Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Брянск 2012 год. Для самоподготовки к практическим и семинарским




Шаркунов А. П.

Для самоподготовки к практическим и семинарским

Учебно-методическое пособие

Департамент здравоохранения администрации Брянской области

Эталоны ответов среза знаний по дисциплине

«Анатомия и физиология человека».

1 – б 47 – в 93 – б 139 –б 185 - в

2- г 48 - а 94 – а 140 –г 186 - в

3- б 49 – д 95 – в 141 –б 187 - г

4 - а 50 – б 96 - б 142 – г 188 - б

5 – а 51 –а 97 - в 143 – в 189 - б

6 – в 52 –в 98 - а 144 – б 190 - в

7 – г 53 –в 99 - а 145 – а 191 - а

8 - б 54 – в 100 – а 146 – а 192 - б

9 - б 55 – б 101 – б 147 – в 193 - в

10 - б 56 – г 102 – б 148 – в 194 -в

11 - в 57 – а 103 – в 149 –б 195 - а

12- в 58 – б 104 – в 150 – б 196 - б

13- г 59 – в 105 - г 151 – б 197 - в

14 - в 60 – в 106 – а 152 – б 198 - б

15 - в 61 – в 107 – б 153 –б 199 - г

16 - а 62 – а 108 – б 154 – в 200 - б

17 - б 63- а 109 – а 155 - в

18 - б 64 – б 110 – б 156 - в

19 - б 65 – б 111 – б 157 - в

20 - а 66 – б 112 – б 158 - а

21 - в 67 – в 113 – б 159 - б

22 - г 68 – в 114 – б 160 - в

23 - в 69 – б 115 – г 161 - г

24 - а 70 – г 116 – б 162. б

25 - б 71 – в 117 – б 163 - б

26 - в 72 – б 118 – а 164 - а

27 - б 73 – в 119 – б 165 - б

28 - г 74 – в 120 – в 166 - а

29 - в 75 – в 121 – а 167 - в

30 - а 76 – б 122 – г 168 - б

31 - в 77 – в 123 – г 169 - б

32 - в 78 – в 124 – а 170 - в

33 – в 79 – в 125 – б 171 - б

34 - б 80 – б 126 – б 172 - г

35 – в 81 – б 127 – в 173 - б

36 – б 82 – г 128 – в 174 - г

37 – в 83 – в 129 – б 175 - б

38 - б 84 – в 130 – а 176 - в

39 - б 85 – а 131 – в 177 - в

40 - г 86 – г 132 – г 178 - в

41 - а 87 – б 133 – в 179 - в

42 – б 88 – в 134 – б 180 - б

43 - г 89 – в 135 – б 181 - а

44 - б 90 – в 136- б 182 - в

45 - б 91 – б 137 –а 183 - а

46 - а 92 – б 138 – в 184 - б

 

 

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Брянский медицинский техникум имени академика Н.М. Амосова»

занятиям для студентов

по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»

по специальности: «Лечебное дело» повышенный уровень

«Сестринское дело» базовый уровень

«Акушерское дело» базовый уровень

 

 

Автор: преподаватель высшей категории

 


Пояснительная записка

 

Данное учебно-методическое пособие создано с целью обеспечения качественной и целенап- равленой самоподготовки студентов к практическим и семинарским занятиям по комплексной дисциплине «Анатомия и физиология человека». Оно даёт возможность студентам из большого

объёма теоретического материала выделить основное, систематизировать получаемую информа-цию и использовать её на практике. Пособие включает в себя задания для самоподготовки к 40 практическим и 13 семинарским занятиям, вопросы к итоговой аттестации. В состав учебно-ме-тодических рекомендаций к каждому занятию входят:

- Минимум знаниям студентов по данной теме в соответствии с требования Государственного

образовательного стандарта СПО.

- Цели и задачи практического и семинарского занятия.

- Вопросы для самоподготовки к теме.

- Микролекция по данной теме с дидактическим материалом.

- Материалы для самоконтроля знаний (тесты, словарные диктанты, ситуационные задачи)

- Перечень литературы, необходимый для самоподготовки.

- Индивидуальные задания для студентов.

Использование студентами данного пособия даёт возможность грамотно организовать самоподготовку к занятиям и усвоить необходимый объём знаний и грамотно использовать на занятиях

 

О г л а в л е н и е

Наименование темы Страницы
  Организм человека, как единое целое. 5-18
  Морфология тканей 19-28
  Физиология тканей. Структура тела человека 28-41
  Система движения. Скелет туловища 42 - 55
  Скелет головы 55-58
  Скелет конечностей 58-61
  Мышцы туловища 61- 67
  Мышцы головы и шеи 68- 71
  Мышцы конечностей 71- 74
  Семинар: «Физиологическая система движения». 74- 83
11. Спинной мозг. 84 - 88
12. Спинно-мозговые нервы. 89 - 93
13. Морфология головного мозга 94 - 99
14. Большой мозг, мозжечок 100 -103
15. Черепно – мозговые нервы 104 - 108
16. Вегетативная нервная система 108 - 114
17. Физиология нервной системы 115 - 123
18. Морфология сенсорной системы 124 - 132
19. Физиология анализаторов 132 - 134
  Физиологические аспекты функционирования анализаторов 134 - 138
21. Гуморальная регуляция 138 - 142
22. Функциональная характеристика гуморальной системы регуляции 142 - 150
23. Высшая нервная и психическая деятельность 150 - 156
  Кровь 157 - 163
  Кровь – совместимость 164 - 169
  Кровь: клинико-функциональная характеристика 170 - 178
27. Система кровообращения. Морфология сердца 179 - 187
28. Система восходящего отдела и дуги аорты 188 - 193
29. Система нисходящей аорты 194 - 198
30. Система кровооттока 198 - 203
31. Система лимфооттока 204 - 212
32. Сердце - основы функционирования и регулирования 212 - 216
33. Система кровообращения 216 - 225
34. Физиологическая система дыхания 226 - 232
35. Морфо-функциональная характеристика легких 232 - 236
  Физиология дыхания 237 - 240
  Физиологическая система дыхания 240 - 247
  Морфологические особенности пищеварительной системы 247 - 251
  Анатомо – топографическая характеристика желудка и тонкой кишки 252 - 255
  Морфологическая характеристика толстой и прямой кишки 255 - 259
  Анатомия, топография и функции пищеварительных желез 259 - 263
  Этапы процесса пищеварения 263 - 268
  Физиологические основы процесса пищеварения 269 - 272
  Обмен веществ и энергии. Витамины 274 - 276
  Обмен веществ и энергии – механизмы, этапы 276 - 279
  Мочевая система 279 - 282
  Система репродукции. Морфология мужской половой системы 283 - 287
  Морфофункциональная характеристика женской половой системы 287 - 291
  Физиологические аспекты процессов выделения и репродукции 291 - 292
  Морфофункциональная характеристика органов иммуногенеза 292 - 297
  ТЕСТ-КОНТРОЛЬ Среза знаний по дисциплине «Анатомия и физиология человека». 297 - 311
  ВОПРОСЫ к итоговой аттестации по дисциплине «Анатомия и физиология человека». 311 - 317

Семинар №1

Тема: «Организм человека, как единое целое, его потребности,

связь с внешней средой»

Цель семинара:

1. Рассмотреть организм человека, как открытую, саморегулирующую систему, занимающую определенное место в природе, жизнедеятельность которой направлена на постоянное удовлетворение потребностей.

2. Изучить природу онтогенеза человека, особенности формирования и влияние на данные

процессы внешней среды.

3. Усвоить характеристику уровней организации человека и механизмы взаимосвязи их

между собой.

Вопросы семинара:

1. Организм человека - как основной объект изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека», его основные характеристики.

2. Человек и внешняя среда - сущность, законы и механизмы взаимодействия, значение:

потребности - определение, классификация, способы и механизмы удовлетворения.

3. Основы онтогенеза человека – характеристика периодов.

4.Уровни организации организма человека - характеристика, механизмы взаимозависимо-

сти и взаимосвязи.

Литература:

1. С. А. Георгиева «Физиология» М 1986г. стр. 4 - 26

2. Р. П. Самусев «Анатомия человека» М 1990г. стр. 57-65

3. Н. А. Фомин «Физиология человека» «Просвещение» 1992г. стр. 8 -17

4. Лекции: № 1

По первому вопросу необходимо знать:

- Определение организма человека и дисциплин их изучающих.

- Закономерности жизни, присущие человеку и их характеристика, значение.

- Основные морфологические характеристики организма человека, их определения.

- Функциональные характеристики человека, их определения.

- Особенности личностных характеристик организма человека.

- Роль морфологических, функциональных и личностных характеристик в познании

организма человека.

- Механизм взаимосвязи данных характеристик организма человека

Задание:

И. П. Павлов, давая характеристику организма человека, писал: «Человек - есть, конечно, система (грубее говоря - машина), единственная, но высочайшему саморегулированию, сама себе поддерживающая, направляющая и даже восстанавливающая...» На чем основывался И. П. Павлов, давая именно такую характеристику организму человека?

Какие характеристики дополнили бы Вы?

По 2-му вопросу необходимо знать:

- Что такое внешняя среда, факторы внешней среды, их виды.

- Принцип и сущность взаимодействия организма человека с внешней средой: рефлекс, рефлекторная дуга.

- Механизм взаимодействия организма человека с внешней средой.

- Результаты взаимодействия организма человека и внешней среды – удовлетворение пот-

ребностей.

Определение, классификация, способы, пути и механизмы удовлетворения потребностей.

Гомеостаз, константы гомеостаза: определение, характеристики, особенности и значе-

ние.

Прокомментируйте высказывание Ивана Михайловича Сеченова:«Организм человека без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен»

Задание: Объясните, как осуществляется механизм перехода клеточных потребностей в потребности всего организма человека?

По 3-му вопросу знать:

- определение онтогенеза человека, его периоды.

- характеристику пренатального периода, его особенности.

- особенности эмбрионального периода, факторы влияющие на развитие эмбриона.

- особенности плодного периода.

Задание:

Объясните, почему, по Вашему мнению, в ранние сроки беременности особенно важно беременным предохраняться от инфекционных заболеваний, вести здоровый образ жизни, не принимать лекарственные вещества без назначения врача?

По 4-му вопросу изучить:

- Какие уровни организации живой материи существуют?

-Характеристику каждого уровня организации организма человека.

- Механизмы взаимосвязи уровней между собой.

- Уровни регуляции процессов в организме.

- Сущность круговой рефлекторной регуляции.

Задание:

Объясните, как реализуются философская категория - от простого к сложному, от низшего к высшему в структурно - функциональной организации организма человека.

- Основные признаки функциональной системы, ее звенья.

- Механизм функционирования функциональных систем.

- Основные принципы функционирования организма человека.

Задание:

I. Начертите схему функциональной системы, разберите механизм функционирования.

II. Ответьте на вопросы словарного диктанта:

1.Совокупность реакций, происходящих в различных структурных элементах человека.

2.Специфическая деятельность клеток тканей и органов.

3. Чувствительное звено рефлекторной дуги.

4. Совокупность изменений, возникающих в организме человека под воздействием разд-

ражителей.

5. Постоянство внутренней среды человека.

6. Генетически обусловленные способности структур человека.

7. Эффектор - это

8. Способность организма определенным образом отвечать на раздражитель:

9. Период внутриутробного развития плода,

10.Способность организма человека самопроизвольно сохранять гомеостаз.

11.Последовательность реакций, происходящих в организме человека.

12.Вставочное звено рефлекторной дуги.

13.Преобразователь энергии раздражителя в электрический импульс.

14.Механизм регуляции физиологических процессов в организме человека.

15.Объединение органов по происхождению, строению или выполняемой функции

16.Ответная реакция организма на раздражитель.

17.«Homo sapiens» -это

18.Приспосабливаемость человека к меняющим условиям существования.

19 Способность человека к самообновлению и самовоспроизводству.

20. Период первых восьми недель беременности.

МИКРОЛЕКЦИЯ.

Тема: «Общебиологические особенности организма человека. Анатомо-физиологиче-ские аспекты потребностей человека. Морфо-функциональная характеристика человека. Основы эмбриогенеза».

Содержание:

1.1. Введение: организм человека - основной объект изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека».

1.2. Закономерности жизни, присущие человеку и способы их реализации.

1.3. Потребности человека, способы их удовлетворения; структуры их удовлетворяю-

щие.

1.4. Основные характеристики организма человека.

1.5. Организм человека и внешняя среда: сущность, принципы, результаты, проявле-

ние взаимодействия; методы их обнаружения.

2. 1. Уровни организации живой материи, характеристика, механизм, взаимосвязи, и взаимозависимости.

2. 2. Основы онтогенеза человека.

1. 1. «Введение»: Организм человека - основной объект изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Дисциплина «Анатомия и физиология человека» собирательная, объединяющая в себе тесно связанные друг с другом дисциплины - анатомию и физиологию. Связывающим звеном этих дисциплин является основной объект познания - организм человека, изучением которого и занимается данная дисциплина. Это хорошо видно из определений данных дисциплин:

Анатомия человека (от латинского Anatemno - рассекаю) - биологическая наука, изу-

чающая форму, строение, местоположение человека и его органов, систем.

Физиология человека - биологическая наука о функциях и механизмах жизнедеятель-

ности целостного организма, его систем и органов, их регуляции и взаимодействии с окр-

ужающей средой. Что мы понимаем под понятием «организм человека»?

Организм человека - это живая открытая, саморегулируемая биологическая система, находящаяся в тесной взаимосвязи с внешней средой, способная к репродукции и наделённая разумом.

Положения определения организма человека дают всесторонние основные характер-

истики человека: морфологические, функциональные и личностные. Изучение организма

человека основывается на системном подходе.

Функциональные характеристики организма человека представлены положениями:

а) живая система - это система в которой проходят основные жизненные процессы: саморегуляция, самообновление, самовоспроизведение.

б) открытая система — в основе её существования лежат ответные реакции на внешние paздpaжитeли т. е. рефлексы.

в) саморегулируемая система - система,способная самостоятельно, независимо от внешних факторов,сохранять и поддерживать постоянство внутренней среды, т. е. гомеостаз.

г) система, наделённая разумом - это положение характеризует организм человека, как ос-

обое биологическое существо, наделённое в отличии от высших животных, второй сигна-

льной системой - речью, которая позволила сформировать особым формам мышления, об-

щения и возникновения сознания. Всё это привело к возникновению человека разумного - "Homo sapiens".

Основным условием для формирования, развития и существования организма человека,

как существа разумного, является постоянная взаимосвязь с внешней средой, или средой

обитания. Важнейшим условием выживания человека во внешней среде является уровень его репродуктивных способностей, т. е. самообновления и самовоспроизведения себе подобных.

Таким образом: Определение организма человека даёт основные морфологические, функциональные и личностные характеристики человека и определяет основные условия

его существования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.