Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межполушарная асимметрия мозга




Асимметрия в функциях полушарий впервые была обнаружена в XIX в., когда обратили внимание на различные последствия повреждения левой и правой по­ловины мозга.

К настоящему времени установлено, что среди населения нашей планеты не­зависимо от национальности и расовой принадлежности большинство составляют праворукие люди, т. е. с преобладанием функции левого полушария. Остальное чело­вечество делится на две неравные части: от 5 % до 20 % составляют левши, у которых отмечается доминирование правого полушария, и 2-3 % приходится на долю амби-декстров — людей с одинаково развитыми руками. Поскольку ведущая рука отража­ет доминирование полушария мозга, правильнее говорить о ведущем полушарии.

Функциональная асимметрия больших полушарий человеческого мозга не ис­черпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половины тела. Она обнаруживается и в работе других органов, в первую очередь органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, веду-


щую половину носа и языка. Более того, и в строении тела есть достаточно отчетли­вая асимметрия: у правшей правая рука чуть длиннее, чем левая, нос отклоняется вправо, завиток волос на голове закручен по часовой стрелке и т. д.

Особенно ярко проявляется асимметрия высших психических функций. С ле­вым полушарием связывают преобладание абстрактно-логического мышления, ана­литическую деятельность мозга, речевые функции (устная и письменная смысловая речь), положительные эмоции. Правому полушарию отводят ведущую роль в кон­кретно-образном мышлении, пространственнвм ориентировании, в синтетической деятельности, восприятии музыки, цветов, звуков, в сдерживании, особенно эмоци­ональном, своего левого «собрата».

В осуществление любой целостной функции вносят свою долю участия оба полушария, поэтому следует рассматривать наш мозг не как два самостоятельных отдела, а как единую систему, состоящую из блоков, участие которых совершен­но необходимо для сбора, анализа, хранения различных видов информации и для принятия адекватных решений. Тем не менее выделение доминантного полушария имеет большое стратегическое значение; С эт£ш связывают тип высшей нервной деятельности — художественный или мыслительный, уровень интеллектуальных возможностей (полагают, что выраженная асимметрия мозга определяет высокий уровень интеллекта, достижения в той или иной сфере деятельности), степень вы­раженности адаптации организма к различнмм^укловиям (правое полушарие луч­ше обеспечивает биологическую адаптацию, левое — социальную), половые психо­функциональные различия, созревание организма в процессе индивидуального развития и т. д.

Дети рождаются без асимметрии полушарий, и только на пятом году жизни начинают проявляться признаки ведущего полушария. Только к 12-13 годам завер­шается формирование индивидуального типа межполушарной асимметрии, что оп­ределяет индивидуальность мышления. Причем у девочек преобладание активности левого полушария развивается раньше, чем у мальчиков, в связи с чем девочки рань­ше начинают говорить и легче адаптируются к школьным требованиям, которые нап­равлены главным образом на левополушарный тип мозга. Однако у девочек и жен­щин асимметрия выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5-2 раза мень­ше, чем среди представителей мужского пола. Интересно, что в процессе адаптации к школе дети с неярко выраженной доминантой левого полушария нередко прояв­ляют признаки перехода к правополушарному типу. Это часто сопровождается труд­ностями в усвоении учебного материала, обучении письму и чтению. Поэтому в процессе обучения, особенно в начальной школе, необходимо широко использовать конкретно-образные представления и наглядные пособия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.