Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 3 страница. 17 Евей. Этот народ жил в Ливане и Сирии (нав




17 Евей. Этот народ жил в Ливане и Сирии (Нав. 11,3; Суд. 3,3), а также в Сихеме и Гаваоне (34,2; Нав. 9,1,7).

Аркей. Город Арка. Расположен в девятнадцати километрах северо-восточнее Триполи.

Синей. Син - финикийский прибрежный город близ Арки.

18 Арвадей. Современный Руад, находящийся в восьмидесяти километрах севернее Библоса.

Цемарей. Значение названия не установлено.

Химафей. Емаф (Имаф) современный город Хама на реке Оронта (Чис. 34,8; Нав. 13,5;2 Цар.8-10).

рассеялись. Заняли территории, упомянутые в следующем стихе.

19 пределы Хананеев. Граница расселения ханаанских народов проходила так, как это описано в данном стихе: от Сидона на севере и до Газы на юге; от Содома и Гоморры на юго-востоке и до Лаши - на северо-востоке.

22-24 В соответствии с генеалогической таблицей Евер был правнуком Сима и предком Аврама.

22 Елам. Название территории, расположенной к востоку от Вавилонии и к северу от Персидского залива, и народа, населявшего ее.

Ассур. См. ком. к 10,11.

Арфаксад. Некоторые лингвисты читают это имя как "Страна Хасд" (ср. Ур-Касдим, т.е. Халдея).

Луд. Лидийцы из Малой Азии (Ис. 66,19; Иез. 27,10).

Арам. Арамейцы, заселявшие Месопотамию.

23 Уц. Страна, где жил Иов (Иов 1).

Хул, Гефер и Маш. Земли в Сирии, точное расположение которых неизвестно.

24.25 Эти стихи подробнее раскрываются в 11,12-17.

24 Арфаксад родил Салу. В древнейших греческих рукописях сказано: "Арфаксад родил Каинана, Каинан родил Салу"; такое греческое добавление обнаруживается в родословной Иисуса Христа (Лк. 3,36).

25 Фалек. См. 11,18. Его имя в избранной линии, возможно, предсказывает рассеяние народов из Вавилона (см. пророчество Ламеха в 5,29). В Пс. 54,10 во фразе "раздели языки их" употреблено то же древнееврейское слово. Это может означать и отделение избранной линии от неизбранной.

Иоктан. Считается родоначальником южных арабов.

29 Офира. Вероятно, его земля была богата месторождениями золота.

27-30 Точное местоположение перечисленных далее земель не установлено.

Глава 11

1-9 Этот фрагмент начинается и заканчивается словами язык и вся земля. Здесь сообщается о разобщении народов и о причинах, его вызвавших.

1 Слова об одном языке указывают, безусловно, на исторический период, предшествовавший описанию "семьи народов", данному в гл. 10. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного "ностратический", из которого вычленились индоевропейские (иафетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидические, картвельские и др. языки. См. Введение: Трудности истолкования.

одно наречие. Более правильный перевод: "и немногочисленные слова".

2 нашли в земле Сеннаар равнину. См. 10,10. Это место было колыбелью ранних цивилизаций.

4 построим. См. Пс. 126,1.

город. См. 4,17 и ком.

прежде нежели рассеемся. Или "чтобы не рассеяться". Подобно Каину, люди пошли по пути создания человеческой цивилизации, основанной на самоутверждении и бездуховности.

сделаем себе имя. Поскольку слово "имя" подразумевает утверждение, очевидно, что строители города пытались обрести славу и бессмертие своими собственными усилиями. Бог дает вечное имя (12,2) тем, кто возвеличивает Его имя (4,26; 12,8; Ис. 63,12.14).

5 сошел. Антропоморфное описание, которое не следует понимать буквально.

6 сказал Господь. См. ком. к 11,5.

7 сойдем же. См. ком. к 1,1.

8 рассеял. Вместо того чтобы обрести славу и бессмертие, люди оказались в отчуждении и рассеянии. В прошлом изгнание стало участью Адама, Евы (3,23) и Каина (4,12). Это осуждение было также и спасением: в изолированности друг от друга народы скорее могли обратиться к Богу (12,3; Деян. 17,26.27).

9 Вавилон. Для вавилонян название города означало "ворота бога", а не "смешение".

10-26 В начале эта родословная избранных, как и 5,1 32, представляет собой единую линию, но в конце разделяется, упоминая трех сыновей. Она частично перекрывается 10,21 31 и образует переход от первобытной истории к истории Аврама, приводя родословную избранного рода от потопа к Авраму.

10 Вот родословие Сима. Родословие Сима выделено из общего родословия "сынов Ноевых" (см. 10,1).

16 Фалека. См. 10,25 и ком.

26 семьдесят лет. Если Аран был старшим сыном, тогда 135 лет, прошедшие между его рождением и смертью Фарры (11,32), представляют собой значительный промежуток времени, достаточный для того, чтобы Нахор мог жениться на своей племяннице.

• Аврама. Это имя было распространено в Вавилонии. В письменных документах встречается имя Аби-рама, который жил задолго до Аврама.

Нахора. См. ст. 22,20 24. В древности на Ближнем Востоке детей часто называли по имени деда.

27 - 25,11 Повествование начинается с имени Фарры, отца Аврама, поскольку именно Фарра был родоначальником семьи. Возможно, его семья поклонялась Луне (см. Нав. 24,2.15), поэтому имена Сара и Милка могли быть связаны с именами жены бога луны Сина Шаррату ("царица") и его дочери Малка ("царевна").

27-32 В этом введении к повествованию представлены главные действующие лица в жизни Аврама: отец, брат, жена, невестка и племянник.

Вот родословие Фарры. В дальнейшем его имя нигде больше не будет упомянуто, поскольку он не разделял веры Аврама.

28 умер Аран. Дальнейшая судьба детей Арана в этой тесно связанной родственными узами семье объясняется его преждевременной смертью. Аврам усыновил Лота (ст. 31; 12,4), сына Арана, а Нахор женился на Милке, дочери Арана.

в Уре Халдейском. Обычно Ур-Касдим (Ур Халдейский) отождествляют с Мугейром, городом на берегу Евфрата, недалеко от места слияния его с Тигром. Ур, упоминающийся в различных археологических документах под названием Уру, был одним из самых древних городов Вавилонии и являлся центром поклонения божеству Луны. На месте этого города неоднократно проводились археологические раскопки.

29 Сара. Она была дочерью Фарры, но не являлась сестрой Авраму по матери (20,2). Закон, запрещающий браки между сводными братьями и сестрами, не был известен во времена патриархов (Лев. 18,9; 20,17; Втор. 27,22).

жены Нахоровой... дочь Арана. Закон не запрещал жениться на племяннице.

30 неплодна. Это решающий момент во всей истории Аврама; только чудесное потомство, дарованное Богом, продлит род Аврама и положит начало избранному народу Божию.

31 вышел...из Ура. См. Неем. 9,7.

Глава 12

1 - 22,19 Бог разделил мир на народы (11,1 9), и это стало предысторией тех событий, в которых Господь явит Свою избирательную благодать. С Аврама начинается история создания Богом Израиля, в которой Бог являет Свое благоволение в Своей милости к Израилю, Свою святость в его осуждении, Свою верность в его восстановлении и Свою безраздельную верховную власть во всей человеческой истории. Рассказ об Авраме начинается с его выхода из города людей (Ура) в поисках такого города, "которого художник и строитель Бог" (Евр. 11,10).

1-3 Этот фрагмент является тематическим центром всего Пятикнижия. Осуществление искупления начинается с отделения Аврама (ок. 2000 г. до Р.Х.; ст. 1), продолжается в произошедшем от него народе (ок. 1400 г. до Р.Х.; ст. 2) и достигает своего завершения в Иисусе Христе и Его Церкви (Гал. 3,16.26 29; ст. 3). Призвание Аврама передается двум последующим патриархам, Исааку (26,2 4) и Иакову (28,14). Избранный народ произойдет от двенадцати сыновей Иакова (гл. 49). См. статью "Божий завет благодати".

1 сказал Господь. Бог призвал Аврама, когда тот был в Уре, а не в Харране. Это произошло еще до того, как умер его отец (15,7; Деян. 7,4).

пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего. Этими словами определены основные факторы, формирующие личность. Божий призыв повторяется в зове Иисуса: "Следуй за Мною" (Лк. 9,57 62).

из земли твоей. Из Вавилонии - самой великой в то время мировой империи.

в землю. Больше не было сказано ничего. От Аврама требовалась абсолютная вера.

2 Я произведу от тебя великий народ. Букв.: "чтобы Я сделал тебя великим народом... благословил тебя... возвеличил имя твое". Здесь четко определена форма завета, т.е. договора. Бог, по Своей верховной власти, возложил на Себя обязательства по отношению к Авраму, в то же время поручив и ему выполнить определенную задачу. Повеления Бога были исполнены Аврамом, поверившим в Его обетования (12,1 9 и ком.).

благословлю. Букв.: "дам тебе благо".

возвеличу имя твое. То, к чему строители Вавилона стремились собственными силами, Бог властно дает Своей благодатью (11,4 и ком.). История подтверждает непреложность Божиих обетовании.

будешь ты в благословение. Авраам должен стать благословением для всего человечества.

3 См. статью "Божий завет милости".

Я благословлю... прокляну. Божие намерение состояло в том, чтобы благословить, а не проклясть; это хорошо видно из древнееврейского текста: выражение, обозначающее решение ("Я благословлю"), сменяется простым утверждением факта ("прокляну"), а множественное число ("благословляющих") сменяется единственным ("каждого злословящего"). См. 27,29 и Чис. 24,9.

благословляющих. То есть тех, кто признает в Авраме своего духовного прародителя.

все племена. Это словосочетание поясняется словами "благословляющих тебя".

4 Лот. См. 11,31. Лот был просто попутчиком (Бог не призывал его) и никогда не разделял веры Авраама и его идеалов.

6 до места Сихема. Один из старейших городов страны Израиль, расположенный в пятидесяти километрах от Иерусалима.

до дубравы Море. Слово "морэ" имеет значение "указывать". Предполагают, что речь идет о дубе, который идолопоклонники Ханаана считали оракулом.

В этой земле тогда жили Хананеи. Еще до эпохи Аврама ханаанские племена поселились на низменностях земли Ханаан.

7 потомству твоему отдам Я землю. В этом состоит сущность Божиего обетования, несмотря на отсутствие потомства у Аврама и заселенность земли хананеями.

создал... жертвенник. Этим действием отец нового народа посвятил обетованную землю Богу (Исх. 20,24; Нав. 22,19).

8 от Вефиля. Город в центральной части Ханаана.

Призвал имя Господа. См. 4,26 и ком. Т.е. молился, называя Господа по имени. Аврам не связывает Бога с конкретным, видимым образом или объектом. Его представление о Боге основывается на откровении Божием.

10 был голод в той земле. Угроза голода всегда существовала в Ханаане. Этот голод можно понимать и в духовном смысле, т.е. Аврам не встретил никого, кто бы разделял его веру.

12 Египтяне. Возможно, Аврам не ожидал того, что сделали вельможи фараона (ст. 14,15). Нельзя сказать, что он пожертвовал честью Сары для спасения своей жизни; возможно, он просто выжидал и использовал ситуацию (24,55; 34,13-17).

13 сестра. См. 11,29. Сара действительно приходилась сестрой Авраму.

15 вельможи фараоновы... похвалили ее фараону. Вероятно, этого Аврам предвидеть не мог.

Глава 13

1-18 Лот отделился от Аврама и поэтому был отчужден от благословения. Оставив своего благословенного Богом родственника и не увидев опасности пребывания в греховном Содоме, он "вообразил, что живет в раю, на самом же деле он находился почти в самом центре ада" (Кальвин. Комментарий на Быт. 13,10). Аврам, отказавшись от своих прав, верою унаследовал "всю землю" и "потомство как песок" (33,11;44,33).

1 Лот. Лот упомянут здесь только потому, что с ним связаны дальнейшие события.

4 жертвенника. См. 12,7 и ком.

6 непоместительна была земля для них. Парадоксально то, что эту проблему породил не голод, а Божие благословение.

8-17 Здесь сравниваются и противопоставляются Лот и Аврам: обоим была предложена вся эта земля (ст. 9,15-17), но оглядевшись вокруг (ст. 10,14), каждый из них пошел в свой удел (ст. 11-12,18); Лот, сделавший свой выбор в соответствии с внешними обстоятельствами (27,18 27), сам дважды едва не погиб (14,12.16; 19,1-29), в то время как Аврам обогатился навечно.

9 отделись же от меня. Иногда в интересах мира братья должны разделиться (Деян. 15,39; 1 Кор. 7,12-15).

если ты налево, то я направо. Т.е., иными словами, "нам не по пути". Вера в Божие всемогущество сделала Аврама великодушным. Его великодушие является прообразом великодушия Израиля по отношению к Моаву и Амману, потомкам Лота (Втор. 2,8-19). Бог приветствует великодушие и миротворчество (Лев. 19,18; Пс. 132; Мф. 5,43-48; Иак. 3,17.18).

10 окрестность Иорданскую. Это граница земли обетованной или, возможно, местность, непосредственно примыкавшая к ней (10,19; Чис. 34,2-12); она противопоставляется Ханаану в ст. 12.

как сад Господень. Т.е. как рай (2,8). Причины человеческих бед кроются не в окружающей обстановке, а в глубокой порочности самого человека. Несмотря на пребывание человека в идеальных условиях, грех начал свое существование именно там.

12 раскинул шатры до Содома. Это завязка тех событий, кульминацией которых будет спешное бегство из Содома, но уже без богатства и без имущества.

13 были злы. Т.е. Лоту было известно, каковы жители Содома. "Злы" значит не жестокие, но, скорее, "приверженцы зла".

весьма грешны пред Господом. Эти слова дополняют и проясняют смысл слова "злы".

15 землю... потомству... навеки. Земля была дарована Авраму, но фактически он ею не обладал. Это было обетование на будущее, которое в настоящем воспринимается только верой.

16 как песок земной. Обетование о потомстве осуществляется в ветхом Израиле (Чис. 23,10; 3 Цар. 4,20; 2 Пар. 1,9) и обретает окончательное завершение в новом Израиле, состоящем из иудеев и язычников (Рим. 4,16-18; Гал. 3,29; Откр. 7,9). Это обетование, относящееся к детям завета, не следует путать с тем, которое относится к находящимся вне завета благодати (16,10).

17 встань, пройди. Авраму предлагалось владеть землей. С одной стороны, это владение было символическим, но, с другой стороны, он владел этой землей на законных основаниях.

18 Мамре. Имя аморреянина из Хеврона, брата Анера и Эшкола, друга Аврама (14,13.24). По имени этого аморреянина называлась и дубрава; она находилась близ Хеврона, где поселился Аврам и где также жили Исаак и Иаков (18,1; 35,27).

в Хевроне. Иосиф Флавий говорит о нем как о самом древнем городе в мире древнее, чем Мемфис в Египте.

Глава 14

1-24 Аврам проявил свою послушную веру в том, что отважился на войну, чтобы спасти своего племянника Лота. Его победа поразительна, поскольку пять царей, объединившись, одержали победу над хананеями и над союзом пяти царей побережья Мертвого моря.

1 во дни Амрафела, царя Сеннаарского. Амрафела часто идентифицируют с Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х.), царем Вавилонии, который был известен как своей мощью, так и просвещенностью. Он составил свод законов Вавилонии кодекс Хаммурапи, который был открыт археологами в начале нашего века. Хаммурапи удалось объединить все города Северной и Южной Вавилонии и разгромить Елам (Элам).

Сеннаарского. Возможно, что здесь подразумевается Шумер.

Ариоха, царя Елласарского. Археологические находки, относящиеся к этому периоду, содержат имя царя города-государства Ларсы - Эриаку. Ларса лежала между Вавилоном и устьем Евфрата.

Кедорлаомера, царя Еламского. По всей видимости, это имя образовано из двух халдейских слов: "кудур" "слуга", Лагамар имя еламского (эламского) божества. Эйлам (Елам) в это время находился под властью Вавилонии.

Фидала, царя Гоимского. "Гоим" (евр.) народы; это слово связано со словом "гутиум" ивритское название Курдистана. В клинописи того периода часто встречается имя царя Тудгула (Фудгула), правителя одного из государств в Северном Курдистане. В записях неоднократно упоминается о его вторжении в Ассирию.

3 в долине Сиддим. Это название нигде больше не встречается. где ныне море Соленое. Где ныне Мертвое море.

5.6 Народы, перечисленные в этих стихах: рефаимы, зузимы, эмимы и хореи, проживали в этих местах до того, как земли были завоеваны Эдомом, Амманом и Моавом (см. Втор.2,9).

5 в Аштероф-Карнаиме. Название холма в Галилее. Это название можно перевести как "Двурогая Астарта". Символами Астарты (Аштерот) являлись полумесяц или луна с двумя лучами.

в Гаме. Столица Аммона.

В Шаве-Кириафаиме. Букв.: "долина двух городов".

6 в Сеире. Гористая местность к юго-востоку от Мертвого моря.

до Эл-Фарана. Вероятно, порт на Красном море.

при пустыне. Ровное плато между Ханааном и Египтом.

7 Кадес. Находится у юго-восточных границ Иудеи.

всю страну Амаликитян. Букв.: "поле Амалика". Амаликитяне племена, кочевавшие между Ханааном и Египтом. "Всю страну Амаликитян" следует понимать как территорию, на которой позднее осядут Амаликитяне, которые произойдут от брата Иакова Исава.

12 жившего в Содоме. Становится очевидным, что Лот все прочнее связывает свою жизнь с Содомом: вначале он раскинул шатры до Содома (13,12), затем жил в нем и, наконец, стал гражданином Содома.

13 Еврея. Здесь это название встречается впервые. Вероятнее всего, так называли сынов Израиля другие народы.

Аморреянина. См. ком. к 13,18.

14 сродник. См. 13,8.

рабов. Древнееврейское слово, переводимое здесь как "раб", похоже на египетское слово, означающее "слуга" или "вассал".

до Дана. Старое название Лаис; изменение названия произошло уже после Моисея (Суд. 18,29).

17 царь Содомский вышел ему навстречу. В противоположность Мелхиседеку, он вышел безмолвный и с пустыми руками.

18 Мелхиседек. Древнееврейский текст подразумевает, что Мелхиседек вышел в то же самое время, что и Содомский царь, и таким образом противопоставляет их друг другу.

См. Пс. 109,4; Евр. 7. Это имя означает: "малк" "мой царь" и "цедек" "справедливость", т.е. Мелхиседек полагал, что есть Тот, Кто, являясь Царем мира, управляет всем и всеми; и Его принцип правления высшая справедливость. Следовательно, носивший это имя был человеком праведным и чуждым идолопоклонства.

царь Салимский. Букв.: "царь Шалема" древнее название Иерусалима; это слово также может означать "мир".

хлеб и вино. Символы расположения и благословения. См. 27,37; Пс. 4,8; Ин. 6,35.50.51.

священник. До этого момента слово "священник" в Библейском повествовании не встречалось; Мелхиседек первый священник.

19 Бога Всевышнего. Евр.: Эль Элион. Такое сочетание имен Божиих встречается в Библии еще один раз в Псалтири (77,35). Это имя выражает знание о Всевышнем как о Том, Кто стоит выше материального мира и ни с чем в этом мире не ассоциируется. Русское слово Всевышний хорошо передает это представление о Боге: Тот, Кто выше всех. Он Владыка неба и земли.

Аврам имел личное, интимное, субъективное знание Бога. Мелхиседек сообщил ему "объективное" знание о Боге как о Владыке неба и земли.

благословен Аврам от Бога Всевышнего. Мелхиседек констатирует факт, открытый ему Богом.

20 благословен Бог Всевышний. Мелхиседек, как и Аврам, знает, что победа дана Авраму Богом.

дал ему десятую часть. Тем самым Аврам признает, что Мелхиседек служит Истинному Богу.

21 имение возьми себе. Царь Содома демонстрирует не просто мирское понимание справедливости и права, но его "содомскую" интерпретацию: он пытается одарить Аврама тем, что и так принадлежало тому в качестве военных трофеев. Примечательно, что дословный перевод этих слов с еврейского будет таким: "Отдай мне души, а имущество возьми себе". Даже не проводя рискованных аналогий с тем лицом, которое обычно выдвигает подобные требования, отметим, что на людей, которых бы взял у Аврама царь Содома, не распространилось бы обетование завета, ибо условие завета обрезание в отношении их в таком случае выполнить было бы невозможно (см. 17,12).

22 Господу. Это слово отсутствует в греческом и сирийском текстах ВЗ, а также в свитках Мертвого моря; самарянский текст содержит слово "Бог". Независимо от того, принадлежит ли слово "Господь" Авраму, или же это более поздняя вставка, ясно одно этот текст ставит своей целью отождествить имя Эль Элион с Господом (ст. 18 и ком.).

Глава 15

1 После сих происшествий. Имеется в виду только одно "происшествие" благословение Бога Всевышнего, Владыки неба и земли, переданное Авраму через Мелхиседека. Все остальные происшествия только предпосылки, создавшие соответствующую ситуацию. Таким образом, встреча с Мелхиседеком, благословение Божие и признание Аврамом Бога Всевышнего своим Богом (14,22) являются необходимыми условиями завета (ст. 18).

в видении. В древности видения были обычной формой передачи откровения, однако само это слово в ВЗ встречается редко (Чис. 24,4.16; Иез. 13,7).

Я твой щит. Господь подтверждает благословение, данное Мелхиседеком (14,20 и ком.). У Аврама нет награды, но у него есть Бог, дающий награду.

награда твоя. Ты получишь награду, ибо поступил праведно.

2 что Ты дашь мне? В этом вопросе крик души Аврама. Ему не нужны ни богатство, ни слава, а единственное, чего он искренне хочет сына, у него нет.

2.3 Происхождение Божиего народа не было обычным. Подобно тому, как Адам и Ной были основателями падшего рода человеческого, Аврам стал отцом нового рода, символически воскрешенного из мертвых (17,5).

3 домочадец. Букв.: "мой слуга". Следует отметить, что Лота, который оставил его, предпочтя соседство жителей Содома, Аврам вообще не рассматривает как возможного наследника и продолжателя дела своей жизни.

6 В этом стихе содержится суть учения об оправдании верой, а не делами (Гал. 3,6-14). Аврам поверил обещанию, что "от омертвелого" родится наследник (Рим. 4,17-21; Евр. 11,11.12), и Бог счел Аврама праведным, то есть выполнившим требования заключенного завета. Вера Аврама является образцом веры (Рим. 4,22-25).

поверил. Аврам является отцом всех верующих (Рим. 4,11); другими словами, все верующие дети Аврама (Гал. 3,7).

праведность. См. 6,9 и ком.; Евр. 11,7. Вера сама по себе является праведностью, т.к. тот, кто верит, не сомневается во всемогуществе Всевышнего и во всем полагается на Него.

7 Я Господь, Который вывел тебя. Эти слова предвозвещают Божие имя, которым Бог назовет Себя после Исхода (Исх. 20,2). Эти слова также должны утвердить Аврама в абсолютной уверенности, что Бог, открывшийся ему в Уре Халдейском, был засвидетельствован Мелхиседеком и говорит с ним сейчас.

8 по чему мне узнать. Вера Аврама побуждает его просить о знамении (ст. 6; Ис.7,10-14).

9 Всех этих животных можно было приносить в жертву.

11 хищные птицы. Символ нечистых народов, которые будут препятствовать овладению землей обетованной.

отгонял их. Аврам защищает обещанное ему наследие.

12-14 Народу, который произойдет от него, предстоит пройти долгий и трудный путь испытаний.

12 крепкий сон. Это же слово употреблено в рассказе об Адаме (см. 2,21).

13 четыреста лет. Количество лет округлено до полных четырех веков (Исх. 12,40.41). Исход из Египта произошел через 430 лет после заключения завета, описанного здесь.

15 в старости доброй. См. 25,8.

16 Аморреев. См. 14,13 и ком.

17 дым как бы из печи и пламя огня. Символы Божия Присутствия (ср. Исх. 13,21; 19,18; 20,18).

прошли между рассеченными животными. Показывая Свое Присутствие между рассеченными частями, Всевышний заявляет, что принимает на Себя те обязательства, о которых говорил раньше.

18 даю Я землю сию. Точный перевод: "отдал Я землю". Несмотря на то, что речь идет о будущем, употребляется прошедшее время, чтобы подчеркнуть, что указанное событие не только обязательно произойдет, но уже сейчас его нужно рассматривать как свершившийся факт.

от реки Египетской до... Евфрата. Точно установленные границы не только конкретизируют права потомков Аврама, но и определяют те народы, на которые через израильтян падет кара Божия.

19-21 См. ком. к 15,18.

Глава 16

1 не рождала. В древности бесплодие было позором, т.к. свидетельствовало о наказании Божием.

2 я буду иметь детей от нее. Согласно обычаю, свидетельства о котором имеются в законах Хаммурапи и в письменных источниках из городов Нузу и Нимруд, власть над детьми, родившимися в результате такого союза, принадлежала жене, а не наложнице.

послушался слов Сары. То же древнееврейское слово переведено как "послушал" в 3,17, когда Бог осуждает Адама.

4 презирать. Это же древнееврейское слово в 12,3 переведено как "злословить" (см. Притч. 30,23). Агарь, как и Лот, была отделена от благословенной семьи, поскольку относилась к Саре с презрением.

5 ты виновен. Только Аврам обладает правом принимать окончательное решение.

в обиде. Сара обращается к Авраму как к судье, способному восстановить справедливость.

Господь пусть будет судьею. Она обращается к высшему суду (31,53; Исх. 5,21; 1 Цар. 24,12.15). Бог защищает невиновную сторону.

6 что тебе угодно. Согласно своду законов Хаммурапи, оскорбленная госпожа в такой ситуации не могла продать свою служанку, однако имела право заклеймить ее и сделать рабыней.

7 Ангел Господень. Здесь впервые упоминается слово "ангел". "Ангел" означает "вестник". Светские посланники полностью отождествлялись с теми, кто их послал (Суд. 11,13; 2 Цар. 3,12.13; 3 Цар. 20,2-4), точно так же и Божий ангел отождествляется с Самим Богом (21,17; 22,11; 31,11;Исх. 3,2; 14,19; 23,20; 32,34). В других случаях ангел приносит весть о рождении ребенка (Суд. 13,2-5; Лк. 1) или же о спасении (31,11-13).

К Суру. Это название означает "стена" или "укрепление". Здесь имеется в виду египетская пограничная крепость.

8 Агарь, служанка Сарина! Ангел Господень, называя Агарь по имени, добавляет к нему слова: "служанка Сарина", т.е. в его устах эти три слова составляют единое имя, которое выражает сущность Агари, т.е. кем видит ее Бог.

9 возвратись. Отцом ребенка, которого она носит во чреве, является Аврам. покорись ей. Т.е. покоряясь Саре, ты покоряешься Богу.

10 умножая умножу потомство твое. Еве Бог сказал: "умножая умножу скорбь твою" (3,16). Здесь же звучит благословение, весьма напоминающее то, которое было дано Авраму (15,5), и это закономерно, поскольку сын Агари сын Аврама. См. Зах.9,1.

11 услышал Господь страдание твое. Господь заботится и о Саре, и об Агари.

12 руки его на всех, и руки всех на него. Метафорическое описание кочевников, "детей пустыни", не уважающих никого, кроме своего вождя.

13 нарекла Агарь Господа... сим именем. Имя, которое Агарь дала Богу, не присуще Ему; оно, скорее, выражает то, чем Бог был для нее в тот конкретный момент.

15 сына. Его родословие представлено в 25,12-18.

Глава 17

1 Бог Всемогущий. В отличие от 16,13, не Аврам называет (дает имя) Богу, а Бог Всемогущий говорит Авраму о Своем могуществе.

ходи предо Мною и будь непорочен. Букв.: "будь цельным"; всегда и во всем надейся на Всевышнего и не раздваивайся между верой и неверием, между Богом и идолами. Это повеление сходно с повелением, данным Соломону (3 Цар. 9,4.5) и Езекии (4 Цар. 20,3).

2 поставлю. Букв.: "чтобы Я мог даровать". Опять оговариваются условия завета: Бог связывает Себя обязательствами по отношению к Авраму, который, в свою очередь, должен выполнять свои обязательства (см. ст. 1).

завет Мой. Божий Завет включает в себя как обязательства Бога перед Аврамом и его потомством (т.е. обетования, ст. 4-8,15,16), так и их обязательства перед Богом (т.е. соблюдение данных заповедей, ст. 9-14). Три части этого завета отграничиваются словами "Я..." (ст. 4-8), "Ты же..." (ст. 9-14) и "Сару..." (ст. 15,16). Здесь особо подчеркивается обетование потомства и Божественного Присутствия (см. 12,7; 13,10-17; 15,1-21).

5 Я сделаю тебя. Эту фразу можно перевести и как "Я сделал тебя".

будет тебе имя Авраам. "Ав" означает "отец", раам - вторая часть нового имени указывает на многочисленность.

отцом множества народов. Сыны Израиля, потомки Измаила и другие народы, которые происходят от Авраама, перечислены в 25,1 и далее. Необрезанные язычники становятся детьми Авраама по вере, поскольку Авраам был оправдан еще до обрезания (Рим. 4,11.16.17).

6 цари. Имеются в виду цари Израиля (35,11; 49,10; 2 Цар. 7,8-16).

7 потомками твоими. См. Рим. 9,6-9.

вечный. Это Божие обязательство; обязанности Авраама и его потомков изложены в ст. 9 14. Божий завет длится вечно, поскольку Сам Бог неизменен.

Я буду Богом твоим. Это ключевое обетование завета, которое гарантирует избранному народу вечную жизнь и окончательную победу (Иер. 31,33).

8 землю... во владение вечное. Т.е. ту землю, по которой сейчас ты только странствуешь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.