Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советская политическая система и топ-элита




МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ

В каждом государстве есть центры, в которых сосредо­точен максимум власти. Если такой центр один, мы имеем дело с моноцентрическим государством. В государстве тако­го типа властная пирамида едина, разделение властей от­сутствует. Кроме исполнительной, законодательной и су­дебной ветвей имеется власть верховная, обладающая мо­нополией на универсальные решения. В распоряжении этой верховной власти находятся все другие сектора государ­ственной машины. Для верховной власти сегментарные, специализированные органы управления являются не парт­нерами или конкурентами, а подчиненными. К таким об­ществам следует отнести и современную Россию.

В досоветский период российской истории этот тип вла­сти называли самодержавием. После 1917 г. новый режим постепенно восстановил верховную власть в том же моно­центрическом виде, хотя это уже была не монархия, а «со­ветская республика». Во главе нового государства стоял не единоличный правитель, а коллективное руководство — Политбюро ЦК КПСС. При отсутствии разделения влас­тей и системы сдержек и противовесов верховные иерархи были собственниками всех имеющихся властных ресурсов. Власть топ-элиты была ограничена лишь наличием внеш­неполитического фактора. Внутри же собственной страны верховная элита имела монополию на власть. Перестройка и последующие реформы изменили политическую систему настолько, что в России появились некоторые признаки разделения властей. Привело ли это к разрушению верхов­ной власти или она не прекращала своего существования в эпоху трансформации? Где находится вершина власти в постсоветском государстве? На эти вопросы я попытаюсь ответить ниже.

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Советское государство было бюрократическим, то есть представляло собой строгую иерархию властных институ­тов, где каждый этаж власти формировался с помощью механизма номенклатурных назначений. Поиски вершины этой пирамиды не представляют собой сложности, так как существовал единый орган верховной власти, называемый Политбюро ЦК КПСС. Политбюро имело неограниченные полномочия, но не имело конституционного статуса. Оно было коллегией, включающей в себя 20—25 человек, зани­мающих ключевые государственные посты. Этот орган был постоянно действующим и принимал решения, касающи­еся всех без исключения сторон жизни общества, которые имели общегосударственный и принципиальный характер. Политбюро брало на себя те функции, которые считались важнейшими для режима, а именно: определение страте­гии развития страны, выработка идеологического и эко­номического курсов. Политбюро принимало принципиаль­ные решения относительно обороны и вооруженных сил государства, благонадежности ее граждан, взаимоотноше­ний союзного центра и регионов, ведения международных дел. Особой заботой Политбюро были кадровые вопросы: именно здесь определялась номенклатура высших должно­стей страны и производились назначения, которые впо­следствии подтверждались и легитимировались другими, подконтрольными Политбюро органами советской власти.

Генеральный секретарь ЦК КПСС

Политбюро ЦК КПСС

Секретариат ЦК КПСС Рисунок 1. Структура верховной власти в Советском Союзе

Глава 4. Модернизация верховной власти

Политбюро собиралось на свои заседания в среднем один-два раза в месяц, если ситуация не требовала иного. Большая часть заседаний Политбюро была закрытой. Ре­шения принимались коллегиально, как правило, путем го­лосования. Генеральный секретарь ЦК КПСС обладал вла­стными полномочиями большими, чем все другие участ­ники политического процесса. Однако после смерти Ста­лина никто из правителей не имел всей полноты власти и не мог единолично принимать решения ни по стратегичес­ким, ни по кадровым вопросам. Коллегиальность советского Политбюро была вполне реальной, и провести нужное ре­шение без согласований с коллегами было практически невозможно. Это видно хотя бы по тому, сколько времени требовалось генеральному секретарю для того, чтобы ввес­ти в Политбюро своих ставленников, освободившись от креатур предшественника.

Таблица 1. Динамика кадрового состава Политбюро 1966-1988 гг.1

  Л.Брежнев М.Горбачев
  2 года У власти 7 лет У власти 12 лет У власти 17 лет У власти года у власти 3 года У власти 5 лет У власти
Члены Полит­бюро— став­ленники пред­шественника (чел.)              
Собственные выдвиженцы (чел.)              
Доля «своих людей» (в %) 33,3 40,0 61,9 76,2 61,1 90,5  

Как видно из таблицы 1, ни после двух, ни после семи лет правления Л.Брежнев не имел большинства «своих людей» в Политбюро. Отчасти это вызвано тем, что многие хрущевские ставленники были соратниками и друзьями Брежнева, и он не просто не мог, но и не хотел от них избавляться. Процедура вывода из Политбюро старых чле-

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

нов была сложной и чувствительной, так как таила в себе опасность раскола и нарастания недовольства в номенкла­турной среде, которая была построена по принципу обойм. Приход в Кремль каждого нового члена Политбюро сопро­вождался вливанием в структуры власти его обоймы, кото­рая могла состоять из 5—30 человек, в зависимости от вли­ятельности и «дружелюбия» нового босса. Члены обоймы не всегда приходили как одна команда, иногда они рассе­ивались по разным властным институтам, с тем чтобы у нового руководителя повсюду были «свои люди». Такая клановость часто (но далеко не всегда) зиждилась на зем­ляческом принципе.

Как видим, Л.Брежневу потребовалось 10 лет, чтобы получить большинство в Политбюро, и заменить сталин­ские и хрущевские кадры на своих ставленников. Только в поздние годы своего правления Брежнев мог позволить себе нелогичные назначения, которые в то время рассматрива­лись как «большой скачок»: так, зять генерального секре­таря Н.Щелоков в 1966 г. был назначен министром внут­ренних дел СССР с должности второго секретаря ЦК Ком­партии Молдавии2, что по номенклатурной «табели о ран­гах» было явным нарушением постепенности элитной ка­рьеры. В принципе такие шаги не одобрялись, и даже чле­ны Политбюро могли продвинуть свои креатуры путем «большого скачка» с трудом, склоняя других членов выс­шей политической коллегии поддержать их.

Вязкая политическая система советского времени была построена на традициях, выработанных номенклатурой. Основанная Сталиным, в последующие годы своего суще­ствования она так и не могла отрешиться от многих обыча­ев, сложившихся в 30-е годы. Так, должностная структура Политбюро не претерпевала сколько-нибудь существенных изменений, несмотря на то, что ситуация в стране меня­лась. Возьмем для анализа семь составов Политбюро, кото­рые охватывают период с 1966 по 1990 г. Это четыре соста­ва Политбюро, сформированных Брежневым (1966, 1971, 1976, 1981 гг.), и три состава Политбюро, сформирован­ных Горбачевым (1986, 1988 и 1990 гг.). (См. таблицу 2.) Члены Политбюро болезненно относились к любым по­пыткам затронуть суть номенклатурного механизма. Вер-

Глава 4. Модернизация верховной власти

Таблица 2. Должностная структура Политбюро ЦК КПСС 1966-1990 гг. (чел.)ъ

Группы должностей Составы Политбюро 4
Б66 Б71 Б76 Б81 Г86 Г88 Г90
Заместитель генсека нет нет нет нет нет нет  
«Политические» секретари ЦК КПСС              
«Экономические» секретари ЦК КПСС              
Руководители правительства СССР и РСФСР             Нет
Министры: иностранных дел обороны КГБ культуры Нет Нет Нет Нет Нет Нет 1 Нет 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Нет 1 1 Нет Нет Нет Нет Нет Нет
Руководители контрольных органов             Нет
Руководители регионов              
Руководители Вер­ховного Совета СССР и РСФСР       I5   26 Нет
Руководители профсоюзов       Нет Нет Нет Нет
Гл. редактор газеты «Правда» нет Нет Нет нет нет нет  
ИТОГО (чел.) 7              

AHA ТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

ховный орган власти в огромной стране складывался не столько под влиянием рационального осмысления важно­сти различных постов и их иерархии, сколько под влияни­ем традиции. Стареющие вместе с системой члены Полит­бюро не хотели менять заведенный порядок вещей и год из года вводили в состав «коллегии старцев» представителей Грузии, хотя она не была ни крупной, ни экономически развитой республикой. Дух Сталина витал над государством все годы Брежневского правления и не позволял заменить первого секретаря грузинской компартии на представите­ля другого региона (см. таблицу 3).

Таблица 3. Представительство регионов в Политбюро

Регионы Составы Политбюро
  Б66 Б71 Б76 Б81 Г86 Г88 Г90
1. Азербайджан - - + + - - +
2. Армения - - - - - - +
3. Белоруссия + + + + - - +
4. Грузия + + - + - - +
5, Казахстан + + + + + - +
6. Киргизия - - - - - - +
7. Латвия - - - - - - +
8. Литва - - - - - - +
9. Молдавия - - - - - - +
10. РСФСР + + + + + - +
11. Таджикистан - - - - - - +
12. Туркмения - - - - - - +
13. Узбекистан + + + + - - +
14. Украина ++ ++ + + + + +
15. Эстония - - - - - - +
16. г. Ленинград - - + + + + -
17. г. Москва - + + + + + +

Глава 4. Модернизация верховной власти

Состав министров и секретарей также не всегда выгля­дел оправданно. Так, П.Демичев, введенный в Политбюро Брежневым в качестве второго секретаря по идеологии, остался в нем и после назначения на пост министра куль­туры. Хотя роль министра культуры в СССР вряд ли была значительнее, чем роль министра внутренних дел, кото­рый не входил в верховный орган власти. Принцип подбо­ра людей в высший эшелон власти определялся принци­пом «должность плюс личность»8. Только два этих фактора вместе играли роль при выборе нового члена топ-элиты. Так в 1966 г. в Политбюро пришел В.Гришин, занимавший «необязательный» пост председателя ВЦСПС, уже будучи членом Политбюро, стал первым секретарем московского городского комитета партии, сохранив статус. В 1981 г. имен­но так Брежнев ввел в Политбюро своего друга КЛернен-ко, занимающего нестандартный для члена высшего орга­на пост руководителя аппарата ЦК КПСС. В то же время такие важнейшие посты, как министр обороны и министр

Таблица 4. Сравнительная динамика кадровых перестановок в первые годы правления Л.Брежнева и М.Горбачева (чел.)

    Годы правления
    1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
Брежнев Выведены из со­става Политбюро и секретариата ЦК КПСС       - - -
Введены в состав Политбюро и секретариата ЦК КПСС       - - -
Горбачев Выведены из со­става Политбюро и секретариата ЦК КПСС            
  Введены в состав Политбюро и секретариата ЦК КПСС            

АНАТОМИЯ РОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

иностранных дел далеко не всегда были представлены в Политбюро (например, в составах 1966 и 1971 гг. они от­сутствовали).

Изменения структуры Политбюро за годы правления Брежнева были незначительны. За 18 лет своего пребыва­ния у власти Брежнев все большее значение придавал си­ловому блоку, и все меньшее — региональной политике. В целом же набор должностей, представленных в Политбю­ро, оставался почти неизменным. Серьезные шаги по пере­стройке верховной власти начинает Горбачев, который резко наращивает количество «политических секретарей», одновременно уменьшая представительство регионов и силовиков. Всего за год, с момента своего избрания в мар­те 1985 г. и до XXVII съезда КПСС, Горбачев обновил со­став Политбюро на 61,6%, в то время как Брежнев за пол­тора года (с момента избрания в октябре 1964 г. и до XXIII съезда КПСС в апреле 1966 г.) — всего на 41,7%, а Хрущев за 2,5 г. (с момента избрания и до XX съезда КПСС) — на 35% 9.

Как видно из таблицы 5, персональный состав Полит­бюро при Брежневе был более стабильным, чем должно­стная структура. Менялись не столько люди, сколько долж­ности этих людей. При Горбачеве и это правило перестает существовать, и если в первые годы правления Горбачев еще пытается сохранить преемственность при формирова­нии Политбюро, то начиная с 1988 г. он кардинально ме­няет верховную власть.

Таблица 5. Наследование структуры и персонального состава Политбюро 1966—1990 гг.10

  Составы Политбюро
  Б66 Б71 Б76 Б81 Г86 Г88 Г90
Наследование должностной структуры (в %)   80,95 54,55 77,27 36,84 36,36 26,1
Наследование персонального состава   90,48 72,72 72,72 42,1 50,0  

Глава 4. Модернизация верховной власти

Особенностью первых лет правления М.Горбачева яв­ляется не только та решительность, с которой он расста­вался с брежневцами, но и его лояльность к выдвиженцам Ю.Андропова. Другой его особенностью была постоянная неудовлетворенность кадровым составом высшего руковод­ства, которая проявлялась в том, что изменения не завер­шились и спустя 3 года после избрания Горбачева генсеком. Уже на первом этапе перестройки опале подвергаются три его собственных назначенца: в 1987 г. министр обороны С.Со­колов, в 1988 г. — первый секретарь МГК КПСС Б.Ельцин и секретарь ЦК АДобрынин. Этот этап знаменуется также ак­тивными поисками сторонников. Уже в апреле 1985 г. в со­став высшего партийного руководства вводится В.Никонов, в то время министр сельского хозяйства РСФСР — пост невиданный для Политбюро! В июле того же года Горбаче­ву удается сместить своего недавнего соперника Г.Романо­ва и ввести в секретариат ЦК Б.Ельцина (на тот момент заведующего отделом строительства ЦК КПСС) и Л.Зай-кова (первого секретаря Ленинградского обкома КПСС). В октябре 1985 г. в отставку был отправлен председатель Со­вмина СССР Н.Тихонов, а в начале 1986 года — еще пять брежневцев. Приближение XXVII съезда вынуждает Горба­чева торопиться с кадровыми изменениями: ЦК будет из­бран на пять долгих лет, а его состав определяет большин­ство на пленумах, где легитимируются все изменения в высшем руководстве. Несмотря на все его усилия, в ЦК КПСС брежневцы оставляют за собой почти 2/3 мест, и Горбачев начинает перестройку, не имея не только большинства, но даже достаточной группы поддержки в верхах.

В 1986 г. ЦК КПСС принимает ряд постановлений о ме­рах по повышению роли Советов народных депутатов, а на январском (1987 г.) пленуме впервые звучит предложение изменить избирательную систему, увеличив число канди­датур на одно депутатское место12. В полный голос предло­жения по политической реформе прозвучали наXIX партий­ной конференции, где были приняты решения о разграни­чении функций партии и государства; об изменении струк­туры и состава партийного аппарата, об отказе от номен­клатурного принципа подбора кадров и замене его альтер­нативными выборами; об ограничении срока полномочий




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.