Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МАРТА (Богатство)




МАРТА (Осуждение)

Осуждение другого всегда неверно, потому что никто ни­когда не может знать того, что происходило и происходит в душе этого другого.

Мы часто судим о людях: одного называем добрым, дру­гого злым, одного глупым, другого умным. А этого нельзя де­лать. Человек течет, как река. Он каждый день тот же и не тот же: был глуп, стал умен; был зол, стал добр, и наоборот. Нель­зя судить человека. Ты осудил, а он уже другой.

 

Если ты так счастлив, что всегда говоришь только то, что есть на самом деле, отвергаешь то, что ложно, сомневаешься только в том, что сомнительно, желаешь только добра и поль­зы, то ты не будешь негодовать на злых и безрассудных людей.

«Да ведь они воры и мошенники!» — говоришь ты. А что такое вор и мошенник? Ведь это человек порочный и заблуд­ший. А такого человека жалеть надо, а не гневаться на него. Если ты можешь, то убеди его в том, что для него самого не­хорошо так жить, как он живет, и он перестанет делать зло. А если он еще не понимает этого, то неудивительно, что он скверно живет.

«Но неужто, — скажешь ты, — таких людей не должно на­казывать!» Не говори так. А лучше скажи: этот человек за­блуждается в том, что важнее всего на свете. Он слеп не телес­ной слепотой, но духовной. И как только ты себе скажешь •это, так ты и поймешь, как ты был жесток к нему. Если у че­ловека глаза заболели и он лишился зрения, то ведь ты не скажешь, что его надо за это наказать. Так почему же ты хо­чешь наказать такого человека, который лишен того, что до-; роже глаз, лишен самого большого блага — умения жить разумно? Не сердиться нужно на таких людей, а только жалеть их. Пожалей же этих несчастных и старайся, чтобы их заблуждения не обозлили тебя. Вспомни, как часто ты сам за­блуждался и согрешал, и понегодуй лучше на себя за то, что в?душе твоей гнездятся злоба и жестокость.

Эпиктет

Если будешь помнить свои собственные недостатки и бу­дешь стараться исправлять их, то и в мысль не придет осуж­дать других, да и некогда будет.

Не осуждай ближнего своего, пока не будешь на его месте.

Талмуд

Прощай другим многое, себе ничего.

Публилий Сириус

————————

Я знаю про себя, что я не хочу делать зла, а если и делаю, то оттого, что не могу удержаться. Все другие, если они дела­ют зло, то также оттого, что не могут удержаться. Так зачем я думаю об них дурное и осуждаю их?

Как превратно должно быть то устройство мира, при ко­тором люди богатые, живущие трудами бедных, обстраивае­мые, питаемые, одеваемые бедными, могут думать, что они — благодетели бедных!

Падает камень на кувшин — горе кувшину, падает кув­шин на камень — горе кувшину; так или иначе, все горе кув­шину.

Талмуд

Если богатые люди могут благодетельствовать бедным своим богатством, то это происходит оттого, что правительст­во, покровительствуя некоторым, вводит имущественное не­равенство и тем порождает необходимость в благотворитель­ности. А при таких условиях помощь, которую богатый окажет бедному, заслуживает ли вообще имени благотворительнос­ти, которой любят кичиться как заслугой?

Кант

Удовольствия богачей приобретаются слезами бедняков.

Пусть мы не похищаем золота и стольких-то десятин зем­ли; но все же посредством какого-нибудь обмана и утайки де­лаем то же самое в меньших размерах и сколько можем. Когда, например, в торговых обязательствах и при покупке или продаже чего-либо мы спорим и усиливаемся заплатить меньше, чем следует, и всячески стараемся об этом, — не раз­бой ли это? Не варварство ли и хищение? Не говори мне, что ты отнял не дом, не рабов. Несправедливость определяется не ценностью того, что похищается, а намерением похитителей. Несправедливость и справедливость имеют одинаковую силу, как в большом, так и в малом. И я одинаково называю вором того, кто, отрезав кошелек, возьмет чужие деньги, так и того, кто, покупая что-нибудь на рынке, удержит часть настоящей цены. И грабитель не тот только, кто разломает стену и похитит что-либо из дому, но и тот, кто нарушит справедливость и отнимет что-либо у ближнего.

Иоанн Златоуст

«Не будь грабителем бедного, потому что он беден», — говорит Соломон. А между тем это «ограбление бедного, потому что он беден», — самое обыкновенное дело: богатый всегда пользуется нуждой бедного для того, чтобы заставить его на себя работать или купить то, что он продает, по самой низкой цене.

Ограбление богатого на больших дорогах за то, что он богат, гораздо реже встречается, потому что грабить богатого спас­ено, бедного же можно грабить, ничем не рискуя.

Джон Рёскин

Правда, что богатство — это скопление труда; но обыкно­венно один человек производит труд, а другой — скопление. это-то мудрыми людьми называется «разделением труда»!

С английского

————————

Праведное богатство может быть только среди людей достаточных. Там же, где, как у нас, на каждого богача прихо7дятся сотни бедных, нельзя быть праведно богатым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.