КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Строение, состав и свойства клеток организма. Еще в
Клетки и ткани КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ВВЕДЕНИЕ С илл. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Учебник для дошкольных педучилищ. М., «Просвещение», 1969.
Учебник написан по программе дошкольных педагогических училищ Анатомические и физиологические сведения об организме ребенка дошкольного возраста тесно увязаны с гигиеническими. Воспитатель дошкольного учреждения не только воспитывает детей, но и охраняет их здоровье. Он должен принимать активное участие во всех мероприятиях, которые направлены на оздоровление детских коллективов и создание нормальных условий, как окружающей среды, так и всего учебно-воспитательного процесса. Он должен прививать детям гигиенические навыки и повышать санитарною культуру в их домашнем быту. Пройдет много лет, прежде чем беспомощный младенец станет взрослым человеком. В течение всего этого времени ребенок растет, развивается. Изменяются строение и работа его органов, а также потребности организма, его реакции на условия внешней среды. Для создания наилучших условий роста и развития ребенка, для правильного его воспитания и обучения надо знать особенности его организма; понимать, что полезно для него," что вредно и какие меры следует принимать для укрепления здоровья и поддержания нормального развития. Вот почему в план подготовки работников дошкольных учреждений включена возрастная анатомия, возрастная физиология и дошкольная гигиена. Анатомия изучает строение тела и отдельных его органов. Физиология изучает жизненные процессы, протекающие в организме, иными словами, работу, или функции, как отдельных органов, так и всего организма в целом. На основе достижений физиологии были разрешены многие вопросы, связанные с правильной организацией питания и общим оздоровлением условий жизни.
Дошкольная гигиена — наука об охране и укреплении здоровья детей первых лет жизни (от рождения до 7 лет). Опираясь на возрастную анатомию и возрастную физиологию, она изучает влияние на детей различных условий среды, выявляет и старается смягчить или полностью устранить все, что вредит здоровью ребенка, подбирает такие естественные л искусственные условия, которые благоприятствуют его росту и развитию, укрепляют его здоровье, первой половине XIX в. было установлено клеточное строение организмов. Основную массу каждой клетки составляет вязкое, похожее на слизь полужидкое вещество — цитоплазма. В ней находится отграниченный участок — ядро. Разобраться в тонком строении клетки помог электронный микроскоп, дающий увеличение в сотни тысяч раз. Установлено, что снаружи клетка покрыта мембраной, или оболочкой, толщина которой не превышает нескольких миллионных долей миллиметра. Цитоплазма пронизана огромным количеством разветвленных канальцев, обеспечивающих связь между различными участками клетки. Кроме того,' в цитоплазме имеются специальные образования, которые, подобно органам тела, выполняют определенные функции, обеспечивая нормальную жизнедеятельность клетки. В состав клеток, помимо воды ч очень небольшого количества неорганических солей, входят органические вещества — белки, углеводы и жиры. На долю белков приходится не менее 75% всех органических веществ. Белковые молекулы огромны. Они содержат от тысячи до миллиона атомов углерода, водорода, азота, кислорода, немного серы и в очень небольшом количестве другие элементы. Каждая молекула белка состоит из отдельных «кирпичиков» — аминокислот— небольших молекул, содержащих от 10 до 35 атомов. С белками связаны все жизненные проявления организма. При нагревании, прибавлении кислоты и некоторых других веществ белки свертываются и теряют свои биологические свойства. Таковы белок вареного яйца, хлопья свернувшегося молока.
Углеводы, например тростниковый (или свекловичный) сахар, крахмал,— основной поставщик энергии, необходимой для жизненных процессов. В состав углеводов входят углерод, водород и кислород, причем атомы последних двух элементов содержатся в такой же пропорции, как и в молекуле воды (НгО). Так, молекула виноградного сахара, или глюкозы, имеет формулу СеН^Об. Молекулы крахмала состоят из большого количества соединившихся друг с другом молекул простого сахара ••— глюкозы. Молекулы жиров состоят из тех же элементов, что и углеводы, но кислорода содержат очень мало. Так, например, молекула одного из жиров человеческого тела имеет формулу СзэНшоОб. Некоторые жиры, точнее, жироподобные вещества имеют более сложное строение и содержат фосфор, а иногда и другие элементы. Сравнительно недавно было выяснено значение нуклеиновых кислот — еще одной группы органических веществ, находящихся в каждой живой клетке. Свое название они получили потому, что впервые были найдены в клеточных ядрах (нуклеус—ядро). Молекулы нуклеиновых кислот,» подобно белковым, очень велики и образованы множеством нуклеотидов, содержащих углерод, водород, кислород, азот и фосфор. Нуклеиновые кислоты обеспечивают образование из аминокислот белков, свойственных каждой клетке, и сохранение наследственных свойств. В каждой живой клетке непрерывно происходят различные химические процессы. Как известно, химические реакции в присутствии некоторых веществ могут ускоряться. Такие вещества называют катализаторами. Подобные же ускорители находятся в каждой клетке организма — это сложные белковые вещества, называемые ферментами. Они обладают замечательными свойствами. В отличие от обычных химических катализаторов ферменты высокоспецифичны: каждый фермент ускоряет только определенную химическую реакцию, и притом действует лишь на те вещества, которые имеют сходное строение. Некоторые ферменты действуют всего лишь на одно химическое вещество, не оказывая никакого влияния на другие, даже сходные с ним.
Под влиянием ферментов многие реакции протекают в сотни тысяч раз быстрее, чем в присутствии неорганических катализаторов. Ферменты лучше всего действуют при температуре тела. При понижении температуры их действие ослабевает. Кипячение разрушает ферменты. Без ферментов жизнь клетки невозможна. Поддержание живого состояния любой клетки обеспечивается несколькими основными ее жизненными свойствами. Одно из них — способность превращать энергию из одного вида в другой. Так, зеленые растения для образования органических веществ используют энергию солнечных лучей, превращая ее в химическую энергию. Химическая энергия органических веществ превращается в клетках человеческого организма в другие виды энергии, например: механическую, электрическую, тепловую. Другое свойство клеток — способность строить свое собственное тело, создавая из аминокислот взамен разрушенных белковых молекул точные их копии. Третье свойство — способность расти и размножаться; клетки растут за счет усиленного образования нового клеточного вещества; многократно делясь пополам, клетки размножаются, причем каждая из них похожа на материнскую клетку. Развитие зародыша начинается с деления пополам оплодотворенной женской половой клетки. Путем последующего деления из двух клеток образуются 4, из четырех — 8 и т. д. В первые дни развития трудно заметить какие-либо различия между образовавшимися клетками. Но уже к концу первой недели можно обнаружить три первичных зародышевых листка: наружный, или эктодерма; средний, или мезодерма; внутренний, или энтодерма. Постепенно различие между отдельными группами клеток возрастает; яснее выявляется их неодинаковое строение, связанное с физиологическим разделением функций между ними. Вместо первоначальных трех зародышевых слоев появляются разные группы клеток, входящие в состав отдельных органов и выполняющие определенные жизненные функции. Такие группы клеток вместе с веществом, которое обычно находится в промежутках между отдельными клетками, называются тканями. Образование различных тканей и органов — результат четвертого свойства клеток — способности специализироваться. Еще одно существенное свойство клетки — ее раздражимость, т. е. способность отвечать на раздражения. Деятельность различных клеток тела неодинакова. Поэтому и на раздражение они отвечают по-разному. Так, например, мышечные клетки сокращаются, т. е. укорачиваются, а клетки слюнной железы выделяют слюну. Активное, деятельное состояние, которое возникает под влиянием раздражения, называется возбуждением.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |