Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и профилактика нарушений осанки




Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем при­
вести к образованию стойких деформаций костной системы. Причин нарушений
осанки много: несоответствие мебели размерам ребекка, слабость мышц, низкая
двигательная активность, неправильная посадка за рабочим местом, юшение тя­
жести в одной руке, недостаточная освещенность рабочего места, плоскостопие
или разная длина конечностей и т. д. ', ;

Для профилактики нарушений осанки, следует регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе и пр. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой кровати, и при­том всегда на одном и том же боку. Нельзя до 3 месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до 6 — сажать, до -9-10 месяцев — надолго ставить на ножки. Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, напри­мер, при катании на самокатах. Нужно.следить за тем, чтобы маленькие дети не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на боль­шие расстояния, не переносили тяжестей. -~

Одним из условий сохранения нормальной осанки является соблюдение ги­гиенических требований к школьной мебели (см. гл. 12).


Рис. 2.8. Отпечаток нормальной (я) и деформированной при плоскостопии (б) стопы

На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной фор­ме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод слу­жит рессорой, которая обеспечивает эластичность походки. Если мышцы, под­держивающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу (рис. 2.8). При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появля-


ются боли, отечность, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночни­ка. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, топают, подгибают ноги в коленях; походка их напряженная, неуклюжая. У таких детей быстрее снашивается обувь, особенно внутренняя сторона подошвы и каб­лука. К концу дня дети могут жаловаться на тесную обувь, поскольку под влияни­ем длительной дневной нагрузки стопа еще более уплощается, и, следовательно, удлиняется.

Условия, способствующие развитию плоскостопия, различны, например: за­болевание рахитом; общая слабость и пониженное физическое развитие; излиш­няя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая на­грузка; преждевременное (ранее 10-12 месяца жизни) длительное стояние и пере­движение на ногах; длительное хождение по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука и задников.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц ног и стоп, ежедневные ножные ванны, хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно перено­сит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Следует внимательно относиться к подбору обуви для детей и при необходимости использовать ортопедические стельки.

Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре, включая утреннюю гимнастику, вводят специальные корригирующие упражнения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Значение скелета. Отделы скелета.

2. Способы соединения костей.

3. Особенности химического состава костей детей. Роль питания в формировании костной ткани.

4. Возрастные особенности изменения скелета. Рост костей в длину и толщину.

5. Строение скелетных мышц, их классификация, свойства.

6. Особенности формирования скелетных мышц в онтогенезе.

7. Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков. Вли­яние мышечной работы на функциональное состояние организма.

8. Физическое утомление.

9. Развитие у детей двигательной активности и координации движений.

 

10. Осанка. Виды осанки. Причины и профилактика нарушений.

11. Плоскостопие, причины и профилактика.


 


Глава 3

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Нервная система является основной регулирующей и координирующей системой организма. Она быстро и точно передает информацию ко всем органам и систе­мам, обеспечивает функционирование организма как единого целого.

С помощью нервной системы происходит прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью выс.цшхРтделов нервной системы связа­но осуществление психических функций: осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, организация целенаправленного поведения, абстрактное мыш­ление и речь.

3.1. ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Нервная система в функциональном и структурном отношении делится на цент­ральную и периферическую нервную системы (рис. 3.1).

Центральная нервная система (ЦНС) — это совокупность нервных образо­ваний спинного и головного мозга, которая обеспечивает восприятие, обработку, передачу, хранение и воспроизведение информации с целью адекватной реакции организма на изменения окружающей среды, организации оптимального функци­онирования органов, их систем и организма в целом.

ЦНС человека представлена спинным и головным мозгом, которые имеют мор­фологическую и функциональную специфику. Однако у всех структур нервной системы есть ряд общих свойств и функций:

* нейронное строение, электрическая или химическая синаптическая связь меж­ду нейронами;

* образование локальных сетей из нейронов, которое реализует специфичес­кую функцию;

" множественность прямых и обратных связей между структурами;



               
 
   
     
 
     
 
 


Симпатическая часть

Головной мозг в способность нейронов к восприя-

тию, обработке, передаче, хранению информации;

Спинной мозг

■ преобладание числа нейронов для ввода информации над числом ней­ронов, выносящих информацию из ЦНС;

■ способность к саморегуляции;

■ функционирование на основе реф­лекторного доминантного прин­ципа.

Периферическая нервная система

Периферическая часть нервной системы состоит из нервов — пучков нервных во­локон, выходящих за пределы головного и спинного мозга и направляющихся к различным органам тела, а также нерв­ных узлов (ганглий) - скоплений нерв­ных клеток вне спинного и головного мозга.

Рис. 3.1. Нервная система человека

В зависимости от строения и ин­нервации* периферических структур различают соматический и вегетатив­ный отделы нервной системы. Первый иннервирует сокращения поперечно­полосатой мускулатуры и некоторых органов (языка, глотки, гортани и др.), обеспечивает чувствительность тела че­ловека. Второй регулирует деятельность внутренних органов и обмена веществ в соответствии с текущими потребностями организма.

Вегетативная нервная система в свою очередь подразделяется на два отдела: симпатический и парасимпатический (рис. 3.2). Все эти отделы подчинены высшим вегетативным центрам, расположенным в промежуточном мозге. С деятельностью этой нервной системы связаны рефлекторные реакции поддержания кровяного дав­ления на относительно постоянном уровне, тегшорегуляция, изменение частоты и силы сердечных сокращений при мышечной работе и другие процессы.

* Иннервация (лаг. in —- внутри и nervus -— нерв) — снабжение какого-либо органа или гкани нервными волокнами, обеспечивающими их связь с ЦНС.

 

Симпатический отдел способствует интенсивной деятельности организма, осо­бенно в экстремальных условиях. Парасимпатический отдел —- система «отбоя», ко­торая помогает организму восстановить истраченные ресурсы. Например, симпа­тический нерв ускоряет и усиливает работу сердца, а парасимпатический (блужда-


Рис. 3.2. Схема вегетативной нервной системы: 1 — глаз; 2 — слезная железа; 3 — дыхательные пути; 4 — подчелюстная железа; 5 — подъязычная железа; 6 — околоушная железа; 7 — сердце; 8 — трахея; 9 — пищевод, желудок; 10 — печень; U — поджелудочная железа; 12 — тонкая кишка; 13 — толстая кишка; 14 — почка; 15 -■ мочевой

пузырь; 16 — матка

ющий) тормозит; парасимпатический нерв вызывает сокращение кольцевой муску­латуры радужной оболочки глаза (сужение зрачка), а симпатический нерв — рас­ширение зрачка. Следовательно, симпатическая нервная система выполняет адап­тационно-трофическую функцию.

3.2. НЕРВНАЯ ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА

Нервная ткань состоит из совокупности нейронов и глиальных клеток.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.