Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 65. Основные требования по рациональному использованию и охране недр 2 страница




Законы, регламентирующие введение платности при­родопользования: "О платежах за землю" (1991), "О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)" (1991), "Об отходах производства и потребления" (2000). Позволяет создать материаль­ную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсос­бережении и охране окружающей среды.

Закон "О праве собственности на землю" (1993) регулирует формы собственности и хозяй­ствования на земле, рационального ее использования и охраны. Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бела­русь "О праве собственности на землю " (1997) расширен круг субъектов частной собственности на землю. Теперь земля в Бе­ларуси может быть в частной собственности не только граждан республики (для ведения личного подсобного хозяйства, строи­тельства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства), но и в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.

Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нане­сенного природной среде ущерба.

В области природопользования наиболее распространенны­ми являются меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие предприятий или запрет на пользование природными ресурсами). В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об администра­тивных правонарушениях к таковым относятся посягательство на государственную собственность, нарушение прав государ­ственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или обществен­ного имущества.

Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природо­охранного законодательства без нанесения значительного ущер­ба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от возмещения матери­ального ущерба, если таковой образовался в результате содеян­ного нарушения.

Материальная, или имущественная, ответственность на­рушителей природоохранного законодательства состоит в воз­мещении ущерба, причиненного их неправомерными действия­ми. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специаль­ным таксам или в соответствии с общими нормами гражданско­го законодательства на основании решения суда по иску потер­певшей стороны.

К уголовной ответственности привлекаются субъекты, ви­новные в нанесении значительного ущерба природной среде, по­влекшего гибель людей или особо крупные материальные поте­ри. Конкретные составы экологических преступлений установ­лены в Уголовном кодексе Республики Беларусь (ст. 263—284), в частности, умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов; нарушение требований эко­логической безопасности при проектировании, размещении, строительстве или в процессе эксплуатации промышленных или иных объектов, повлекшее смерть, либо заболевания лю­дей, либо причинение ущерба в особо крупном размере; порча земли; нарушение правил охраны недр; загрязнение либо засо­рение вод; загрязнение, уничтожение либо повреждение леса и др.

 

 

48. Экологический мониторинг, его функции и задачи.

Получение объективной информации о природной среде и характере воздействий на нее требуют постоянного наблюдения и контроля - организации системы мониторинга.

Мониторингом окружающей природной среды называются постоянные, комплексные наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, а также оценка и прогноз ее состояния, определение степени антропогенного воздействия на окружающую среду, выявление факторов и источников воздействия.

Целью экологического мониторинга является оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности.

Выделяют различные виды мониторинга в зависимости от критериев:

- биоэкологический (санитарно-гигиенический);

- геоэкологический (природно-хозяйственный);

- биосферный (глобальный);

- геофизический;

- климатический;

- биологический:

- здоровья населения и др.

Особую роль в системе экологического мониторинга играет биологический мониторинг. Биологический мониторинг - это контроль состояния окружающей природной среды с помощью живых организмов.

Могут быть выделены глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга.

Цели, методические подходы и практика мониторинга на разных уровнях отличаются.

Наиболее отчетливо критерии качества окружающей среды определены на локальном (импактном) уровне. Цель регулирования здесь - обеспечение такой стратегии, которая не выводит концентрации определенных приоритетных антропогенных загрязняющих веществ за допустимый диапазон. Он представляет собой величины предельно допустимых концентраций (ПДК).Объектом воздействия на локальном уровне является человек.

На региональном уровне подход к мониторингу основан на том, что загрязняющие вещества, попадая в окружающую среду, рассеиваются, включаются в круговорот веществ в биосфере, изменяют состояние абиотической составляющей и. как следствие, вызывают изменения в биоте.

Особенно сложны проблемы экологического мониторинга на глобальном уровне. До сих пор цели такого мониторинга недостаточно четко сформулированы. Кроме того, мониторинг на локальном и региональном уровнях, как правило, является внутригосударственной задачей, тогда как глобальный мониторинг - задача мирового сообщества, ибо он отвечает интересам всего человечества.

На практике цели глобального мониторинга определяются в ходе международного сотрудничества в рамках различных международных организаций, соглашений (конвенций) и деклараций.

Идея создания Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была высказана на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 году.

Цель ГСМОС - изучение Земли.

1. Закономерности химических процессов в глобальной атмосфере и роль биологических процессов в круговоротах малых газовых компонентов.

Проекты, выполняемые по этим направлениям, ставят целью, в частности, анализ влияния изменений содержания озона в стратосфере на проникновение к земной поверхности биологически опасного ультрафиолетового излучения, оценку влияния аэрозолей на климат и др.

2. Влияние биогеохимических процессов в океане на климат и обратные влияния.

Проекты включают комплексные исследования глобального газообмена между океаном и атмосферой, морским дном и границами континентов, разработку методик прогнозирования реакции биогеохимических процессов в океане на антропогенные возмущения в глобальном масштабе.

3. Изучение прибрежных экосистем и влияние изменений землепользования.

4. Взаимодействие растительного покрова с физическими процессами, ответственными за формирование глобального круговорота воды.

В рамках этого направления будут проводиться исследования по программе глобального эксперимента с целью изучения круговорота энергии и воды в дополнение к исследованиям по Всемирной программе исследований климата.

5. Влияние глобальных изменений на континентальные экосистемы.

Будут разрабатываться методики прогноза воздействий изменений климата, концентрации углекислого газа и землепользования на экосистемы, а также обратных связей; исследоваться глобальные изменения экологического разнообразия.

6. Палеоэкология и палеоклиматические изменения и их последствия.

Будут проводиться исследования с целью реконструкции истории изменений климата и окружающей среды за период с 2000 г. до н.э. с временным разрешением не более 10 лет.

7. Моделирование земной системы с целью прогноза ее эволюции.

В Республике Беларусь формируется Национальная система мониторинга окружающей среды - НСМОС

НСМОС решает следующие задачи:

регулярные наблюдения за состоянием экосистем;

сбор, обработка и хранение информации;

оценка фактического состояния экосистем;

формирование сети мониторинга;

составление прогнозов состояния окружающей среды;

оповещение об экологически опасных явлениях;

подготовка информации для органов управления и общественности.

Органами управления Национальной системы мониторинга являются:

-органы управления, ответственные за функционирование макросистемы в целом, - Минприроды Республики Беларусь и его подразделения;

-органы управления, ответственные за функционирование отдельных структурных групп, - министерства.

В Республике Беларусь осуществляются следующие виды мониторинга:

-медицинский, сущность которого состоит в наблюдении и составлении прогноза здоровья населения;

-мониторинг окружающей среды, включающий мониторинг атмосферного воздуха, гидросферы, земель, общего содержания атмосферного озона, сейсмический (возможность и последствия землетрясения), физических явлений и факторов состояние акустической, вибрационной, инфразвуковой и электромагнитной ситуации на территории населенных пунктов), радиационный, комплексный (контроль за состоянием экосистем при естественной - антропогенная нагрузка минимальна или отсутствует) и при значительной антропогенной нагрузке;

-биологический, включающий мониторинг растительности и животного мира;

-импактный. охватывающий мониторинг чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий), и локальный мониторинг, изучающий воздействие на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников загрязнения.

С целью обеспечения формирования и функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь образован Межведомственный координационный совет по реализации Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды.

 

 

49. Системы прогнозирования и планирования в области охраны окружающей среды.

Планирование мероприятий по охране окружающей среды осущест­вляется на основе прогнозных показателей, разработанных и утвержден­ных государственных программ социально-экономического развития страны, государственных и отраслевых программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, республи­канских, областных и иных комплексных схем охраны окружающей среды и требований природоохранного законодательства. Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы.

Особенность разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что его объектом являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления, характеризующиеся различной степенью динамичности. При этом крайне важно является заблаговременно предвидеть последствия антропогенного воздействия на окружающую среду. Организация прогнозирования и планирования природопользования и природоохранной деятельности в Республике Беларусь отражена на рис.

Составление долгосрочны планов и прогнозов в которых определяется экономическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз включает определение основных направлений и масштабов воздействий на качество окружающей среды. Согласно Закону РБ “Об охране окружающей среды” целью планирования мероприятий по охране окружающей среды и природопользования является:

обеспечение гармоничного развития природы и общества с учетом научно-обоснованных интересов экологических, социальных и экономических систем;

выбор наиболее эффективных средств природопользования;

предотвращение и ликвидация негативных последствий и сохранение и увеличение природно-ресурсного потенциала государства.

Эколого-экономическое планирование – это часть народно-хозяйственного планирования. Оно рассматривается как система мероприятий по сокращению ущерба от загрязнения окружающей среды, нарушение баланса в природе и созданию эколого-ресурсного фундамента будущего социально-экономического развития государства и его регионов.

Планирование природопользования основывается, с одной стороны, на оценке состояния окружающей среды и отдельных ее компонентов ресурсов и их использовании в народном хозяйстве. С другой стороны, учитывались материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы, которые выделялись для осуществления природоохранных мероприятий в планируемом периоде.

Национальная стратегия устойчивогосоциально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу (15 лет)   Основные направления социально-экономического развития республики (10 лет), Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (5 лет)   Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочный период (1 год)
               
                     
Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды   Государственная научно-техническая программа “Природопользование и охрана окружающей среды”   Государственная программа Республики Беларусь по минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС   Планы (схемы) охраны отдельных природных комплексов и экосистем
                     
                               

 

Отраслевые прогнозы (планы, программы) охраны окружающей среды (отдельные министерства, ведомства, хозяйствующие субъекты)   Территориальные прогнозы (планы, программы) охраны окружающей среды (области, города, района, территориально-производственных комплексов)

 

Текущее эколого-экономическое планирование осуществляется в рамках годовых экономических программ и охватывает следующие направления:

• охране и рациональному использованию земель;

• охране и рациональному использованию водных ресурсов;

• охране атмосферного воздуха:

• охране лесных ресурсов:

• организации заповедных территорий, проведению биотехнических мероприятий по сохранению и воспроизводству диких зверей и птиц;

• воспроизводству рыбных запасов;

• охране недр и рациональному использованию минеральных ресурсов с разработкой мероприятий по повышению степени извлечения из недр полезных ископаемых;

• вводу в действие природоохранных объектов за счет государственных капитальных вложений.

Планирование природопользования предполагает разработку следующих заданий:

• задания по допустимым уровням воздействия на окружающую среду (показатели водопотребления, сбор сточных вод, поступления выбросов в атмосферу и др.);

• комплекс заданий по предотвращению и снижению вредного воздействия на окружающую среду, а также улучшению использования природных ресурсов (водо-, атмосфероохранные, прелнвоэрогионные, лесовосстановительные мероприятия, задания по воспроизводству рыбных запасов, мероприятия по повышению полноты и комплексности использования минерального сырья, задания по использованию вторичных ресурсов и т.д.).

В РБ разработана система прогнозирования рациональным природопользованием. Эта система охватывает все основные виды природных ресурсов.

Минерально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы оцениваются по данным балансовых записей полезных ископаемых.

Водные ресурсы рассматриваются на прогнозируемый период в 3-х аспектах: запасы водных ресурсов, водохозяйственный баланс, водное хозяйство по отраслям и территориям.

Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляются на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы разрабатываются территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций.

Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами использования отдельных видов ресурсов.

На крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоятельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства.

Обычно в них находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности:

- разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду;

- строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов;

- содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования;

- планируемое снижение (при расширении производства возможно увеличение) выбросов (сбросов, отходов) по отношению к предыдущему году;

- разработка экологического паспорта предприятия;

- контроль за работой природоохранных объектов, экологический аудит и др.

Определяются общая сумма природоохранных затрат (в том числе объем капитальных вложений), источники финансирования (собственные природоохранные фонды, местные бюджеты и др.), сроки начала и окончания работ, объемы освоения средств поквартально, ожидаемый природоохранный эффект.

Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. По некоторым природным комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды. В разные периоды разрабатывались схемы комплексного использования и охраны водных и земельных ресурсов бассейна р. Западная Двина, оз. Нарочь и других природных объектов.

Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и природных сред проводится при помощи действующих методов (балансовый, нормативный, программно-целевой, экспертных оценок и др.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются мероприятия по их охране и рациональному использованию. Например, по использованию и охране водных ресурсов планируются следующие показатели - объем используемой воды, объем оборотной и последовательно используемой воды, лимит допустимых сбросов сточных вод, ввод в действие очистных сооружений и др.

 

50. Сущность и основные требования к разработке экологических нормативов.

Разработка экологических нормативов – важная составляющая эффективной работы предприятия. Специалисты компании «ЭкоЛогика» имеют большой опыт в разработке нормативов и хорошо ориентируются в производственных процессах, именно поэтомуособо важные проектыклиенты доверяют нам.

Разработка экологических нормативов – непременное условие успешной работы

К экологическим нормативам относятся предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимые сбросы (ПДС) и нормативы образования отходов и лимиты на их размещения(ПНООЛР).

Разработка эконормативов ПДВ производится для стационарного источника загрязнения, соответствующего гигиеническим и экологическим нормативам, с учетом его технических характеристик и фонового загрязнения воздуха. Профессионально разработанный сотрудниками компании «ЭкоЛогика» проект ПДВ помогает снизить уровень концентрации вредных веществ до санитарных норм и максимально защитить атмосферу.

Разработка эконормативов ПДС – обязательное условие для предприятий всех форм собственности осуществляющих сбросы в водные объекты. Они разрабатываются на основании Государственных стандартов. Нормативы регламентируют водоотведение или другие виды деятельности, способные негативно влиять на подземные и поверхностные водные объекты.

Разработка ПНООЛР крайне важна для каждого предприятия, потому как любой производственный процесс подразумевает постоянное образование отходов. В зависимости от степени опасности, отходы подлежат утилизации, размещению и захоронению. Проект ПНООЛР призван рассчитать состав отходов по количеству и качеству, предусмотреть все варианты их дальнейшего размещения, возможного использования и порядок утилизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.