Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование психики ребенка




Урограмма

Гемограмма

№1

Снижение эритроцитов и гемоглобина, анизоцитоз, поукилоцитоз, лейкоцитоз и ускорение СОЭ

№2

Показатели гемограммы в пределах возрастной нормы

№3

Показатели гемограммы в пределах возрастной нормы

 

№1

Гематурия

№2

Лейкоцитурия, бактериурия

№3

Незначительная гематурия

Ø Знакомство с таблицами по оценке нервно – психического развития

Инструкция: ознакомьтесь с представленными таблицами, вспомните теоретический материал; рекомендуемую таблицу Вы сможете использовать при решении задач.

Таблица: «Нервно-психическое развитие детей» 1 – 3 лет

Возраст Показатели
1 год 3 мес. Запас слов 10—30. Начинает обобщать предметы по существенным признакам. Пользуется облегченными словами в момент сильной заинтересованности. Ходит, не присаживаясь, длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т. д.). Самостоятельно ест густую пищу
1 год 6 мес. Запас слов 30—40. Появляются двухсловные предложения. Облегченные слова начинает заменять правильными. Понимает смысл целых предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся. Перешагивает через препятствия. Самостоятельно ест любую пищу
1год 9 мес. Запас активных слов начинает быстро расти. Легко повторяет слова и фразы. Понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке. Подбирает по образцу и словам взрослого два контрастных цвета (красный, синий). Часто раздевается и помогает взрослому одевать его
2 года Запас слов 200—300. Появляются трехсловные предложения. Начинает употреблять прилагательные и местоимения. Понимает рассказ без показа. Появляются вопросы типа: «Что это?», «Куда?». Подбирает по образцу и просьбе взрослого четыре контрастных цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Поднимается и спускается самостоятельно по лестнице, пытается стоять на одной ноге. Контролирует свои физиологические отправления
2 года 6 мес. Свободно пользуется речью во всех случаях жизни. Повторяет и заучивает короткие стихи. Знает свое имя и фамилию. С помощью карандаша, кисти, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их. Выполняет сюжетные постройки. Появляются элементы ролевой игры. Одевается самостоятельно. Ходит по лестнице переменным шагом
3 года Легко запоминает стихи, песни, повторяет маленькие рассказы. Задает вопрос «Почему?», пользуется формами приветствия. Раскрашивает ограниченные поверхности. Начало конструктивной деятельности. Завязывает шнурки на ботинках. Ходит самостоятельно в туалет

Первый этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

Второй этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

Третий этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

Четвертый этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

Таблица: «Нервно-психическое развитие детей 3 - 6 лет»

Показатели возраст Характеристика
4 года 5 лет 6 лет
Мышление и речь. Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и т.п. Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.
Моторика Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки. Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда. Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда.
Внимание и память. Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Внимателен, собран. Стихи, соответствующие воз расту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. Внимателен, собран. Стихи, соответствующие воз расту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
Социальные контакты Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры. Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.
Психическое здоровье. Без отклонений Без отклонений. Без отклонений.

Таблица: «Нервно-психическое развитие школьников 7-15 лет»

Показатели Характеристика
Эмоционально-вегетативная сфера
Настроение преобладает хорошее, ровное, устойчивое или отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность, тревожность, постоянное снижение настроения (особенно обращать внимание на фон настроения у школьников).
Наличие страхов (темнота, одиночества, чудовищ, животных, скелетов, бабы-Яги, болезни, смерти, высоты, огня, воды, открытого пространства и т.д., ночных страхов)
Соматовегетативные проявления Сон и аппетит без отклонений или: Нарушения сна: затрудненное засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение, трудность пробуждения. Нарушения аппетита: пониженный, повышенный, избирательный, извращенный, тошнота, рвота, связанные с едой. Нарушение навыков опрятности: энурез (ночной, дневной), энкопрез.
Вегето-диэнцефальные проявления Наличие головных болей: возникают при соматических заболеваниях, физических нагрузках или утомлении; бывают часто или редко, утром или вечером; боль диффузная, локальная, тупая, острая, приступообразная, чувство тяжести в голове, неопределенные ощущения. Утомляемость: бывает часто или редко, связана с физическими нагрузками или психическими, снижение работоспособности. Плохая переносимость жары, транспорта, громких звуков, яркого света, некоторых запахов. Наличие головокружений, обмороков, тошноты
Психомоторная сфера и поведение
Поведение ровное, спокойное, уравновешенное или отмечаются повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная растороможенность, заторможенность, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи, жестокость, недоброжелательное отношение к близким людям, негативизм.
Навязчивые движения (тиков) и действия моргание, нахмуривание лба, гримасничание, подергивание плечами, шмыгание носом, приглаживание волос, навязчивый счет, ритуалы (преимущественно у школьников).  
Патологические привычки кусание когтей, выдергивание волос, онанизм, раскачивание головы или туловища (у дошкольников).  
Речь нормальная или наличие расстройств, заикание, косноязычие, дизартрия, мутизм и др.
Интеллектуальное развитие
Особенности обучения в школе Отмечается успешность усвоения школьных программ, наличие трудностей обучения вследствие плохой сообразительности, памяти, недостаточного внимания, нарушения выработки школьных навыков (чтения, письма, счета преимущественно у школьников 1-4 классов).

 

Заключение: отмечать наличие-отсутствие отклонений по каждому из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консультация детских специалистов: детского педиатра, психоневролога, логопеда, психолога.

Ø Решение задач

Инструкция: внимательно прочитайте условие задачи, сформулируйте заложенные в ней проблемы, при составлении алгоритма решения ответьте на предложенные вопросы и выполните задания. Задача решена верно, если Ваш ответ совпадает с эталоном.

ЗАДАЧА № 1

В стационар детской больницы инспектором детской комнаты милиции из дома доставлен ребенок. Мальчик из асоциальной семьи. Одежда и белье грязное. При осмотре выявлен педикулез. Состояние удовлетворительное, мальчик активный. Зубов 6/4, большой родничок закрыт. Кожные покровы чистые, толщина подкожно-жирового слоя 1,5 см. Со стороны внутренних органов без патологии. Ребенок не говорит, хорошо ходит, ест с ложки, не умеет пить из чашки. Масса 10.500 г, рост 77 см.

1. Определите возможный возраст ребенка.

2. Оцените физическое и психомоторное развитие.

3. Удовлетворение каких потребностей нарушено?

4. Определите тактику медицинской сестры

З АДАЧА № 2

В приемное отделение инспектором по делам несовершеннолетних доставлена девочка с улицы, где она находилась в коляске одна. Масса 15 кг, рост 77 см. Состояние удовлетворительное. Большой родничок закрыт, зубов 6/6. Кожные покровы чистые, толщина подкожно-жирового слоя на уровне пупка 2,5 см. Частота дыхания 33 в 1 минуту, частота сердечных сокращений 125 в 1 минуту. Стул оформленный, 1 раз в сутки. Девочка активная, спокойная. Хорошо ест с ложки, умеет пить из чашки, понимает запрет, ходит самостоятельно, залезает на кровать. Говорит «мама», «на», «дай», «би-би» и другие слова пытается произносить.

1. Определите приблизительный возраст ребенка.

2. Оцените физическое психомоторное развитие.

ЗАДАЧА № 3

Мальчик 2 года 11 месяцев посещает детский сад. Мама беседует с воспитателем и говорит, что ее ребенок изменился, стал упрямым, чего раньше не было. На просьбу мамы собрать игрушки, он их разбрасывает. Частыми словами стали «не буду», «не хочу», иногда кричит. Если просьбу его не выполняют, топает ногами, замахивается на взрослых. Мама очень обеспокоена таким поведением ребенка.

1. С чем связаны изменения в поведении мальчика?

2. Что должна объяснить и посоветовать маме воспитательница?

3. Нужно ли за это наказывать ребенка?

ЗАДАЧА № 4

Ребенок здоров. Хорошо ходит, говорит несколько слов, знает название многих предметов, понимает запрет. Неопрятен. Начинает самостоятельно есть ложкой. Масса 11 кг, рост 76 см.

1. Какому возрасту соответствует масса и психомоторное развитие?


ЗАДАЧА № 5

Девочка, 3-х лет, пришла на прививку в детскую поликлинику. Масса 15.800 г, рост 92 см. Зубов 20. Задает вопросы «почему?», «когда?». Говорит предложения, бегает, прыгает, перешагивает через препятствия. Знает 4 основных цвета. В анализе крови: эритроциты 4,4 х 1012/л, гемоглобин 130 г/л, лейкоциты 8 х 109/л, СОЭ 7 мм/час.

1. Оцените развитие ребенка.

2. Сколько зубов должно быть в этом возрасте?

3. Соответствуют ли показатели крови возрастной норме?

ЗАДАЧА № 6

Ребенок на приеме в детской поликлинике. Мальчик говорит фразами, в предложениях присутствуют все части речи, знает стихи. Умеет составлять рассказ по картинке. Аккуратен, одевается и раздевается самостоятельно. Масса его 22 кг, рост 115 см. 18 молочных зубов, отсутствуют 2 нижних резца. Частота дыхания 23 в 1 минуту, частота сердечных сокращений 98 в 1 минуту, АД 105/55 мм рт. ст. В анализе крови: эритроциты – 4,3 х 1012/л, гемоглобин – 138 г/л, лейкоциты – 8 х 109/л, СОЭ – 10 мм/час. Анализ мочи: цвет соломенно-желтый, относительная плотность 1022, белок отрицательный, лейкоциты 0-1 в поле зрения.

1. Определите возраст ребенка.

2. Оцените указанные показатели.

3. Почему отсутствуют 2 нижних резца?

ЗАДАЧА № 7

В детсаду проводился медосмотр детей. Девочка 6 лет имеет массу 30 кг, рост 108 см. Зубов 20. Частота дыхания 25 в 1 минуту, частота сердечных сокращений 115 в 1 минуту, АД 120/70 мм рт. ст., мочится редко, за сутки выделяет 800 мл мочи. Анализ крови: эритроциты – 3,8 х 1012/л, гемоглобин – 115 г/л, лейкоциты – 12 х 109/л, СОЭ – 28 мм/час. Анализ мочи: цвет – розовый, белок – 0,099%, эритроциты – 10-15 в поле зрения.

1. Оцените физическое развитие и указанные показатели.

ЗАДАЧА № 8

Девочка, 2-х лет, находится на приеме в детской поликлинике. Медсестра записала в историю развития антропометрические данные, которые соответствуют возрастной норме. В комнате здорового ребенка мама проконсультировалась по поводу психомоторного развития ребенка, медсестра и педагог сказали, что девочка развивается нормально.

1. Какими должны быть приблизительно масса и рост девочки?

2. Каким должно быть развитие в данном возрасте?

ЗАДАЧА № 9

Проведя антропометрию школьника 10 лет, медсестра получила следующие данные: масса 32 кг, рост 131 см. При измерении АД результат – 110/55 мм рт. ст. В анализе крови: эритроциты 4,6 · 1012/л, гемоглобин 144 г/л, лейкоциты 7 · 109/л, тромбоциты 250 · 109/л, СОЭ 10 мм/час. Мальчик учится на «4» и «5».

1. Оцените физическое и нервно-психическое развитие.

2. Дайте оценку анализа крови и других параметров.


ЗАДАЧА № 10

Школьник 13 лет учится в 7 классе. Из беседы с мамой медсестра выяснила, что мальчик стал хуже учиться, раздражителен, несдержан, грубит родителям и учителям. Мать заметила, что подросток иногда курит.

1. Чем можно объяснить подобное поведение школьника?

2. Удовлетворение каких потребностей нарушено?

ЗАДАЧА № 11

Ребенок 8 лет проходил медосмотр в школе. Масса 20 кг, рост 116 см, частота дыхания 25 в 1 минуту, пульс 95 в 1 минуту. Анализ крови: эритроциты 3,5 · 1012/л, гемоглобин 115 г/л, лейкоциты 8 · 109/л, тромбоциты 300 · 109/л, СОЭ 20 мм/час. Анализ мочи: цвет – светло-желтый, прозрачная, относительная плотность 1024, белок отрицательный, лейкоциты 0-1 в поле зрения.

1. Оцените физическое развитие.

2. Оцените анализы крови, мочи и остальные указанные показатели.

ЗАДАЧА № 12

Сергей 7 лет, учится в первом классе. Мать заметила, что мальчик стал тревожным, боится сделать что-то не так, опоздать в школу, стал хуже есть, иногда появляются головные боли, тошнота перед отправлением в школу.

1. Чем можно объяснить изменения в состоянии здоровья и поведении? 2. С чем связаны психологические трудности?

ЗАДАЧА № 13

Алексей, 15 лет, во время медосмотра в школе пожаловался на головную боль. При опросе выяснилось, что подросток спит 6-7 часов в сутки, много занимается. Питание 3 раза в сутки, часто ест в сухомятку. Прогулки по 1-1,5 часа в день. При обследовании: кожные покровы бледные, частота дыхания 15 в 1 минуту, пульс 78 в 1 минуту, АД 90/50 мм рт.ст. Масса 70 кг, рост 168 см. В анализе крови: эритроциты 3,8 · 1012/л, гемоглобин 115 г/л, лейкоциты 6 · 109/л, СОЭ 8 мм/час.

1. Оцените физическое развитие и все указанные параметры.

2. Удовлетворение каких потребностей нарушено? Почему?

ЗАДАЧА № 14

В стационар детской больницы врачом скорой помощи доставлен подросток 13 лет в состоянии алкогольного опьянения. Речь бессвязная, говорит, что больше пить не будет. Жалуется на головную боль. Одежда на подростке грязная. Изо рта ощущается запах табака. При обследовании патологии со стороны внутренних органов не выявлено. Масса тела 36 кг, рост 140 см.АД 80/50 мм рт. ст. Пульс 96 в 1 минуту, частота дыхания 20 в 1 минуту.

1. Оцените физическое развитие и все указанные параметры.

2. Удовлетворение каких потребностей нарушено?

Ø Проверка по эталону ответа

Инструкция: сравните решение с эталоном ответа, при обнаружении ошибки, обратитесь к материалам лекций и рекомендуемой литературе. При возникновении затруднений, обратитесь за помощью к преподавателю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.