Раннимеде (Южная Англия) под давлением восставших баронов. Ограничивала права короля: запрещала взимать субсидии с баронов без их согласия, ликвидировала право короля вмешиваться в юрисдикцию сословных курий. Хартия предоставляла некоторые привилегии рыцарству и верхушке свободного крестьянства: королю и баронам запрещалось требовать с них больше служб и повинностей, чем следовало по обычаю. Хартия подтвердила существовавшие привилегии городов. Лишь в немногих из 63 статей Хартии оговаривались интересы простых людей. Великая хартия вольностей входит в число действующих актов английской конституционной практики. Хранится в здании ратуши Лондонского Сити.

Группа № 2 презентация «Декларация независимости» (США, 1776 г.) принята 4 июля 1776 г. 2-м Континентальным конгрессом представителей английских колоний в период освободительной войны за независимость в Северной Америке 1775-83 гг. В основу Декларации независимости был положен проект Т. Джефферсона, составленный в республиканском и демократическом духе. Декларация независимости объявляла об отделении колоний от Англии и образовании нового самостоятельного государства - Соединённых Штатов Америки. Она провозглашала право людей на жизнь, свободу, равенство, стремление к счастью, признавала за народом право на восстание против правительства, нарушающего его права, и на учреждение нового правительства, то есть суверенитет народа. Декларация независимости имела большое историческое значение, так как звала на борьбу с абсолютизмом и феодальными порядками.

Группа № 3 презентация «Декларация прав человека и гражданина» (Франция, 1789 г.) Уже в наказах 1789 г. встречается требование, чтобы во Франции была издана Декларация прав, причем, конечно, имелся в виду пример Америки. В самом национальном собрании первая мысль о такой Декларации и первый ее проект (12 июля 1789 г.) принадлежали Лафайету. Ее текст состоит из краткого введения, в котором заявляется, что единственными причинами общественных бедствий и порчи правительств являются незнание, забвение или презрение естественных, священных и неотчуждаемых прав человека, и из 17 статей, заключающих в себе, главным образом, две основные идеи политической философии естественного права — идею индивидуальной свободы и идею народовластия. Все люди свободны и равны в правах. Цель общества — сохранение прав личности (свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению). Верховная власть принадлежит нации. Закон есть выражение общей воли; участвовать в издании законов имеют право все граждане, лично или через представителей. Все граждане равны перед законом. Особые статьи обеспечивали личную неприкосновенность, судебные гарантии личности, свободу совести и мысли, свободу слова и печати. Публичная сила существует для счастья всех, а не для личной выгоды тех, кому она вверена. Налоги, необходимые для ее содержания, должны быть распределены равномерно. Никто не может быть лишаем собственности, кроме случаев общественной надобности, законно засвидетельствованной, и лишь под условием вознаграждения.

Преподаватель: Разные общества по-разному подходят к вопросу провозглашения и гарантированности прав человека. Обратите внимание, что права человека представляют собой определенный уровень общих требований к правовому и социальному положению каждой личности. Однако, людям из разных стран зачастую очень сложно решить, какие права человека являются наиболее важными. Большую роль здесь играют культурные, религиозные, социальные различия.

Когда после Второй мировой войны была создана ООН, мировые лидеры решили дополнить Устав ООН документом, гарантирующим права человека везде и всегда. Задуманный ими документ рассматривался на первой сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1946 году. Затем проект декларации о правах человека был передан на рассмотрение Комиссии по правам человека. Она состояла из 18 человек, представлявших различные политические, культурные и религиозные традиции. Большую роль в работе Комиссии сыграли: Элеонора Рузвельт, вдова американского президента Франклина Д. Рузвельта, Рене Кассэн (Франция), Пэн Чун Чан (Китай), Джон Хамфри (Канада), Шарль Малик (Ливан), Александр Богомолов и Алексей Павлов (СССР).

Этот небольшой по объему документ стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит перечень основных гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав человека.

Эта комиссия и составила Всеобщую декларацию прав человека, которая была принята в этом же году 10 декабря на Генеральной ассамблее ООН.

Преподаватель предлагает посмотреть фрагмент фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» и ответить на вопрос:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.