Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На 2008 - 2016 годы 1 страница




Программа

«Здоровый образ жизни»

Содержание

 

1. Паспорт Программы

2. Введение

3. Анализ современного состояния проблемы

4. Цель, задачи Программы

5. Основные направления и механизм реализации Программы

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

7. Ожидаемые результаты

8. План мероприятий на 2008-2010 годы по реализации Программы

 

1. Паспорт Программы

 

Наименование программы   Программа «Здоровый образ жизни» на 2008 - 2016 годы
Основание для разработки Пункт 137 Указа Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года № 310 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года», пункт 118 постановления Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года № 319 «Об утверждении Плана мероприятий по исполнению общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстан и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы», поручение Премьер-Министра Республики Казахстан К. Масимова от 2 июня 2007 года № 20-18/003-612 п.2  
Разработчик Министерство здравоохранения Республики Казахстан  
Цель Оздоровление населения и увеличение средней продолжительности жизни  
Задачи Содействие здоровому образу жизни, укреплению здоровья, развитию потенциала здоровья населения и формированию культа здоровья; создание комплексной, непрерывной и устойчивой системы формирования здорового образа жизни  
Сроки реализации 2008-2016 годы: Первый этап: 2008 - 2010 годы Второй этап: 2011 - 2013 годы Третий этап: 2014 - 2016 годы  
Необходимые ресурсы и источники финансирования На реализацию программы в 2008-2010 годы будут направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы на 2008-2010 годы составят 2409737,6 тыс. тенге, в том числе из республиканского бюджета 219015,6 тыс. тенге, из средств местных бюджетов 2190722,0 тыс. тенге. Предполагается поэтапное увеличение объема финансирования мероприятий по формированию здорового образа жизни с доведением до 1 % от бюджета здравоохранения регионов в 2009 году, 2% в 2014 году и 3% в 2016 году. Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
По годам (тыс.тенге) Всего (тыс.тенге) Республиканский бюджет (тыс. тенге) Местный бюджет (тыс. тенге)
2008 г. 751959,0 67663,0 684296,0
2009 г. 817158,2 72871,2 744287,0
2010 г. 840620,4 78481,4 762139,0

 

Ожидаемые результаты В результате реализации Программы будет достигнуто: повышение уровня средней продолжительности жизни до 71,3 лет; сокращение распространенности курения среди населения до 16,8%; сокращение распространенности употребления алкоголя в опасных дозах до 12,5%; увеличение распространенности употребления овощей и фруктов до 24,6%; увеличение распространенности физической активности до 26,6%; снижение распространенности избыточной массы тела до 29,3%; увеличение до 73% охвата исключительно грудным вскармливанием детей до 6 месяцев; снижение количества абортов среди женщин фертильного возраста до 20,7 на 1000 женщин фертильного возраста; снижение уровня предотвратимой смертности от основных социально значимых болезней на 100 тыс. населения, в том числе: сердечно-сосудистые заболевания - до 428,4 случаев; травматизм - до 125,7; онкологические заболевания - до 110,3; снижение заболеваемости туберкулезом на 100 тыс. населения - до 97,6.

 

2. Введение

 

Программа «Здоровый образ жизни» на 2008 - 2016 годы разработана в реализацию Указа Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года № 310 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года», постановления Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года № 319 «Об утверждении Плана мероприятий по исполнению общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007 - 2009 годы» и поручения Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К. от 2 июня 2007 года № 20-18/003-612 п.2.

Экономический рост и политическая стабильность, которого добился Казахстан, дает возможность для проведения глубоких социально-экономических реформ, обеспечивающих вхождение в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира и достижение устойчивого развития.

Одной из задач в области устойчивого развития страны является увеличение средней продолжительности жизни населения с внедрением и совершенствованием механизмов, обеспечивающих оздоровление нации.

В современных условиях дальнейшее развитие клинической медицины не может обеспечить улучшение основных показателей здоровья без коренного изменения в сторону профилактической направленности системы здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), здоровье человека зависит от системы здравоохранения всего на 10% и на 50% - от образа жизни, который формируется под воздействием окружения человека, права выбора, качества жизни и доступности возможностей укрепления здоровья.

В этой связи актуальным является формирование общественного мнения и активности в пользу здорового образа жизни. Одним из его основных инструментов остается комплексное межсекторальное взаимодействие по усилению факторов, определяющих сохранение и развитие потенциала здоровья человека (физических, экономических, социальных, экологических, культурных), с использованием новейших мировых технологий, подходов и методов формирования здорового образа жизни (далее - ФЗОЖ) на основе доказательной медицины.

Создание эффективной системы ФЗОЖ в Республике Казахстан должно кардинальным образом содействовать оздоровлению нации и переходу Казахстана к устойчивому развитию.

 

3. Анализ современного состояния проблемы

 

В последние годы, благодаря усилиям и последовательным действиям Главы государства, отмечается стабилизация и значительное улучшение социально-экономической ситуации в Казахстане.

Однако состояние здоровья населения республики и средняя продолжительность жизни (в 2006 году - 66,1 лет) существенно отстают от показателей развитых стран. В Японии, например, этот показатель выше казахстанского на 14 лет. Такое положение в Казахстане сложилось вследствие непрерывного роста обшей смертности населения, которая с 5,7‰ в 1964 году выросла до 7,6‰ в 1989 и до 10,2‰ 1995 и далее - до 10,4‰ в 2005 году, 10, 27‰ в 2006 году.

Прогноз уровня общей смертности в 2006 - 2010 годы при сохранении нынешней тенденции, указывает на возможность дальнейшего увеличения показателей смертности мужского (с 14,23 до 14,93 на 1000 населения) и женского населения (с 9,22 до 9,42) в городской местности, а также у мужчин села (с 9,73 до 10,04) и только среди женщин сельской местности отмечается стабилизация данного показателя (7,53 и 7,52 соответственно).

Установлены высокие потери лет здоровой жизни казахстанцев вследствие преждевременной смертности и инвалидизирующих последствий. На 1000 человек населения в 2005 году потеряно 231,1 единиц DALY, причем по причинам недожития теряется 197,4 единиц, а вследствие инвалидности - 33,7. Это выше, чем в развитых странах мира (100 единиц). Значительные потери несет городская популяция, на долю которой приходится 61,6% и мужское население - 58,4% соответственно.

Наибольшая доля смертей (86%) и бремени болезни (77%) обусловлены группой социально значимых заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, хронические респираторные заболевания, сахарный диабет. В основе этих заболеваний лежат поведенческие факторы риска, такие, как курение, потребление алкоголя и другие.

Проведенные социологические исследования и скрининговые обследования показали, что распространенность табакокурения среди населения старше 12 лет в Казахстане составляет 22,8%, потребления алкоголя в опасных дозах - 18,1%, избыточной массы тела - 36,9%, из них с ожирением - 7,7%, достаточного употребления фруктов и овощей - 12,3%, физической активности - 13,3%.

По опыту развитых стран для устойчивости процесса ФЗОЖ в стране настоятельно рекомендуется формирование специального Фонда оздоровления нации путем отчисления 1% налога на табачные и алкогольные изделия. Одним из наиболее успешных примеров государственной и общественной политики, направленной на сокращение табакокурения и злоупотребления алкоголем, является опыт Таиланда, где 2% налоговых поступлений от табачной и алкогольпроизводящей индустрии (специфический налог) аккумулируются в Национальном Фонде по охране здоровья населения Таиланда, который финансирует бюджетные профилактические программы по борьбе с табакокурением и злоупотреблением алкоголем. В результате деятельности Фонда сократилось количество курящих и потребляющих алкоголь, а также отмечается значительная экономия бюджетных расходов на лечение.

Мировая практика показывает, что фонды содействия здоровью являются эффективным средством контроля над табаком и могут использоваться более широко как в развитых, так и в развивающихся странах.

Высокая распространенность факторов риска сформировала высокий уровень заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями (далее - ХНЗ). Именно эти заболевания, а также травмы, несчастные случаи и отравления возглавляют структуру заболеваемости и смертности населения Казахстана. Уровень общей заболеваемости взрослого населения Казахстана болезнями системы кровообращения в 2006 году составил 9178,0, травмами и отравлениями - 3813,4 и новообразованиями 1687,9 случаев на 100 000 населения. Смертность вследствие болезней системы кровообращения составила 533,1, травм и отравлений - 150,2 и злокачественных новообразований 118,6 на 100000 населения соответственно.

За период с 1975 по 2006 годы в Казахстане отмечается неуклонный рост показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний: с 255,4 до 533,1 на 100 тыс. населения. При этом в странах Европейского региона за этот же период смертность от заболеваний системы кровообращения снизилась почти в 1,5 раза и составляет, например, в Финляндии среди мужчин 15-59 лет 65 случаев на 100 000 соответствующего населения. Смертность от травм и отравлений в 1,5-1,8 раза выше, чем в странах Центральной Азии и более чем в 3 раза выше стран Евросоюза. Смертность вследствие злокачественных новообразований в 1,5-2,5 раза выше, чем в странах Центрально-Азиатского региона. При этом только у 3/4 больных диагностируются I-III стадии онкологического процесса, остальные поступают с диссеминированными формами заболевания.

Установлено, что 70-80% бюджета здравоохранения тратится на лечение хронических заболеваний и пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, являются интенсивными потребителями медицинских услуг. Смерть в раннем возрасте, жизнь с хроническим заболеванием или инвалидностью приводит к тяжелым экономическим последствиям для семьи и общества. Работодатели и общество несут потери, связанные с пропуском рабочих дней, снижением производительности труда и текучестью кадров. Семьи и общество несут бремя расходов на здравоохранение (прямых и косвенных), сокращения доходов, раннего выхода на пенсию и повышенной зависимости от социального обеспечения и социальных пособий. Так, в Российской Федерации в 2005 году потеря национального дохода, связанная с сердечно-сосудистыми заболеваниями, инсультом и диабетом, составляла 11 млрд. международных долларов, а в период с 2005 по 2015 годы страна потеряет более 300 млрд. международных долларов. Аналогичная ситуация может ожидать и Казахстан.

Согласно расчетам экспертов, полное исключение смертности от болезней системы кровообращения позволило бы увеличить ожидаемую продолжительность жизни на 13,28 лет (13,05 - город и 13,48 - село) у мужчин и 18,21 лет (19,3 - город и 17 - село) у женщин. Эффект устранения смертности от несчастных случаев, отравлений и травм обеспечит прирост продолжительности жизни мужского населения на 4,23 года (4,58 - город и 3,66 - село), а женского на 1,43 года (1,55 - город и 1,21 - село); при исключении новообразований - на 1,6 и 1,9 лет соответственно.

Международный опыт показывает, что своевременное выявление и качественное лечение артериальной гипертензии приводит к сокращению на 30-40% риска инсульта. При проведении широкомасштабных профилактических мер в США за период с 1972 по 1994 гг. удалось снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в 2 раза, а смертность от инфаркта - в 2,5 раза. Только за счет снижения среднего уровня холестерина, распространенности курения и повышенного артериального давления смертность от ишемической болезни сердца в Финляндии снизилась на 80% в 1972-1992 гг. В Ирландии за период с 1985 по 2000 годы на 48,1% удалось снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Профилактические программы и в бывшем СССР также позволили снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 41%.

В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед Казахстаном, является необходимость сокращения бремени заболеваемости хронической патологией и преждевременной смертности.

Учитывая высокую заинтересованность мирового сообщества в снижении бремени заболеваемости, преждевременной смертности и укрепления здоровья, ВОЗ только за последние годы был принят не один стратегический документ, к которым присоединился и Казахстан: Европейский план действий по алкоголю (2000), Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (2003), Хельсинковская Декларация и план действий по улучшению условий жизни и здоровья детей (2004), Глобальная стратегия в области питания, физической активности и здоровья (2004), Бангкокская декларация по укреплению здоровья в условиях глобализации (2005), Европейская стратегия профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями (2006), Европейская Хартия по борьбе с ожирением (2006).

Данные документы предлагают странам активное содействие в разработке и осуществлении эффективных комплексных программ по сохранению и укреплению здоровья населения по следующим направлениям:

1) ответственность правительства за выработку государственной политики по снижению воздействия факторов риска для здоровья, с вовлечением всех причастных к нему секторов экономики, в достижении полного потенциала здоровья каждого индивида;

2) создание условий для принятия решений в пользу здорового образа жизни;

3) образование и профилактика на всю жизнь, как капиталовложение в здоровье и устойчивое развитие;

4) создание системы здравоохранения и соответствующей инфраструктуры, отвечающей потребностям населения для повышения их возможности в сохранении и укреплении здоровья.

За последние годы была разработана определенная законодательная база, обеспечивающая деятельность организаций службы ФЗОЖ Республики Казахстан и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний и факторов риска социально значимых заболеваний для сохранения и укрепления здоровья населения на межведомственном уровне. Однако современные подходы к ФЗОЖ, факторной профилактике заболеваний и сохранению здоровья граждан требуют дальнейшего совершенствования действующей и разработки новой законодательной основы с учетом современного состояния здоровья населения и международного опыта.

Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» (2006) и Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, одобренная Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216 поставили задачу коренного улучшения процесса ФЗОЖ в оздоровлении нации.

Сегодня Казахстан имеет национальную политику формирования здорового образа жизни, вобравшую в себя лучший мировой опыт. Создана служба ФЗОЖ, представленная на национальном, областном, городском и районном уровнях. К сожалению, на сегодня лишь в Жамбылской области служба представлена на всех уровнях. Имеются проблемы с кадровой обеспеченностью. Так, обеспеченность врачами и средним медперсоналом на уровне региональных центров ФЗОЖ составляет 78%, менее 50% - в Северо-Казахстанской, Костанайской, Мангыстауской областях.

Финансирование Центров ФЗОЖ из региональных бюджетов осуществляется без учета объема выполняемых работ, количества населения, заболеваемости и нужд организаций службы ФЗОЖ для реализации программы «Здоровый образ жизни». При одинаковом объеме задач финансирование службы ФЗОЖ на душу населения значительно отличаются по регионам - от 6 тенге в Южно-Казахстанской и Алматинской областях до 51 тенге в Мангыстауской области.

В 2006 году финансирование мероприятий по ФЗОЖ по республике составило не более 0,15% от общих расходов на здравоохранение. Вместе с тем, международный опыт показывает, что добиться каких-либо успехов в политике ФЗОЖ можно при затратах не менее 3% от общих расходов на здравоохранение.

В связи с этим, для достижения результативности в укреплении здоровья необходимо обеспечить устойчивость процесса ФЗОЖ путем поэтапного увеличения финансирования Программы с 1% от бюджета здравоохранения в 2009 году до 3% в перспективе.

Одним из подходов усиления процесса ФЗОЖ является обеспечение его непрерывности, которая достигается внедрением принципа «образование и укрепление здоровья на всю жизнь», где также имеются определенные сложности, требующие своего кардинального решения.

Например, для обучения и привития навыков здорового образа жизни учащимся с 1998 года в организациях системы образования на всех уровнях внедряется предмет «Валеология - Как быть здоровым» как факультативное занятие, однако к 2006 году количество школ, где внедрен предмет «Валеология», снизился до 72%, а на последующих уровнях обучения - до 10%.

В обеспечении непрерывности повышения информированности и формирования навыков здорового образа жизни большую роль играют средства массовой информации. На фоне возрастающего количества программ, очень мало специальных передач, роликов и выделенных ресурсов в средствах массовой информации (далее - СМИ) в рамках государственного заказа или в рамках социально ответственного бизнеса, способствующих пропаганде здорового образа жизни и укреплению здоровья.

Одним из основных компонентов в создании эффективной системы ФЗОЖ, наряду с ее устойчивостью и непрерывностью, является обеспечение комплексности. Это повышение ответственности правительственных органов за выработку государственной политики по снижению воздействия факторов риска для здоровья, с вовлечением всех причастных к нему секторов, в достижении полного потенциала здоровья каждого индивида, создании условий для принятия решений в пользу здорового образа жизни, при активном участии самого населения.

Межведомственная работа на региональном уровне координируется рабочими группами в составе Координационного совета по охране здоровья при акимах. Вместе с тем, рабочие группы работают недостаточно активно, только в Жамбылской и Павлодарской областях принята программа совершенствования региональной службы ФЗОЖ и усиления межведомственной работы.

На этапе становления службы ФЗОЖ межотраслевое взаимодействие было эффективным, однако в последующем, в связи с разделением и созданием самостоятельных центральных уполномоченных органов, комплексная межсекторальная программа стала отраслевой, отсутствовал координационный механизм на национальном уровне.

Концентрация усилий на комплексном, непрерывном подходе и обеспечении устойчивости системы ФЗОЖ - усиление контроля над поведенческими факторами риска, раннее выявление заболеваний, снижение предотвратимой инвалидности и смертности позволит улучшить качество жизни населения и устойчивое развитие казахстанского общества.

 

4. Цель, задачи Программы

 

Целью Программы является оздоровление населения и увеличение средней продолжительности жизни.

Основными задачи Программы являются:

1. Содействие здоровому образу жизни, укреплению здоровья, развитию потенциала здоровья населения и формированию культа здоровья.

2. Создание комплексной, непрерывной и устойчивой системы формирования здорового образа жизни.

На первом этапе (2008 - 2010 годы) предполагается активное вовлечение всех секторов с целью решения задач комплексного подхода к предупреждению отдельных социально значимых заболеваний и факторов риска. Особое внимание будет уделяться формированию здорового окружения на уровне отдельных групп населения и сообществ (дети, подростки, молодежь, лица с факторами риска основных социально значимых заболеваний). На уровне первичной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП) произойдет смещение приоритетов от лечения больных к профилактике заболеваний и укреплению здоровья «здоровых».

На втором этапе (2011 - 2013 годы) основное внимание будет сосредоточено на интегрированном, мультифакторном подходе, направленном на устранение основных факторов риска здоровья. Предполагается усиление деятельности медицинских работников в укреплении здоровья населения, особенно на уровне ПМСП, через механизмы экономического стимулирования. Решение социальных вопросов, влияющих на показатели здоровья, на национальном и местном уровнях получит более активную поддержку других секторов экономики.

На третьем этапе (2014 - 2016 годы) будет достигнута интеграция усилий всего общества в области развития потенциала здоровья, концентрирующаяся на первопричинах заболеваний. Национальная политика охраны здоровья и направление деятельности сектора здравоохранения будут ориентированы на здоровье «здоровых», развитие потенциала здоровья индивида при активном участии самого населения.

 

5. Основные направления и механизм реализации Программы

 

Реализация программы будет осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование у населения навыков ведения здорового образа жизни и профилактика:

1) поведенческих факторов риска - табакокурения, чрезмерного потребления алкоголя, употребления наркотиков, некачественного и нерационального питания, низкой физической активности;

2) социально значимых заболеваний и травматизма;

3) охраны репродуктивного здоровья.

2. Усиление межсекторального взаимодействия и вовлечение всего казахстанского сообщества в формирование здорового образа жизни:

1) усиление формирования здорового образа жизни в рамках первичной медико-санитарной помощи;

2) усиление роли образования в формировании здорового образа жизни;

3) повышение роли СМИ в пропаганде здорового образа жизни;

4) усиление связи здорового образа жизни и окружения человека;

5) участие неправительственных организаций и бизнес-сообщества в формировании здорового образа жизни;

6) обеспечение правовой среды для формирования здорового образа жизни;

7) научное сопровождение формирования здорового образа жизни;

8) усиление ресурсного и институционального обеспечения системы формирования здорового образа жизни.

 

5.1. Формирование у населения навыков ведения здорового образа жизни и профилактика заболеваний

Содействие здоровому образу жизни, укреплению здоровья, развитию потенциала здоровья населения и формированию культа здоровья будет осуществляться путем формирования у населения навыков ведения здорового образа жизни и профилактики:

1) поведенческих факторов риска: табакокурения, чрезмерного потребления алкоголя, употребления наркотиков, некачественного и нерационального питания, низкой физической активности через повышение информированности населения о последствиях для здоровья поведенческих факторов риска, выработку мотивации и содействие созданию условий для ведения здорового образа жизни.

Информационная пропаганда будет осуществляться посредством электронных и печатных СМИ, разработки и распространения среди населения информационно-образовательных материалов по профилактике поведенческих факторов риска.

В информирование населения о вреде и последствиях поведенческих факторов риска и профилактическую работу, особенно среди детей, подростков, молодежи, будут широко вовлечены медицинские работники ПМСП и педагоги.

Будет повышен уровень информированности детей, подростков, молодежи о вреде и последствиях, связанных с табакокурением, алкоголизмом, употреблением наркотиков посредством разработки и внедрения обучающих образовательных комплексов в системе среднего и высшего образования.

Получит дальнейшее развитие волонтерское движение.

Значительное внимание будет уделено мобилизации общества путем разработки и внедрения целенаправленных мероприятий на местном уровне на основе имеющегося опыта в отдельных регионах страны, широкомасштабных акций, декадников, Всемирных дней, направленных на профилактику поведенческих факторов риска.

Будут рассматриваться наиболее эффективные пути снижения влияния информации, прямо или косвенно способствующей приобщению населения к потреблению табачных и алкогольных изделий.

В проведение пропаганды и создания социально приемлемого имиджа ведения здорового образа жизни в обществе будут привлечены лидеры и знаменитые люди страны (политики, деятели культуры, спортсмены).

Содействие снижению табакокурения будет осуществляться через «группы влияния»: работники системы здравоохранения, образования и государственные служащие, путем стимулирования и формирования системы поощрения отказа от курения.

Будет продолжена работа по обеспечению прав граждан на чистый воздух, безопасное окружение и получение информации путем разработки мер, направленных на расширение границ территорий, свободных от табачного дыма и потребления алкогольной продукции, а также на свободный доступ к полной и достоверной информации о неблагоприятном влиянии табака, алкоголя и наркотиков на здоровье человека.

Для оказания психологической помощи созависимым лицам, желающим бросить курить, злоупотреблять алкоголем, употреблять наркотики будут приняты меры по расширению сети кризисных центров, совершенствованию системы медико-психологической помощи и работы телефонных линий доверия.

Создание и развитие сети молодежных центров здоровья позволит предоставить комплексную медико-психосоциальную помощь детям, подросткам и молодежи в преодолении личных и социальных проблем.

Будет усилена работа по формированию ответственного отношения к своему здоровью, особенно у детей, подростков и молодежи, путем привития им жизненных навыков ответственного поведения, противодействия внешнему давлению с использованием интерактивных технологий и принципа «равный равному».

Будут разработаны меры приоритетной поддержки развития малого бизнеса по производству и реализации национальных кисломолочных напитков на местном уровне.

Будут проведены мероприятия, касающиеся вопросов сертификации пищевых продуктов с учетом международных рекомендаций.

Большое внимание будет уделено обогащению витаминно-минеральными комплексами продуктов питания, в том числе предназначенных специально для грудных детей и детей раннего возраста с контролем над соблюдением норм.

Будут проведены необходимые содействия по обеспечению доведения уровня фортификации муки железом и йодирования соли до 100%.

Продолжатся мероприятия по содействию распространения практики исключительно грудного вскармливания в соответствие с рекомендациями ВОЗ, как минимум, до шести месяцев и параллельному совершенствованию технологий введения правильного прикорма.

Повысится уровень информированности и образованности педагогов, медицинских работников в вопросах культуры качественного питания.

Улучшится качество питания путем усиления контроля и соблюдения, совершенствования гигиенических норм и правил безопасности в производстве, переработки и хранения пищевых продуктов.

Содействие в обеспечении населения безопасной питьевой водой позволит снизить имеющиеся в ряде регионов страны проблемы, связанные как с определенными классами болезней, так и внесут свой вклад в экологическую безопасность страны.

Будут разработаны предложения по созданию возможностей продвижения продуктов питания, фруктов и овощей местного производства в соответствии с сезоном по доступным для населения ценам.

Будут продолжены организационные и разъяснительные мероприятия, направленные на постепенный охват учащихся предшкольных и начальных, затем старших классов горячим питанием. Будут предложены меры по повышению заинтересованности местных производителей по поставке качественных продуктов питания в школы, совершенствованию форм обеспечения продуктами питания школьных столовых.

Будут выработаны предложения по улучшению качества питания через экономические меры, послабление налогового бремени для школьных столовых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.