Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение работоспособности в процессе учебной деятельности




В первой половине дня у большинства учащихся младших классов работоспособ­ность сохраняется на относительно высоком уровне с подъемом после первого урока. К концу третьего урока показатели работоспособности ухудшаются, и еще большее снижение наблюдается к концу четвертого урока.

Согласованно с динамикой работоспособности изменяется поведение уча­щихся в течение учебного дня. В начале третьего урока снижается внимание де­тей, они смотрят в окно, рассеянно слушают объяснения учителя, часто меняют положение тела, разговаривают и даже встают с места. Короткий период возбуж-./ дения у большинства детей со второй половины третьего урока сменяется вялос­тью; дети потягиваются, зевают, плохо следят за объяснениями учителя, с трудом сохраняют правильную позу. От начала уроков к их окончанию двигательное бес­покойство нарастает.

По сравнению со школьниками начальных классов у учащихся среднего и старшего школьного возраста за аналогичное время занятий утомление развива­ется медленнее. Тем не менее, к окончанию пятого урока у них также обнаружи­ваются значительные изменения функционального состояния ЦНС, что прояв­ляется ухудшением показателей умственной работоспособности, зрительно-мо­торных реакций, нарушением координации движений по сравнению с данными до начала занятий и особенно после первого урока.

Более всего изменяются показатели работоспособности при занятиях стар­шеклассников во вторую смену. Короткий перерыв между подготовкой уроков и началом занятий в школе не обеспечивает восстановления неблагоприятных сдвигов в функциональном состоянии центральной нервной системы. Работо­способность резко снижается уже в первые часы занятий, что особенно отчетли­во проявляется в поведении учащихся на уроках.


Таким образом, уменьшение работоспособности наблюдается в начальных кЛассах после первых трех уроков, а в средних и старших — после четвертых и пя-тЫХ. Шестые часы занятий проходят в условиях сниженной работоспособности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами предусмотрено строго определенное количество учебного времени в неделю: в I классе — 20 ч, во II — 22 ч, в III—IV — 24 ч, в V-VIII — 30 ч, в IX-XI классах — 31 ч.

Для школьников, желающих углубить свои знания по отдельным предметам физико-математического, химико-биологического, общественно-гуманитарного и технического циклов с помощью факультативных зайятий, предусмотрено в VII-IX классах 2 ч и в X-XI классах — 4 ч в неделю сверх типового учебного плана. Самостоятельная работа и подготовка уроков •"■ '

Самостоятельная работа и подготовка уроков занимают у учащихся всех классов довольно значительное время. Во всех случаях при выполнении одинаковых по трудности и объему домашних заданий во второй половине дня (с 16 ч) ухудше­ние показателей работоспособности проявляется раньше и оказывается более значительным, чем утром (с 9 до 13 ч). К самостоятельной работе во второй по­ловине дня учащиеся приступают с уже сниженной работоспособностью. Кроме того, в это время менее благоприятен сам фон суточной периодичности физиоло­гических функций, и чем ближе к вечеру выполняются уроки, тем более отрица­тельным он становится.

Наблюдения за изменением функционального состояния организма детей 7 лет в процессе приготовления уроков показали, что наиболее плодотворно они работа­ют 45 мин. Эффективная продолжительность самостоятельных занятий у учащихся II классов составляет 1 ч, III—IV классов — 1,5 ч. Существенное снижение работо­способности у учащихся V-VI классов наступает через 2 ч, VII-VIII классов — через 2,5 ч. Работоспособность старшеклассников в процессе самостоятельных учебных занятий характеризуется большей устойчивостью. Однако уже после 3 ч работы у большинства учащихся старших классов происходит резкое снижение умственной работоспособности, остроты зрения, быстроты зрительно-моторных реакций.

Увеличение продолжительности домашних учебных занятий сверх возрастной нормы, во-первых, вызывает снижение работоспособности, что не может обеспе­чить успешного выполнения задания, во-вторых, неблагоприятно отражается на состоянии здоровья учащихся, так как неизбежно приводит к сокращению дли­тельности их сна и активного отдыха на открытом воздухе.

В обязанность учителей и классных руководителей входит контроль за учеб­ной нагрузкой. С помощью программного опроса можно легко установить, соот­ветствует ли средняя продолжительность самостоятельной учебной работы детей и подростков гигиеническим нормативам, сколько учащихся не выдерживают эти нормативы, кто и почему существенно превышает их. Средний объем домашних заданий устанавливается по классному журналу или дневнику.

Учащимся, которые занимаются в первую смену, целесообразно начинать при­готовление уроков с 15-16 ч, после продолжительного перерыва в занятиях и обяза­тельного отдыха и приема пищи. Учащимся второй смены рекомендуется начинать



выполнение заданий с 8 ч 30 мин -9ч утра. Путем совершенствования методпреподавания и рационального проведения занятий в классе можно значительно упорядочить и сократить самостоятельную работу дома.

Дети 6 лет домашних заданий по учебным предметам иметь не должны.

Подготовку домашних уроков учащимся всех классов рекомендуется начи­нать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложным и за­канчивать самыми легкими. Такой порядок подготовки уроков благоприятствует вхождению в работу, выполнение сложных заданий будет приходиться на период относительно высокой работоспособности, а легких — на ее спад.

Исходя из нормативов продолжительности выполнения домашних заданий для учащихся разного возраста устанавливают их объем с обязательным учетом сложности.

Общая продолжительность учебной нагрузки в течение дня (уроки в школе и самоподготовка), соответствующая возрастным возможностям здоровых уча­щихся, составляет (с учетом перерывов через каждые 45 мин непрерывной рабо­ты): в I классе (дети 6-7 лет) — 2,5 астрономических часа, во II классе — 3,5 ч, в III-IV — 4,5 ч, в V-VI — 5,5 ч, в VII-IX — 6,5 ч, в X-XI классах — 8,0 ч. Превыше­ние указанных нормативов приводит к нарушениям режима дня, отрицательно сказывается на состоянии здоровья школьников и ограничивает их творческую деятельность.

Продолжительность урока

Непрерывная умственная деятельность существенно влияет на динамику рабо­тоспособности учащихся и ее уровень на протяжении всех занятий.

Работоспособность и активность первоклассников (дети 6-7 лет) наиболее высоки в первые 15 мин работы. Особенно выражено это в начале учебного года. После 30 мин непрерывных занятий регистрируется падение работоспособнос­ти, ухудшение внимания и ослабление памяти, снижение активности основных нервных процессов и нарушение взаимодействия сигнальных систем. Поэтому первоклассникам урок ограничивают 35 мин. С гигиенической точки зрения уко­роченные уроки целесообразны и во II-IV классах. В этом случае учебный день школьники заканчивают при более высокой работоспособности, что важно для последующей подготовки домашних заданий.

Продолжительность урока для учащихся И-Х (XI) классов составляет 45 мин. Для поддержания должного уровня работоспособности рекомендуются неболь­шие динамические паузы в середине урока и чередование видов деятельности в течение урока примерно каждые 15 мин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.