Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 2 страница. 1-35 Елифаз открывает вторую часть беседы (15,1 - 21,34), вновь проявляя мягкость и любовь к Иову




1-35 Елифаз открывает вторую часть беседы (15,1 - 21,34), вновь проявляя мягкость и любовь к Иову. Однако Елифаз уже откровенно не понимает Иова и перемена в друге пугает его. Своей речью Елифаз попытается "остепенить" Иова, чтобы того не постигло нечто худшее.

4 Иов действительно уже не испытывает ужаса пред Богом, поскольку просил Господа избавить его от того парализующего страха, который, беря свое начало от грехопадения (см. Быт. 3,10), заставляет человека бежать от Бога. Иов уже стал факелом, светящим для тех, кто, пусть спотыкаясь, идет к Богу (12,5).

12.13 Елифаз, видя перемену, происходящую в Иове, не понимает ее причин и приписывает гордости.

Глава 16

2 жалкие утешители. Букв.: "утешители горя" или "беды", иными словами, утешители, которые причиняют вред.

3 что побудило тебя так отвечать? Иов осознает, что страх и незнание Бог заставляют Елифаза "так отвечать".

7 Он изнурил меня. Ср. Пс. 50,1-19; 87,17; 146,3.

12 Я был спокоен, но Он потряс меня. Если бы Господь не "потряс" Иова, он бы сидел в покое (12,5) и никогда глаза его не узрели бы Бога (42,5).

19 Генезис этого заявления прослеживается в 9,1.19.33.

Глава 17

3 Если прежде Иов призывал друзей быть ему свидетелями перед Богом, то теперь его приоритеты сместились.

4 сердце их от разумения. Имеются в виду мысли друзей Иова.

9 См. ком. к 13,26.

12 В 11,17 Софар обещал Иову, что Господь сделает его жизнь "яснее полдня", если он отвратится от зла. Здесь же Иов пародирует слова Елифаза.

Глава 18

1-21 Вилдад, обращаясь к Иову, повторяет свою прежнюю теорию о несчастной судьбе, ожидающей грешника (ср. 8,8-19).

14 к царю ужасов. Образ смерти. Хананеи представляли смерть в виде божества, одна губа которого касается земли, а другая - небес, так что миновать его не может ни одно существо.

Глава 19

1-29 Иов проводит черту между тем, что он готов принять от Бога (2,10), и тем, чего не принимает от людей (ст. 4-6; 28).

6 Иов опять подчеркивает, что готов отвечать перед Тем, Кто "ниспроверг" его, но не перед людьми, на которых также есть суд (ст. 29).

8-20 Разъяснение к сказанному в ст. 6.

25 А я знаю, Искупитель мой жив. Слово Искупитель (евр.: го'эль) можно перевести как "поборник", "мститель", "гарант", "защитник" или "родственник-избвитель". Под Искупителем Иов подразумевает Посредника между собой и Богом. Ср. Ин. 11,24.

последний день. Эти слова не обязательно должны означать "конец времен", они могут быть переведены как "потом, впоследствии". В этом случае Иов имеет в виду конец собственной жизни и не знает, когда получит защиту, но ожидает ее в будущем.

восставит из праха. Вернее: "...будет стоять на земле" - NIV. В представлениях Иова этот Защитник будет присутствовать как на небесах (16,19), так и на земле.

26 во плоти моей. Предлог во может означать либо "в чем-то" (во плоти), как в тексте Новой международной версии Библии, либо "кроме, не считая". Поскольку в книге затрагивается идея воскрешения (в гл. 14), кажется весьма вероятным, что, говоря о своей смерти в ст. 26, Иов подразумевал именно воскрешение. Тогда предлог во должен иметь значение "в чем-то". Что несомненно, так это вера Иова в Избавителя (одновременно пребывающего на небесах и на земле), Который его любит и по Которому "истаевает" его сердце (ст. 27).

Глава 20

1-29 Гл. 20 представляет собой еще одно изложение учения о неизбежной расплате грешников и нечестивых за совершенные злодеяния. В ней Софар излагает истину о нравственном начале, положенном в основу Божиего управления миром. Однако эта истина остается вне данной конкретной ситуации.

2 побуждают меня отвечать. Заключительные слова Иова в 19,28.29 не остались незамеченными Софаром.

29 Вот удел человеку беззаконному от Бога. То, чему учит Софар, в конце концов произойдет, но, к сожалению, у него не нашлось слов о милосердии Божием. Даже в своей предыдущей речи (11,13-20), в которой он призывал Иова изменить образ жизни, Софар ни разу не упомянул о милосердии. Следуя Софару, благословение Божие можно только заслужить.

Глава 21

1-34 Иов решительно отказывается принимать аргументы друзей в пользу теории о том, что только злые люди страдают. Обратите внимание, как ему удается использовать их же слова в своих ответах (ср. 20,11 с 21,7; 8,19 с 21,8; 18,5 с 21,17; 5,4и20,10с21,19;20,5-7с21,28-30).

7 Почему беззаконные живут..? У Иова нет ответа на этот вопрос. Друзья же его в своем высокомерии полагают, что им точно известен смысл происходящего (ср. Ин. 9,41).

Глава 22

1-30 Третья часть беседы (22,1 - 26,14) начинается речью Елифаза, в которой он перечисляет беззакония Иова и призывает его к покаянию.

2.3 На утверждение Иова, будто Господь оставляет злодеяния безнаказанными, Елифаз отреагировал своеобразно: он тут же перешел к другой крайности, допустив, что Богу безразличны любые поступки человека.

3 В качестве альтернативного варианта перевода можно привести следующий: "Что за удовольствие Вседержителю, если бы ты оказался оправдан?"

5 Елифаз пришел к тому же выводу, который и Софар, и Вилдад ранее уже высказывали, - что якобы беззакониям Иова нет предела. Однако его обвинения носят характер допущения и начинаются со слова "верно", т.е. определенно Елифаз ничего греховного за Иовом не знает, но, тем не менее, обвиняет его.

21 Сблизься же с Ним. Елифаз не подозревает, что Иов гораздо ближе к Богу, чем он сам, так близко, что скоро сможет сказать, что видит Бога (42,5).

Глава 23

3 если бы я знал, где найти Его. Желание, которое неотступно владеет Иовом. Все, изложенное в ст. 4-7, возможно лишь при условии осуществления этого желания.

8.9 Ср. 9,11.

13 Он делает, чего хочет душа Его. Иов никогда не ставил под сомнение свободу Бога действовать согласно Его суверенной воле.

15 трепещу... размышляю... страшусь. Отношение Иова к Богу.

17 этой тьмы. Тьма будет окружать Иова, пока он не увидит Бога (42,5).

Глава 24

1-25 Вступительное слово Иова (ст. 1) задает тон всей главе. Теория конечного воздаяния только обозначена в ст. 1: "Почему Вседержитель не устанавливает времена для суда? Почему те, кто знают Его, ожидают напрасно прихода этих дней?" (NIV). Иов еще не осознал, что в этом мире божественная справедливость срабатывает по отношению к нечестивцам исключительно в согласии с волей Вседержителя, - будь это иначе, человеческий род давно бы уже погиб.

В этой главе чередуются описания беззаконных деяний грешников и страданий их жертв, причем особый акцент сделан но страданиях и мучениях. Иов желал бы, чтобы нечестивые получили по заслугам, а знающие Бога стали свидетелями торжеств справедливости Божией. Эта глава показывает ненависть Иова к нечестию.

18-24 По мнению некоторых исследователей, данные стихи принадлежат не Иову, а представляют собой набор цитат из выступлений его друзей. Другие же считают, что вся глава - это результат работы редакторов, стремившихся придать словам Иова более ортодоксальный характер.

23.24 Ст. 23 подводит итог описанию беззаконий нечестивых, словами "очи Его видят пути их" дает обоснование для вывода, содержащегося в ст. 24.

Глава 25

1-6 Вилдад не дает ответа на последние слова Иова, и речь его не содержит каких-либо новых аргументов. Он лишь повторяет то, что было ранее произнесено о владычестве, величии, могуществе и праведности Бога.

4.5 Пересказ слов Елифаза (см. 15,14.15).

Глава 26

11 Столпы небес. Возможно, метафорическое изображение гор. Но, скорее всего, речь идет об "основании", "опоре" небесной.

как мало мы слышали о Нем! Эта мысль вряд ли могла бы посетить Иова до его страданий - тогда он полагал, что слышанного достаточно, чтобы быть "непорочным".

Глава 27

1 жив Бог. То же, что и выражение "Хвала Богу".

3 дух Божий в ноздрях моих. См. Быт. 2,7.

7-10 Риторический прием. Ср. Пс. 108,6-15; 138,19-22.

13-23 Продолжение мысли, начатой в гл. 24.

Глава 28

1-11 Возможно, здесь подразумевается, что человек, не жалея усилий для накопления земных сокровищ, об обретении сокровища небесного заботится куда меньше.

28 См. Втор. 4,5.6; Притч. 8,4-9; 9,10; ср. Кол. 2,2.3 и Еф. 3,8-10.

Глава 29

1-25 Гл. 29 начинает первый из трех монологов книги: гл. 29-31 (Иов); гл. 32-37 (Елиуй); гл. 38-41 (Господь).

2-6 Иов оплакивает потерю расположения Бога к себе и к своему дому.

2 как в прежние месяцы. См. ком. к 30,1.

7-17 Ответ на обвинения Елифаза (22,5-10).

14 облекался в правду, и суд мой одевал меня. Этот стих является центральным в главе, эмоциональным выражением чаяний оправдания Иова.

Глава 30

1 А ныне. Содержание этой главы является противопоставлением тому, о чем говорилось в гл. 29.

1-40 Квинтэссенция речи Иова в гл. 31 - опровержение обвинения его в том, что он является особо нечестивым и злым человеком. Важный аспект юриспруденции, существовавшей в дни Иова, лежит в основе этой речи. Иов обращается к Богу с клятвой во имя Самого Бога и с призывом Божиего суда на себя, если он окажется неправ. Хотя Иов провозглашает собственную невиновность, эти слова не выражают самоправедность фарисея в Лк. 18,11.12. Подобно псалмопевцу, Иов стал жертвой ложного обвинения, и это вызывает у него острое желание защитить себя.

Глава 31

1-4 Иов свидетельствует о своей непричастности к "похоти очей".

5-8 Иов говорит, что никогда не был подвержен стяжательству.

9-12 Иов снимает с себя подозрения в прелюбодеянии.

13-15 Иов всегда был справедлив со слугами.

16-23 Иов был сострадателен к нуждающимся.

24-27 Иов не поклонялся золоту и не создавал кумиров.

29-34 Иов не испытывал ненависти к кому бы то ни было и его нельзя обвинять в эгоизме и лицемерии.

35-37 Иов завершает свою оправдательную речь и желает, чтобы Всевышний (его обвинитель) сказал ему: в чем же его вина. Русский перевод: "вот мое желание" в оригинале читается: "Вот я подписываюсь под моей защитой".

40 Речь Иова закончена. Теперь слово за Судьей.

Глава 32

1 - 37,24 Эти главы представляют собой второй монолог, который произносит молодой человек по имени Елиуй. Его имя, в отличие от имен друзей Иова, было обычным для евреев. Некоторые исследователи считают, что гл. 32-37 первоначально не входили в оригинальный текст и мотивируют это тем, что Елиуй не упоминается в эпилоге (гл. 42). Но можно предположить, что о нем не сказано там ни слова только потому, что его нельзя было винить в ошибках, допущенных тремя другими собеседниками. Елиуй направил свою острую критику против слов Иова, произнесенных во время диспута. Он часто цитирует Иова, однако не связывает его мучений с прежней греховной жизнью, которую тот якобы вел. Он смог увидеть то, что совершенно упустили из виду друзья Иова: воспитательную и искупительную роль страданий. Многословие Елиуя следует связывать с дискурсивной манерой выражаться как самого Иова, так и его собеседников, что в той культурной среде рассматривалось как неотъемлемый элемент ораторского искусства. Елифаз в 5,17 коснулся роли страданий в воспитании человека, но более никто к этой мысли не возвращался.

2 Елиуя. Перевод этого имени - "мой Бог он".

Вузитянина из племени Рамова. Вуз - имя второго сына Нахора, брата Авраам (Быт. 22,21), а также этноним одного из арабских племен (Иер. 25,23). В племени вузитян Елиуй принадлежал к роду Рама.

оправдывал себя больше, нежели Бога. О себе говорил больше, чем о Боге.

3 а между тем обвиняли Иова. Т.е. клеветали.

8 Мудрость человека - не от прожитых лет, а от пытливого духа и Божиего откровения.

Глава 33

8 звук слов. Елиуй цитирует Иова (ср. 33,10.11 с 13,24 и 27). Дословное цитирование не было характерно для древнего Востока.

12-22 Обращение Елиуя к трансцендентности Бога в очередной раз повторяет сказанное друзьями. Однако Елиуй несколько иначе подходит к рассмотрению этого вопроса. Он намерен показать, что хотя Бог трансцендентен, Он все же говорит с человеком: через откровения (в сновидениях) и посредством испытаний.

23-30 В отличие от друзей Иова, не оставляющих места благодати и посредничеству в отношениях между Богом и человеком (5,1), Елиуй считает, что Господь дает и то, и другое.

Глава 34

1-37 Елиуй приводит отдельные высказывания Иова, которые с легкостью можно опровергнуть (12,4; 13,18; 27,2.6). Основная мысль их состоит в том, что в действительности нет ни одного безгрешного человека, и потому Бог всех судит беспристрастно (ст. 5), справедливо и великодушно (ст. 10-30). Елиуй осуждает Иова и призывает к раскаянию (ст. 31-37).

10 Не может быть у Бога неправда. Или: "Бог никогда не делает зла". Далее (10-31) Елиуй развивает эту тему. Верно, что в наиболее критические моменты своей жизни Иов сомневался в этом (10,3; 12,4-6; 21,7; 24,1-12).

14.15 Елиуй безусловно прав: благословение Господа необходимо для поддержания их существования.

16-20 Иов задается вопросом: почему Бог медлит с судным днем над грешниками и нечестивцами (24,1). Елиуй же отвечает, что Бог судит их постоянно, хотя это и не всегда очевидно.

29 Дарует ли Он тишину, кто может возмутить? Точнее: "Но если Он сохраняет молчание, кто может осудить Его". Это прерогатива Всевышнего, люди же не всегда знают, что делает Он, чтобы сокрушить зло.

31-37 В древнееврейском тексте ст. 31-33 содержат некоторые трудности для толкования. Общим замечанием здесь может быть следующее: Господь в Своих действиях не подвластен человеку ни при каких обстоятельствах.

Глава 35

1-16 В этой, третьей по счету, речи Елиуй поверхностен в суждениях. Как и другие советники, он рассматривает только часть из того, что говорил Иов.

2 Ср. 13,13-19; 35,3. Этот вопрос перекликается со словами Елифаза (22,3), но, возможно, он продиктован словами Иова (9,14-31).

9-13 В гл. 23 Иов сетует на Бога, Которому, по его мнению, безразлично его положение. Здесь же Елиуй дает несколько хороших советов (особенно ст. 9-11), однако не все они применимы к Иову (ст. 12,13).

14-16 Елиуй обвиняет Иова не в греховных и нечестивых поступках, а в том, что он, выражая недовольство против Бога, уподобляется нечестивым людям.

Глава 36

1 - 37,24 В четвертой речи Елиуя страдания Иова рассматриваются с точки зрения совершенной Божией праведности и Его безграничного могущества.

1-4 Елиуй начинает свою речь с оправдания, которым вновь объясняет причину своего выступления.

5-15 Елиуй осуждает недовольство Иова по поводу очевидного благоденствия нечестивых и страданий праведных (ст. 6). Он подробно рассказывает о могуществе Бога (ст. 5), о Его великодушии (ст. 6), справедливости (ст. 5,8,9) и милосердии (ст. 10,15), однако делает это в контексте традиционного взгляда на страдания, согласно которому число бед человека прямо пропорционально мере его грехов, равно как и благословение Божие зависит от его добрых дел (ср. Ин. 9,2.3 с Рим. 2,6; 2 Кор. 5,10).

16-21 Елиуй заверяет Иова в добрых намерениях Бога, пославшего ему испытания, и увещевает его подчиниться Божией воле, которая обещает освобождение от бедствий.

22-26 Елиуй возвращается к своему первому утверждению (ст. 5) о суверенитете Бога, намерения Которого - всегда благо.

Глава 37

14-24 Здесь связь со словами Бога (гл. 38-41) становится более зримой, и теперь молодой собеседник экзаменует Иова на знание о безграничных возможностях Бога и Его праведности.

Глава 38

1 - 41,34 Являясь Иову, Господь ни разу не обмолвился о его страданиях и не дал ответа на столь важный для Иова и его друзей вопрос о причинах мучений; то, о чем говорил Господь, - намного важнее страданий Иова, которые Он, согласно Своим замыслам, скоро прекратит. Не получил Иов и обвинительного заключения, о котором просил (31,35), потому что такового не существовало.

1 Господь. Имя Бога, открытое Израилю (Яхве), здесь, как и в прологе, использовано вновь, так как оно употребляется автором (израильтянином), через которого Бог дает Свое откровение. Иов и его друзья, не принадлежавшие к народу завета, использовали иные Божественные эпитеты и имена (напр., "Бог", "Вседержитель"). Лишь однажды (в 12,9) использовано имя Яхве, но, однако, и в этом месте в некоторых рукописях стоит слово "Бог".

2 кто сей..? Скорее всего, никто, кроме Иова, не слышал слов Господних из бури.

Провидение. Промысел Божий.

3 Я буду спрашивать... ты объясняй. До этого момента Бога вопрошал Иов. Своими вопросами Господь обращает в ничто все вопросы Иова.

4 - 39,30 Господь открывает Себя как Верховного Владыку над всеми силами природы: 1) как Творца (38,4-14) земли (ст. 4-7), моря (ст. 8-11), дня и ночи (ст. 12-15); 2) как Господа неживой природы (38,16-38) и 3) как Господа природы живой (38,39-39,30).

5 если знаешь. Здесь и в ст. 18 и 21 слова Всемогущего Господа являются не сарказмом, а констатацией факта, что Иов многого не знает.

15 Свет нечестивых есть тьма. Ср. Ис. 5,20; Лк. 11,35.

17 врата смерти. Т.е. умирал ли ты и знаешь ли, что ожидает человека по смерти.

23 на день битвы и войны. Ср. Нав. 10,11; Ис. 28,2.

31 связать узел Хима и разрешить узы Кесиль..? Художественные образы, подразумевающие силы, удерживающие небесные созвездия в неизменной гармонии.

Глава 39

1-30 Фрагмент написан образным, поэтическим языком; основная мысль - всеведение и забота Божий, простирающиеся на все Его творение.

Глава 40

1.2 Эти заключительные слова первой речи необходимо сопоставить с ее началом (38,2). Они возвращают нас к высказываниям Иова, которые он сделал в моменты сомнений. Иов не подавлен, его состояние можно назвать глубоким смирением.

3-5 Иов забыл о навязчивой идее получить оправдание. Теперь его очередь говорить, но он молчит, осознавая теперь свое место перед Всемогущим.

6 - 41,34 Господь начинает Свою вторую беседу (40,6.7). Он приводит для Иова новую цепь рассуждений о Божией справедливости. В первом слове Бог открыл Себя как Господина природы, здесь же - как Владыку над человечеством.

8-14 Еще раз Господь указывает на Свои чудеса в творении и говорит Иову о двух гигантских созданиях, называемых бегемотом и левиафаном. Их сила является иллюстрацией власти Господа над могущественными силами зла, которой Иов не обладал (ст. 14).

9 В первом слове Бога Иов увидел Господа-Творца, здесь же он видит Господа-Избавителя.

10 бегемот. Приведенная здесь форма древнееврейского слова подразумевает "животное, не подходящее под сравнение". Этот и другие образы (особенно ст. 19) следует воспринимать как гиперболу.

20 левиафана. Это описание представляет собой поэтическое повторение предыдущего (ст. 10-19), т.е. оба животных - ипостаси нечестия. В Библии они не мифологические твари, но, подобно левиафану в Ис. 27,1 и Пс. 74,14, представляют злые силы небесного и земного миров (ср. Откр. 12,13).

Глава 41

Глава 42

2 Иов раскрывает свое знание Бога. См. статью "Вездесущий и Всемогущий".

5 теперь же мои глаза видят Тебя. Иов не мог видеть Бога, Который разговаривал с ним из бури (38,1; 40,6), это выражение имеет более глубокий смысл. Иов знал Бога со слов других, теперь же он испытывает Его живое присутствие в своем сердце и познает Его как Избавителя, а превыше всего - как Господа.

6 отрекаюсь и раскаиваюсь. Иов отрекается от всего, что было им сказано до 42,2. Он, убежденный в своей праведности, раскаивается.

7 сказал Господь Елифазу. Елифаз и его друзья не слышали слов Господа, обращенных к Иову. И теперь Елифаз имеет откровение от Бога, второе в своей жизни (см. 4,12-17).

не так верно. Иов настолько вернее мог говорить о Боге, насколько явственнее Господь открыл Себя ему по сравнению с Елифазом. Елифаз едва расслышал шепот в ночи, но не распознал вида говорившего, Иов же сказал: "...глаза мои видят Тебя".


Псалтирь




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.