Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 2 страница. 18 весь народ земли. См. Ком




18 весь народ земли. См. ком. к ст. 14.

19 сотников и телохранителей. См. ком. к ст. 4.

21 Семи лет был Иоас. В первые годы своего царствования Иоас находился под благотворным влиянием Иодая (12,2; 2 Пар. 24,22).

Глава 12

1 В седьмой год Ииуя. Т.е. в 835 г. до Р.Х.

и сорок лет царствовал. Иоас царствовал с 835 по 796 г. до Р.Х.

2 И делал Иоас угодное в очах Господних. Иоас - один из немногих царей иудейских, получивших положительную оценку автора.

3 только высоты не были отменены. Царствование Иоаса было все же отмечено одним недостатком - народ продолжал совершать жертвоприношения на "высотах" (см. ком. к 3 Цар. 3,2).

4 все серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень. Иоас предлагает все накопленные в храме ценности употребить на украшение самого храма (ср. Неем. 10,32), поскольку в годы владычества Гофолии убранство храма пришло в упадок (ст. 5; 2 Пар. 24,7).

вносимое за каждую душу по оценке. Израильские юноши, достигшие двадцатилетнего возраста, обязаны были отслужить год на военной службе и внести полсикля серебра на нужды храма (Исх. 30,11-16).

сколько кому приходит на сердце. О добровольных пожертвованиях см. Лев. 22,17-25; Втор. 16,10.11.

9 священники, стоящие на страже у порога. Три священника, ответственные за то чтобы в храм не входили те, кому это не положено, должны были сами внести и уложить все приношения в приготовленный Иодаем ящик (22,4; 23,4; 25,18; Иер. 35,4; 52,24).

10 писец царский. См. 2 Цар. 8,17.

первосвященник. Т.е. Иодай.

13 Но не сделано было для дома Господня серебряных блюд, ножей. См. 3 Цар. 7,50. При благоустройстве храма основное внимание было уделено исправлению повреждений самого строения. В годы правления Гофолии упомянутое здесь убранство храма использовалось в культе Ваала (2 Пар. 24,7).

16 Серебро за жертву о преступлении. См. Лев. 5,16; 6,6.7; Чис. 5,7-10.

серебро за жертву о грехе. См. Лев. 4,1 - 5,13. Работы по восстановлению храма не должны были лишить священников их основного источника дохода (Лев. 7,7).

17 на Геф. Один из пяти крупнейших филистимских городов, некогда находившийся под властью царя иудейского (1 Пар. 18,1; 2 Пар. 11,8).

18 взял все пожертвованное. Дабы отвратить нашествие Азаила, Иоас не пожалел сокровищ собственного дворца и храма.

19 Прочее об Иоасе. См. 2 Пар. 22,10-24,27.

в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

20 слуги его... убили Иоаса. Слугами Иоаса были взятые на государственную службу сыновья чужеземных женщин (14,5; 2 Пар. 24,26).

в доме Милло. Где именно совершилось убийство, сказать трудно, ибо выражение "дом Милло" может означать как некоторое строение на Милло (т.е. на сооруженной Соломоном террасе, о которой говорится в 3 Цар. 11,27), так и некоторое место в Иерусалиме, к северо-западу от Офела, или Города Давидова (ср. Суд. 9,6.20).

на дороге к Силле. Что такое Силла и где она находилась, неизвестно.

21 воцарился Амасия. См. 14,1-22.

Глава 13

1 В двадцать третий год Иоаса. Т.е. в 814 г. до Р.Х.

царствовал семнадцать лет. Иоахаз царствовал с 814 по 798 г. до Р.Х. Первые три года он, видимо, являлся соправителем Ииуя (ст. 10).

2 ходил в грехах Иеровоама. См. ком. к 3 Цар. 12,31.

3 в руку Венадада, сына Азаилова. Имеется в виду Венадад III. В Третьей и Четвертой книгах Царств упоминаются еще два сирийских правителя, носивших то же имя: Венадад I (3 Цар. 15,18-21) и Венадад II (6,24; 8,7; 3 Цар. 20,1).

5 И дал Господь Израильтянам избавителя. Снова, как и во времена Судей (2,16-23), Господь оказал помощь израильтянам, чтобы избавить их от притеснений со стороны сирийцев. Имя "избавителя" не названо.

6 не отступали от грехов дома Иеровоама. См. ком. к 3 Цар. 12,31.

и дубрава стояла в Самарии. Эта дубрава, т.е. место поклонения языческим богам сохранилась, очевидно, со времен царя Ахава (3 Цар. 16,33), так как не была вырублена при Ииуе (10,18-28).

7 пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших. При внушительной по численности пехоте конницу Иоахаз имел весьма слабую.

8 в летописи царей Израильских. См. ком. 3 Цар. 11,41.

10 В тридцать седьмой год Иоаса. Т.е. в 798 г. до Р.Х.

царствовал шестнадцать лет. Иоас, царь израильский, находился на престоле с 798 по 782 г. до Р.Х.

11 не отставал от всех грехов Иеровоама. См. ком. к 3 Цар. 12,31.

12 как он воевал с Амасиею, царем Иудейским. См. 14,8-14 и 2 Пар. 25,17-24.

в летописи царей Израильских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

13 Иеровоам сел на престоле. Т.е. Иеровоам II, правивший с 793 по 753 г. до Р.Х. (см. 14,23-29).

14 отец мой. См. ком. к 2,12. Ранее Елисей обращался с этим восклицанием к Илии, теперь теми же словами Иоас славит Елисея.

17 отвори окно на восток. Т.е. окно, выходящее в сторону занятого сирийцами Заиорданья (10,32.33).

стрела избавления против Сирии. С помощью символического действия Елисей объясняет Иоасу, какую роль тому предстоит сыграть в борьбе с Сирией.

в Афеке. См. ком. к 3 Цар. 20,26.

20 И умер Елисей. Вероятно, Елисей умер от старости, однако конкретных подтверждений этому предположению нет.

23 ради завета Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом. Божественный завет неизменен и нерушим (ср. 3 Цар. 18,36).

доныне. Это выражение соответствует положению дел, существовавшему до вавилонского пленения (см.: Третья книга Царств. Введение: Автор).

24 Венадад. Венадад III (см. ком. к ст. 3).

25 Три раза разбил его Иоас. Являясь исполнением пророчества Елисея (ст. 19), победы Иоаса лишили Сирию значительной части ее территориальных приобретений.

Глава 14

1 Во второй год Иоаса. Т.е. в 796 г. до Р.Х.

2 двадцать девять лет царствовал. Амасия царствовал с 796 по 767 г. до Р.Х.

3 И делал он угодное в очах Господних. Т.е. следовал установлениям завета (см. ком. к 3 Цар. 2,2-4).

впрочем не так, как отец его Давид. См. ком. к 3 Цар. 11,4.

4 Только высоты не были отменены. Амасия - один из немногих иудейских царей, царствование которых удостоено положительной оценки автора. Но при этом Амасия не может быть признан образцовым правителем, так как он не предпринял никаких мер против богослужений, совершаемых в святилищах на вершинах холмов (см. ком. к 3 Цар. 3,2).

5 умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. См. 12,20.21.

6 дети не должны быть наказываемы смертью за отцов. См. Втор. 24,16.

7 на долине Соляной. Вероятно, под этим наименованием следует понимать солончаковую степь к югу от Мертвого моря (ср. 2 Цар. 8,13; Пс. 59,2).

взял Селу... и дал ей имя Иокфеил. Септуагинта (греческий перевод ВЗ) называет этот город Петра (греч.: "скала"). Город Села лежал в ущелье, в восьмидесяти километрах к югу от Мертвого моря (см. также Суд. 1,36).

до сего дня. Это выражение соответствует положению дел, существовавшему до вавилонского пленения (см. ком. к 3 Цар. 8,8).

8 к Иоасу. См. 13,10-25.

9 терн, который на Ливане. Северное царство было больше и могущественнее южного (см. ком. к 3 Цар. 15,16.17). В этой притче (ср. Суд. 9,8-15) терновник (Амасия) заявляет себя равным ливанскому кедру (Иосии).

11 в Вефсамисе. Вефсамис находился в двадцати четырех километрах к западу от Иерусалима (3 Цар. 4,9).

13 И Амасию... захватил Иоас. Иоас, по-видимому, привел Амасию в Самарию (ст. 14), где тот вынужден был находиться до самой смерти израильского царя (ст. 17).

от ворот Ефремовых. Главные ворота, находившиеся в северной стене Иерусалима (Неем. 8,16; 12,39).

до ворот угольных. Эти ворота находились на северо-западном углу городской стены (2 Пар. 26,9; Иер. 31,38; Зах. 14,10).

15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

16 Иеровоам. Речь идет о Иеровоаме II, правившем с 793 по 753 г. до Р.Х. (ст. 23-29).

17 И жил Амасия... по смерти Иоаса... пятнадцать лет. Надо полагать, большую часть своего царствования Амасия, долгие годы находившийся в плену у Иоаса делил власть со своим сыном Азарией (15,1 -7).

18 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

19 в Лахис. Лахис - крупный город в Иудее, располагавшийся в двадцати четырех километрах к западу от Хеврона.

21 которому было шестнадцать лет. Азария, вероятно, стал царем еще во время пленения его отца, поэтому периоды их царствования частично совмещаются (см. ком. к ст. 17).

22 Елаф. Морской порт в заливе Акаба (3 Цар. 9,26-28).

23 В пятнадцатый год Амасии. Т.е. в 782 г. до Р.Х.

Иеровоам. См. 3 Цар. 11,26-14,19.

царствовал сорок один год. Т.е. с 793 по 753 г. до Р.Х. Первые одиннадцать лет царствования Иеровоам II, видимо, являлся соправителем своего отца Иоаса (см.: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы).

24 не отступал от всех грехов Иеровоама. См. ком. к 3 Цар. 12,31. В политическом и экономическом аспектах царствование Иеровоама II было самым благополучным за всю историю северного царства (ст. 25). Иеровоам сумел заставить сирийцев отступить от Дамаска в центральную Сирию и распространил владения Израиля до Мертвого моря.

25 от входа в Емаф. Город на севере израильских владений (Чис. 13,22; 3 Цар. 8,65).

до моря пустыни. Очевидно, до Мертвого моря (Нав. 3,16; 12,3). Иеровоам расширил территорию Израиля не только на север, но и на юг по восточному берегу Иордана (в землях аммонеев и моавитян). Иеровоам II, таким образом, владычествовал над территорией, значительно большей, чем кто-либо из прежних царей (ср. Ам. 6,13.14).

чрез... Иону, сына Амафиина. См.: Книга пророка Ионы. Введение.

из Гафхефера. Гафхефер (Геф-Хефер) находился в двадцати двух километрах к западу от южной оконечности Галилейского моря (Нав. 19,13).

26 ни заключенного, ни оставшегося. См. 3 Цар. 14,10.

28 Дамаск. Столица Сирии.

Емаф. См. ком. к ст. 25.

принадлежавший Иуде. Давид и Соломон, контролировавшие Дамаск и Емаф, принадлежали к колену Иудину (2 Цар. 8,6; 3 Цар. 8,65; 2 Пар. 8,3).

в летописи царей Израильских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

29 И воцарился Захария. См. 15,8-12.

Глава 15

1 В двадцать седьмой год Иеровоама. Т.е. в 767 г. до Р.Х.

2 Шестнадцати лет был он. Азария, также именуемый Озией (15,30.32.34; Ис. 6,1), в первые годы царствования, видимо, делил власть со своим отцом (см. ком. к 14,23).

пятьдесят два года царствовал. Азария царствовал с 792 по 740 г. до Р.Х.

3 Он делал угодное в очах Господних. Т.е. следовал установлениям завета (см. ком. к 3 Цар. 2,2-4).

4 Только высоты не были отменены. См. 14,3.4; ком. к 3 Цар. 3,2.

5 был он прокаженным. По-видимому, Азария страдал какой-то кожной болезнью, но не проказой.

жил в отдельном доме. Для больного Азарии была построена специальная резиденция.

Иофам. Из-за болезни отца Иофам взял на себя обязанности по управлению страной.

начальствовал над дворцом. Т.е. занимал высший административный пост в Иудейском царстве (18,18; Ис. 22,15-20).

6 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

7 воцарился Иофам. См. 15,32-38.

8 В тридцать восьмой год Азарии. Т.е. в 753 г. до Р.Х.

царствовал шесть месяцев. Все царствование Захарии укладывается в один год. Захария был последним царем из династии Ииуя (10,30).

9 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3 Цар. 12,31.

10 Селлум...убил его. Селлум вскоре сам был убит (ст. 14). Убийство Захарии положило начало долгому периоду борьбы за власть, сопровождавшейся дворцовыми переворотами. За тринадцать лет на израильском престоле сменились четыре царя: Захария, Селлум, Менаим и Факия. Цари восходили на израильский престол не получая благословения от пророков (Ос. 8,4)

11 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

13 в тридцать девятый год Азарии. Т.е. в 752 г. до Р.Х.

царствовал один меся. Через месяц после своего воцарения Селлум был убит.

14 из Фирцы. До основания Амврием Самарии Фирца являлась столицей северного царства (3 Цар. 14,17; 15,21.33).

поразил Селлума. См. ком. к ст. 10.

15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

16 Типсах. Поселение с таким названием располагалось далеко на севере, в верхнем течении реки Евфрат (3 Цар. 4,24), однако крайне маловероятно, чтобы в данном случае речь шла именно о нем. С другой стороны, в Септуагинте говорится о Таппуахе, поселении на границе владений Ефрема и Манассии (Нав. 16,8; 17,7.8). По всей видимости, Менаим устроил резню именно там.

17 В тридцать девятом году Азарии. Т.е. в 752 г. до Р.Х.

царствовал десять лет. Менаим царствовал с 752 по 742 г. до Р.Х.

18 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3 Цар. 12,31.

19 Фул, царь Ассирийский. Фул - одно из именований ассирийского царя Тиглатпаласара III (745-727 гг. до Р.Х.), в Библии называемого Феглаффелласаром (напр., 1 Пар. 5,26).

тысячу талантов серебра. Приблизительно такое же количество серебра Тиглатпала-сар III, по утверждению ассирийских хроник, получил в качестве дани от царя тирского.

чтобы руки его были за него. В обмен на уплату огромной дани царь ассирийский позволил Менаиму остаться на израильском престоле в качестве своего вассала. Таковы же были условия договора Тиглатпаласара III с царем тирским.

чтобы утвердить царство в руке своей. Признание зависимости от Ассирии требуется Менаиму для укрепления собственной власти над Израилем.

20 на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра. Даже для богатых израильтян пятьдесят сиклей являлись значительной суммой, поскольку в то время именно такова была цена взрослого раба.

21 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

23-26 После смерти Менаима на израильский престол взошел его сын Факия, проявивший себя таким же идолопоклонником, как и его предки.

23 В пятидесятый год Азарии. Т.е. в 742 г. до Р.Х.

царствовал два года. Т.е. с 742 по 740 г. до Р.Х.

24 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3 Цар. 12,31.

25 Факей, сын Ремалии. Факей стремился к союзу с Сирией, чтобы объединенными усилиями сирийцев и израильтян положить конец ассирийскому господству в присредиземноморском регионе (16,1-9; Ис. 7,1-25).

пятьдесят человек Галаадитян. Возможно, что Факей, подобно Селлуму и Менаиму (ст. 10 и 14), был уроженцем Галаада. К тому же, есть основания полагать, что прежде чем захватить израильский престол, он занимал пост правителя этой области.

умертвил его. См. ком. к ст. 10.

26 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

27-31 Факей, убив Факию, воцаряется над Израилем. В царствование Факея ассирийцы вторглись в Израиль и захватили часть его территории.

27 В пятьдесят второй год Азарии. Т.е. в 740 г. до Р.Х.

царствовал двадцать лет. Факей царствовал в Израиле с 740 по 732 г. до Р.Х.

28 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к З Цар. 12,31.

29 Феглаффелласар. Т.е. Тиглатпаласар III. Судя по перечисленным в данном стихе топонимам, ассирийцы захватили северную часть Израильского царства. В ходе кампании 733-732 гг. до Р.Х. Тиглатпаласар также вторгся в Сирию и разграбил ее столицу Дамаск (16,9).

переселил их в Ассирию. Господь продолжает "отрезать части от Израильтян" (10,32), уменьшая как территорию, так и население страны.

30 в двадцатый год Иоафама. Т.е. в 732 г. до Р.Х.

Осия. См. 17,1-6.

31 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

32 Во второй год Факея. Т.е. в 750 г. до Р.Х.

33 Двадцати пяти лет был он. По всей видимости, в течение десяти лет Иоафам являлся соправителем своего отца Озии, иначе называемого Азарией (см. ком. к ст. 2).

шестнадцать лет царствовал. Иоафам царствовал с 750 по 735 г. до Р.Х.

34 Он делал угодное в очах Господних. Иными словами, Иоафам твердо хранил верность завету (см. ком. к 3 Цар. 2,2-4).

35 Только высоты не были отменены. См. ком. к 3 Цар. 3,2.

верхние ворота при доме Господнем. Эти ворота, называемые также "верхними воротами Вениаминовыми при доме Господнем" (Иер. 20,2), располагались в северной части храмового комплекса и были обращены в сторону владений колена Вениаминова.

36 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

37 Рецина, царя Сирийского. Рецин был последним сирийским царем. Образовав союз против Ассирии, Сирия и Израиль стремились силой заставить Иудею примкнуть к этому союзу (см. ком. к ст. 29 и 30; 16,5-12).

Глава 16

1 В семнадцатый год Факея. Т.е. в 735 г. до Р.Х. Мнения исследователей относительно хронологии царствования Ахаза и ее соотнесенности с хронологией царствований израильских, а также иудейских царей в значительной степени расходятся между собой (ср. 15,33.37; 17,1; 18,1; см. также: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы).

2 Двадцати лет был Ахаз. По всей видимости, в течение нескольких лет Ахаз являлся соправителем своего отца Иоафама (см. ком. к 15,33).

шестнадцать лет царствовал. Ахаз царствовал в 732-715 гг. до Р.Х.

3 ходил путем царей Израильских. Главный грех Иеровоама I, повторяемый всеми последующими израильскими царями, заключался во введении богослужений противоречивших установлениям закона, и устройстве новых культовых центров в Вефиле и Дане (3 Цар. 12,26-33). Эти культовые центры способствовали распространению в северном царстве языческих верований и обрядов.

даже сына своего провел через огонь. Бесчеловечные жертвоприношения детей практиковались у соседних с Иудеей народов, евреям же они строго возбранялись законом (3,27; Лев. 18,21; Втор. 18,10). Ахаз, однако, был не единственным царем Иудеи, нарушившим этот запрет (17,17; 21,6; 23,10; Иер. 7,31; 32,35).

подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. Своим поведением избранный народ фактически приравнял себя к народам которых Господь изгнал из Ханаана, дабы отдать эту землю Израилю. Тем самым он изменил своему призванию стать "царством священников и народом святым" (Исх. 19,6).

5 Тогда пошел Рецин... Факей. Цари Израиля и Сирии стремились подчинить себе Иудею, чтобы заставить ее выступить на своей стороне против Ассирии (15,19.25.37). В этой ситуации в качестве мудрого советника Ахаза проявил себя пророк Исайя (Ис. 7,1-17).

6 Рецин... возвратил Сирии Елаф. Тем самым сирийцы свели на нет результаты победы, ранее одержанной над ними Азарией (14,22).

Идумеяне вступили в Елаф. Идумеяне, таким образом, обратили себе на пользу поражение Иудеи.

до сего дня. См. ком. к 3 Цар. 8,8.

7 к Феглаффелласару. См. ком. к 15,19.29.

8 взял Ахаз серебро и золото. Ахаз, как и многие иудейские цари до него предпринимает попытку обеспечить безопасность страны, богато одаривая враждебного царя (12,18; Исх. 23,8; 3 Цар. 15,18; Ис. 5,23; Иез. 22,12). В ассирийских источниках отмечается, что в 734 г. до Р.Х. Иоахаз (т.е. Ахаз, царь иудейский) заплатил даньТиглатпаласару III (Феглаффелласару).

9 переселил жителей его в Кир. Падение Сирии явилось исполнением предсказанного пророками Амосом (Ам. 1,5) и Исайей (Ис. 7,16). Точное местоположение Кира не установлено (Ис. 22,6; Ам. 9,7).

13 мирной жертвы. См. Лев. 7,11-21. Перечисленные жертвоприношения были совершены и при освящении Соломонова храма (3 Цар. 8,64). Это обстоятельство свидетельствует о том, какое важное значение придавал Ахаз сооружению в Иерусалиме языческого жертвенника.

14 поставил его сбоку сего жертвенника на север. Новый жертвенник, таким образом, потеснил старый на его центральном месте в храме, и, соответственно старый жертвенник был лишен своей функции в богослужении.

15 утреннее всесожжение. См. Исх. 29,38.39.

вечернее хлебное приношение. См. ком. к 3 Цар. 18,36.

жертвенник медный останется до моего усмотрения. Возможный перевод: "жертвенник медный останется у меня для гадания". Т.е. Ахаз использует старый жертвенник не по его настоящему назначению, а для гадания по внутренностям жертвенных животных. Такое гадание было распространено среди соседних с Израилем языческих народов, евреям же закон категорически воспрещал прибегать к нему (Лев. 19,26; Втор. 18,10).

17 ободки у подстав... умывальницы. См. 3 Цар. 7,27-37.

море. См. 3 Цар. 7,22-26.

с медных волов. По всей видимости, медь, из которой были сделаны эти волы, также пошла на уплату дани ассирийцам.

19 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3 Цар. 11,41.

20 воцарился Езекия. См. 18,1 - 20,21.

Глава 17

1-6 В данных стихах повествуется о правлении Осии, последнего из царей израильских. Он отказался продолжать платить дань Ассирии; в наказание ассирийцы вторглись в Израиль, взяли Самарию и насильно переселили ее жителей в свою страну.

1 В двенадцатый год Ахаза. Т.е. в 732 г. до Р.Х.

царствовал девять лет. Осия царствовал в 732-723 гг. до Р.Х.

3 Салманассар. Преемник Тиглатпаласара III Салманассар V царствовал в Ассирии в 727-722 гг. до Р.Х. В отличие от своего предшественника Факея (см. ком. к 15,27-31), Осия был вассалом царя ассирийского.

4 к Сигору, царю Египетскому. Речь, видимо, идет о фараоне Осорконе IV чьи владения лежали в восточной части дельты Нила. Осия ошибочно полагал что покровительство фараона защитит его от посягательств со стороны Ассирии. За этот неверный политический шаг пророк Осия назвал царя "глупым голубем" (Ос. 7,11).

не доставлял дани царю Ассирийскому. Отказ вассала платить дань рассматривался как измена и влек за собой соответствующие санкции (как правило - военное подавление неповиновения).

5 держал ее в осаде три года. Ассирийцы вторглись в Израиль сразу после того, как был пленен Осия (это произошло в 724/23 г. до Р.Х.). За время долгой осады Самарии Салманассар V умер и на ассирийском престоле его сменил Саргон II (Ис. 20,1), который и переселил израильтян из Самарии в Ассирию (ст. 6).

6 В девятый год Осии. Т.е. в 722 г. до Р.Х.

царь Ассирийский. Саргон II, царствовавший в Ассирии с 722 по 705 г. до Р.Х.

переселил Израильтян в Ассирию. Как утверждается в летописи, составленной по указанию Саргона II, ассирийцы переселили в отдаленные районы своей страны двадцать семь тысяч двести девяносто жителей Самарии. Падение столицы Израиля знаменовало собой конец северного царства (1 Пар. 5,25.26), которому уже не суждено было оправиться от этого поражения (см. ком. к ст. 7-23). Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что многие израильтяне бежали от ассирийских вторжений в Иудею, где и остались на постоянное жительство. Благодаря притоку беженцев с севера в конце VIII - начале VII вв. до Р.Х. значительно увеличилось население Иерусалима.

в Халахе. Халах располагался северо-восточнее Ниневии.

в Хаворе, при реке Гозан. Точнее: "в Гозане, на реке Хавор". Хавор - один из северных притоков Евфрата; стоявший на нем город Гозан являлся столицей одноименной ассирийской провинции.

в городах Мидийских. Эти города, по-видимому, располагались на территории между рекой Тигр и Каспийским морем.

7-23 В этих стихах библейский автор разъясняет, что поражение и пленение израильтян явились прямым следствием их грехов против Господа.

8 стали поступать по обычаям народов... по обычаям царей Израильских. Грех Израиля заключался в заимствовании религиозных обычаев соседних языческих народов (Исх. 34,15; Втор. 18,9; Суд. 2,13), а также в следовании обрядовым нововведениям своих беззаконных царей (3 Цар. 12,26-33; 16,30-34).

9 высоты. См. ком. к 3 Цар. 3,2.

10 статуи. См. ком. к 3 Цар. 14,23.

изображения Астарт. См. ком. к 3 Цар. 11,5; 14,23.

на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. См. 3 Цар. 14,23; Втор. 12,2; Иер. 2,20; 3,6.13; 17,2.

12 служили идолам. Закон запрещал евреям делать изображения как языческих божеств, так и Самого Господа (Исх. 20,4; Втор. 4,12.15-19.23-28).

13 по всему учению. Т.е. в соответствии с законом Моисеевым и требованиями завета (см. ком. к 3 Цар. 2,3).

14 ожесточили выю свою, как была выя отцов их. См. Исх. 32,9; Втор. 10,16.

16 литые изображения двух тельцов. Имеются в виду изваяния, поставленные Иеровоамом I в Вефиле и Дане (3 Цар. 12,26-33). Их прообразом служил золотой телец Аарона (Исх. 32,4.8; Втор. 9,12.16; Ос. 13,2).

устроили дубраву. См. ком. к 3 Цар. 14,23.

поклонялись всему воинству небесному. Т.е. небесным светилам. Этот культ, распространенный среди некоторых соседних с Израилем народов, строжайше воспрещался законом (Втор. 4,19; 17,3), однако многие израильтяне исполняли сопряженные с ним обряды (21,5; 23,4.5; Ам. 5,26).

служили Ваалу. См. З Цар. 16,31.32.

17 проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь. См. ком. к 3,27; 16,3.

и гадали, и волшебствовали. См. ком. к 16,15.

18 кроме одного колена Иудина. Из двенадцати колен Израиля ассирийское переселение не затронуло только колено Иудино (см. ком. к 3 Цар. 12,20).

19 поступал по обычаям Израильтян. См. 8,18; 11,1 -21.

20 отвратился Господь от всех потомков Израиля. Доказательством этого является то, что Господь позволил ассирийцам увести израильтян из земли, которую Сам же даровал их предкам (ст. 6).

21 вовлек их в великий грех. Имеется в виду воздвижение Иеровоамом изображений тельцов в Вефиле и Дане (см. ком. к 3 Цар. 12,27-33; 14,15).

22 поступали... по всем грехам Иеровоама. См. ком. к 3 Цар. 12,30; 14,15.

24 царь Ассирийский. Очевидно, Саргон II. Одновременно с выселением из Израильского царства евреев ассирийцы заселяли их земли другими народами полагая, что тем самым будет исключена возможность восстановления уничтоженного ими царства.

из Вавилона. В описываемое время Вавилон находился под властью Ассирии.

из Куты. Этот город располагался приблизительно в двенадцати километрах к северо-востоку от Вавилона.

из Аввы. Авва (или Ивва - 18,34; 19,13), по-видимому, находилась в Сирии.

из Емафа. Емаф, располагавшийся на берегу реки Оронт (см. ком. к 14,25), также находился под властью Ассирии.

из Сепарваима. Этот город, по-видимому, находился в Сирии.

овладели Самариею. Северное царство, после захвата его ассирийцами, стало называться Самарией (см. 3 Цар. 16,24).

25 Господь посылал на них львов. Как орудие наказания за грехи (3 Цар. 13,24; 20,36; Ам. 3,12).

26 не знают закона Бога той земли. Ассирийцы, как и другие ближневосточные народы, были убеждены в необходимости отдавать должное божествам покоренных народов, которые, как они считали, в противном случае могли всячески вредить победителям на завоеванных землях.

29 сделал каждый народ и своих богов. Приглашение в Вефиль израильского священника отнюдь не привело к обращению пришельцев в веру Израиля. Несмотря на его проповедь, они устанавливали в старых языческих святилищах изваяния своих богов и отправляли там свои обряды.

в капищах высот, какие устроили Самаряне. См. 23,19; 3 Цар. 12,31; 13,32. "Самарянами" или "народом Самарии" население северного царства называется не только в Библии, но начиная с VIII в. до Р.Х. также и во многих небиблейских письменных источниках.

32 Между тем чтили и Господа. Религия нового населения Самарии была синкретической - поклонение Господу сочеталось в ней с культами языческих богов.

34 До сего дня. См. ком. к 3 Цар. 8,8.

сынам Иакова, которому дал Он имя Израиля. Отношения между Богом и избранным Им народом были закреплены в завете, заключенном на горе Синай (ст. 35; Исх., гл. 19-24) и возобновленном на "равнинах Моавитских" (Втор., гл. 1 -34). Принадлежность к Израилю определялась не по этническому, а, главным образом, по религиозному признаку: к Израилю принадлежал тот, кто чтил Господа, как того требовали условия завета.

37 и уставы, и учреждения... старайтесь исполнять. См. ком. к ст. 13 и З Цар. 2,3.

39 Он избавит вас от руки всех врагов ваших. В прошлом Бог избавил Свой народ от египетского рабства; Он может избавить его и в будущем (Исх. 20,1.2; 23,22; Втор. 20,1-4; 23,14).

41 до сего дня. См. ком. к 3 Цар. 8,8. Несколько столетий спустя потомки избежавших переселения израильтян и пришлых народов приняли монотеизм и стали подчиняться требованиям закона Моисеева.

Глава 18

1 В третий год Осии. Т.е. в 729 г. до Р.Х. По-видимому, в течение некоторого времени Езекия являлся соправителем своего отца Ахаза (ср. 16,1; 17,1; см.: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы).

2 двадцать девять лет царствовал. Единоличное правление Езекии продолжалось с 715 по 686 г. до Р.Х.

3 И делал он угодное в очах Господних. Из всех царей Иудеи именно Езекия получает самую положительную оценку библейского автора (см. ком. к ст. 4-7).

как делал Давид, отец его. О царствовании Давида как критерии оценки всех прочих царствований см. ком. к 3 Цар. 11,4.

4 он отменил высоты. В отличие от многих своих предшественников на иудейском престоле, Езекия проводит преобразование богослужебной практики народа и разрушает беззаконно воздвигнутые святилища (см. ком. к 3 Цар. 3,2).

разбил статуи, срубил дубраву. См. ком. к 3 Цар. 14,23.

истребил медного змея. Изваяние медного змея хранилось израильтянами в память о милости, оказанной им Господом во время странствования в пустыне (Чис. 21,6-9). Однако со временем оно превратилось в объект поклонения, т.е. в идол (см. Ин. 3,14.15).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.309 сек.