Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отклоняющееся поведение 6 страница




право на труд (ст.23);

право на создание профессиональных союзов (ст.23, ч.2);

право на социальное обеспечение (ст.22);

право на защиту семьи, детства и помощь им (ст.16.25);

право на достойный уровень жизни (ст.25);

право на образование (ст.26);

право участвовать в культурной жизни общества (ст.27).

Все права определены и закреплены Конституцией РФ.

 

  1. Правонарушение, виды правонарушений.

Правонарушение – это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных отношений, противоправное поведение гражданина или учреждения, организации, предприятия. Правонарушение всегда связанно с антиобщественным поведением, всегда кому-нибудь приносит вред – кража, обман, самоуправство, разбой, мошенничество и т.д. За правонарушение предусматривается определённое законом наказание. Правонарушение принято разделять на два вида: преступление и проступок.

Преступление – это предусмотренное уголовным правом общественно опасное действие, приносящее вред отдельной личности или организации, учреждению, предприятию.

Преступление – это поведение, деятельность конкретного человека.

Правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет, а за убийство, умышленное телесное повреждение, похищение человека, кражу, грабёж и т.д. уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Проступок – общественно вредное действие, но в отличии от преступления, он не считается общественно опасным. Пьянство, дебоши в общественных местах, безбилетный проезд, мелкие хищения, незаконные сделки, прогул и т.д. – все эти действия наносят вред другим людям, обществу. За проступок предусматриваются наказание не уголовного характера – в виде предупреждения, штрафов, исправительных работ. Проступок в любой момент может перейти черту закона и стать общественно опасным, уголовным деянием.

Уголовное наказание возможно лишь при доказанности совершения преступления. В зависимости от общественной опасности выделяют категории:

тяжкие преступления (умышленное убийство, бандитизм, хищение и т.д.);

особо тяжкие преступления (которые караются лишением свободы свыше 10 лет или высшей мерой);

не представляющие большой общественной опасности (не более 5 лет).

Классификация правонарушений может быть проведена по разным основаниям. Наиболее распространённым является деление их на виды в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, а также по степени их общественной опасности (вредности). Наиболее опасными (вредными) для общества являются преступления – противоправные деяния, предусмотренные уголовным законом (уголовное правонарушение). Преступления посягают на наиболее значимые общественные отношения, причиняют значительный ущерб.

Все остальные правонарушения, в отличие от преступлений, называются проступками. Но они, в свою очередь, подразделяются на следующие виды:

Административные правонарушения (проступки) – это посягательство на государственный или общественный порядок, собственность, права и законные интересы граждан, предусмотренные нормами административного, финансового, земельного права. В качестве примера можно привести мелкое хулиганство, безбилетные проезд в общественном транспорте.

Гражданско-правовые нарушения (проступки) – это посягательство на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права. Примерами могут служить неуплата долга в установленный договором займа срок, поставка недоброкачественной продукции по договорам, распространение сведений, порочащих честь и достоинство другого лица.

Дисциплинарные правонарушения (проступки) – это посягательство на внутренний распорядок деятельности учреждений, предприятий и иных организаций. Они представляют из себя нарушения правил внутреннего трудового распорядка (например, прогул, опоздание на работу), устава воинской дисциплины (самовольная отлучка военнослужащего), учебной дисциплины (пропуски учебных занятий без уважительной причины) и т.п.

  1. Права ребёнка.

 

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой ООН, в Семейном кодексе РФ содержатся нормы права несовершеннолетних детей.

К ним относятся: право на имя, гражданство, заботу родителей с момента рождения; возможность свободно выражать собственные взгляды; искать, получать и передавать информацию в устном и печатном виде; охрана тайны корреспонденции.

Уважение личности, чести и прав ребенка, гарантированное законом, позволяет подготовить его к самостоятельной жизни в обществе.

В международный год ребенка (1979 г.) Комиссия по правам человека начала разработку проекта Конвенции о правах ребенка. 10 лет продолжалась сложная работа. 20 ноября 1989 года она единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. 1990 году наша страна ратифицировала этот документ. Это наиболее полный документ, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция призвана создать благополучные условия для развития детей. Ее нормы служат ориентиром для правительственных партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизировать необходимые для этого ресурсы. Ведь Конвенция – это документ, который обязателен к исполнению.

Нормы Конвенции обледенены в отдельные группы по общности содержания:

1 группа прав – базисные, основные: на жизнь, на равенство в осуществлении прав и др.;

2 группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботится о детях, государство—помогать детям, оставшимся без родителей и т.д.); 3 группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (право свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

4 группа обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и т.д.);

5 группа прав обеспечивает образование детей и их культурное развитие (право на бесплатное образование, пользование достижениями культуры и т.п.);

6 группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

Свидетельство о рождении ребёнка, выдаваемое ЗАГСом, является доказательством происхождения ребёнка от указанных в нём родителей.

К личным правоотношениям относятся: право ребёнка на имя, отчество и фамилию, право на получение воспитания от родителей, право детей на защиту своих прав. К имущественным правоотношениям относятся: право ребенка на приобретаемую родителями одежду, обувь, книги, другие вещи. Ребенок имеет право на обеспечение всем необходимым для жизни, на получение алиментов, на посещение дошкольных учебных учреждений, на получение бесплатного основного образования и полного среднего, право на защиту чести и достоинства и т.д.

 

  1. Право на образование: содержание и гарантии.

Среди институтов в современном обществе образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По сути дела образование представляет собой целенаправленную, познавательную деятельность людей на получение знаний умений и навыков, либо их совершенствования.

Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранения ее культурного достижения.

В ходе процесса обучения происходит передача накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности. От качества образования существующего в конкретном обществе во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние

В процессе образования человек не только овладевает знаниями, умениями, началами творческой деятельности, он тем самым создает себя, делает из себя гражданина. В этом заинтересовано общество, так как через образование у человека формируется мораль, нравственные качества, профессионализм и т. д.

Образование достигается различными путями. Начальный этап происходит в семье – первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучение началам грамоты, приобщение к ценностям жизни и культуры. Важнейшим этапом образования является школа, где дается начальное, основное и полное общее образование. Гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения – это альтернативное образование – один из признаков гуманизации.

Право на образование – одно из самых конституционных закрепленное как в международных документах, так и в законодательствах многих стран, в которых гарантируется общедоступность образования.

Развитие системы образования в нашей стране – одной из направлений деятельности государства. В конституции РФ среди социальных прав выделено и право на образование (ст. 26 и 44).

И в международных документах по правам человека, законе РФ «Об образовании», в котором раскрыты основные стратегические направления развития системы образования в РФ.

После окончания основной школы молодой человек может поступить в училище, где ведётся подготовка квалифицированных работников.

Право граждан на образование гарантированно государством и признано обществом.

И очень важно сегодня понимание каждым человеком простой истины: значимость образования заключается и в том, что оно является неотъемлемой составляющей жизни каждого из нас, оно должно быть одной из самых привлекательных сторон жизни, доставлять ему радость, удовлетворение, ощущение собственного достоинства, быть конкретной возможностью реализации одного из своих прав – права на образования.

  1. Права и обязанности гражданина РФ.

 

Государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государственной власти. Поэтому в Конституции РФ особое значение имеют правовые нормы, посвящённые человеку, устанавливающие его правовое положение.

Под правовым положение (правовым статусом) человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей, кроме того – гражданство и гарантии его прав и свобод. Основы правового статуса закреплены в главе 2 Конституции, вместе с тем в Основном Законе РФ прямо указывается, что перечисление в нём основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепринятых прав человека и гражданина.

Конституция РФ, закрепляя права и свободы человека, исходит из их естественного, неотчуждаемого характера. “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (ст.17 ч.2). Более того, подчёркнута их новая конституционная характеристика: “Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием” (ст.18).Согласно Конституции, в нашем государстве не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В то же время осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, общественные и государственные интересы.

Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод гражданина в государственных и общественных интересах, но только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отдельные ограничения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения. Вместе с тем не подлежат ограничению права и свободы, перечисленные в ст.20 (право на жизнь), 21 (охрана достоинства, недопущение жёсткого или унизительного обращения), ст.23 ч.1 (неприкосновенность частной жизни), ст.24 (недопустимость использования информации о частной жизни, обязанность знакомить с материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека), ст.28 (свобода совести), ст.34 (свобода не запрещённой законом экономической деятельности), ст.40 ч.1 (право на жилище), ст.46-54 (закрепление права на правосудие).

Большое значение в правовом статусе человека и гражданина имеет принцип равенства перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Важнейшим аспектом равноправия является равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют равные возможности для их реализации. Соблюдение равноправия гарантируется: Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Гражданские права и свободы выражают гуманистические основы жизни общества, защищают индивидуальные свободы от вмешательства извне. Это права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; государственную охрану достоинства личности; право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на пользование родным языком, свободный выбор зыка общения, воспитания, обучения и творчества; право законно находящихся на территории России на свободу передвижения и выбор места пребывания, места жительства; свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; свобода совести и вероисповедания; право каждого человека на участие в объединениях и массовых мероприятиях.

Политические права и свободы

Конституция РФ закрепляет народовластие через предоставление своим гражданам политических прав: право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право обращаться непосредственно, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления.

Экономические, социальные и культурные права и свободы

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом деятельности. Признаётся и охраняется законом право частной собственности, в т.ч. на землю. Каждый имеет право на труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Закрепляется право на вознаграждение на труд не ниже установленного федеральным законом минимума, право на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Важное место занимает гарантированное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Закрепляется также право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь (конституционная гарантия на оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных медицинских учреждениях); общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Даже имеется право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии, не возмещение ущерба, причинённого здоровью людей или их имуществу экологическими правонарушениями, и даже право на возмещение ущерба по вине государственных органов и должностных лиц.

Конституция России гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Закреплено также право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещёнными законом. Закреплена новая обязанность государства, его органов и должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В числе юридических гарантий особое значение имеет судебная защита, которая гарантирована каждому. Конституция устанавливает, что решения и действия должностных лиц, государственных органов и местного самоуправления могут быть обжалованы в суде. Кроме того, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, гражданин РФ вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Конституция каждому гарантирует право на получение юридической помощи, право обвиняемых на помощь адвоката. У граждан имеется право на возмещение государством ущерба, нанесённого незаконными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц. Высшей гарантией является установление Конституцией презумпции невиновности, которая раскрывается в ст.49.

 

  1. Федерация, ее субъекты.

Федерация есть одна из форм государственного, или политико-территориального, устройства.

Современная Россия как государство федеративное создано на национально-территориальной основе. Большинство федераций мира являются асимметричными, в том числе и Россия. Асимметрия заложена в структуре федеративных государств, в которых различные субъекты имеют неодинаковый конституционно-правовой статус. В России асимметричность проистекает из неодинаковости субъектов Федерации. Конституция РФ делит субъекты Федерации на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Республики (21) являются государствами, имеют свои конституции, гражданство, бюджет, налоговую систему и т.п. Остальные субъекты являются государственными образованиями, не имеющими прав, которыми обладают республики, хотя многие из них по потенциалу,, численности населения, ресурсам и т.п. значительно превосходят республики. К тому же в некоторые из них входят автономные округа. Данная неодинаковость порождает неравноправие субъектов как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях субъектов с федеральными органами государственной власти. Последнее противоречит ст.5 Конституции РФ, подчёркивающей, что “во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равны”.

Федеративное устройство Российской Федерации основывается на Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. и Конституции РФ (1993). Данные политико-правовые документы содержат, закрепляют принципы федеративного устройства России: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов, равноправие и самоопределение народов РФ, равноправие субъектов РФ. Особенностями российского федерализма являются следующие положения: Россия была провозглашена федерацией, а не создана путём добровольного объединения её частей-субъектов; поэтому она была не конституционно-договорной, а конституционно-правовой федерацией; она создавалась как асимметричная Федерация; субъекты РФ создавались по национально-территориальному признакам; субъекты Федерации права сецессии (выхода) не имеют; статус субъекта Федерации может быть изменён.

Статус российского федеративного государства характеризуется его суверенитетом, распространяющимся на территорию всей страны, высшей властью в отношении всей территории. Конституционные и федеральные законы обладают верховенством на всей территории России. Российская Федерация имеет единое гражданство, государственные флаг, гимн и герб России, общие федеральные органы государственной власти. В структуре федеральных органов государственной власти отражена федеральная природа страны. Так, парламент страны – Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат, в одну из которых – Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Федерация имеет единую денежную и кредитную систему, единый государственный бюджет и т.д.,

Федерация является наиболее сложным государственным образованием. Так, в РФ входят 21 республика, 6 краёв, 49 областей, два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 10 автономных округов и Еврейская автономная область. Отношения между ними и центральными органами федеральной государственной власти строятся в правовом смысле на основе Конституции РФ, Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти акты определяют: исключительные предметы ведения и полномочия Федерации; предметы совместного ведения и полномочия Федерации и её субъектов; исключительные полномочия субъектов Федерации.

Исключительные полномочия Федерации охватывают полномочия в сфере государственного строительства и правотворчества; в сфере экономического и социально-культурного развития; в сфере международных связей и внешнеэкономической деятельности; в сфере обороны страны, государственной безопасности и охраны правопорядка и др.

К совместным полномочиям Федерации и её субъектов Конституция относит обеспечение соответствия конституцией и законов республики, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; общественной безопасности; режима пограничных зон; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и др. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Конституционно-правовой статус республики определяется Конституцией РФ и Конституцией республики. В соответствии с ним республика имеет органы государственной власти, конституционно-правовую систему, своё гражданство, республиканскую символику, свой государственный язык, возможность быть самостоятельным участником международных связей, отношений при координирующей роли федеральных органов и др.

Конституционно-правовой статус краёв, областей, городов федерального значения определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ. Этот статус предполагает наличие органов государственной власти, устава, собственного законодательства, возможность иметь свою символику, собственную территорию, границы которой не могут быть изменены без согласия субъекта РФ, возможность быть участником международных связей, отношений при координирующей роли федеральных органов и др.

  1. Государство, его признаки.

 

Государство – важнейший институт политической системы общества. Отличительной чертой государства является суверенность (верховная власть, независимость). Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять всё общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, которые должны выполнять все члены общества, и осуществлять правосудие.

Любое государство характеризуется целым рядом признаком. Часть из них отличает государство от организации власти в первобытном обществе.

К ним относятся следующие признаки:

Наличие особой публичной власти, отделённой от общества и не совпадающей с ним;

Государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), который состоит из людей, специально для данной цели организованных и располагающих материальными средствами для систематического, профессионального осуществления своих функций;

Территориальная организация власти и населения. Если при родовом строе люди были объединены кровнородственными связями и общественная власть осуществлялась по кругу родственников, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности и действует по территориальному признаку. Государственная власть распространяется на любых лиц, находящихся в пределах территории государства, независимо от их кровнородственной связи. Население, проживающее на территории того или иного государства, разделяется по административно-территориальным единицам, по которым и осуществляется управление обществом;

Налоги (займы). Ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей (налогов). Их уплачивают физические лица и организации, имеющие какие-то доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Вторая группа признаков отличает государство от иных политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.):

1. Суверенитет – верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно её независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет характеризуется двумя сторонами – верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.

2. Монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определённого исторического этапа развития.

По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри страны.

Среди внутренних функций государства необходимо выделить следующие:

функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.);

социальная функция (система социальной защиты населения, здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение и т.д.);

экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

идеологическая функция (пропаганда определённых идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т.д.).

Такой набор функций государства – свидетельство полного огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в отношении многих социальных групп перестаёт быть актуальным. Государство уменьшает своё присутствие в экономике. Не может быть признана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый же план выходит охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также учёт и координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими государствами.

К внешним функциям относятся:

защита общества, государства от внешней угрозы (строительство вооружённых сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т.д.);

функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в различных международных организациях и т.д.).

Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

В последней трети двадцатого века во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которое в совокупности характеризуют его как государство правовое. В социально – политической жизни это означает верховенство права в обществе во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства.

Верховенство права в обществе как главный принцип правового государства и предопределяет и прочие6 его принципы, в частности подчинения закону самого государства, его органов и должностных лиц, других организаций, граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.