Педагогическая симптоматика трудностей
| Психологические и другие причины
| Психолого-педагогические рекомендации
|
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр., "зуки" вместо "жуки", "Шапaги" вместо "сапоги", "панка" вместо "банка")
| Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
|
|
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания
|
|
Несформированность звукобуквенных ассоциаций
|
|
Недостатки в произношении
| Консультация логопеда
|
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр., «трва» вместо «трава», «кродил» вместо «крокодил», «жвт» вместо «живет», «сдт» вместо «сидит», «красны» вместо «красный», «набухл» вместо «набухли»
| Недостаточность звуко-буквенного анализа
|
|
Неустойчивость внимания
|
|
Сниженная работоспособность
| Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня»)
|
Индивидуально-психологические особенности (особенности темперамента)
| Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля
|
Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр., "васелки" вместо "васильки", "кон" вместо" конь", "смали" вместо "смяли")
| Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа
|
|
Не развито умение дифференцировать мышечные усилия
|
|
Не усвоены правила правописания
| Ликвидировать пробелы в знаниях
|
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова
| Несформированность фонетико-фонематического анализа
|
|
Недостаточность развития анализа пространственных отношений
|
|
Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов
| Недостатки в развитии вербального анализа
|
|
Несформированность понятия числа
|
|
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных
| Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
| Консультация логопеда
|
Недостаточность звукового анализа
|
|
Затруднения при определении последовательности звуков в слове
| Недостатки в развитии звукового анализа
|
|
Слабое развитие слуховой памяти
|
|
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (6-в, н-п, м-л, ш- т, 6- д и др.)
| Недостаточность зрительного анализа
|
|
Несформированность анализа пространственных отношений
|
|
Недоговаривание,
добавление звуков
| Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
| Консультация
логопеда
|
Недостаточность процессов звукового анализа
|
|
Недостатки в артикулировании
| Консультация логопеда
|
Добавление гласных букв, (напр., "галака" вместо "галка", "тарава" вместо "трава", "клюкива" вместо
"клюква", "кувашин" вместо"кувшин")
| Несформированность звуко-буквенного анализа
|
|
Неустойчивость произвольного
внимания
|
|
Перестановка букв и слогов в словах, (напр.,"звял" вместо "взял", "пеперисал" вместо "переписал", "уманя" вместо "умная")
| Недостаточность зрительного
анализа
|
|
Недостаточность звуко-буквенного анализа
| Консультация логопеда (при недостатках произношения)
|
Неустойчивость произвольного
внимания
|
|
При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок (напр. "виситнастне", "подорожке", "при летели", "в зела" вместо "взяла", "жи вет" вместо "живет", "жвлсу" вместо "живет в лесу", "послдаж" вместо "после дождя")
| Несформированность вербального анализа
|
|
Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза
|
|
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
|
"Зеркальное" написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде
| Недостаточность зрительного анализа
| Конструировать букву из ее элементов
|
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
|
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы
|
|
Замена букв по пространственному
сходству (с-е, б- д, u-п, н-п)
| Недостаточное развитие анализа
пространственных отношений
|
|
Недостаточность зрительного
анализа
|
|
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки
| Слабо развита тонкая моторика руки
|
|
Не сформированы зрительно-двигательные координации
|
|
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
|
Не усвоено понятие "рабочая строка"
|
|
Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца
| Не сформирована однонаправленность считывания слева направо
|
|
Недостаточно развит анализ пространственных отношений
|
|
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки)
| Недостаточно развит анализ пространственных отношений
|
|
|
Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз
|
|
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр
| Недостаточность зрительного анализа
|
|
Недоразвитие микромоторики
|
|
Несформированность зрительно-двигательных координаций
|
|
Несформированность дифференцированных зрительных образов букв
|
|
Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры)
|
|
Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно "надавливать" на ручку или карандаш
| Недоразвитие макро- и микро-моторики
|
|
Неумение дифференцировать мышечные усилия
|
|
Несформированность зрительно-двигательных координаций
|
|
Несформированность личностных качеств аккуратности
и прилежности
| Выработка соответствующих качеств
|
Очень медленный темп письма
| Несформированность зрительно-двигательных координаций
|
|
Недостаточное развитие микро-моторики
|
|
Трудности в произвольном управлении движениями
|
|
Инертность нервных процессов
| Предоставить возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; проводить тренировочные игры на быстроту реакции, работу в заданном темпе и ритме; выполнять задания с ограничением времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться).
|
Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв
|
|
Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа
|
|
С ошибками списывает с доски
| Несформированность процессов зрительного анализа
|
|
Неустойчивость произвольного внимания
|
|
Неумение поэлементно воспроизводить образец
|
|
Слабое развитие кратковременной зрительной памяти
|
|
Искажение почерка (нестабильность графических форм)
| Недостатки в развитии зрительно-двигательных координаций
|
|
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа
|
|
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы
|
|
Сложности при переводе звука в букву и наоборот
| Несформированность звукобуквенного анализа
|
|
Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы
|
|
Не усвоены понятия "звук" и "буква" и их соотношение
|
|
Дислексия
| Занятия с логопедом
|
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений)
| Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти
|
|
Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании
|
|
Недостатки в развитии произвольного внимания
|
|
Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв)
| Недостаточность развития процессов зрительного анализа
|
|
Недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв
|
|
Недостаточное развитие зрительной памяти
|
|
Тремор (дрожание руки) при письме
| Трудности в произвольном управлении микромоторикой
|
|
Неумение дифференцировать мышечные усилия
|
|
Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций
|
|
Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)
| Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня")
|
Появление или возрастание ошибок к концу работы
| Постепенное ослабление самоконтроля
|
|
Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции
|
|
Ослабление процессов произвольного внимания
|
|
Астеническое состояние
| Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня")
|
Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; например, "бабабушка ", "ш" вместо "и", "п" вместо " т ", " rт " вместо " т ")
| Недостаточность зрительного анализа
|
|
Несформированность понятия числа
|
|
Индивидуально-типологические особенности (инерция возбудительного процесса или преждевременное торможение)
| Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль
|
Плохо ориентируется в пространстве листа тетради
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ)
|
|
Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля
|
|
Трудности в усвоении алфавита
| Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти
|
|
Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию
|
|
Несформированность звуко-буквенного анализа
|
|
Затруднения в употреблении заглавной буквы
| Недостаточное развитие вербального анализа
|
|
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности
|
|
Не усвоено соответствующее правило
|
|
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений
| Несформированность вербального анализа
|
|
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия)
|
|
Трудности при определении слова как части речи (напр., "бег", "пение" называет глаголами, "лежать ", "молчать"- не глаголами, т.к. не обозначают действия)
| Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания)
|
|
Недостаточность операции абстрагирования
|
|
Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня (напр., часы - часовой, жарко жаркий, светает - свечка)
| Конкретность мышления
| Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов
|
Недостаточность мыслительной операции обобщения
|
Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что "жи-ши" пишется с буквой "и", пишет "сидел на крыши")
| Недостаточность операции абстрагирования
| Отдифференцировать условия, при которых пишется "и" или "е" (в дат. и предл. падежах)
|
Несформированность операции сравнения
|
Недостатки в развитии мыслительной операции анализа
|
Отсутствует "орфографическая зоркость" (не умеет найти орфограмму)
| Недостатки в развитии слухового вербального анализа
| Отчетливое громкое послоговое проговаривание зрительно воспринимаемых слов; отработать двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чаm, лив)
|
Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала
|
Несформированность звукового анализа
|
Недоразвитие зрительной памяти
|
Недостаточность звукобуквенного анализа
|
Недостатки в развитии самоконтроля
|
Несформированность двигательных образов слов
|
Недостаточное артикулирование слов при письме
|
|
Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой
|
|
Недостатки в развитии фонематического восприятия
|
|
Недостаточность развития процессов произвольного внимания
|
|
Неправильная постановка точки при письме
| Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль)
| Учить вычленять предложения из текста; составление предложения из отдельных слов; составление нескольких предложений; работа с деформированными предложениями и текстами (со слитно написанными словами, с пропущенными словами, рассыпанные предложения); выразительное громкое чтение; составление плана текста
|
| Недостаточность развития мышления (не понимает предложенный текст)
|
| Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого)
|
Не умеет находить ошибки в собственной работе
| Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию)
| Учить выделять отдельные слова и проверять каждое из них на соответствие общему смыслу предложения; делить отдельные слова на слоги, прочитать их и проверить, нет ли пропуска, замены, перестановки, удвоения букв или слогов; использование приема "ошибающийся" учитель"
|
Недостаточная концентрация
внимания
|