Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные курсы компилятивного типа




В последнее время основной задачей составителей руководств по пластической анатомии оказывается не столько проведение самостоятельных научных исследований в этой области, сколько тщательный отбор и педагогически грамотное изложение уже известного материала, снабжение его максимально наглядными иллюстрациями. Поэтому современные книги по этому предмету все чаще представляют собой не уникальные авторские курсы, как это было еще в XIX и отчасти в XX в., а профессионально составленные компиляции. На первый план сейчас выходят красочность и «объемность» используемых иллюстраций, изучение динамики движений практически параллельно с морфологией тела (а не в специальных разделах курса), активное применение концепции обобщенных форм и объемов, а также соотнесение анатомического видения натуры с конечными целями рисунка и живописи в их различных манерах и стилях. Такой подход может иметь, конечно, и плюсы, и минусы.

В этой связи особо хотелось бы отметить книги издательской группы Паррамон Эдисьонес (Испания), созданные при участии и под руководством Хосе Паррамона. Многие прекрасные книги этого издательства переводились на русский язык. В их числе –«Анатомия для художников» [39], вышедшая в серии «Все о технике». Эта книга предлагает читателю современное практическое руководство для изучения анатомического рисунка. Она содержит краткий описательный материал по костной системе, мускулатуре и движениям, представляющим интерес в художественной практике. Представлен также богатый визуальный ряд, включающий всевозможные типы иллюстраций: репродукции работ известных мастеров, контурные пояснительные схемы (в том числе с цветовыми выделениями деталей), штриховые тональные и цветные рисунки, цветные фотографии объемных муляжей, цветные изображения трехмерных компьютерных моделей скелета, и др. Иллюстрации даются с разных углов зрения и в многообразных движениях. На изображениях торса читатель сможет ясно увидеть каждую мышцу, при изучении конечностей – наглядно представить себе точки прикрепления мышц, работу сухожилий и суставов. В конце глав и всей книги предлагаются подробные схемы для упражнений в анатомическом рисунке и примеры законченных работ с объяснениями. Это позволяет использовать данное издание и как теоретический курс, и для практических занятий.

Наконец, наш обзор завершает еще одно современное руководство по пластической анатомии компилятивного характера, составленное отечественным автором, художником-графиком Андреем Кузнецовым – «Атлас анатомии человека для художников» [40]. В нем собрана и систематизирована обширная информация об анатомии человеческого тела с точки зрения его внешней формы. Книга претендует на весьма полное по охвату материала учебное пособие энциклопедического типа, предназначенное для всех, кто желает научиться натурному и ассоциативному рисованию человека. Последовательно и подробно изложены сведения о пластике человеческого тела в целом и в его фрагментах. В соответствии с учебными задачами издание содержит переработанные копии рисунков известных художников, в том числе из рассмотренных в данном обзоре книг Г. Баммеса, Е. Барчаи, Г. М. и В. Н. Павловых, а также иллюстрации, созданные с помощью компьютерной графики, фотографии моделей в различных позах и движениях. Большинство иллюстраций – красочные, широко применяется наглядный прием совмещения на рисунках внешних контуров тела с изображением скелета и мышц, в различных позах и движениях. Пояснения к рисункам даны кратко, тезисно, содержат только самую необходимую информацию. Учебником эта книга вряд ли может служить, но как справочное руководство она будет полезна любому художнику.

Заключение

В этом обзоре представлены только те издания по пластической анатомии человека, которые отличаются наибольшим историческим и практическим значением. Ограниченный объем статьи не позволяет охватить все существующие книги, а также рассмотреть здесь же такие полезные и примыкающие к данной теме вопросы, как:

§ изучение пластической анатомии животных, а также мифологических, сказочных и фантастических существ;

§ изучение особенностей условной передачи анатомии персонажей в отдельных изобразительных стилях и традициях, например, в иллюстративной графике и комиксах (манга), мультипликации, компьютерных играх;

§ использование в учебном процессе видеокурсов по пластической анатомии, получивших большое распространение в последние годы;

§ использование компьютерных средств 3D-моделирования с целью получения образцов для упражнений в анатомическом рисунке (например, программа Poser, проект Станфордского университета по созданию цифровой 3D-копии «Давида» Микеланджело, и др.).

Если представится возможность, этим темам было бы интересно посвятить в будущем отдельные статьи.


Литература

1. Леонардо да Винчи. Анатомия. Записи и рисунки. – М.: Наука, 1965.

2. Andreae Vesalii. De humani corporis fabrica. – 1543 (на латинск. яз.). Доступно на сайте U.S. National Library of Medicine.

3. Richer P. Anatomie artistique. – Paris, 1890 (на франц. яз.). Переизд.: Paul Richer, Robert Hale. Artistic Anatomy (Practical Art Books). – Watson-Guptill, 1986. ISBN 0823002977 (на англ. яз.).

4. Дюваль М. Анатомия для художников. – М.: ОГИЗ, 1936. Переизд.: «Изд-во В. Шевчук», 2001. ISBN 5-94232-010-1 / Ориг. изд.: Mathias Duval. Precis d’Anatomie Artistique. – Paris, 1884, 1891 (на франц. яз.). Доп. и исправл. изд.: Duval's Artistic Anatomy. Edited by A. Melville Paterson. – London, 1905. (на англ. яз.).

5. Fripp A. D., Thompson R. Human Anatomy for Art Students. – London, 1920 (на англ. яз.).

6. Bridgman G. Constructive Anatomy. – Pelham, New York, 1920. Переизд.: Dover Publications, 1973. ISBN 0486211045 (на англ. яз.).

7. Бриджмен Дж. Полное руководство по рисунку с натуры. – М.: АСТ, Астрель, 2006. ISBN 5-17-032672-6. См. также: Бриджмен Дж. Человек как художественный образ. Полный курс анатомического рисования. – М.: Эксмо, 2005. ISBN 5-699-08604-8.

8. Perard V. Anatomy and Drawing. – Kingsport Press, Kingsport, Tennessee, 1928 Переизд.: Random House Value, 1989. ISBN 0517680181 (на англ. яз.).

9. Карузин П. И. Руководство по пластической анатомии: о размерах, росте и пропорциях человеческого тела. – М.: Госиздат, 1921.

10. Усков Б. Н. Анатомический атлас: для самодеятельных художников. Ч. 1, 2. – М.: 1939, 1940. Переизд. Акад. Художеств в 1963.

11. Лысенков Н. К. Пластическая анатомия. – М., Л.: Госиздат, 1925.

12. Моллье С. Пластическая анатомия: конструкция человеческого тела. – Л., М.: Искусство, 1937.

13. Peck S. R. Atlas of Human Anatomy for the Artist. – Oxford University Press, New York, 1951. Переизд. в 1982. ISBN 0195030958 (на англ. яз.).

14. Шидер Ф. Анатомический атлас для художников. – М.: Эксмо, 2004. ISBN 5-699-07440-6. / Пер. с англ. изд.: Schider F. An atlas of anatomy for artists. – Dover Publications (3rd edition), 1957.

15. Алексич М. Н., Кузнецов А. М., Лейзеров И. М. Анатомические рисунки русских художников. – М.: Искусство, 1952.

16. Механик Н. С. Основы пластической анатомии. – М.: Искусство, 1958.

17. Иваницкий М. Ф. Очерк пластической анатомии человека. – М.: Искусство, 1955.

18. Рисунок и живопись: руководство для самодеятельных художников. Т. 2. – М.: Искусство, 1961. (Пластическая анатомия. Таблицы – С. 93.)

19. Bammes G. Der nackte Mensch. – VEB Verlag der Kunst, Dresden, 1969. Переизд. в 1982 (на немецк. яз.).

20. Bammes G. Sehen und Verstehen. – Volk und Wissen, Berlin, 1985. ISBN 4473480479 (на немецк. яз.).

21. Bammes G. Wir zeichnen den Menschen – Volk und Wissen Volkseigener Verlag, Berlin, 1989. ISBN 0486436411 (на немецк. яз.).

22. Баммес Г. Изображение фигуры человека. – Сварог и К, 1999. ISBN 593070015-X. / Пер. с нем. изд.: Figurliches Gestalten. Ein Leitfaden fur Lehrende und Lernende von Gottfried Bammes. – Volk und Wissen, Berlin, 1984.

23. Баммес Г. Образ человека. Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников. – СПб: Дитон, 2011. / Пер. с нем. изд.: Bammes G. Die Gestalt des Menschen. Lehr- und Handbuch der Kunstleranatomie. – Ravensburger Buchverlag Otto Maier GmbH, 2002.

24. Барчаи Е. Анатомия для художников. – Эксмо-Пресс, 2001. ISBN 5-04-005394-0. Переизд. в 2006, 2010.

25. Гицеску Г. Пластическая анатомия. В 3-х тт. – Бухарест: Мередеане, 1963.

26. Павлов Г. М., Павлова В. Н. Пластическая анатомия.– М.: Наука, 1967. Переизд. в 2000.

27. Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на ее основе. – М.: Изобразит. искусство, 1985. См. также: Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. – М.: Высшая школа, 1971, 1978.

28. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. ISBN 5-04-005393-2. / Пер. с англ. изд.: Louise Gordon. Anatomy and Figure Drawing. – BT Batsford Ltd, London, 1997.

29. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. ISBN 5-04-005392-4. / Пер. с англ. изд.: Louise Gordon. The Figure in Action. – BT Batsford Ltd, London, 1997.

30. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека. – М.: Эксмо, 2004. ISBN 5-04-005202-2. / Пер. с англ. изд.: Louise Gordon. Drawing the Human Head. – BT Batsford Ltd, London, 1996.

31. Чиварди Дж. Рисунок. Пластическая анатомия человеческого тела (пер. с итальянск.) – М.: Эксмо-Пресс, 2001. ISBN 5-04-008474-9.

32. Чиварди Дж. Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании тела (пер. с итальянск.) – М.: Эксмо-Пресс, 2002. ISBN 5-04-008469-2.

33. Чиварди Дж. Рисунок. Человеческое тело. Анатомия. Морфология. Пластика. (пер. с итальянск.) – М.: Эксмо, 2004. ISBN 5-699-01897-2.

34. Sheppard J. Anatomy. A Complete Guide For Artists. – Watson-Guptill, 1975. ISBN 0-8230-0218-7 (на англ. яз.).

35. Шеппард Дж. Обнаженная натура. Искусство рисования человеческого тела. – Минск: Попурри, 2000. ISBN 985-438-467-5.

36. Хогарт Б. Динамическая анатомия для художников. – Тула: Родничок, М.: Астрель, АСТ, 2001. ISBN 5-17-005307-Х. / Пер. с англ изд.: Burne Hogarth. Dynamic Anatomy. – Watson-Guptill, 1958. Доп. и исправл. изд.: Dynamic Anatomy (Revised and Expanded), 2003.

37. Goldfinger E. Human Anatomy for Artists. The Elements of Form. – Oxford University Press, 1991. ISBN 0195052064 (на англ. яз.).

38. Simblet S. Anatomy for the Artist. – A Dorley Kindersley Book, 2001. ISBN 0-7513-3441-3 (на англ. яз.).

39. Все о технике: анатомия для художников. – Арт-Родник, 2003. ISBN 5-88896-088-8. / Пер. с испанск. изд.: Todo sobre la anatomia artistica. – Parramon Ediciones, 2002.

40. Кузнецов А. Ю. Атлас анатомии человека для художников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. ISBN 5-222-01799-0.


 

Нужно ли художнику изучать анатомию? Ответ может быть только один – конечно, нужно. Как это ни покажется странным, всякое искусство основывается на науке. Мог ли, например, средневековый зодчий создать такое чудо, как готический собор, не опираясь на свод фундаментальных и разнообразных знаний, удивительных для того времени? А музыка – и композитору, и скрипачу, и пианисту, и певцу нужно много лет тщательнейшим образом изучать такие науки, как теория музыки, гармония, контрапункт, полифония.


Рис. 1. Общий вид головы. Рис. 2.

К рис. 2: 1. Височный гребень, 2. Височная кость, 3. Носовая кость, 4. Клиновидная кость, 5. Грушевидное отверстие, 6. Тело нижнечелюстной кости, 7. Ключицы, 8. Первое ребро, 9. Седьмой шейный позвонок, 10. Подбородочное возвышение, 11. Верхнечелюстная кость, 12. Скуловая кость, 13. Надглазничный край лобной кости, 14. Надбровная дуга, 15. Лобная кость, 16. Лобный бугор, 17. Сосцевидный отросток.

 

Человек был и остается в центре внимания художника, и вот именно пластическая анатомия помогает познать, понять секреты красоты его тела, всю сложность этой живой, движущейся и видоизменяющейся формы.

Надо учиться не слепо срисовывать какие-то там выпуклости, бугры, а рисовать форму, строить ее конструкцию, разгадывая содержание. Вспомним слова Михаила Александровича Врубеля: «Вдохновение... все-таки остается только формой, выполнять которую приходится не дрожащими руками истерика, а спокойными ремесленника».

Пластическая анатомия – тесно связанная с изобразительным искусством наука, которая дает представление о внутреннем устройстве тела человека, определяющем его внешние формы.

Беседы, которые мы вам предлагаем, рассчитаны на начинающих художников. В них основное внимание уделено наиболее существенным сведениям о строении костей и механике их сочленений, допускающих такое великое многообразие движений тела, и о двигателе костного аппарата – мышцах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.