Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III четверть. 1 страница




 

 

Урок 1 (17). Коми народный календарь.

1. Что вы знаете о календаре?

· Отгадать загадку.

Есть в квартире молодец,

Математик и мудрец.

Постоянно, круглый год,

Точный счёт он дням ведёт.

(Календарь.)

– Как узнали, что речь идёт о календаре? Что такое календарь?

– Слово «календарь» происходит от латинского «календы» – так в Древнем Риме называли первые числа каждого месяца.

· О чём можно узнать по календарю? Какие календари вы знаете? (Рассмотреть принесённые к уроку календари: отрывной, перекидной, настенный, карманный…) Зачем нужен календарь?

· Отгадать загадки.

12 братьев бегут друг за другом,

Друг друга не догонят.

Разно называются и разными делами занимаются.

(12 месяцев года.)

– Назовите эти месяцы. Знаете ли вы, откуда пришли их названия? Чем интересны следующие даты: 1 марта, 1 сентября, 1 января? (В разные времена эти даты были началом нового года.)

– Материал о календарях и счёте времени можно найти в книгах: «Что такое? Кто такой?», «Я познаю мир. История.» и других.

2. Новый материал.

· Сегодня мы поговорим о названиях месяцев в коми народном календаре. (XVII-XIX в.в.)

Учёным известны 3 списка календарей, в которых есть коми народные названия месяцев. Есть в них сходство и отличие, название одних месяцев можно сразу объяснить, а другие объяснить трудно, даже есть разные объяснения. Есть старинные календари, где какой-либо месяц и вовсе отсутствует. Названия некоторых месяцев похожи (или являются переводом) на народные русские названия месяцев; есть сходство и с названиями месяцев, которые существовали у сибирских народов (у эвенков, у энцев).

· Учитель называет название месяца, просит детей самих объяснить его происхождение, если встречается затруднение, делает это учитель. Для сравнения интересно предложить детям вспомнить народные русские названия месяцев (если об этом речь шла на других уроках) или дать эти названия в готовом виде (можно выбрать из списка названий, заранее подготовленном на плакате; с маленькими сообщениями могут выступить заранее подготовленные дети.)

Январь – холодный месяц (кöдзыд тöлысь), середина зимы (тöлшöр, тöв шöр).

Русские – перезимье, просинец (льды в просинь красит; после хмурых дней ясно становится, проясняет), сечень (рассекает, делит зиму на две половины).

Февраль – крепкий, суровый месяц (чорыд тöлысь); хилый, ненастный (урöс), но было и другое объяснение – урсим, от слова «ур» (белка) – беличий месяц, т.к. в этот период завершался сезон охоты на белку.

Русские – лютень, лютый, лютой (за крепкие морозы и неистовые метели); вьюговей, снежень; межень – межа, перелом, граница зимы и весны; самое меткое прозвище – «бокогрей»: на солнечной стороне заметно теплеет.

Март – сухой месяц (кос му, кос тöлысь) – это скорее всего перевод с русского, т.к. в коми крае март сухим редко бывал; вороний (месяц вороны – рака).

Русские – предвесенье, зимоборье (зима с весной борются; март зиму ломает, новому сезону дорожку торит); протальник (появление первых проталин); грачевник (появление первых грачиных стай); сухий.

Апрель – месяц таяния снега (лым сылан тöлысь); – косму (сухая земля) – в южных районах коми края это уже сухое время.

Русские – березень (сокодвижение у берёз, пробуждение); цветень (время распускания первых цветов); снегогон, весна воды.

Май – месяц появления травы (эж петан тöлысь); – ода кора (весенняя зелень, молодые листья).

Русские – травень, песенник (зеленеет, цветёт и веселится всё в природе).

Июнь – месяц оводов и комаров (лöддза – номъя тöлысь).

Русские – изок (от слова «кузнечик» – из июньских трав бодро раздаётся трескотня этих жесткокрылых попрыгунчиков); «червень» – красный месяц (в это время года наши предки собирали в лесу особое растение, из которого добывали червонную – красную – краску, отсюда же пришло слово «червление» – окрашивание); хлеборост (день ото дня крепнут хлеба, поднимаются стеной); разноцвет (всё новые и новые цветы, одни краше других, рассыпает июнь по полям и лугам).

Июль – месяц липы (это скорее перевод с русского, т.к. у нас липы – редкость); – сöра (созревание злаков).

Русские – липец (от слова липа, времени её цветения); серпень (от зажина ржи серпом); сенозарник, страдник (по началу страдной, сенокосной поры); сладкоежка; грозник (иногда за месяц бывает до 15 гроз).

Август – месяц серпа (чарла тöлысь); – моз, мозь (уборка урожая и месяц изобилующий урожаем, богатый).

Русские – густарь, густоед, разносол (всего густо, вдоволь, щедроты августа несметны); жнивень, серпень (от разгара жатвы); зарев (от ярких холодных зорь); ленораст (от расстила льна на росистых лугах).

Сентябрь – арса тöлысь – осенний месяц; – кöч тöлысь – заячий месяц – это сезон массовой охоты на зверька, т.к. после линьки побелевший заяц хорошо был заметен в поредевшем лесу.

Русские – руен (жёлтый цвет осени); ревун (дожди и непогода); хмурень (угасание солнечного света, ранние сумерки).

Октябрь – месяц листопада (кор усян тöлысь); – месяц осеннего снега; погода с резкими холодными ветрами.

Русские – владелец золотой осени; грязник; предзимье.

Ноябрь – месяц снегопада (лым усян тöлысь).

Русские – листогной; предзимье, зазимье (время первых морозов, порош, снега); ледостав; первопуток.

Декабрь – месяц мерзлоты (кынöд тöлысь).

Русские – студень, стужайло, студный (лютый, морозный; зиму начинает; воевода мороз санные пути настилает, по рекам мосты наводит).

· Какие особенности окружающей природы отражены в народных названиях месяцев? (Природные явления разных времён года; охотничьи события разных сезонов.)

– Какие названия месяцев особенно поэтичны, трогательны, нежны? Почему?

3. Закрепление изученного.

1) Соотнести названия.

декабрь – … январь – … февраль – … суровый месяц месяц мерзлоты холодный месяц месяц снегопада (это «ловушка», это ноябрь)

2) Какой месяц имеет названия: осенний месяц, заячий месяц?

Август, сентябрь, октябрь, ноябрь.

3) Узнай: рака (месяц вороны) – это:

март

апрель

май

4. Домашнее задание.

Подобрать (или придумать) загадки про месяцы года. Составить 1-2 вопроса для викторины о коми народных названиях месяцев.

 

Урок 2 (18). Коми промысловый календарь.

1. Проверка домашнего задания.

· Конкурс загадок. (Дети читают загадки о месяцах года. Сразу вспоминают коми народное название месяца.)

· Викторина. (Дети задают подготовленные вопросы классу. Обратить внимание на то, почему появилось то или иное название месяца.)

2. Новый материал.

– Вспомните, о какой особенности коми народных календарей узнали на прошлом уроке? (Они все были неполные: в одном пропущен месяц июнь; в другом – ноябрь; в третьемиюль и сентябрь.) А почему? (Оказывается, в народном календаре было не 12 месяцев, а меньше.)

– С чем такое деление было связано? Какие были старые календари в коми крае?

– Об этом речь пойдёт на уроке.

· Было время, когда год делили на периоды не по количеству дней (не по месяцам), а по определённым сезонам. Как вы думаете, какие можно выделить периоды? (Варианты детских ответов.)

– У наших предков такие периоды выделялись по следующим признакам:

охотничьи

хозяйственные

природные явления

Таких событий меньше в жизни, вот и месяцев – периодов было меньше.

· Охотничьи сезоны были приурочены к определённому периоду охоты на каких-либо животных и времени полного запрета на охоту. Когда можно было охотиться, как думаете? Когда – нельзя? Объясните.

· Какие хозяйственные события могли стать основой счёта времени? (Посев, посадка; уборка урожая, время заготовок впрок; обработка льна и других волокон; прядение; заготовка дров и др.)

· Какие природные явления становились временем отсчёта? (Особенно выделялись ледоход, ледостав; прилёт и отлёт птиц; появление первой зелени и начало цветения растений; созревание урожая; выпадение и таяние снега.)

· В музеях, да и в домах у охотников сохранились уникальные календари. Для счёта времени долгое время использовали особые деревянные резные календари (пу святсi) – это шестигранные деревянные бруски с насечками на ребрах по количеству дней в году и в месяцах. Ими очень долго (до начала ХХ в.) пользовались промысловики – охотники.

(См. книгу: «Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник», с. 51.)

Древний промысловый календарь.

А теперь послушайте рассказ об одной удивительной находке.

В 1976 г. на реке Вычегде, вблизи с. Сторожевск, местный житель нашёл и передал в Коми научный центр археологии бронзовое кольцо.

(См. рис. в книге: «Народное искусство коми».)

Изучив его, археологи пришли к выводу, что это древний промысловый (охотничий) календарь, он относится к I-II тыс. н. э.

Рассмотрите рисунок кольца-календаря. Что вам кажется в нём необычным, удивительным? О чём хотите узнать?

На кольце изображено 9 фигурок животных (это основные промысловые животные нашего края).

Начало года совпало с днём весеннего равноденствия – 22 марта – (на кольце отметка знака солнца), затем счёт идёт против часовой стрелки. Счёт времени производился с использованием биологических ритмов основных промысловых животных (гон, появление потомства, выход медведя из берлоги и др.).

В качестве основной счётной единицы используется четырехдневная «неделя». Чётко представлено деление года на весенне-летний и осенне-зимний периоды. Весенне-летняя, активная половина года идёт под знаком медведя; в активной половине находятся периоды («месяцы»), обозначенные изображениями оленя, горностая и росомахи. Осенне-зимний, пассивный сезон проходит под знаком лося; в нём находятся периоды выдры, лисы, белки, куницы.

Период медведя продолжался с 22 марта по 27 апреля. В это время медведи покидают берлогу.

В период оленя (28 апреля – 2 июня) как у домашнего, так и у дикого северного оленя появляется потомство.

В период горностая (3 июня – 4 июля) – у горностая начинается активизация хищнической деятельности. На это время приходилось летнее солнцестояние. У коми народа эта фаза солнца отражена в песне о Горностай-девице:

– Горностай-девица, Чабанэ,

Из чего сделано дно твоего ведра?

– Солнца диск ведру моему дном служит.

Период росомахи продолжался с 5 июля по 9 августа, он завершал непромысловый сезон. В это время у росомахи начинается кочевая жизнь самок с подросшим молодняком. «Браконьерская» деятельность этого хищника в выводковый период в лесу резко противоречила нормам промысловой морали, что и стало причиной включения её в календарь в этот период.

У коми охотников отношение к этому зверю было особое: с одной стороны, росомаху уважали за силу и ловкость, с другой – ненавидели за кровожадность, разорение промысловых кладовых, похищение добычи из ловушек.

В период лося (с 10 августа по 4 октября) происходит гон диких копытных. На период лося приходилась дата осеннего равноденствия. На календаре это отмечено знаком солнца. В легендах и поверьях это тоже нашло отражение. (Вспомните легенду о том, как в осенний день лось похитил солнце. Наступила на земле ночь.) О старинном делении года на два сезона говорит и такой пример: для обозначения возраста людей у коми используется слово «ар» (осень), а не «во» (год).

Период выдры (с 5 октября по 19 декабря) являлся самым продолжительным в промысловом календаре и связан был с подготовкой к пушной охоте. Выбор выдры связан с особыми поверьями. Выдра олицетворяла водную стихию. Она могла (как и щука) выступать в роли водяного духа. Рассуждения могли быть такими: выдра – вода – подводный мир – мрак – период поздней осени.

Период лисицы охватывал промежуток года с 20 декабря по 24 января и продолжал пушной сезон. На этот период приходится дата зимнего солнцестояния. На календаре она отмечена зарубкой на хвосте зверя и значком на внешнем ободе.

Период белки продолжался с 25 января по 21 февраля. Она принимала «пушную эстафету» у лисицы. У коми охотников на этот период приходится этап массового беличьего промысла. (Он отразился в коми народном календаре – февраль носил название «урсим», «ур» – белка.)

Период куницы (с 22 февраля по 21 марта) завершал пушной сезон и охоту в целом. Он заканчивался днём весеннего равноденствия, на это событие указывает знак солнца, помещённый под мордой зверька.

Продолжительность периодов («месяцев») очень разная: от 28 дней до 76 дней. Как думаете, почему?

Случаен ли был выбор зверей? (Нет.) С чем могло быть это связано? (Именно эти звери распространены в лесах, являются объектом промысла; с большинством из них связаны легенды и поверья.)

· Этот календарь доказывает, что предки коми хорошо знали все четыре солнечные фазы, могли по ним ориентироваться, вести счёт; имели понятный им, своеобразный календарь для счёта времени.

3. Закрепление изученного.

– О каких древних календарях узнали на уроке? Чем они вас удивили?

– Как выглядел промысловый календарь? Расскажите.

– Отгадайте загадки о животных, которые были изображены на древнем календаре. Вспомните, почему они были изображены?

· Как чистый снег в горах Алтая,

Белеет шкурка… (горностая).

· В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется… (медведь).

· Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

· Устелет мхом она гнездо

(Зимою будет там тепло),

Натащит вдоволь для детишек

Орехов, желудей и шишек

И нагрызёт их мелко-мелко

Заботливая мама… (белка).

· Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень.)

· Посмотрите-ка, какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

– Кого из зверей не назвали? (Росомаху, куницу, выдру.)

4. Домашнее задание.

Подобрать интересный материал о животных промыслового календаря. (Загадки, описания, вопросы для конкурса знатоков.)

 

 

Урок 3 (19). Охота – главное занятие населения коми края.

1. Проверка домашнего задания.

· О каких календарях узнали на прошлом уроке? Расскажите.

· Выберите те явления природы, которые не могли стать способом счёта времени. Объясните, почему.

Ледоход, таяние снега, радуга, ледостав, снегопад, гроза, прилёт и отлёт птиц, дождь, выпадение снега, метель.

– Расскажите, как по остальным природным явлениям можно вести отсчёт времени.

· Прочитайте названия животных. Кого из них не было изображено на древнем промысловом календаре коми? Почему? А кто пропущен?

Росомаха Тигр Горностай

Лисица Белка Слон

Волк Куница Глухарь

(Пропущены: лось, северный олень, медведь, выдра.)

· Конкурс загадок, вопросов-описаний.

(Дети зачитывают подготовленные загадки, описания, интересные вопросы о животных, которые были изображены на древнем промысловом календаре.)

2. Новый материал.

С этого урока мы начнём изучать занятия населения нашего края в древности.

Послушайте небольшой рассказ и попробуйте догадаться, какое занятие было главным.

· В давние времена не было в нашем крае ни больших сёл, ни городов, ни железных дорог, ни фабрик и заводов. Вся земля наша большая была лесами скрыта. Леса глухие, тёмные, таёжные; стеной стоят. А зверья да птицы в них – тьма-тьмущая, не сосчитать. А каким зверем богат лес таёжный, парма? (Белка, куница, лось, медведь, птицы.)

– Так какое занятие было основным у наших предков? (Охота.) Почему охота была главным занятием? (Не было других.) Что давала охота? (Продукты питания, одежду.)

А ещё, шкурки животных и дичь выполняли роль денег, они служили платой при обмене товарами. Например, в Киевской Руси (более 900 лет назад) денежной единицей были куны, т.е. шкурки куницы. А в коми крае на куниц и белок издавна охотились.

· У охотников было два промысловых периода. Как думаете, какие?

Периоды охоты.

 

Осенний. (середина августа – начало декабря)   Глухарь, тетерев, рябчик, утка, гусь, норка, куница, лиса, выдра, белка, заяц.   Весенне-зимний. (январь – начало апреля)   Пушные звери (особенно песец), олень, лось, боровая дичь (глухарь, тетерев, рябчик).

– А в какой период охота запрещалась? (Конец весны – лето.) Почему?

· Осенью охотники чаще уходили на промысел поодиночке. У каждой семьи были свои охотничьи угодья, там и промышлял охотник. Свои угодья отмечались особыми знаками – пасами– которые наносились на деревья, столбы по границам угодий.

Пас – это знак, метка. (Их ставили углём, дёгтем, рисовали мелом, делали в качестве зарубок, нарезок; они даже могли стать личной подписью, когда не умели писать.)

(Рис. пасов см. в книге «Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник», с. 104.)

Рассмотрите рисунки пасов. Где мы их встречали? (В качестве элементов орнамента на разных предметах и вещах.)

Охота в своих угодьях называлась охотой по путику.

Путик – охотничья тропа. Она-то и помечалась особыми зарубками, отметинами (пасами).

Путик протаптывался многими поколениями одной охотничьей семьи и передавался по наследству.

На охотничьем путике сооружались постоянные охотничьи домики – избушки. Для чего они были предназначены? (Для ночлега или жизни в ней на всё время охоты.) Что имелось в избушке? (Запасы еды, сухие дрова, спички.) Всё это доставляли иногда в избушку летом, на лодке, по реке.

Другой вид охотничьей избушки – кола. (См. рис. в книге «Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник», с. 53.)

«Это постоянное или временное промысловое жилище, низкое сооружение из брёвен, крыша с покрытием из еловой коры. Пол, очаг, нары обычно отсутствовали. Огонь разводили перед входом в колу, спали на подстилке из ветвей. Иногда делали примитивный очаг из камней с берестяной трубой – вытяжкой. Название кола связано с древним названием примитивного жилища.»

А где хранили добычу? (Амбар, кладовая.) Их делали на сваях. Почему? Маленькие амбарчики на сваях устраивали даже на большом пне. Высота достигала 4 м. Поднимались в него по лестнице, лаз был в полу.

(См. рисунки в книгах:

«Народное искусство коми»,

«Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник», с. 40-44;

«Традиционная культура народа коми: этнографические очерки», с. 58, 59;

«Лесной человек Яг-морт и другие сказки», с. 15.)

· Зимой обычно охотились артельно (команда из 5-7 охотников). Брали вожака – опытного охотника. Артель уходила на охоту в дальние районы: в Сибирь, за Уральские горы, в Пермские земли (за 100-150 км или 200-300 км от дома).

В таких далёких походах надо было думать о том, где устроить ночлег, оставить добычу.

Временные ветровые заслоны назывались кола, чом (шалаш) – см. рис. в книге «Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник», с. 53, 164.

«Чом – временное промысловое жилище, он сооружался на месте кратковременного привала при охоте артелями. Представлял из себя шалаш с тремя стенами. Для покрытия чома служили сосновая и еловая кора, ветви, сено. На более продолжительных стоянках боковые и заднюю стены изготовляли из тонких брёвен. Для многочисленных артелей строили сдвоенный чом.»

Для отпугивания зверей и обогрева устраивали особый костёр нодья, который мог гореть очень долго, всю ночь.

«Нодья – (нодъя, нодьдя) – костёр особого устройства, предназначенный для длительного горения. Нодья состоит из двух брёвен длиной 2-3 м, положенных друг на друга и закреплённых колышками. В соприкасающихся поверхностях брёвен, в специально вырубленных во всю длину пазах помещается растопка из бересты, стружек. Коми охотники сооружали нодью при ночлеге под открытым небом.» (Книга «Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник», с. 89.)

– Каким же был охотничий промысел?

3. Закрепление изученного.

Сегодня мы узнали много новых слов, понятий, терминов. Проверим, как вы их поняли, запомнили. (На доске даны карточки со словами. Учитель читает пояснения, дети находят карточку.)

· Период охоты на зверей или птиц. промысел

· Охотничья тропа. путик

· Группа охотников-промысловиков. артель

· Охотничья лесная избушка, укрытие для ночлега. кола, чом

· Особый родовой знак, метка. пас

· Охотничий незатухающий костёр. нодья

· Место для хранения добычи. амбар

4. Домашнее задание.

Придумать, нарисовать знак – пас, дать ему название. Уметь объяснить.

Составить кроссворд о промысловых животных нашего края.

 

 

Урок 4 (20). Костюм коми охотника.

1. Проверка домашнего задания.

· Знаете ли вы промысловых животных?

Разгадать кроссворд, вписать названия по имеющимся буквам – первые буквы слов.

  г л у х а р ь              
    и       я         б      
л о с ь     б   т е т е р е в
    а       ч         л     о
            и         к     л
            к у н и ц а     к
              т              
              к              
            з а я ц          

· Разгадывание кроссвордов (в парах, группами), составленных детьми. Оценивание выполнения кроссвордов.

· Расскажите об охоте то, что запомнилось, вызвало интерес.

· Что такое пас? Покажите свои рисунки пасов. Прокомментируйте их.

· Знаете ли вы, что это? (Учитель показывает карточки со словами, дети объясняют их значение.)

кола чом нодья артель путик

промысел амбар

2. Новый материал.

1) Способы охоты.

– Какие приспособления, снаряжения существуют у современного охотника? У коми охотников ружья появились недавно, а с помощью чего охотились в старину?

· Очень широко использовали охотники самоловные орудия. Это такие приспособления, которые устанавливались на лесных тропах, деревьях; дичь и звери в них запутывались. Так ловили зайцев, белок, горностаев, песца, уток, глухарей, рябчиков. К таким орудиям относились деревянные и веревочные приспособления: ловушки, силки, петли, сети, капканы.

Для охоты на лосей и медведей использовались лук, копьё.

(См. книгу «Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник», с. 42.)

2) Снаряжение охотника.

· Лыжи (лямпы). Они у коми охотников появились очень давно, много веков назад. Были лыжи двух типов: голицы и обшитые мехом оленя (камусом). Изготавливали их из древесины ели или берёзы, длиной 1,5-2 м, шириной 14-17 см. Для ног была ступательная площадка. При ходьбе на лыжах использовалась специальная обувь.

(Рис. См. кн. «Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник», с. 71.)

Сравнить охотничьи лыжи с современными спортивными.

· Рассмотрите рисунок охотника. (Там же, с. 53.) Что они держат вместо лыжных палок?

Специальных лыжных палок тогда не было, при ходьбе их заменял охотничий посох – койбедь. Это особый промысловый посох: древко до 2 м длиной, с одной стороны – металлический копьевидный наконечник, а с другой стороны – лопатка.

Как использовался охотничий посох? (Как копьё, как лыжная палка – опора, для пробивания льда, лопатка для раскапывания снега, ударом посоха по дереву вспугивали белок.)

· Нарты (сани) – это длинные ручные санки 2-4 м длиной, которые выдерживали груз до 200 кг. Охотник их тянул сам или впрягали собак; а на севере края – только собак.

(Рис. см. «Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник», с. 87.)

3) Одежда охотника.

· Особенность одежды – лузан – короткая промысловая накидка. (Рис. см. «Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник», с. 70 или иллюстрации к сказкам про Перу-богатыря.) Лузан изготавливали из прямоугольного куска ткани с отверстием для головы из холста или сукна, обшитого кожей. На полах с внутренней стороны были карманы для размещения припасов и добычи, они вмещали до 30 кг груза. На спине была петля для топора. Укреплялся лузан ремнём.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 7746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.