Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Владимир Викторович Глухов




Менеджмент

Владимир Викторович Глухов

 

 

А все, что было написано прежде, написано нам в наставление.

Апостол Павел

 

Менеджмент исторически возник одновременно с первым сознательным трудом человека. Необходимость организации последовательности действий, согласования деятельности людей при выполнении общей работы потребовала управленческих решений. Практическая потребность повлекла за собой выработку общих понятий, принципов, рекомендаций. В древнеиндийском трактате «Артхашастра» (IV–III вв. до н. э.) возникают первые оценки управленческих действий: «верное» и «неверное», «польза» и «вред» и др.

В древнеегипетском «Поучении Птаххотепы» (II в. до н. э.), в частности, содержатся такие советы: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова посетителя; не останавливай его прежде, чем он не облегчит свою душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благополучного решения своего вопроса».

Современный менеджмент – это область профессиональной деятельности, одна из базовых образовательных дисциплин. Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Во‑первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой‑либо другой язык, включая английский Британских островов. Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих, он указывает на социальное и должностное положение, но в то же время является названием соответствующей учебной дисциплины и области научного исследования… Именно менеджмент способствует экономическому и социальному развитию. Оно есть его результат. Всюду, где мы заботились о развитии только экономических факторов производства, особенно капитала, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда находила применение энергия менеджмента, возникало стремительное развитие. Иными словами, развитие – дело скорее человеческой энергии, чем результат экономического благополучия. «Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента», – так определяет значение менеджмента Питер Друкер (Peter F. Drucker) – автор современной концепции менеджмента. По сравнению с понятием «менеджмент» термины «руководитель», «организация», «мотивация», управление коллективом», «управление производством» являются частными.

Термины «менеджмент» и «менеджер» быстро вошли в русский язык. В настоящее время уже имеются базовая учебная дисциплина «менеджмент» и профессия «менеджер». Менеджерами называют руководителей подразделений в структурах управления организаций.

Материал учебника имеет теоретическую и методическую направленность. Он разделен на восемь частей, каждая из которых посвящена рассмотрению особенностей одной из областей менеджмента.

К сожалению, изучив предложенный материал, вы не сразу превратитесь в квалифицированного руководителя. Еще в начале XX в. Ф. Тейлор так определил набор качеств идеального человека: «Ум, образование, специальные или технические знания, физическая ловкость или сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье». К качествам, которыми должен обладать идеальный менеджер, следует добавить также практический опыт. Однако учебник даст вам знание систематизированных основ менеджмента, что позволит принимать решения и организовывать деятельность более эффективно. Знакомство с опытом предшественников значительно увеличит ваши управленческие возможности.

Актуальность обучения менеджменту объясняется объективными признаками современного производства: постоянное изменение производственных ситуаций, усложнение производственных проблем, рост затрат на персонал, расширение кооперации, увеличение скорости финансовых потоков, рост рыночной конкуренции. Каждый менеджер должен постоянно осознавать свои личные ценности, соотнося их с ценностями своей организации, обладать навыками эффективного самоуправления, стремлением к постоянному саморазвитию.

Настоящий учебник предназначен прежде всего для студентов, изучающих менеджмент как учебную дисциплину, но он может быть полезен руководителю в качестве информационно‑справочного пособия, материала для повышения квалификации. При использовании учебника в преподавательской деятельности рекомендуем дополнительное привлечение иллюстрированного лекционного материала учебно‑справочного пособия.[1]Напутствием для изучающих менеджмент могут стать слова великого экономиста Джона Мейнарда Кейнса, характеризующие экономику, но применимые в полной мере и к менеджменту: «На первый взгляд представляется, что изучение экономики не требует специальных способностей особенно высокого порядка. Не является ли экономика с интеллектуальной точки зрения очень легким предметом по сравнению с высшими разделами философии или чистой науки? Тем не менее хороший – или даже просто компетентный – экономист является редкой птицей. Легкий предмет, в котором очень немногие достигают успеха! Возможно, этот парадокс находит свое объяснение в том, что квалифицированный экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Ему необходимо достигнуть высокого уровня в нескольких различных областях и соединить в себе таланты, которые нечасто можно найти вместе. Он должен быть в определенной степени математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен представлять себе частное в терминах общего и улавливать абстрактное и конкретное в одном и том же полете мысли. Он должен изучать настоящее в свете прошлого для объяснения будущего».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.