Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные физиологические особенности обмена веществ и энергии. Терморегуляция




Л

Почечная лоханка Рис. 8.5. Строение почки человека (поперечный разрез) 202


лз крови в просвет нефрона некоторых веществ (калия, протонов водорода, ле­карственных веществ, аммиака и т. д.). Итогом обратного всасывания и секреции является образование вторичной мочи, в составе которой наблюдается высокая концентрация мочевины, мочевой кислоты, ионов хлора, магния, натрия, калия, сульфатов, фосфатов, креатинина. Около 95 % вторичной мочи составляет вода, 5 % — сухой остаток. В сутки у взрослого человека образуется около 1,5-2 л вто­ричной мочи.

Деятельность почек регулируется нервными и гуморальными механизмами И находится в тесной функциональной взаимосвязи со всеми другими системами в организме. Парасимпатическая нервная система вызывает расширение крове­носных сосудов, увеличение фильтрации и уменьшение реабсорбции. Симпати­ческая нервная система оказывает противоположный эффект. АДГ (гормон гипо­физа) усиливает реабсорбцию жидкости, что приводит к уменьшению количества мочи. Альдостерон (гормон надпочечников) увеличивает реабсорбцию натрия и секрецию калия в почечных канальцах.

На процесс мочеобразования и выделения мочи влияют эмоциональные мо­менты и факторы окружающей среды: температура воздуха, влажность, количе­ство и качество пищи, выпитой жидкости и т. п.- -'.

С момента рождения у детей почки выполняют свою основную выделитель­ную функцию.

Почки детей первых недель жизни не способны концентрировать мочу, в них недостаточно канальцев системы нефрона. Интенсивность мочеотделения зави­сит только от фильтрации.

В первые месяцы после рождения почки отстают в своем развитии от других внутренних органов. Они расположены несколько ниже, чем у взрослых, нефро-ны незрелые. С возрастом наиболее интенсивно растет корковый слой почки.

У грудных детей мочеобразование на 1 м2 поверхности тела в 2-3 раза боль­ше, чем у взрослого человека.

У новорожденных недостаточно развиты фильтрационная, секреторная и ре-абсорбционная функции почек, с возрастом они усиливаются: фильтрация при­ближается к уровню взрослых к 12-14 годам, секреция — к 7-14 годам.

Моча новорожденных содержит следы белка, поскольку повышена проницае­мость эпителия мочевых клубочков и канальцев. У детей старшего возраста белка в моче нет.

В моче детей часто присутствуют молочный сахар, гликуроновая кислота, гор­моны, ферменты (пепсин, диастаза, трипсин, мальтаза, уропепсин и др.).

У детей трех-четырех месяцев жизни мочевины (конечных продукт обмена белков) в моче относительно меньше, чем у взрослых. У детей с двух лет количест­во мочевины постепенно увеличивается вдвое, а количество мочевой кислоты снижается.

В моче детей содержится мало хлоридов и фосфатов, их количество и коли­чество серной кислоты с возрастом нарастает. Количество выделяемой с мочой серы зависит от количества пищевого белка в суточном рационе ребенка.


Из канальцев ионы натрия и хлориды у детей легко всасываются в кровь, по­этому хлоридов в моче грудных детей в 10 раз меньше, чем у взрослых. С возрас­том количество натрия и хлоридов в моче увеличивается.

Дети плохо справляются как с избытком, так и с недостатком воды.

Количество мочи с возрастом меняется. Мочи у детей отделяется сравни­тельно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счет ин­тенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углево­дов в рационе питания ребенка. На количество мочи влияют также температура и влажность воздуха, одежда, подвижность ребенка и др.

У детей в первые дни жизни количество мочи может колебаться от 222 до 260 мл в сутки. К концу первого месяца жизни количество мочи в сутки достигает 330 мл, к концу первого года жизни — 750 мл, что соответствует двум третям со­держания воды в пищевом рационе. В возрасте 4-5 лет ребенок выделяет за сутки 1л мочи, в 10 лет — 1,5 литра.

Число мочеиспусканий в сутки: • у новорожденного — 20-25 раз;

■ грудных детей — до 15 раз;

■ детей 2-3 лет — 10 раз;

■ детей школьного возраста — 6-7 раз.

В среднем новорожденный каждый раз выделяет при мочеиспускании 10-50 мл мочи, ребенок от 1 года — 50-100 мл, в 5 лет — 90-200 мл, 10 лет — 150-250 мл, 15 лет —200-300 мл.

Реакция мочи у новорожденных резко кислая, с возрастом становится слабо­кислой. Реакция может меняться в зависимости от характера получаемой ребен­ком пищи. При кормлении преимущественно мясной пищей в организме обра­зуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелоч­ную сторону.

Таким образом, все основные показатели почечной функции у ребенка сниже­ны и достигают уровня взрослого к началу 2 года жизни. Это связано со сравнитель­но слабым развитием извитых канальцев и несколько недостаточным развитием коркового слоя почки, а также с несовершенством регуляторных механизмов.

Деятельность почек регулируется ЦНС и функционально взаимосвязана с дру­гими системами в организме.

Испускание мочи — процесс рефлекторный. Поступающая в мочевой пузырь моча вызывает в нем повышение давления, что в свою очередь раздражает рецеп­торы, находящиеся в стенке пузыря. Возникает возбуждение, доходящее до цент­ра мочеиспускания в нижней части спинного мозга. Отсюда импульсы поступают к мускулатуре пузыря, заставляя ее сокращаться. При этом сфинктер расслабля­ется, и моча поступает из пузыря в мочеиспускательный канал. Происходит не­произвольное испускание мочи.


Старшие дети могут задерживать и вызывать мочеиспускание, это связано с установлением корковой, условнорефлекторной регуляции мочеиспускания. Как рравило, к двухлетнему возрасту у детей условнорефлекторные механизмы за­держки мочеиспускания сформированы не только днем, но и ночью. Однако у 5-10 % детей в возрасте до 13-14 лет наблюдается ночное недержание мочи. Тако­го ребенка нужно лечить.

В организме человека происходит постоянное обновление клеточных структур,
синтезируются и разрушаются различные химические соединения. Совокупность
всех химических реакций, протекающих в организме, называется обменом веществ
(метаболизмом). ■-);■

В процессе индивидуального развития-ччеловека обмен веществ и энергии претерпевает ряд количественных и качественных изменений, прежде всего су­щественно меняется соотношение между двумя фазами метаболизма: ассимиля­цией и диссимиляцией. Ассимиляция — процесс усвоения организмом внешних веществ, в результате этого процесса вещества становятся составной частью жи­вых структур и откладываются в виде запасов в организме.

Диссимиляция — процесс распада органических соединений на простые ве­щества, в результате происходит выделение энергии, которая необходима для жиз­недеятельности организма.

Обмен веществ происходит в тесной связи с окружающей средой. Для жиз­недеятельности необходимо поступление в организм из внешней среды белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Количество, свойства и соотношение этих элементов должны соответствовать состоянию организма и условиям его существования. Например, если пищи поступило больше, чем необ­ходимо, человек прибавляет в весе, если меньше — теряет вес.

Главными особенностями обмена веществ у детей являются: ■ преобладание процессов ассимиляции над процессами диссимиляции; высокий основной обмен; повышенная потребность в белках; положительный азотистый баланс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.