Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2: Опорно-двигательная система




Вопросы к занятию:

  1. Опорно-двигательный аппарат: строение и функции.
  2. Отделы скелета.
  3. Скелет головы, возрастные особенности.
  4. Скелет туловища, возрастные особенности.
  5. Скелет конечностей, возрастные особенности.
  6. Осанка: виды нарушений, причины, профилактика.
  7. Строение кости, химический состав, возрастные особенности.
  8. Общий обзор мышечной системы.
  9. Влияние двигательной активности на формирование опорно-двигательной системы.
  10. Гигиенические требования к учебной мебели.

 

Работа 1. Измерение массы тела с помощью медицинских весов.

Оборудование: медицинские весы, калькулятор.

Ход работы: измерьте массу тела при помощи медицинских весов.

Рассчитайте индекс упитанности (массо-ростовой индекс Кетле, см. приложение 1):

К=масса тела, г/длина тела, см

Сравните свои данные с рассчитанным показателем. Сделайте вывод ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 2. Определение типа телосложения

Оборудование: сантиметровая лента, калькулятор.

Ход работы: Различают три основных типа нормального телосложения: астенический, нормостенический и гиперстенический (схема предложена М.В. Черноруцким в 1927 г.).

Астеник худощав, преобладают продольные размеры тела, мускулатура выражена относительно слабо; для него характерны стройность и легкость в телосложении. Конечности преобладают над относительно коротким туловищем.

Гиперстеник характеризуется преимущественным ростом в ширину, массивностью, хорошей упитанностью, имеет относи­тельно длинное туловище и короткие конечности, поперечные конечности преобладают над продольными.

Нормостеник занимает промежуточное положение между ас­теником и гиперстеником.

Тип телосложения взрослого человека можно определить по формуле Пинье, рассчитав индекс физического развития (ИФР):

ИФР = Рост, см — (ОГ, см в паузе + Масса тела, кг).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ИФР:

- меньше 10 - гиперстенический тип телосложения;

- 10-30 - нормостенический тип телосложения;

- больше 30 - астенический тип телосложения.

Показатель ИФР не рекомендуется использовать при обсле­довании низкорослых и тучных людей, так как высокая оценка получается за счет недостатка роста и избыточного веса.

При нечетко выраженном типе телосложения можно восполь­зоваться формулой Брока, рассчитав показатель упитанности (ПУ):

ПУ=Масса тела, кг/Рост, дм

Оценка показателя упитанности

2,9-3,2 - масса недостаточная (истощение);

3,2-3,6 - слабая упитанность;

3,6-4,5 - норма;

4,5-5,4 - чрезмерная масса, можно говорить о тучности;

5,4 и более - ожирение.

 

Для объективной оценки массы нужно знать ее оптимальную величину. А. Ф. Синяков предлагает определить оптимальную массу по формулам:

 

Мужчины: Р = 0,33 *L– 80(1) Р = 0,74 * L – 60 (2) Р = 0,89 *L – 75 (3) Женщины: Р = 0,72 * L – 65 (1) Р = 0,73 *L– 62 (2) Р = 0,69 * L – 48 (3),

 

где Р - масса тела, кг; L - длина тела, см.

1- расчет массы для мужчин и женщин астенического тело­сложения, худощавых;

2- расчет массы для мужчин и женщин нормостенического, то есть среднего телосложения;

3- расчет массы для мужчин и женщин гиперстенического телосложения, с массивным туловищем, короткими конечностя­ми и широкой грудной клеткой.

 

Оценка показателей массы

Увеличение массы тела до 10 % сверх нормы (в основном за счет жирового компонента) считается состоянием, предшест­вующим ожирению. Если масса превышает норму на 10-29 %, говорят о первой степени ожирения; на 30-49 % - о второй; на 50-99 % - о третьей; на 100% и более - о четвертой степени. Третья и четвертая степени ожирения встречаются редко и яв­ляются тяжелой патологией.

 

Пропорции тела

Под пропорциями тела человека понимают соотношение его продольных, поперечных, переднезадних и обхватных размеров, поэтому для характеристики пропорций тела используются не абсолютные, а относительные его размеры, исчисляемые по их отношению к длине тела.

Рассчитывается индекс пропорциональности тела, так назы­ваемый индекс скелии (ИС), по Мануврие:

ИС=(Длина ноги,см/рост сидя,см)*100%

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка

До 84,9-брахискелия (коротконогосгь);

85,0-89,9 - мезоскелия (средненогость);

90,0 и выше - макроскелия (длинноноготь).

(Длина ноги - от наиболее выступающей точки большого вертела до подошвы.)

Массу тела теоретически рассчитывают по следующим фор­мулам:

12 -13 лет: А = 10+2n, где А - масса тела; n - возраст ребенка.

13-14 лет и взрослые: А =(рост, см*ОГК, см)/240,

где А - масса тела; ОКГ - окружность грудной клетки.

Пользуясь данными антропометрического обследования,

1) рассчитайте индекс скелии и дайте его оценку;

2) вычислите относительные показатели длины ноги, опреде­ляемые в процентном отношении к длине тела;

3) оцените тип пропорций по классификации П. Н. Башкирова.

Классификация пропорций тела

в зависимости от его относительных размеров (по П. Н. Башкирову)

Типы пропор­ций тела Длина туловища Ширина плеч Ширина таза Длина ноги Длина руки
Долихо­ морфный 29,5 21,5 16,0 55,0 46,5
Мезоморфный 31,0 23,0 16,5 53,0 44,5
Брахиморфный 33,5 24,5 17,5 51,0 42,5

Вывод._____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа 3. Динамометрия.

Оборудование: кистевой динамометр.

Ход работы: Взять кистевой динамометр в руку, отвести от туловища до получения прямого угла. Сжать с максимальной силой пальцы кисти. Результаты записать. Измерения проводятся три раза для правой и левой руки. Подчеркнуть максимальный результат и вычислить среднее значение для каждой из рук.

Оценка результата. В среднем у мальчиков сила колеблется для правой руки в пределах от 35 до 50дкН, для левой руки – 32 до 46дкН. У девочек соответственно 25-30дкН и 23-30 дкН (см. приложение 1, табл.2.)

Сделайте вывод ______________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.