Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автономная нервная система




Цель занятия

1. Понять принципы иннервации мышц и органов тела человека.

2. Знать основные периферические нервы и механизмы их формирования.

3. Знать 12 пар черепных нервов, их ядра и области иннервации.

4. Усвоить принципы организации автономной нервной системы.

 

План занятия

1. Разобрать с преподавателем наиболее сложные вопросы темы.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест - карт.

 

Основная литература

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 453-493.

2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 230-239, 254-258, 277-281.

3. Лекции.

 

Дополнительная литература

1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.

2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.

3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.

4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.

5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.

6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с..

 

Методические указания

При подготовке к занятию обратите внимание на латинские названия черепных нервов. Необходимо хорошо знать общий принцип организации автономной нервной системы. Безусловным является знание иннервации основных областей тела человека.

 

Время для самоподготовки - 4 часа.

Структура темы

1. Периферический отдел нервной системы

2. Принципы организации периферических нервов

3. Спинно-мозговые нервы

3.1. Шейное сплетение

3.2. Плечевое сплетение

3.3. Грудные нервы

3.4. Поясничное сплетение

3.5. Крестцовое сплетение

3.6. Копчиковое сплетение

4. Черепные нервы.

4.1. Обонятельные нервы - I пара.

4.2. Зрительный нерв - II пара.

4.3. Глазодвигательный нерв - III пара.

4.4. Блоковый нерв - IY пара.

4.5. Тройничный нерв - Y пара.

4.6. Отводящий нерв - YI пара.

4.7. Лицевой нерв - YII пара.

4.8. Преддверно-улитковый нерв - YIII пара.

4.9. Языкоглоточный нерв - IX пара.

4.10. Блуждающий нерв - X пара.

4.11. Добавочный нерв - XI пара.

4.12. Подъязычный нерв - XII пара.

4.12.1. Ядра нервов

4.12.2. Зона иннервации.

5. Автономная (вегетативная) нервная система.

5.1. Общие сведения.

5.2. Функция автономной нервной системы

5.3. Классификация.

5.4. Общий план строения

5.4.1. Центральный отдел

5.4.1.1. Парасимпатические ядра III, VII, IX и X пар черепных нервов.

5.4.1.2. Вегетативное ядро (боковой столб в спинном мозге)

5.4.1.3. Крестцовые парасимпатические ядра

5.4.2. Периферический отдел

5.4.2.1. Вегетативные нервы

5.4.2.2. Вегетативные сплетения

5.4.2.3. Узлы вегетативных сплетений (ганглии)

5.4.2.4. Симпатический ствол

5.4.2.5. Концевые узлы парасимпатической части вегетативной нервной системы

5.5. Строение симпатического отдела.

5.5.1. Центральная часть.

5.5.2. Периферическая часть.

5.6. Строение парасимпатического отдела.

5.6.1. Центральная часть.

5.6.2. Периферическая часть.

5.7. Метасимпатический отдел

5.8. Виды синапсов.

5.9. Медиаторы автономной нервной системы

5.10. Дуга вегетативного рефлекса.

5.11. Организация периферического отдела нервной системы.

5.11.1. Спинномозговые нервы.

 

Вопросы для самоконтроля знаний.

1. Назовите функцию X пары черепных нервов.

2. Сколько ветвей у тройничного нерва?

3. Какие нервы иннервируют язык?

4. Как образуется спинномозговой нерв?

5. Назовите самый длинный нерв шейного сплетения.

6. Какой нерв иннервирует заднюю группу мышц плеча?

7. Какие мышцы иннервирует запирательный нерв?

8. Где лежат спинальные центры симпатического отдела нервной системы?

9. В чем состоит особенность дуги вегетативного рефлекса?

10.Как иннервируется мозговое вещество надпочечников?

11.Где лежат ядра тройничного нерва?

12.Как образуется зрительный нерв?

13.Дайте определение автономной нервной системы.

14.Какие анатомические структуры входят в состав автономной нервной системы?

15.Назовите очаги скопления вегетативных ядер в спинном и головном мозге.

16.В чем отличие вегетативной рефлекторной дуги от соматической?

17.Где располагаются преганглионарные вегетативные нейроны?

18.Каковы функциональные различия симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы?

 

Занятие 8. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. ОРГАН СЛУХА И РАВНОВЕСИЯ. ОРГАН ЗРЕНИЯ. ОРГАН ОБОНЯНИЯ. ОРГАН ВКУСА. КОЖНАЯ РЕЦЕПЦИЯ

Цель занятия

1. Усвоить анатомическую терминологию органов чувств

2. Знать строение органов чувств.

3. Уметь показать на таблицах и муляжах отдельные образования органа слуха и равновесия и нервные пути, связывающие рецепторы с корковыми представительствами анализаторов.

4. Усвоить особенности рецепторного аппарата органа зрения, обоняния, вкуса и кожной рецепции.

5. Уметь показать на муляжах, планшетах и таблицах отдельные образования органа зрения, вкуса, обоняния и рецепторов кожи.

6. Знать функциональное назначение отделов органа зрения.

 

План занятия

1. Разобрать с преподавателем наиболее сложные вопросы темы.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Дать ответы на вопросы тест - карт.

 

Основная литература

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 494-533.

2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 285-303.

3. Лекции.

 

Дополнительная литература.

1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.

2. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. 359 c.

3. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.

4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. 191 с.

5. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.

6. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

 

Методические указания

При подготовке к данному занятию необходимо знать гистологическое строение органов чувств. Учесть филогенез в развитии органов чувств. Особое внимание надо обратить на пути поступления информации в высшие центры анализа внешних раздражений. Изучить механизм восприятия звука и работу вестибулярного аппарата. Готовясь к занятию, необходимо вспомнить расположение корковых центров анализаторов и классификацию рецепторов в зависимости от их локализации. Обратите внимание на ход афферентной импульсации в структуры центральной нервной системы. Рассмотреть особенности светочувствительных клеток сетчатки.

 

Время для самоподготовки – 4 часа.

Структура темы

1. Орган зрения.

1.1. Оболочки глаза.

1.1.1. Фиброзная оболочка.

1.1.1.1. Склера.

1.1.1.2. Роговица.

1.1.2. Сосудистая оболочка (хориоидеа).

1.1.2.1. Ресничное тело.

1.1.2.2. Радужка.

1.1.2.2.1. Сфинктер зрачка.

1.1.2.2.2. Дилататор зрачка.

1.1.3. Внутренняя оболочка (сетчатка).

1.1.3.1. Пигментная часть.

1.1.3.2. Светочувствительная часть.

1.1.3.2.1. Фоторецепторный слой.

1.1.3.2.2. Ассоциативный слой.

1.1.3.2.3. Ганглиозный слой.

1.1.3.2.4. Диск зрительного нерва (слепое пятно).

1.1.3.2.5. Центральная ямка (желтое пятно).

1.2. Передняя камера глазного яблока.

1.3. Задняя камера глазного яблока.

1.4. Стекловидная камера глазного яблока.

1.5. Стекловидное тело.

1.6. Хрусталик.

1.7. Вспомогательные органы глаза.

1.7.1. Мышцы глазного яблока.

1.7.1.1. Иннервация.

1.7.1.2. Функция.

1.7.2. Веки.

1.7.3. Конъюнктива.

1.7.4. Слезный аппарат.

1.8. Проводящие пути информации от сетчатки в кору головного мозга.

2. Орган слуха и равновесия.

2.1. Наружное ухо.

2.2. Ушная раковина.

2.2.1. Завиток.

2.2.2. Противозавиток.

2.2.3. Козелок.

2.2.4. Противокозелок.

2.3. Наружный слуховой проход.

2.4. Слуховая (евстахиева) труба.

2.5. Среднее ухо.

2.5.1. Барабанная перепонка.

2.5.2. Слуховые косточки.

2.5.2.1. Молоточек.

2.5.2.2. Наковальня.

2.5.2.3. Стремя.

2.5.2.4. Суставы слуховых косточек.

2.5.2.5. Связки и мышцы косточек.

2.6. Внутреннее ухо.

2.6.1. Костный лабиринт.

2.6.2. Перепончатый лабиринт.

2.6.3. Улитковый лабиринт.

2.6.3.1. Лестница преддверия.

2.6.3.2. Барабанная лестница.

2.6.3.3. Улитковый проток.

2.6.3.4. Базиллярная мембрана.

2.6.3.5. Преддверная мембрана.

2.6.3.6. Геликотрема.

2.6.3.7. Спиральный (кортиев) орган.

2.6.3.8. Спиральный ганглий.

2.6.3.9. Слуховые пути.

2.7. Вестибулярный лабиринт.

2.7.1. Эллиптический мешочек (маточка).

2.7.2. Сферический мешочек.

2.7.3. Полукружные протоки.

2.7.4. Статолитовый аппарат.

2.7.5. Ампулярные гребешки.

2.7.6. Путь нервного импульса от рецептора до коркового представительства анализатора.

3. Орган обоняния.

3.1. Локализация обонятельной области.

3.2. Обонятельные клетки.

3.3. Обонятельные проводящие пути.

4. Орган вкуса.

4.1. Локализация вкусовых рецепторов.

4.2. Вкусовые почки.

4.3. Вкусовые проводящие пути.

5. Кожная рецепция.

5.1. Механорецепция.

5.2. Рецепторы давления - датчики силы.

5.3. Рецепторы прикосновения - датчики скорости.

5.4. Рецепторы вибрации - датчики ускорения.

5.5. Проприорецепция.

5.6. Терморецепция

5.7. Ноцицепция.

5.8. Проводящие пути.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Опишите строение среднего уха. Каково его функциональное значение?

2. Назовите части костного и перепончатого лабиринтов. Какие из них относятся к органу равновесия, а какие – к органу слуха?

3. Где расположены слуховые рецепторы? Как называется рецепторный аппарат слухового анализатора?

4. Где располагаются тела первого (сенсорного), второго и третьего нейронов слухового пути?

5. Где находится корковый центр слухового анализатора?

6. Волокнами каких нейронов слухового пути формируется латеральная петля и в каких подкорковых центрах она заканчивается?

7. Где располагаются рецепторы статического равновесия? Динамического равновесия?

8. Где располагаются тела первого (сенсорного), второго и третьего нейронов вестибулярного пути?

9. Где находится корковый центр анализатора гравитации?

10. Где располагаются вкусовые рецепторы?

11. Назовите оболочки глазного яблока

12. Какие нервы иннервируют глазные мышцы?

13. Какова функция мышц глазного яблока?

14. Что такое саккады глазного яблока?

15. Как оттекает от глаза слезная жидкость?

16. Где располагается обонятельная область?

17. Перечислите пути проводящие информацию о вкусовых раздражениях?

18. Как осуществляется рецепция боли?

19. Перечислите механорецепторы кожи.

20. Чем образован аккомодационный аппарат глаза?

21. Где располагаются и как называются группы мышечных клеток, сокращение которых приводит к изменению диаметра зрачка? Кривизны хрусталика?

22. Какие анатомические структуры входят в состав зрительного анализатора?

23. В каких отделах мозга расположены подкорковые центры зрительного анализатора?

24. Волокна каких нейронов образуют обонятельные нервы?

 

Занятие 9. ОНТОГЕНЕЗ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Цель занятия

1. Знать к какому периоду жизни полностью формируются основные мозговые структуры.

2. Усвоить характерные особенности темпов формирования различных мозговых структур.

3. Знать морфологические основы индивидуальной изменчивости мозга.

План занятия

1. Вместе с преподавателем разобрать наиболее сложные вопросы темы.

2. Ответить на вопросы преподавателя.

3. Ответить на вопросы тест - карт.

Основная литература

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Указ. соч. С. 33-37, 407-408, 412, 451-453.

2. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Указ. соч. С. 224-226,239-241, 275-277.

3. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 65-104, 257-258, 322-341.

4. Лекции.

Дополнительная литература

1. Анатомия человека. В 2 т./ Под ред. М.Р.Сапина. М.:Медицина, 1993.

2. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. 205 с.

3. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. 352 с.

 

Методические рекомендации

Обратите внимание на критические периоды в развитии нервной системы. Усвоить особенности миелинизации различных типов волокон. Рассмотреть этническую, половую и индивидуальную изменчивость.

Время для самоподготовки - 2 часа.

Структура темы

1. Внутриутробный период формирования нервных структур.

1.1. Время закладки нервной системы у зародыша человека.

1.2. Период формирования нервной трубки.

1.3. Образование первичных мозговых пузырей.

1.4. Период формирования борозд на поверхности полушарий.

2. Особенности основных структур ЦНС у новорожденного.

2.1. Масса и уровень развития отделов головного мозга.

2.2. Особенности спинного мозга новорожденного.

2.3. Оболочки мозга новорожденного.

3. Возрастные особенности нервной системы.

3.1. Возрастные особенности головного мозга.

3.1.1. Изменение массы головного мозга.

3.1.2. Этапы формирования борозд и извилин полушарий головного мозга.

3.1.3. Динамика развития мозолистого тела.

3.1.4. Особенности миелинизации волокон.

3.2. Возрастные особенности спинного мозга.

3.2.1. Изменение массы и размеров спинного мозга.

3.2.2. Особенности развития серого и белого вещества спинного мозга.

3.3. Возрастные особенности оболочек мозга.

3.3.1. Развитие твердой оболочки головного мозга.

3.3.2. Изменение с возрастом объема подпаутинного пространства.

4. Этническая изменчивость мозга.

4.1. Характерные особенности мозга для основных рас.

4.2. Изменение массы мозга в этнических группах с течением времени.

5. Индивидуальная изменчивость мозга.

5.1. Минимальная и максимальная масса мозга.

5.2. Различные варианты организации борозд и извилин.

5.3. Количественные различия подкорковых образований.

6. Специфика количественной организации полей неокортекса и различные виды одаренности (зрительная, абсолютный слух и т.д.).

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Назовите этапы развития центральной нервной системы человека.

2. Назовите периоды развития нервной системы ребенка.

3. В каком возрасте у зародыша происходит закладка нервной трубки?

4. Сколько мозговых пузырей служат зачатками основных отделов головного мозга?

5. В каком возрасте заканчивается миелинизация афферентных волокон?

6. К какому возрасту масса головного и спинного мозга достигает показателей у взрослого человека?

7. Объем какого мозгового вещества увеличивается быстрее и с чем это связано?

8. Каковы отличия мозговых оболочек у новорожденных по сравнению со взрослыми?

9. Каков диапазон индивидуальных изменений массы головного мозга?

10.С какой морфологической особенностью связано явление абсолютного слуха?

11.Какие изменения наблюдаются в мозговой ткани у людей пожилого возраста?

 


 

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы»

1. История развития анатомии центральной нервной системы человека.

2. Основные отделы центральной нервной системы человека.

3. Общая характеристика периферической нервной системы.

4. Клеточное строение нервной ткани.

5. Характеристика нейрона как структурно-функциональной единицы нервной системы.

6. Типы нейронов и их особенности.

7. Нейроглия и её функция.

8. Основные типы глиальных клеток.

9. Классификация нервных волокон по признаку особенностей строения.

10. Понятие рецептор.

11. Классификация рецепторов.

12. Синапс: его строение и типы.

13. Внешнее строение спинного мозга.

14. Сегмент спинного мозга и его основные структуры.

15. Основные отделы спинного мозга.

16. Восходящие проводящие пути: функции и расположение в спинном мозге.

17. Нисходящие проводящие пути: функции и расположение в спинном мозге.

18. Основные группы проводящих путей.

19. Общее описание переднего мозга.

20. Общее описание ствола мозга.

21. Состав белого и серого вещества мозга.

22. Общий план строения конечного мозга: поверхности, полюса, полушарий и доли.

23. Борозды и извилины верхнелатеральной поверхности полушария.

24. Борозды и извилины медиальной поверхности полушария.

25. Строение нижней поверхности полушария.

26. Структуры обонятельного мозга.

27. Основные группы волокон, составляющих толщу полушарий.

28. Система желудочков мозга.

29. Базальные ядра: строение, функции.

30. Оболочки головного мозга: функции, особенности строения.

31. Морфо-функциональные различия участков коры полушарий.

32. Понятие анализатора.

33. Анализаторы первой сигнальной системы: функции и локализация в коре полушарий.

34. Анализаторы второй сигнальной системы: особенности строения, функции, локализация.

35. Промежуточный мозг: общий план строения.

36. Гипоталамус: строение, функции, основные ядра.

37. Внешнее строение среднего мозга и его расположение.

38. Внутреннее строение среднего мозга: проводящие пути и ядра.

39. Перешеек ромбовидного мозга.

40. Задний мозг: общий план строения.

41. Основные структуры моста.

42. Внешнее строение мозжечка и его расположение.

43. Внутреннее строение мозжечка: ядра мозжечка.

44. Строение ромбовидной ямки.

45. Внутреннее строение продолговатого мозга: основные ядра и проводящие пути.

46. Черепные нервы.

47. Проекция ядер черепных нервов на ромбовидную ямку.

48. Периферическая нервная система.

49. Строение и медиаторы симпатической нервной системы.

50. Строение и медиаторы парасимпатической нервной системы.

51. Формирование структур нервной системы человека во внутриутробный период.

52. Особенности строения нервной системы у новорожденного.

53. Возрастные особенности головного мозга.

54. Динамика возрастных изменений спинного мозга у человека.

55. Возрастные особенности оболочек мозга.

56. Отличия в строении мозга у разных рас.

57. Изменение мозга в антропогенезе.

58. Соотношение одаренности и особенностей строения неокортекса.

59. Строение органа зрения.

60. Пути проведения информации от светочувствительных рецепторов к центрам зрения.

61. Возрастные особенности строения органа зрения.

62. Строение органа слуха.

63. Строение органа равновесия.

64. Проведение импульсов от рецепторов слуха и равновесия.

65. Возрастные особенности строения органа слуха и равновесия.

66. Строение органа обоняния и проводящие пути.

67. Строение вкусового анализатора и проведение импульсов от рецепторов в кору больших полушарий.

68. Кожная рецепция: виды рецепторов, проводящие пути.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.