Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анатомия российской элиты. на режим, становясь в оппозицию




AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

на режим, становясь в оппозицию. Бывшие губернаторы и бывшие министры наводнили политическое пространство, оказывая все большее давление на власть.

Высокая скорость оборота элитных кадров привела к тому, что государственная машина теряла подготовленных политиков, но не могла быстро восполнить их недостаток. Кадровая проблема была одной из самых острых на протя­жении всего постперестроечного периода. В 1993 г. была сде­лана первая попытка ввести отставки госслужащих, в конт­ролируемое русло. В подписанном президентом Рос­сии 22.12.1993 г. «Положении о федеральной государствен­ной службе» возвращается понятие «резерв». Параграф 29 указанного документа гласит: «За государственным служа­щим, пребывающим в отставке (в резерве), сохраняется классный чин с указанием «в отставке» («в резерве»)»14.

Но формальные шаги должны были подтверждаться ре­альными, что и обусловило появление экс-элитных ниш нового типа — резерваций. В отличие от советских «отстой­ников», куда безвозвратно отправлялись престарелые ру­ководители, резервации были созданы исполнительной вла­стью для временного «складирования» кадров с дальней­шей возможностью возврата. Эта новая система оказалась настолько удобной, что стала быстро развиваться. Государ­ство целенаправленно стало создавать такие резервации или же приспособило для этой цели уже существующие инсти­туты власти.

Целенаправленное создание резерваций шло в несколь­ких направлениях:

1) Создание «уполномоченного бизнеса» — коммерческих структур, базировавшихся на ресурсах государства и имев­ших множественные привилегии по сравнению с частным бизнесом. Так происходила конвертация политического капитала в экономический.

2) Создание фондов, общественных организаций, поли­тических партий для трудоустройства отставников. Так пла­нировалось конвертировать старый политический капитал в новый.

Остановимся подробнее на характеристике каждого ви­да резерваций.

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

Синекуры нового типа: «государственный бизнес*

Для элиты 90-х гг. появляется возможность конвертиро­вать власть в собственность с помощью перехода в экс-элитную зону, которую можно называть «государственным бизнесом». Это была, по сути, спецзона в бизнесе для пара­шютирования отставных членов элиты. Подробнее история возникновения бизнеса, находящегося под протекцией государства, изложена в главе 5 этой работы, посвящен­ной генезису бизнес-элиты. Здесь мы остановимся лишь на том, какие именно ниши в «уполномоченном» секторе эко­номики были избраны в качестве экс-элитных резерваций.

Первые попытки конвертировать власть в собственность были сделаны еще в 1989 г. Идея принадлежала бывшему министру нефтяной и газовой промышленности СССР 1985—1989 гг. В.Черномырдину, который в августе1989 г. преобразовал свое министерство в первый в стране госу­дарственный концерн «Газпром», председателем правле­ния которого он и стал. Еще через год концерн преобразо­вался в акционерное общество, контрольный пакет акций которого остался в руках бывших руководителей министер­ства. Идея оказалась настолько плодотворной, что тем же путем последовали и другие: В.Величко — министр энерге­тического и транспортного машиностроения СССР (1987— 1991) — в 1992 г. становится председателем правления го­сударственного концерна «Тяжэнергомаш», созданного на базе министерства, которое он возглавлял. После привати­зации концерна Величко становится генеральным дирек­тором акционерного общества, которое теперь стало назы­ваться «ТЭНМА», а также председателем совета директо­ров Холдингтэмбанка, обслуживающего этот концерн15.

Бывший министр транспортного строительства СССР (1985—1991) В.Брежнев в 1991 г. при ликвидации мини­стерства активно участвовал в его преобразовании в госу­дарственную корпорацию «Трансстрой», которая также в 1993 г. была акционирована16. А.Михальченко — министр специального строительства и монтажных работ СССР (1989—1991) — в декабре 1991 г. преобразует свое ведом­ство в государственную корпорацию «Минмонтажстрой» и

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

становится ее президентом17. В.Мельников — министр лес­ной промышленности СССР (1989—1991) — приватизиру­ет свое министерство и создает государственную корпора­цию «Российские лесопромышленники», которую акцио­нирует в 1992 г.18 Н.Паничев — министр станкостроитель­ной и инструментальной промышленности СССР (1986— 1991) — после приватизации министерства в 1991 г. стано­вится президентом государственного акционерного объе­динения «Станкоинструмент», с 1991 г. — президентом частной Российской станкоинструментальной компании19. Э.Первышин —- министр средств связи СССР (1989—1991) — после приватизации министерства в 1991 г. становится пред­седателем правления Концерна производителей систем и средств телекоммуникаций20. В.Шимко — министр радио­промышленности СССР (1987—1988, 1989—1991) — пос­ле приватизации министерства в 1991 г. создает государ­ственную корпорацию «Радиокомплекс», президентом ко­торой становится в январе 1992 г.21 О.Шишкин — министр общего машиностроения СССР (1989—1991) — в декабре 1991 г. создает корпорацию «Рособщемаш», президентом которой становится22. О.Сосковец в январе 1992 г. создал государственную корпорацию «Росчермет» на базе Мини­стерства металлургии СССР, министром которого он был с апреля по август 1991 г., и стал президентом этой корпо­рации23. Некоторые бывшие члены правительства в этот период становятся президентами коммерческих банков24. Так бывшие правительственные чиновники становятся круп­ными собственниками.

Другим вариантом ухода из политической элиты стало создание новых бизнес-структур для высокопоставленных чиновников. Вот наиболее яркие примеры этого рода: для ухода бывшего главы президентской администрации Юрия Петрова в 1993 г. создается Государственная инвестицион­ная корпорация, целью которой было привлечение иност­ранных инвестиций в Россию25; в том же году министр эко­номики РФ Андрей Нечаев, покидая свой пост в прави­тельстве, становится президентом государственного пред­приятия «Российская финансовая корпорация»26.

После становления крупных частных компаний появил­ся и еще один вариант для ухода чиновников в бизнес: их

Глава 3. Выход из элиты (экскорпорация)

приглашают стать вице-президентами, отвечающими за связи с государственными органами. Ради связей в высо­ких политических кругах на работу в «Газпром» приглаша­ется бывший советник президента и вице-премьер Виктор Илюшин, в Альфа-банк — бывший вице-премьер Олег Сысуев, в международную фармацевтическую корпорацию «ICN» — бывший министр иностранных дел Андрей Ко­зырев, в Монтажспецбанк — бывший председатель Гос­снаба СССР Леонид Воронин27. Позднее получает развитие система ГУПов — государственных унитарных предприя­тий, пользующихся многочисленными привилегиями, ру­ководящие посты в которых занимают чиновники рангом пониже.

В начале 90-х гг. переход с номенклатурных должностей в бизнес приобрел массовый характер. В таблице б показа­но, каким именно образом осуществлялся этот переход. Распространенным способом создания номенклатурной коммерческой структуры было так называемое «пересажи­вание»: бывший советский руководитель становился соб­ственником коммерческой структуры, представлявшей со­

Таблица 6. Основные пути перехода с номенклатурной должности в бизнес29 (В %% к численности группы)

  Всего Схал биз­несменом, не меняя места ра­боты («пе­ресажива­ние») Был деле­гирован в бизнес гос. орга­нами Использо­вал слу­жебное положе­ние для создания бизнес-структур Перешел в бизнес, используя старые связи
Банкиры   9,7 19,3 54,8 16,2
Финансисты   2,8 14,3 62,9  
Торговцы   14,3   71,4 14,3
Производст­венники   30,4 21,7 34,8 13,1
Непроизвод­ственники   7,1 8,4 50,0 34,5

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

бой не что иное, как приватизированное предприятие. Фаб­рику, завод или иное ведомство, по сути, просто переиме­новывали, меняли вывеску, при этом здание, оборудова­ние, мебель и сотрудники оставались теми же. Бывший уп­равляющий становился собственником28.

Другим распространенным способом обмена власти на собственность стало делегирование каким-либо государ­ственным органом полномочий по ведению коммерческих дел своим уполномоченным лицам. В качестве уполномочен­ных избирались, как правило, молодые люди, которые сразу становились первыми лицами мощных финансовых струк­тур. Эти нувориши вырастали как грибы после дождя, и не было ясно — каким образом в советское время они смогли накопить такие средства. Эта «золотая молодежь» только для непосвященного наблюдателя выглядела KaKself-made-теп. На самом деле за ними всегда стояли могущественные структуры старой власти.

И, наконец, самым популярным типом перехода было создание новых коммерческих структур с использованием номенклатурным работником своего служебного положе­ния. Структуры, созданные таким способом, быстро на­полнялись высокопоставленными отставниками, «персо­нальными пенсионерами». Как неоднократно рассказыва­ли мне в своих интервью бывшие партийные и государ­ственные руководители, в таких коммерческих структурах принимались на работу только старые коллеги, «наши» люди. Такие коммерческие «отстойники» образовывались глав­ным образом на базе старых министерств и ведомств.

Анализ биографий крупных российских предпринима­телей показывает, что 19,1% из них пришли в бизнес из государственных органов; 14,8% — из государственных бан­ков; 30,4% — из старых промышленных предприятий30.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.