Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об эндокринной системе




Ь9

Расстройства внимания

Одним из нарушений внимания является рассеянность, которая может прояв­ляться в неспособности к длительному интенсивному сосредоточению, в легкой и частой отвлекаемости. Рассеянность — одна из причин снижения работоспо­собности и неорганизованного поведения.


 




Причины рассеянности многообразны. Как устойчивая личностная особен­ность, рассеянность является показателем слабости произвольного внимания и мо­жет быть результатом неправильного воспитания (избалованность ребенка, безна­казанность, привычка к многообразию впечатлений и др.). Бороться с такой рассеян­ностью можно посредством формирования волевых качеств личности. Постоянная рассеянность может объясняться плохим состоянием здоровья, общим расстрой­ством нервной системы ребенка. Рассеянность может носить и временный харак­тер — как следствие чрезмерного эмоционального возбуждения или переутомле­ния. В последнем случае она чаще проявляется в конце учебного дня и недели.

О рассеянности говорят и в случаях, когда человек, будучи углубленным в ра­боту, поглощенным своими мыслями, переживаниями, ничего не видит и не слы­шит кроме того, чем занят. Он не замечает окружающего, не реагирует, например, на обращенные к нему вопросы. Такая рассеянность вызвана ярко выраженной избирательностью внимания, исключительной его концентрацией и интенсивнос­тью. Чрезмерно высокая концентрация на одном объекте может вести к трудности распределения и переключения внимания. В повседневной жизни, в практической деятельности подобная рассеянность затрудняет отношения человека с окружаю­щим миром, поэтому ее рассматривают как недостаток внимания.

В школьной жизни рассеянность проявляется в так называемых ошибках «не на правила» (пропуск букв и слов при списывании, замена знаков при математи­ческих расчетах и т. п.), в обнаруживающемся на уроке отсутствии у ученика необ­ходимых школьных принадлежностей (забыта нужная тетрадь, взят не тот учебник и т. п.), в недостаточном включении ученика в ход урока и др. У детей, особенно младшего школьного возраста, рассеянность встречается довольно часто.

Помимо рассеянности, выделяют и другие нарушения внимания. К ним от­носятся чрезмерная подвижность внимания, т. е. постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому, или, наоборот, инертность, малая под­вижность внимания, патологическая фиксация на ограниченном круге представ­лений и мыслей. Такие нарушения внимания наблюдаются при некоторых орга­нических заболеваниях мозга, прежде всего его лобных долей.

Психологически обоснованный учет качеств внимания, как и его возможных расстройств и нарушений, является необходимым условием для правильной ор­ганизации познавательного процесса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В каком возрасте формируется произвольное внимание, каково его значение?

2. Какие формы памяти выделяют?

3. Как можно улучшить память?

4. Что такое эмоции, какова их физиологическая основа?

5. Что такое внимание?

6. Какие основные свойства внимания выделяют?


Глава 7

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

 

В процессе эволюции, с усложнением строенщг многоклеточных организмов, воз­никла эндокринная система, функция которой* сострит в поддержании стабиль­ности внутренней среды организма. Эндокринная система представлена железами внутренней секреции. К ним относятся: щитовидная, вилочковая, околощитовид­ные железы, надпочечники, гипофиз и эпифиз. Существуют также смешанные же­лезы, осуществляющие внешнюю и внутреннюю секрецию: поджелудочная железа и половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин). К железам, выпол­няющим только внешнесекреторную функцию, относятся: слюнные, печень, пото­вые, сальные и другие.

Секреция — это процесс выделения секрета клетками железы.

В железах внутренней секреции образуются сложные химические, физиоло­гически активные вещества — гормоны (греч. hormao — возбуждать), которые вы­деляются непосредственно в кровь. В железах смешанной секреции часть клеток выполняет внешнесекреторную функцию, другая часть — внутрисекреторную. Так, часть клеток поджелудочной железы вырабатывает гормоны инсулин и глю-кагон, другие — поджелудочный сок. Половые железы вырабатывают не только половые гормоны, но и половые клетки (яйцеклетки и сперматозоиды).

Кроме того, гормональные вещества образуются в желудке, двенадцатиперст­ной кишке, почках, сердце и т. д. В слизистой оболочке пилорического отдела же­лудка (место перехода желудка в двенадцатиперстную кишку) образуется гормон гастрин, стимулирующий секрецию желудочного сока с низким рН и малым со­держанием пепсина.

В слизистой двенадцатиперстной кишки вырабатывается гормональное ве­щество секретин, который активизирует внешнесекреторную функцию подже­лудочной железы. Из экстрактов секретина образуется гормон холецистокинин, стимулирующий моторную активность желчного пузыря. В слизистой двенадца­типерстной кишки образуется также энтерогастрон, оказывающий тормозное влияние на секретную и моторную активность желудка: Почки выделяют гормон ренин, который способствует превращению белка плазмы крови ангиотензиноге-


 


11 Возрастная анатомия



Рис. 7.1. Эндокринные железы человека и вырабатываемые ими гормоны

на в ангиотензин. Последний вызывает сужение кровеносных сосудов и повыше­ние кровяного давления. В предсердиях сердца образуется натрийуретический гормон, стимулирующий выделение натрия почками.

На рис. 7.1 представлены эндокринные железы человека и вырабатываемые ими гормоны.

Гормоны принимают участие в регуляции роста и развития организма, обме­на веществ и энергии, в координации всех физиологических функций организма. Они также участвуют в молекулярных механизмах передачи наследственной ин­формации и определении периодичности некоторых физиологических процессов организма — биологических ритмах (например, половые циклы у женщин).


Важнейшая роль в регуляции активности всех желез внутренней секреции Принадлежит гипоталамо-гипофизной системе.

Гипоталамус в зависимости от внешних воздействий и состояния внутренней
среды, во-первых, координирует все вегетативные процессы организма, выпол-,
няя функции высшего вегетативного нервного центра; во-вторых, через гипофиз
регулирует деятельность эндокринных желез, трансформируя нервные импульсы
в гуморальные сигналы. Синтезированные гормоны затем поступают в соответ­
ствующие ткани и органы и изменяют их функциональную активность. Так осу­
ществляется взаимосвязь нервной и эндокринной систем (нервного иммораль­
ного механизмов регуляции). -..;,.

Вся полнота и тонкость приспособления организма к окружающей среде про­исходит при тесном взаимодействии нервных и гуморальных механизмов регуля­ции функции.

7.2. РАЗВИТИЕ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ

\ * *..

В онтогенезе происходит смена форм регуляции функций клеток, органов и сис­тем: от неспецифической химической (гуморальной) к-8олее совершенной, строго адресованной, срочной и координированной — нервной.

Уже в эмбриогенезе связь между клетками осуществляется не только с помо­щью продуктов обмена веществ — метаболитов, но и через специфические био­логически активные вещества, выделяемые нервными клетками, — медиаторы: ацетилхолин, норадреналин, серотонин и т. д., которые являются регуляторами биологических процессов. В дальнейшем действие медиаторов становится более специфичным, что достигается за счет формирования в клетках рецептивных структур, высокочувствительных к медиатору, а также благодаря ограничению места образования и выделения медиаторов. Затем реакция клеток на местные химические раздражители уменьшается, совершенствуется способность реаги­ровать на нервный импульс.

С возрастом, особенно в период позднего онтогенеза (пожилой возраст), характер нервно-гуморальной регуляции функций изменяется в сторону ослаб­ления нервных влияний и повышения чувствительности к гуморальным фак­торам.

В онтогенезе на гормональную регуляцию жизненных процессов могут влиять.Изменения:

* уровня и качества секреции самих желез в результате их собственного ста­рения;

" отношений между отдельными железами внутренней секреции и, следова­тельно, эффективности функционирования отдельных желез; " нервной регуляции функций эндокринных желез;;. ■ восприимчивости тканей к действию гормонов.


 



• 163


(-;


Общей закономерностью онтогенеза эндокринной системы является:

■ первоначальное прогрессивное развитие желез, их становление и развитие в эмбриональном периоде и раннем постнатальном онтогенезе;

■ более или менее длительное сохранение максимальной функциональной ак­тивности в молодом (иногда в зрелом) возрасте;

" выраженная в различной степени их старческая регрессия.

Ряд желез (эпифиз, вилочковая железа, инсулярные клетки поджелудочной желе­зы, кора надпочечников) достигают максимального развития уже в очень раннем онтогенезе.

Щитовидная и паращитовидные железы, гипофиз наибольшей функциональ­ной активности достигают в период поздней молодости и ранней зрелости.

Позднее всех желез внутренней секреции развиваются половые железы.

Период поздней молодости и ранней зрелости — максимальный функциональ­ный расцвет эндокринной регуляции организма. В этот период лучше всего сба­лансировано выделение как анаболических (инсулин, соматотропный и половые гормоны), так и катаболических гормонов (кортикостероиды, гормоны щитовид­ной и паращитовидных желез), соотношение которых определяет обмен веществ и проявление многих морфологических и функциональных процессов.

Развитие гипофиза

Гипофиз у взрослого человека весит примерно 0,5 г. В момент рождения его масса не превышает 0,1 г, но уже к 10 годам oria увеличивается до 0,3 г и в подростковом возрасте достигает уровня взрослого. Гипофиз расположен в углублении основа­ния черепа — турецком седле. Различают переднюю, промежуточную и заднюю доли гипофиза. Передняя и промежуточная доли составляют аденогипофиз, зад­нюю называют нейрогипофизом.

Вырабатывание гормонов в гипофизе начинается в зародышевом периоде раз­вития организма.

Под влиянием рилизинг-факторов гипоталамуса в гипофизе вырабатывается соматотропный гормон, регулирующий рост и развитие организма, а также гор­моны, влияющие на функции других эндокринных желез: щитовидной, половых и надпочечников. Например, гонадотропные гормоны гипофиза (фолликулостиму-лирующий, лютеинизирующий гормоны, пролактин) регулируют развитие и функ­ции половых желез; адренокортикотропный гормон усиливает секрецию глюко-кортикоидов (гормонов коры надпочечников), тиреотропный гормон стимулирует секрецию гормонов щитовидной железы!

Соматотропный гормон (СТГ) появляется у эмбрионов человека на 7-9 не­деле. У новорожденных и детей с 1 года отмечается высокая концентрация СТГ в крови. С возрастом концентрация этого гормона в крови падает, в юношеском возрасте отмечается подъем.

СТГ обусловливает рост костей в длину, ускоряет процессы обмена веществ, что приводит к усилению роста, увеличению массы тела. Недостаток этого гор-


мона проявляется в малорослости, задержке полового развития, пропорции тела при этом сохраняются.

Избыток СТГ в детском возрасте ведет к гигантизму. У людей, страдающих
гигантизмом, длинные конечности, недостаточно развиты половые функции, по­
нижена физическая выносливость. Избыточное выделение гормона после полово­
го созревания ведет к акромегалии: увеличиваются кисти и стопы, кости лицевой
части черепа; усиленно растут нос, губы, язык, подбородок, уши; голосовые связ­
ки утолщаются, от чего голос становится грубым; увеличивается объем сердца,
печени, желудочно-кишечного тракта. *■''

Адренокортикотропный гормон (АКТГ) влияет на деятельность коры надпо­чечников. В последние недели развития плода человека интенсивность синтеза АКТГ в гипофизе не только не уступает, но даже "превосходит синтез у взрослого человека. Синтез гормона начинается на 9-10 день развития плода, на 20-22 неде­ле внутриутробного развития синтез этого гормона заметно выражен.

Увеличение количества АКТГ в крови вызывает гиперфункцию коры над­почечников, что в свою очередь приводит к нарушению обмена веществ, увели­чению количества сахара в крови. Развивается болезнь Иценко - Кушинга, для которой характерны: ожирение лица и туловища; избыточный рост волос на лице и туловище, при этом у женщин растут борода и уеы; увеличение артериального давления (АД); разрыхление костной ткани, что ведёт к самопроизвольным пере­ломам костей.

\ Гонадотропиныфопликулостимулирующий, лютеинизирующий гормоны, пролактин — регулируют развитие функции половых желез и органов.

Содержание лютеинизирующего гормона (ЛГ) обнаруживают у плода на 8 не­деле внутриутробного развития. У плодов женского пола концентрация и содер­жание ЛГ в аденогипофизе сначала резко возрастает, затем значительно падает. ЛГ у женщин способствует овуляции (выход яйцеклетки из фолликула) и образо­ванию желтого тела.

В первые годы после рождения в гипофизе девочек и мальчиков гонадотро-пинов практически нет. С возрастом концентрация гонадотропинов в гипофизе увеличивается (в большей степени у женщин, в меньшей — мужчин).

Тиреотропный гормон (ТТГ) стимулирует секрецию гормонов щитовидной железы. Уже в раннем детском возрасте уровень экскреции* и содержания ТТГ в крови достаточно высокий. У детей от 1 мес. до 12 лет содержание ТТГ в плазме крови составляет 0,20 ± 0,06 мкг/мл.

Вазопрессин, или антидиуретический гормон (АДГ), и окситоцин синтезиру­ются нейросекреторными клетками ядер гипоталамуса и накапливаются в нейро-гипофизе. АДГ вызывает сокращение гладкой мускулатуры сосудов и уменьшает количество выделяемой мочи, вследствие этого увеличивается АД. Окситоцин избирательно воздействует на гладкую мускулатуру матки и стимулирует выделе­ние молока из молочной железы.

* Экскреция — удаление из организма конечных продуктов обмена.


 




У 4-месячного плода гипофиз уже обладает хотя и низкой, но хорошо выра. женной АДГ активностью. В последующем она быстро повышается, сравниваясь при рождении с аналогичной активностью взрослых. После этого происходит постепенное снижение АДГ активности гипофиза.

Развитие эпифиза

Эпифиз расположен вблизи гипоталамуса. Основными гормонами эпифиза явля­ются адреногломерулотропин, стимулирующий экскрецию альдостерона в клу-бочковой зоне коры надпочечников, и мелатонин — ингибитор развития и функ­ционирования половых желез.

Эпифиз человека достигает своей максимальной активности в раннем дет­стве. К этому периоду эпифиз наиболее сдерживающее влияет на развитие поло­вых желез. Позднее эпифиз подвергается значительной инволюции: в 1 год 2 мес. появляется так называемый эпифизарный песок, который до 15-летнего возраста не всегда обнаруживается в железе. В возрасте 15-20 лет он занимает 0,35 % пло­щади ткани железы.

Экскреция адреногломерулотропина долгое время не только не снижается, но даже повышается в период молодости и ранней зрелости. Это связано с совер­шенствованием регуляции выделения натрия и калия с мочой, быстро развиваю­щейся в раннем детстве и достигающей высокого уровня в ранней зрелости.

Развитие щитовидной железы

Щитовидная железа является одним из важнейших органов внутренней секреции человека. Особенно велико ее значение для растущего организма. Расположена щитовидная железа в передней области шеи, около щитовидного хряща гортани,

В детском возрасте щитовидная железа имеет фолликулярное строение с ма­лым содержанием коллоида (вязкая, слизеподобная жидкость). Масса нормальной щитовидной железы с возрастом резко меняется. Так, у новорожденных она весит 1 г, у детей с 11 дней до 6 мес. — 2 г, в 6-12 мес. -— 3 г, 1-2 года — 4 г, 3-4 года — 7 г, 5-10 лет— 10 г, 11-15 лет — 15 г, 16-20 лет — 25 г, 21 год и старше — 39-47 г.

В железистой ткани щитовидной железы синтезируются тиреоидные гормоны (тироксин, трийодтиронин, кальцитонин), влияющие на обмен веществ и энергии. Тироксин содержит в составе молекулы 4 атома йода, после отщепления одного из них образуется трийодтиронин, который в 4-5 раз активнее тироксина.

В кровь из щитовидной железы поступают оба гормона, они являются мощны­ми стимуляторами метаболических процессов в организме: ускоряют обмен белков, жиров и углеводов, активируют окислительное фосфорилирование в митохондри­ях, что ведет к усилению энергетического обмена. Эти гормоны необходимы уже в период внутриутробной жизни, так как обеспечивают рост, развитие и диффе­ренциацию тканей через поддержание равновесия между процессами ассимиляции и диссимиляции. Большую роль тиреоидные гормоны играют в дифференциации нервной ткани и образовании миелиновой оболочки нервных волокон.

Тиреоидные гормоны участвуют в регуляции деятельности нервной системы (повышение возбудимости); сердечно-сосудистой (усиление работы сердца, по-


вышение тонуса сосудов, кровяного давления); регулируют рост костей, созрева­ние хрящей, ускоряют развитие зубов.

У новорожденного ребенка высокая тиреоидная активность (физиологичес­кий гипертиреоз), которая длится около недели. Второй подъем этой активнос­ти происходит в 12-15 лет, что связано с большими потребностями организма в энергии, необходимой для интенсивного роста. Секреция гормонов закономерно возрастает в ответ на действие холода.

Гиперфункция щитовидной железы приводит к ее увеличению (зоб), повышен­ному обмену веществ, исхуданию, тахикардии (учащение сердцебиения), раздражи­тельности, быстрому утомлению, расстройству сна, плаксивости, пучеглазию и др.

Снижение уровня тиреоидных гормонов в детском возрасте приводит к физи­ческой и умственной отсталости — эндемическому кретинизму. Для больных харак­терен низкий интеллект, маленький рост, короткая шея и конечности (нарушение пропорций тела), увеличенный язык, слюнотечение, задержка полового развития.

Заболевания щитовидной железы у детей стоят налтором месте после сахарно­го диабета. Нормальное функционирование щитввидной железы зависит от многих факторов: экологии, стрессовых влияний, состояния самой железы и гипоталамо-гипофизарной системы, наследственных, социально-бытовых условий. Факторами риска также являются острые детские инфекции, наследственный алкоголизм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.