КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение в информатику
Информатика — это новая информационная индустрия, связанная с использованием персональных компьютеров и сети Интернет. В наступившем новом тысячелетии большая часть информации, связанной с деятельностью людей, будет храниться в памяти ЭВМ. ЭВМ — электронные вычислительные машины — одно из важнейших изобретений XX в. За рубежом, а позже и у нас в стране вычислительные машины получили название компьютеров. В качестве машин компьютеры используются как универсальные устройства обработки, передачи и накопления самой различной информации. Обработка, накопление и передача информации происходит не только в ЭВМ, но и при общении людей, в технических устройствах, в живых организмах и в жизни общества. Новым инструментом в передаче и накоплении информации в человеческом обществе стала сеть Интернет. Интернет — это международная компьютерная сеть, связывающая компьютеры во всех странах и континентах, хранящая гигантские объемы информации и дающая оперативный доступ к этой информации практически всем людям. Передача информации в общении людей — это передача сведений и суждений, данных и сообщений. Передача информации в сети Интернет — это обмен письмами, сообщениями между людьми и компьютерами. Но кроме передачи Интернет представляет еще и гигантское хранилище, в котором мы можем искать информацию. Любая совместная деятельность — работа, учеба, игра — построены на обмене и передаче информации. Практически весь обмен информации между людьми, находящимися в любом отдалении друг от друга, может проходить через Интернет.
Для живых существ восприятие и передача информации в форме сигналов — основное отличие от неодушевленных предметов окружающего мира. Языковая форма передачи знаковой информации — основное отличие людей от других живых существ.
Слово информация происходит от латинского informatio, означающего сведения, разъяснения, пояснения. С содержательной точки зрения информация — это сведения о ком-то или о чем-то, а с формальной точки зрения — набор знаков и сигналов. Информация — это сведения о людях, предметах, фактах, событиях и процессах, независимо от формы их представления. Данное определение зафиксировано в Законе «Об информации, информатизации и защите информации», принятом у нас в стране в 1995 г. Особую роль в жизни общества играют документы. Документ — информация, зафиксированная на материальном носителе, имеющем реквизиты (подпись, дату и т. п.), позволяющие его идентифицировать. Документированная информация имеет юридическую силу и может служить для фиксации самых различных событий и взаимоотношений между людьми. Документированная информация — основной вид информации, передаваемой в сети Интернет и хранящейся в памяти ЭВМ. Возможность записи информации в виде письменных документов привела к образованию человеческих сообществ, государств, почтовых служб и бюрократии, вся жизнь которой состоит в накоплении, подготовке и использовании задокументированной информации. Использование письменности вызвало потребность в грамотных людях — людях, умеющих читать, писать, считать и излагать свои мысли в письменном виде. В XX в. грамотность стала всеобщей — все люди на нашей планете, во всех странах мира обучались или обучаются читать и писать в школах. Распространение ЭВМ в конце XX в. и последующее развитие компьютерной сети Интернет привело к возникновению современной формы грамотности, необходимой для жизни в новом XXI в. и получившей название компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность — это умение читать, писать на персональных ЭВМ и искать информацию с помощью Интернет. Иными словами, современный уровень развития общества требует владения компьютерами и Интернет, которые вошли в быт и служебные дела всех людей в развитых странах.
Возникновение письменности позволило человеческому обществу не только передавать информацию, но и накапливать ее в архивах и библиотеках. В каждом городе, поселке и учебном заведении имеются библиотеки, а в каждом учреждении — архивы, в которых хранятся книги и служебные документы. В сети Интернет для хранения информации используются серверы. Серверы — это компьютеры, подключенные к сети ЭВМ и имеющие машинные накопители для хранения большого объема информации. Современные серверы имеют память, достаточную для хранения различных архивов и библиотек служебного пользования.
Сервер
Изобретение печатных станков в XV в. создало технологическую базу для издания печатных книг, а в XIX в. изобретение типографских машин — для издания книг массовыми тиражами. Что в свою очередь послужило базой для создания большого числа публичных библиотек и школ для обучения грамотности. Развитие типографских машин привело к появлению газет и журналов с большими массовыми тиражами как средств массовой информации и каналов информатизации общества. В это же время появились первые законы, регулирующие авторские права и права на тиражирование литературных и служебных произведений. Изобретение в конце XIX - начале XX вв. телеграфа и телефона открыло новые возможности оперативной передачи информации на любые расстояния практически со скоростью света. А появление радио и телевидения в первой половине XX в. открыло новые каналы для оперативной передачи информации населению в различных странах. Самым большим чудом первой половины XX в. стало телевидение, открывшее людям возможность видеть на экранах телевизоров события, происходящие в самых различных точках планеты. С этих пор телевидение стало одним из самых эффективных каналов оперативного распространения массовой информации. Точкой становления информатики как новой индустрии в середине XX в. стало создание компьютеров — универсальных электронных вычислительных машин. Основной возможностью этих машин стала автоматическая обработка информации с помощью специально создаваемых программ.
Переработка информации перестала быть исключительной способностью людей и живых существ. На первых же моделях вычислительных машин были созданы и заработали первые модели искусственного интеллекта, являвшегося основной особенностью живых существ. В это же время были заложены основы информатики как научной дисциплины. Информатика как наука изучает принципы и методы накопления, обработки и передачи информации в ЭВМ и в сети Интернет. Одной из основных проблем информатики считается проблема создания и развития систем искусственного интеллекта как новой формы разума. Примерами систем искусственного интеллекта считаются компьютерные шахматных программы, первые образцы которых появились на компьютерах самого первого поколения. Последние образцы компьютерных шахматных программ и систем вполне могут соревноваться с чемпионами мира по шахматам и даже выигрывать у них отдельные партии. Системы искусственного интеллекта — это компьютерные программы и системы, моделирующие или воспроизводящие интеллектуальную деятельность. При этом под интеллектуальной деятельностью понимаются способности производить логические умозаключения и осмысленную переработку информации. Если интеллектуальная деятельность людей основывается на законах логики, то работа любых программ на ЭВМ основана исключительно на законах математической логики. Знание этих законов позволяет в принципе понимать логику работы любых программ и компьютерных систем. Фундамент информатики как научной дисциплины образуют вычислительные науки, изучающие организацию вычислительных процессов, вычислительных машин, систем и сетей. Фундаментальными составляющими этих наук являются математическая логика и теория алгоритмов, основанные на принципах современной конструктивной математики. Компьютеры первого поколения создавались именно как электронные вычислительные машины для автоматизации сложнейших вычислений. Объем и сложность вычислений, выполнявшихся первыми компьютерами, были недоступны даже самым сильным математикам и вычислителям, но посильными для современных персональных компьютеров.
В этот период зародилась профессия программистов — создателей программ для ЭВМ и появились первые языки программирования. В это же время фон Нейман сформулировал основные принципы работы всех современных компьютеров — использование сменных программ как средств управления ЭВМ и обработки данных, располагаемых в памяти машины. Компьютеры второго поколения создавались в качестве универсальных машин для решения задач обработки и накопления информации с использованием различных устройств ввода и вывода. Для компьютеров этого поколения появились первые накопители информации на магнитных лентах. Для этих машин были созданы первые операционные системы, первые системы программирования, первые системы искусственного интеллекта и первые вычислительные комплексы. Компьютеры третьего поколения были созданы как серийные вычислительные комплексы для накопления и обработки служебной информации. На базе этих ЭВМ были созданы различные банки данных, системы автоматизации проектирования, производства, обучения и многие другие автоматизированные системы. Для обслуживания автоматизированных систем появились инженерные и эксплуатационные службы, а также компьютерная бухгалтерия и бюрократия. Одновременно была начата подготовка дипломированных специалистов по эксплуатации и созданию автоматизированных систем на базе вычислительных комплексов.
Вычислительный комплекс на базе ЭВМ 3-го поколения ЕС-1022
Для разработки программ машин третьего поколения были созданы первые мобильные операционные системы и первые мобильные языки программирования, которые переносились с ЭВМ одного типа на ЭВМ другого типа. В это же время был создан язык Пролог — один из первых языков систем искусственного интеллекта. Четвертое поколение — это компьютеры, создаваемые на базе микропроцессоров массовых серий. С четвертого поколения ЭВМ началось массовое производство персональных компьютеров — малогабаритных ЭВМ, снабжаемых дисплеями и накопителями информации на магнитных дисках. Персональные ЭВМ могут устанавливаться на любом рабочем столе — дома и на работе. Эти компьютеры могут использоваться для учебы, игры, написания писем, ведения документации, экономических расчетов, проведения научных исследований, редакторской подготовки отчетов, книг и статей. Для персональных компьютеров были созданы операционные системы и пакеты офисных программ с наглядным графическим интерфейсом, понятным и доступным самому широкому кругу людей и легко адаптируемым к любому национальному языку. Для этих ЭВМ создано большое число самых различных игр, обучающих программ и пакетов профессиональных программ.
Персональный компьютер
Наличие профессиональных пакетов программ послужило основой для использования персональных компьютеров в качестве средств оргтехники для оснащения самых различных рабочих мест — администраторов, менеджеров, бухгалтеров, финансистов, инженеров, техников, секретарей, редакторов, писателей, дизайнеров и многих других профессий. Применение компьютеров в жизни общества затрагивает условия деятельности и жизни миллионов людей. Качественным изменением функций персональных компьютеров становится возможность их подключения к сети Интернет и получения доступа к информационным ресурсам и услугам, предоставляемым через сеть Интернет.
Интернет любому из нас прежде всего открывает возможность оперативного получения самой различной информации в форме электронных новостей, журналов, газет и библиотек из различных стран мира. Объемы и оперативность получения информации с помощью Интернет фантастичны и просто невозможны никакими другими традиционными средствами. Не менее важны коммуникативные возможности — ведение электронной переписки, получение и отправление личной и служебной информации с помощью электронной почты, автоматическая рассылка писем по заранее составленным спискам — в сети Интернет и внутри корпоративных вычислительных сетей — качественно меняют технологию деловых взаимоотношений. Создание личных и корпоративных сайтов — это новая форма публикации информации в сети Интернет, доступная всем людям. С помощью таких сайтов могут создаваться личные, служебные и корпоративные электронные журналы, газеты, доступные в корпоративной сети либо во всей сети Интернет. Развитие системы корпоративных сайтов в сети Интернет открывает совершенно новые возможности экономических отношений, допуская оперативный доступ любому человеку к любому корпоративному сайту, которые получили название электронных магазинов.
Электронные магазины — это магазины, предлагающие товары и услуги с помощью Интернет. Через электронные магазины могут заказываться и приобретаться книги, диски, компьютеры, программы, бытовая техника и другие самые различные товары и услуги по всему миру с доставкой товаров на дом. Таким образом персональные компьютеры и сеть Интернет качественно меняют условия жизни и работы миллионов людей на всей планете. В развитых странах Америки и Европы персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет, уже к концу XX в. имелись практически в каждом доме. В Российской Федерации к концу XX в. к сети Интернет подключены и активно работают 1,5 миллиона человек — 1 из 100 человек. В то время как в Европе и Америке к Интернет имеет доступ половина населения, а треть активно работает в Интернете. Академик В.М. Глушков еще в начале 80-х годов писал, что «к началу следующего столетия в развитых странах основная масса информации будет храниться в памяти ЭВМ, а человек XXI века, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать». Цель настоящего учебника — познакомить всех учащихся с основами информатики как новой информационной индустрии и новой научной дисциплины, а также научить эффективному использованию Интернет и технике работы с персональными компьютерами.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |