Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Ораторские приемы воздействия и их допустимость




Тема 9. Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию.

Информационно-содержательное речевое воздействие оратора на аудиторию. Взаимосвязанные факторы процесса речевого продуцирования. Автор, ситуация, материал и адресат. Цель, предмет, тема, содержание, проблема, жанр речи. Вопросы Квинтилиана: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? – и парные сочетания вопросов как новый вопрос: Кто – Когда? Кто – Как? Как? – Когда? Что? – Зачем? и т. д. Логика рассуждения. Логика изложения. Логика восприятия. Риторический поступок.

Невербальные средства оратора. Звучащая речь: дикция, голос и сила голоса. Голосовая выразительность речи. Интонационное оформление речи как совокупность мелодии, темпа и пауз. Общий тон речи.

Темпо-ритм речи. Дыхание. Скорость речи как субъективно-объективный фактор публичного выступления. Логическое, эмфатическое и риторическое ударения. Длительность звучания. Логическая и психологическая паузы.

Зрительно воспринимаемые элементы: внешний облик, манеры, поза, мимика, жесты оратора (и слушателя). «Сила» и «слабость» зрительно воспринимаемых элементов публичной речи.

Приемы «живой речи» и коммуникативная целесообразность как основное условие их применения. Приемы установления контакта: начальная пауза, обращения, этикетные формулы, апелляция к объективным факторам (помещению, погоде, времени и др.), к речи или личности предыдущего оратора, апелляция к собственной персоне.

Приемы привлечения и удержания внимания: «фактор края», интонирование текста, тропы и фигуры речи, юмористическое замечание, крылатые выражения, пословицы, поговорки, импровизация.

Приемы стимулирования интереса слушателей: апелляция к интересам аудитории; к известным источникам (или их авторам), цитирование; к фактическим событиям; статистические данные; показ значимости информации, прогноз; экскурс; новизна материала, «эффект неожиданности»; создание (изложение) парадоксальной ситуации, «провокация»; краткое отступление от темы; сравнение; сопоставление всех «за» и «против»; принципиально новая оценка общеизвестного события, явления.

Приемы диалогизации монолога: проблемная ситуация; разнообразие способов подачи материала (тесты; игры и т. д.); композиционно-стилистический прием (например, рассказ в рассказе); прием сопереживания; прием соучастия; прием отстранения, драматизация; показ не только результата, но и процесса; выдвижение неожиданно новых гипотез, предложений; вопросно-ответное построение главной части текста, делегирование слушателям возможностей принимать решения.

Недозволенные, «спекулятивные» приемы: введение слушателя в заблуждение, заведомое преувеличение, искажение фактов; запугивание, «ограничительное» использование авторитета; дискредитация слушателя; некорректная апелляция, отсрочка. Софизмы, вопросы-капканы, демагогические уловки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.