Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 3 страница. 1-10 видение двух корзин со смоквами, одна из которых представляет вавилонских пленников, а Вторая тех




1-10 Видение двух корзин со смоквами, одна из которых представляет вавилонских пленников, а вторая тех, кто спасется из плена, раскрывает Божий промысел о каре и спасении. Иеремия произносит свое пророчество, когда уже невозможно предотвратить плен запоздалым покаянием (см. 21,9; Введение: Характерные особенности и темы).

1 пленными. Первое изгнание большого числа иудеев относится к 597 г. до Р.Х. (см. 4 Цар. 24,14-16).

2 со смоквами весьма хорошими... со смоквами весьма худыми. Видение о хороших и худых смоквах напоминает о засухе, которая последовала за непослушанием Иудеи (12,4; 14,1; ср. 8,13).

5-7 "Хорошие смоквы" уподоблены пленникам, т.е. тем, кто испытал наказание, которое Бог определил Иудее за ее грех, и, следовательно, в чьей судьбе осуществился Его промысел.

7 дам им сердце, чтобы знать Меня. В ответ на неспособность Своего народ соблюдать завет Господь Сам принимает в нем участие.

они будут Моим народом, а Я буду их Богом. Слова, сопровождающие заключение завета (32,38; Лев. 26,12), указывают на то, что речь идет о Новом Завете.

Глава 25

1 - 29,32 Пророк предсказывает Иудее семидесятилетнее господство вавилонян как кару за ее упорство в грехе и в то же время предупреждает соседние народы о том, что суд над ними совершится руками вавилонян (25,1-38). Проповедь Иеремии наталкивается на сопротивление ложных пророков, первосвященников и простого народа (26,1 - 29,32).

1 в четвертый год Иоакима. Т.е. в 605 г. до Р.Х., положившем начало разграблению Иудеи вавилонянами (см. Дан. 1,1 и ком.).

3 от тринадцатого года Иосии. См. 1,2.

4 с раннего утра. См. ст. 3; 7,13 и ком.

9 племена северные. Т.е. Вавилон и союзные с ним племена (1,15; 6,1).

Навуходоносору... рабу Моему. См. также 27,6. Навуходоносор назван "рабом" Божиим в том смысле, что через него должен осуществиться Божий суд (точно так же отпускающий пленников на родину Кир назван "помазанником" Божиим в Ис. 45,1).

окрестные народы. См. ст. 19-26. Суд над Иудеей есть только начало всеобщего суда в эсхатологическом смысле (ст. 30,31).

сделаю их ужасом и посмеянием. См. 24,9.

11 семьдесят лет. См. 29,10. Возможно, этот период начинается с 605 г. до Р.Х. (см. ст. 1; Дан. 1,1) и - будучи округленным - заканчивается в 538 г. до Р.Х., когда по повелению Кира пленники начали возвращаться на родную землю (2 Пар. 36,20-23).

12 накажу царя Вавилонского. См. 50,51. Тот, кто служил орудием возмездия, в свою очередь расплачивается за собственные грехи (см. 50,18; ср. Ис. 10,5-7.12).

14 многочисленные народы и цари великие. Речь идет о мидянах, персах и их союзниках, впоследствии подчинивших себе Вавилон.

18 Иерусалим и города Иудейские. Народ Божий первым предстанет на суд (см. Ам. 3,2; ср. ст. 29).

опустошить... проклятием. См. ст. 9,11; 18,16.

20 Аскалон... остатки Азота. За исключением Азота, пятого города филистимлян, все названные города, без сомнения, уже были разрушены (как свидетельствует также и Ам. 1,6-8); Азот был почти полностью покорен египтянами в течение седьмого столетия до Р.Х. (см. также 47,1-7).

21 Едома, и Моава, и сыновей Аммоновых. См. 49,7-22; 48,1 - 49,6.

22 Речь идет о Финикии. См. Иез. 28,1-23.

островов, которые за морем. Т.е. приморских торговых поселений финикийцев.

23 Дедана, и Фему. Названия городов в Аравии (ср. Ис. 21,13.14).

Буза. Местоположение этого города неизвестно.

24 Аравии. См. 49,28-33.

25 Зимврии. Местоположение неизвестно.

Елама. См. 49,29-34.

Мидии. Одна из стран, завоеванных Вавилоном (см. 51,11.28).

26 Сесаха. Криптоним Вавилона.

29 город сей, на котором наречено имя Мое. Т.е. Иерусалим (см. ком. к 7,10). Наказывая собственный народ, Господь подвергнет суровому осуждению нечестие других народов.

31 состязание. Господь заявляет Свое право наказать виновного (см. ком. к 2,5.9).

37 Мирные селения. Напоминание о прежнем благоденствии (ср. 12,5).

38 как лев. См. ком. к 2,15. Иеремия говорит здесь о Боге (ср. Ам. 3,8).

Глава 26

1 В начале царствования Иоакима. Возможно, речь идет о 609-608 гг. до Р.Х. - начале правления царя Иоакима, одного из тех, кто отверг проповедь Иеремии (гл. 36).

8 ты должен умереть. Эти слова произносились как приговор за великие злодеяния (см., напр., Исх. 21,15-17; Втор. 18-20). Веруя в то, что храм Божий никогда не может быть разрушен, люди видели в Иеремии ложного пророка. Ср. Лк. 4,25-30.

9 именем Господа. Здесь содержится обвинение в богохульстве.

10 князья Иудейские. Эти люди занимали официальные должности при дворе, и их появление свидетельствует о том, что частное дело переходит в судебное разбирательство, имеющее общественный резонанс.

в новые ворота. Храмовые ворота были обычным местом судебных слушаний (см. Руфь 4,1; Притч. 31,23).

16 этот человек не подлежит смертному приговору. Ср. ст. 11. По сути это признание Иеремии истинным пророком.

18 Михей Морасфитянин. Пророк Михей жил столетием раньше. Напоминание о нем призвано подтвердить только что вынесенный приговор, ибо его пророчества о падении Иерусалима (Мих. 3,12) заставили народ раскаяться в своих грехах.

20-23 История Урии показывает, что Иеремия не был одинок в своей проповеди. Но главной темой главы является не спасение Иеремии, а нежелание Иудеи повиноваться слову Божиему. Урия был умерщвлен, Иеремия же остался в живых, чтобы завершить свое заповеданное Богом служение (ср. Евр. 11,32-38).

22 Елнафана, сына Ахборова. Иоаким поступает совсем не так, как в 36,12.25, когда он действовал от имени Иеремии; изменчивое поведение царя делает положение Иеремии крайне ненадежным.

23 простонародные гробницы. Возможно, они находились в долине Кедрон на западе от Иерусалима.

24 рука Ахикама, сына Сафанова, была за Иеремию. Ахикам служил царю Иосии (4 Цар. 22,12.14); его поддержка могла сыграть решающую роль в спасении Иеремии.

Глава 27

3 пошли такие же. См. 1,5.

к царю Идумейскому... царю Сидона. См. 25,21.22. Над всеми этими царствами свершится суд Божий.

послов, пришедших... к Седекии. Возможно, для переговоров о союзе с Египтом против Вавилона.

5 великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею. См. 21,5.

сотворил землю... отдал ее, кому Мне благоугодно было. Напоминая о творении, Господь подчеркивает Свою власть над всеми народами (см. Дан. 2,38; 4,25).

9 пророков... звездочетов. Все они говорят неправду, их проповедь спасения от господства Вавилона служит земной власти. Помимо того, некоторые из этих занятий были в Израиле под запретом (Лев. 16,26; Втор. 18,10.11; см. также 14,14).

11 Я оставлю на земле своей. Для соседствующих с Иудеей народов господство Вавилона не означает изгнания.

12 служите ему... будете живы. Для Иудеи изгнание является частью Божиего промысла о ее спасении (24,5).

15 Я не посылал их. См. 14,14; 23,21.

16 сосуды дома Господня. Часть священных сосудов была похищена в 605 г. до Р.Х. (Дан. 1,1.2), часть - в 597 г. до Р.Х. (4 Цар. 24,13).

22 они будут отнесены... до того дня, когда Я посещу их. Храмовые сосуды останутся в руках неприятеля лишь на то время, которое определено для изгнания иудеев (25,11;27,7).

Глава 28

1 В тот же год. Т.е. в 593 г. до Р.Х. (см. ком. к 27,1).

пророк. Не приходится сомневаться в том, что Анания имел общественный статус пророка, но было ли истинным его пророчество.

2 так говорит Господь. Ложная проповедь начинается с тех же слов, что и истинная (см., напр., 9,7).

ярмо. Непосредственный выпад против Иеремии (см. 27,2).

3 через два года. Такой незначительный промежуток времени исключает какую бы то ни было кару, в отличие от семидесяти лет, проповеданных Иеремией (25,11.12).

6 да будет так. Иеремия не возражает Анании прямо. В этих словах проявляется его любовь к своей земле и ее народу, и, вместе с тем, восклицание пророк исполнено сарказма.

8 издавна... мор. Иеремия напоминает о долгой истории пророчеств о суде.

13 ярмо деревянное... ярмо железное. Бога невозможно обмануть пустым символическим жестом. Воплощенное в Анании нежелание Иудеи подчиниться пророчеству сделает неизбежное рабство еще более тяжким.

16 сброшу. Игра слов: то же самое слово в ст. 15 означает "посылать".

Глава 29

3 Елеасу, сына Сафанова. Возможно, Елеаса также был членом семьи, стоявшей на стороне Иеремии (26,24).

Седекия... посылал в Вавилон к Навуходоносору. Можно предположить, что речь идет об одном из регулярных контактов с центром империи (51,59).

5 стройте домы и живите в них. Люди выказывают признание своей новой участи и покорность Божиему суду (Иез. 8,1).

7 благосостоянии... благосостоянии... мир. Высочайшие благословения завета.

молитесь за него. Благословение Божие нисходит на каждый народ в ответ на его молитву и поступки его людей; ср. пример Авраама (Быт. 20,17), Иосифа (Быт. 37-50) и Даниила (Дан., гл. 1-6).

14 Этот стих созвучен Втор. 30,3-5. См. также Втор. 4,29.30.

возвращу вас из плена. Иначе: "восстановлю вашу судьбу". Эта фраза подразумевает полное восстановление взаимоотношений между Господом и Его народом. См. 30,3.18; 31,23; 32,44; 33,7.11.26; 48,47; 49,6.39.

16 о царе. Т.е. о Седекии. Тот факт, что в Иерусалиме все еще продолжал править Седекия, мог внушать изгнанникам иллюзорные надежды.

22 изжарил на огне. Один из видов казней в Вавилоне (см. Дан. 3,6).

28 продолжителен. Т.е. продлится те семьдесят лет, о которых говорится в 25,11.12; 29,10.

стройте домы... разводите сады. Шемаия цитирует послание Иеремии (29,5).

31.32 Шемайе грозит то же наказание, что и Анании (28,15.16).

Глава 30

1 - 33,26 Данные главы содержат обетования возрождения Израиля и грядущего нового завета. Образ Иеремии, покупающего поле, свидетельствует о том, что Израиль непременно возродится (32,1-44).

6 рождает ли мужчина... у женщины в родах. Родовые муки символизируют страдания, которые причиняет иудеям вавилонское войско (4,19.31).

7 тот день. День Господень (см. Ам. 5,18; 8,9). Современники Амоса ожидали, что этот день принесет избавление. Здесь же речь идет прежде всего о суде.

10 раб Мой Иаков, не бойся. См. Ис. 32,39; 41,8.10; 43,1; 44,1.2. Это повеление не исключает страха Божиего.

никто не будет устрашать его. Ср. ст. 5. Это исполнение благословения завета (см. Лев. 26,6).

20 сыновья его будут, как прежде. Возможно, имеется в виду время царя Давида.

сонм. Т.е. религиозное или политическое сообщество людей в рамках завета (3 Цар. 12,20).

21 вождь... владыка... из среды его. См. ст. 9. Эти слова относятся к владыке вообще и противопоставляют его навязанным Вавилоном властителям, чье господство иудеям еще предстоит перенести. Речь идет главным образом о новом (мессианском) правлении.

Глава 31

2 народ, уцелевший от меча. Т.е. остаток Израиля, по отношению к которому продолжится промысел Божий (см. ст. 7 и ком. к 6,9; 23,3; ср. 15,2).

в пустыне. Путь тех, кто возвратится из вавилонского плена, будет пролегать через пустыню, как и во времена исхода из Египта. Ср. Ис. 40,3.4; 43,19.20. Подобно первому исходу, возвращение из Вавилона станет наглядным проявлением спасительной власти Божией.

3 Издали. Возможно, это относится к явлению Бога на горе Синай (Исх. 19,34).

любовью вечною Я возлюбил тебя. В основе избрания Израиля лежала Божия любовь к нему (Втор. 7,6.7). См. Быт. 17,7.

благоволение. См. ком. к 9,14; ср. 16,5. Благоволение Божие - знак того, что нарушенный завет будет восстановлен.

4 дева Израилева. Ср. 18,13-15, описывающие растление Израиля (см. также 2,20.22).

хороводе. Т.е. во время религиозных празднеств (см. Суд. 21,19.20).

5 разведешь виноградники... пользоваться ими. Это изобилие означает ветхозаветное благословение плодородием (Втор. 7,13; 28,4.30).

Самарии. Столица северного царства, чье население было угнано в Ассирию в 722 г. до Р.Х.

6 стражи. В обязанности этих людей, возможно, входило определение времени ежегодных празднеств по положению Луны.

на горе Ефремовой... взойдем на Сион. Поклонение святыням будет совершаться в Иерусалиме, а не в оскверненных отступничеством Вефиле и Дане (3 Цар. 12,26-33); оставшиеся на родной земле жители северного царства отправлялись на поклонение в Иерусалим еще до его падения (Иер. 41,5).

9 со слезами. Возможно, люди плакали от радости (см. ст. 16).

поведу... потоков вод. См. Пс. 22,2; Ис. 48,21; 49,19.

дорогою ровною. См. Ис. 40,4.

отец... первенец. См. ст. 20; 3,4; Исх. 4,22; Ос. 11,1-4.

11 искупит. Букв.: "освободит, заплатив выкуп". Ср. Втор. 7,8; 9,26. См. статью "Искупление".

избавит. Это слово употреблено в смысле выкупа имущества одного из членов семьи его родственником (Лев. 25,25-28; Иер. 32,7.8). При описании спасения Израиля из египетского плена (Исх. 6,6) приобретает дополнительный смысл установление спасительных родственных отношений народа с Богом (Исх. 6,7).

15 голос... в Раме... Рахиль плачет. Рама располагалась на территории колена Вениаминова в прежнем северном царстве. Рахиль приходилась бабкой Ефрему и Манассии (родоначальникам двух наибольших северных колен). Оплакиваемое уничтожение северных колен происходило в 722 г. до Р.Х.

21 Поставь себе путевые знаки. Этот совет обращен к изгнанникам, которые, возвращаясь из плена, смогут таким образом найти верный путь.

22 отпадшая дочь. См. 3,14.22. Спасение не делает менее актуальным стремление к праведности, которого требует Господь.

нечто новое. См. Ис. 42,9.

27 засею... семенем. Ср. Быт. 15,18, где древнееврейское "отдаленное семя" переведено как "потомство".

29 отцы... оскомина. См. Исх. 20,5; Чис. 14,18; Иез. 18,2.

30 каждый будет умирать за свое собственное беззаконие. См. Втор. 24,16; Иез. 18,4-32. Ныне живущие заслуживают наказания, хотя народ пребывает в грехе на протяжении уже нескольких поколений (7,13; 11,7.8).

31-34 Иеремия пророчествует о новом завете, который Бог заключит со Своим народом. Подобно тому, как ветхий завет (Исх., гл. 19-24) обусловливает освобождение из египетского плена (Исх., гл. 12-15), новый завет повлечет за собой освобождение от греха (ст. 34).

31.32 Новый завет, который должен быть установлен, отличается от прежнего тем, что не будет нарушен вовеки (ст. 32; Евр. 8,7.8), а также в благодати, дарованной через посредничество праведного Слуги, Который Своей всеобъемлющей жертвой искупит Свой народ для благословений завета (см., напр., Ис. 53,4.5.8.10.12; ср. Евр. 9,12.15; 10,1-4.10.18).

31 новый завет. См. 1 Кор. 11,25; 2 Кор. 3,6; Евр. 9,15; 12,24; а также статью "Божий завет милости".

с домом Израиля и с домом Иуды. Данные слова подчеркивают преемственность поколений народа Божиего. См. 23,3 и ком.

32 не такой завет... они нарушили. Новый завет восполнит несовершенство ветхого, которое заключалось в неспособности людей соблюсти его (см. 11,10; 2 Кор. 3,14; Евр. 8,7).

в союзе с ними. См. 2,2. Ср. Еф. 5,25-27; Откр. 19,7; 21,2.9.

33.34 Господь дарует Своему народу обновление сердца и души.

33 Новый завет Бог начертает на сердцах людских, тогда как закон ветхого завета был нанесен на каменные скрижали, помещенные в Святое Святых. Таким образом, в эпоху нового завета народ Божий не просто обретет ковчег - хранилище закона, а сам станет этим ковчегом. См. статью "Божий завет милости".

после тех дней. Т.е. по окончании плена. Из НЗ становится ясно, что приход этого времени возвестил Христос.

вложу... во внутренность их и на сердцах их напишу. См. Пс. 36,31; 40,8, Ис. 51,7. Сердца и души людей поднимутся от пренебрежения законом к восхищению им.

закон Мой. Господь обещает верной части Израиля, которая будет спасена от смерти во грехе, Свою помощь в исполнении закона.

буду им Богом, а они будут Моим народом. См. Лев. 26,12; ср. 7,23. НЗ не отменяет ветхого, но обновляет его содержание и делает возможным исполнение его обетовании (см. ст. 31 и ком.). Новый Израиль есть "род избранных, народ святой" (1 Пет. 2,9.10).

34 См. статью "Истинное богопознание".

познайте Господа. Эти слова обобщают требования закона (см., напр., 22,16.17; 1 Пар. 28,9). Ветхий завет требовал от людей знания Бога, однако не предоставлял им основы для этого (Втор. 29,4; ср. Ис. 6,9.10).

ибо все сами будут знать Меня. В новом завете Бог сделает видимым то, что было заповедано в ветхом, и откроет Себя сердцам людским (24,7).

потому что Я прощу. Обетования даются здесь как новое спасение, знаменующее прощение грехов (см. Евр. 10,1-17).

не воспомяну более. Это обещание означает, что Бог впредь не будет судить Свой народ за его грехи, основываясь на условиях ветхого завета. Ветхозаветные жертвоприношения служили постоянным напоминанием о грехе (Евр. 10,3.4.11). Выкуп за грехи будет настолько совершенным, что положит конец всем жертвоприношениям.

35 дал солнце... уставы луне и звездам. См. Быт. 1,14-18. Отступничество Израиля навлекло Божий суды на само творение (см. 4,23-26 и ком.); незыблемость сотворенной Богом вселенной становится мерилом Его нового завета со Своим народом (см. также 33,20.21.25.26).

38 город. Т.е. Иерусалим.

от башни Анамеила до ворот угольных. Упоминание построек, располагавшихся на противоположных концах Иерусалима, подчеркивает, что речь идет обо всем городе (см. 2 Пар. 26,9; Зах. 14,10.11). Возрождение Иерусалима будет первым знаком исполнения обещаний нового завета.

39 землемерная вервь. См. также Иез. 40,3; Зах. 1,16; 2,1.

до холма Гарива... Гоаф. Об этих местах Иерусалима ничего не известно.

40 долина. Т.е. Енномова долина (см. 7,32.33).

конских ворот. См. Нав. 3,28.

Глава 32

1 в десятый год Седекии. Т.е. в 587 г. до Р.Х. В последний раз Иерусалим был осажден в 588 г. до Р.Х., а падение города произошло в следующем году. Данная глава повествует об одной из нескольких встреч Иеремии и Седекии (см. 21,3-7; 34,1-7;37,3-8.17-20; 38,14-28).

7 в Анафофе. Т.е. в родном городе Иеремии (см. 1,1).

по праву родства тебе надлежит купить его. Скорее всего, Анамеил должен был продать поле, чтобы покрыть долг, а Иеремии, как родственнику, надлежало выкупить его имущество (см. ком. к 31,11). Приобретение поля в то время, когда народ оказался перед лицом утраты всей своей земли, на первый взгляд, казалось бессмысленным.

9 семь сиклей серебра и десять серебренников. Скорее всего, это была обычная цена, хотя в данных обстоятельствах поле вообще ничего не стоило.

15 домы и поля и виноградники... в земле сей. Символический смысл заключенной сделки в том, что Иудея снова сможет обладать своей землей и наслаждаться жизнью во исполнение обещанного нового завета (29,14 и ком.; 31,38.40).

20 чудеса и знамения. См. Исх. 7,3.

между всеми людьми. Власть Божия распространяется на все человечество.

21 Ср. Втор. 26,8. См. также ст. 20; Исх. 15,14-16.

29 сожгут. См. 21,10; 34,2; 37,8.

на кровлях... возносились курения Ваалу... возлияния чужим богам, чтобы прогневлять Меня. Перечисление грехов, в которых Иеремия обвинял Иудею (см. 1,16; 7,18; 19,13, а также Втор. 31,29).

33 с раннего утра. См. 7,13.

не хотели принять наставления. См. 2,30; 5,3; 7,24; 11,8.

35 Молоху. Имя божества аммонитян (см. 49,1.3; Лев. 18,21).

36 Господь вновь говорит о неотвратимой участи Иерусалима. Непредсказуемость и неожиданность сказанного в ст. 26-35 объясняют слова ст. 27: "есть ли что невозможное для Меня?" (ср. ст. 17).

37 Иеремия вновь подтверждает данное Моисею обетование спасения из плена (Втор. 30,3-5).

38 См. 30,22; 31,33.

40 вечный завет. Новый завет не может быть нарушен, поскольку он основан на искупительной жертве Христа (ср. Ис. 55,3).

чтобы они не отступали от Меня. Благотворительность Божия, однако, не снимает с людей ответственности.

44 запечатывать и приглашать свидетелей. См. ст. 10.

Глава 33

2 Который сотворил землю. См. ком. к 10,12. Власть Божия судить и спасать народы основывается на Его творении (32,17).

3 великое и недоступное, чего ты не знаешь. Ср. Ис. 48,6, где о спасении говорится как о новом творении (см. Дан. 2,47).

11 голос радости... веселья... жениха... невесты. Ср. 7,34; 16,9. Эту радость принесет новый завет.

17 См. 23,5; 30,9. В основе этого стиха лежит 2 Цар. 7,12-16 (ср. 3 Цар. 2,4). Речь идет не о восстановлении царской власти, а об установлении царств Мессии.

18 у священников-левитов. Роль священников в соблюдении завета был особенно важна (Исх., гл. 28; 29; Втор. 10,8; 18,1); кроме того, Бог заключил с ними особый завет (Чис. 25,12.13; 1 Цар. 2,30.35). Обетование священнического служения не получило непосредственного исполнения, однако воплотилось в Самом Христе (Евр. 5,6-10; 7,11-25).

20.21 завет Мой о дне... о ночи. Рассматриваемая здесь незыблемость Божиих установлений представляет собой контраст с храмовой проповедью (7,1-15). Это постоянство становится осуществимым в новом завете.

22 неисчислимо... песок морской. В этих обетованиях царства Мессии исполняется то, что было обещано Аврааму (Быт. 22,17; ср. 15,8).

24 народ этот говорит... Он отверг. Славу Божию составляют дела Его народа (ст. 9), и во времена нового завета эта слава возродится во всей своей полноте.

26 Авраама, Исаака и Иакова. В новом завете исполнится завет Божий с Авраамом, который распространится на все народы (см. ком. к ст. 22).

Глава 34

1 - 36,32 Здесь описывается окончательный суд над Иудеей, отвергшей слово Божие. Клятвопреступник Седекия, переменивший свое решение освободить рабов (34,1-22), и народ иудейский, оставшийся безразличным к примеру праведных рехавитов (35,1-19), - все они заслуживают проклятия. Царь Иоаким выказывает свое пренебрежение к Иеремии, сжигая рукопись его пророческих речей.

1 все царства земные... воевали против Иерусалима. Договоры, заключаемые Вавилоном с другими народами, одним из условий часто предусматривали военный союз.

4.5 не умрешь от меча; ты умрешь в мире. Затруднительно установить подлинную участь Седекии (см. 52,11). Смысл этого предсказания в том, что царю не суждено умереть на поле битвы.

7 Лахиса и Азеки. Крупнейшие крепости Иудеи (2 Пар. 11,5.9). Данный стих рисует картину последних дней Иудеи. Иерусалим узнавал о приближении неприятеля по тому, как один за другим сдавались разделяющие их города. Найденный археологами осколок глиняной таблички, относящейся ко времени не ранее 588 г. до Р.Х. (т.е. как раз к описываемому периоду), содержит слова, обращенные к военачальнику Лахиса: "Теперь мы следим за огнями Лахиса... ибо в Азеке их уже не видим".

8 объявить свободу... раба своего. В соответствии с предписаниями Исх. 21,2-11; Лев. 25,39-55; Втор. 15,12-15 рабов отпускали на свободу в седьмой год их службы. "Завет" Седекии свидетельствует о колебаниях царя следовать ли словам Иеремии либо слушаться своих советников.

14 шесть лет. Ср. Втор. 15,12.

16 раздумали... возвратили. Речь идет о непостоянстве Иудеи (см. ком. к 3,6.14).

обесславили имя Мое. Пренебрежение законом наносит оскорбление Самому Богу (ср. ст. 8,13).

17 свободу... свободу. Люди сами навлекают на себя осуждение (7,5.6; 23,12), получив свободу "подвергнуться мечу, моровой язве, голоду".

18 рассекши тельца... пройдя между рассеченными частями его. См. Быт. 15,18 и ком. Этот обряд нередко сопровождал заключение союза и был символическим выражением готовности разделить участь жертвенного животного, если союз будет нарушен (3 Цар. 19,2). Господь дает понять, что отныне это обещание вступает в силу.

Глава 35

2 в дом Рехавитов. Большая часть сведений об этом роде содержится в данной главе.

в одну из комнат. См. 3 Цар. 6,5; Нав. 13,4.5.

3 Иеремии. Речь идет не о пророке Иеремии. В описываемую эпоху это имя было очень распространено (40,8).

4 человека Божия. Так называли пророка (1 Цар. 12,22).

6.7 Обет, данный Ионадавом, сыном Рехава, обрекал его потомков на страннический образ жизни. Это было добровольное обязательство, не требуемое Моисеевым законом (см., напр., Втор. 6,1-11; 7,13).

19 не отнимется... муж, предстоящий пред лицем Моим во все дни. См. 33,17.18. Такое обещание было бы уместнее по отношению к царю, или, по крайней мере, к священнику, но не к рехавитам. Оно противоречит тому, чего могли бы ожидать Иоаким и весь род Давида.

Глава 36

1 В четвертый год Иоакима. Т.е. в 605 г. до Р.Х. В этот год Навуходоносор впервые напал на Иерусалим.

2 возьми себе книжный свиток и напиши на нем все слова. Иеремия пророчествовал в течение продолжительного времени (25,3), однако его пророчествам предстоит быть собранными в единую книгу (см. Ис. 8,16 и ком.).

4 Варуха. Это уже второе упоминание Варуха, записывавшего речи Иеремии (см. 32,12). Предположения о его участии в написании книги пророка (см. Введение: Характерные особенности и темы) небезосновательны.

5 я заключен. Возможно, речь идет о том, что неугодный власть предержащим Иеремия был проклят ими и, следовательно, не мог входить в пределы храма (см. 26,2-11).

9 В пятый год... в девятом месяце. Т.е. в декабре 604 г. до Р.Х., когда уже наступили холода.

из городов. См. ст. 6.

12 Елнафан, сын Ахбора. См. 26,22.

21 Иегудия. Примечательно, что рукопись царю читает не Варух. Его отсутствие, равно как и отсутствие Иеремии, исключает их личное воздействие на царя, и реакция Иоакима непосредственно вызвана содержанием рукописи.

23 царь отрезывал их... доколе не уничтожен был весь свиток на огне. Ср. 4 Цар. 22,11-13. В тщетном стремлении лишить пророческие слова их силы царь уничтожает рукопись.

28 возьми себе опять другой свиток. Уничтожение рукописи не может повредить слову Божиему.

30 об Иоакиме... не будет от него сидящего на престоле Давидовом. Царствование Иехонии, сына Иоакима, было непродолжительным (22,30; 4 Цар. 24,8).

Глава 37

1 - 39,18 Данные главы повествуют о последних пророчествах Иеремии перед падением Иерусалима и о заточении в темницу. Неоднократные призывы Иеремии сдаться на милость победителя не были услышаны, и пророк оставался в заключении до самого падения Иерусалима.

1 Седекия, сын Иосии, которого Навуходоносор... поставил царем. См. 4 Цар. 24,17.18. Воцарение Седекии относится к 597 г. до Р.Х.

5 См. 34,10.11. В описываемый период Египет и Вавилон оспаривали друг у друга право на главенство в регионе (см. Введение: Автор; Время и обстоятельств написания); многие в Иудее надеялись на поддержку со стороны Египта (24,8), и Вавилон был вынужден считаться с угрозой, исходившей от египтян.

15 били его. Иеремия испытывает это унижение уже во второй раз (20,2).

заключили его в темницу. Иеремия оставался узником до самого падения города и за это время сменил несколько мест заключения (38,28).

21 во дворе стражи. Содержание во дворе стражи было менее мучительным, чем в "подвале" (ст. 16). См. 32,2. В данном случае Седекия облегчает положение пророка.

Глава 38

6 в яму. Возможно, яма представляла собой подобие широкого колодца с небольшим отверстием наверху.

7 Авдемелех. Это имя означает "раб царя". Неясно, относится ли слово "царь" к Седекии или к Богу, однако дальнейшее поведение Авдемелеха скорее предполагает последнее.

царь сидел тогда у ворот Вениаминовых. Возможно, царь разбирал там гражданские тяжбы (см. 2 Цар. 15,2-4).

12 подложи... тряпки и лоскутья под мышки рук. Проявление милосердия Авдемелеха.

14 при третьем входе. Возможно, этот больше нигде не упомянутый вход в храм предназначался только для царя и потому был потайным.

22 женщины... отведены будут к князьям. Потеря гарема была для царя одним из унизительных последствий поражения.

друзья твои. Т.е. чиновники, которые советовали продолжать войну (ст. 1,4), и ложные пророки.

Глава 39

1 в десятый месяц. Скорее, "в десятый день месяца", поскольку очевидно, что речь идет о январе 588 г. до Р.Х.

2 в одиннадцатый год... в четвертый месяц, в девятый день. Т.е. в июле 587 г. до Р.Х. Таким образом, осада продолжалась полтора года.

3 расположились в средних воротах. Исполнение сказанного в 1,15.

11 о Иеремии Навуходоносор... дал такое повеление. Иеремия был известен не только иудеям, но и другим народам (1,5). Возможно Навуходоносор считал пророка сторонником Вавилона.

Глава 40

1 - 45,5 Данные главы описывают служение Иеремии в период после падения Иерусалима.

1 - 41,10 Пророк повествует о времени правления Годолии, покровительствовавшему пророку Иеремии и коварно убитому Исмаилом.

1 к Иеремии... среди прочих пленных. Вавилоняне не сразу узнали Иеремию.

10 собирайте вино и летние плоды, и масло. В момент, когда совершается Божия кара над Иудеей, эти слова предстают первым знаком будущего благословения. Ср. 14,1-6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.