Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 55 страница




2. Здесь, следовательно, необходимо проводить иного рода различение, подобное тому, какое мы проводили во избежание двусмыслицы в словах "право народов". Ибо мы сказали, что правом народов называется и то, что принято отдельными народами без взаимного обязательства, и то, что включает в себя взаимное обязательство.

Очевидно, как слова, так и жесты и другие указанные знаки изобретены для обязательного взаимного обозначения некоторых предметов, по выражению Аристотеля - "по взаимному соглашению" ("О толковании", гл. 4); иначе обстоит дело с прочими вещами. Прочими вещами можно пользоваться, если даже мы предвидим, что другая сторона составит неправильное мнение16. Я говорю о внутренней сущности, а не о чем-либо привходящем.

Необходимо привести пример обмана, от которого не последовало никакого вреда17 и такой пример, когда самый вред независимо от предположения обмана был дозволен.

3. Пример первого рода встречаем в лице Христа, который по пути в Эммаус перед своими спутниками "сделал вид", что хочет идти далее (евангелие от Луки, XXIV, 28); если только мы не предпочтем думать, что он действительно хотел идти далее, но был, однако, удержан настойчивыми просьбами. Подобно этому говорится, что бог хотел многого, из чего не все сбылось; и в другом месте указывается, что Христос намеревался опередить апостолов, плывших по морю в лодке, коль скоро, по-видимому, он не был бы настойчиво приглашен взойти в лодку (евангелие от Марка, VI, 48).

Другой пример можно найти у апостола Павла, который совершил обрезание над Тимофеем, прекрасно сознавая, что иудеи это воспримут за признак сохранения силы для потомства Израиля, уже отмененного к тому времени предписания об обрезании, как если бы оно исходило от самих Павла и Тимофея; в действительности же Павел не ставил себе подобной Цели, но хотел лишь облегчить себе и Тимофею возможность более близкого общения с иудеями (Деяния св. ап. XVI, 3). Обрезание, поскольку предписание о нем закона божия было отменено, уже более не составляло обязанности в силу установления; но проистекавшее от ошибки временное зло, которое следовало немедленно устранить, было не столь велико, сколь было значительно то добро, которое преследовал апостол Павел а именно - распространение евангельской истины.

Подобного рода притворство отцы греческой церкви часто именуют "предусмотрительностью"18. Об этом имеется отличное изречение Климента Александрийского, который, толкуя о добром муже, говорит: "Пусть он делает ради блага ближнего то, что не стал бы делать иначе добровольно и по первоначальному намерению". Так было во время войны римлян, когда они выбросили хлеб на передовые позиции противника, чтобы тот не думал, что их угнетает голод (Ливии, V).

4. Примером второго рода обмана может служить притворное бегство, произведенное по приказу Иисуса Навина его воинами в целях захвата Хайя (Иисус Навин, VIII; Сильвестр, на слово "война", ч. I, 9); это нередко делалось и по приказу других вождей. Здесь самое бегство не имеет никакого условного значения; однако проистекающий отсюда вред мы считаем дозволенным согласно военной справедливости. Хотя враг принимает бегство за проявление страха, враждебная сторона не обязана его в этом разуверить, располагая свободой двигаться в любом направлении, с большей или меньшей быстротой, сохраняя тот или иной вид и внешность.

Туда же следует отнести образ действий тех, о ком можно прочесть в разных местах, как они пользовались вооружением, знаками, одеянием и знаменами врагов.

5. Всем этим кто угодно может пользоваться по произволу, даже вопреки обычаю, поскольку тут самый обычай возникает из произвола отдельных лиц, а не из какого-либо общего согласия; подобный обычай никого не обязывает.

 

В отношении хитрости второго рода указывается трудность вопроса

 

IX. 1. Серьезнее спор о знаках, которые, так сказать, находятся в обращении среди людей; в ложном использовании этого рода знаков и заключается источник обмана в собственном смысле. Так, много имеется изречений против обмана в священном писании: "Ложное слово будет ненавистно справедливому, то есть доброму мужу" (Притчи, XIII, 5); "Ложные речи и слова обмана удали от меня" (Притчи, XXX, 8); "Погуби рекущих ложь" (Псалмы, V, 7); "Не обманывайте друг друга" (посл. ап. Павла к колоссаям, III, 9).

Это строго соблюдает Августин; и среди философов и поэтов имеются такие, которые, как видно, мыслят одинаково с ним. Известно следующее место у Гомера:

 

Он ненавистен мне наравне со вратами Аида.

Ум его мыслит иное, чем явно язык произносит.

 

Софокл говорит:

 

Вопреки истине на следует вещать;

Но если истина грозит погибелью,

То извинительно от правды отступить.

 

Клеобул заявляет:

 

Ненавидит обман, кто доблесть в сердце питает.

 

Аристотель сказал: "Обман сам по себе гнусен и заслуживает порицания, истина же прекрасна и похвальна".

2. Но нет недостатка также и в авторитетной поддержке противоположного мнения. Во-первых, известны примеры безупречных прославленных мужей в священном писании19; во-вторых, - высказывания древних христиан - Оригена, Климента, Тертуллиана, Лактанция, Златоуста, Иеронима, Кассиана и почти всех остальных, по признанию самого Августина, который если даже и не согласен с этим, то тем не менее указывает на "важность вопроса", "темноту предмета", "спор, в котором мнения сведущих расходятся" (таковы его собственные слова).

3. Из числа философов сюда относятся Сократ и его ученик Платон, Ксенофонт, в известной степени Цицерон, а также, если верить Плутарху и Квинтилиану, стоики, которые среди добродетелей мудреца называют знание того, когда и в какой мере возможно отступать от истины (Платон, "Государство", I II и V; Ксенофонт, "Воспоминания о Сократе", IV; Плутарх. "Противоречия стоиков"; Квинтилиан, XII I). По-видимому, в ряде случаев с ними не расходится Аристотель, чье "само по себе", как мы указали, может быть истолковано вообще или по отношению к вещи самой по себе независимо от обстоятельств ("Этика Никомаха", VII, 3). Толкователь же его Андроник Родосский ("На "Этику Никомаха", IV, 8) так пишет о враче, говорящем больному заведомую неправду: "Хотя он и обманывает, тем не менее он не обманщик". И приводит причину: "...так как он имеет намерение не лгать, но лишь пощадить больного".

4. Упомянутый мною Квинтилиан, защищая подобное мнение, заявляет, что по большей части действия как таковые благородны или же гнусны не сами по себе, но в зависимости от своих целей. Дифил замечает:

 

Любая ложь во имя сохранения

В моем лице не встретит осуждения.

 

У Софокла на вопрос Неоптолема:

 

Не опротивело тебе лгать и обманывать?

 

Улисс отвечает:

 

Нет, раз обман отменно благодетелен.

 

Сходные с этим заявления приводятся из Писандра и Еврипида. А у Квинтилиана читаем: "Ибо говорить неправду даже мудрым иногда дозволено". Евстафий, митрополит Фессалоникийский, в толковании на вторую песнь "Одиссеи" пишет: "Мудрый говорит неправду в крайней нужде"20. Он же приводит свидетельства из Геродота и Исократа.

 

Не всякое произвольное словоупотребление, которое обычно должно иметь иной смысл, является недозволенным

 

X. 1. Примирение столь различных мнений можно, пожалуй, найти путем более распространительного или ограничительного толкования обмана. Здесь мы разумеем неправду не в смысле случайного искажения истины или по неведению21 (Фома Аквинский, II, II, вопр. 110, ст. I, in resp.); например, у Авла Геллия (кн. XI, гл. 11) различается: говорить неправду и обманывать. Мы имеем в виду сознательное высказывание чего-либо с таким значением, которое расходится с мыслями в душе, будь то. в понимании или волении. Ибо то, что обозначается непосредственно словами и сходными знаками, есть понятия ума; оттого обманывает не тот, кто говорит неправду, считая ее истиной, но тот, кто хотя и говорит, несомненно, истинную вещь, но считает ее неправдой. Следовательно, для общей природы обмана требуется ложность высказывания. Отсюда вытекает, что когда любое слово или предложение "многозначны", то есть допускают несколько пониманий, как в народном словоупотреблении или в техническом применении, так и в фигуральных выражениях, достаточно понятных, тогда, если понятие в уме сообразно одному из соответствующих значений нельзя признать обмана, хотя бы даже было известно, что тот, кто воспринимает сказанное, должен понять это в ином смысле22.

2. Правильно, однако, что такое беспредметное словоупотребление не заслуживает одобрения, но может быть оправдано с помощью привходящих обстоятельств, если, например, оно способствует воспитанию того, кто вверен нашему попечению или когда к нему прибегают во избежание неуместного вопроса.

Пример первого рода дал сам Христос в словах: "Лазарь, друг наш, спит" (евангелие от Иоанна, XI, 11), что апостолы поняли, как если бы речь шла о сонном состоянии. Сюда относится также сказанное о восстановлении храма, где разумелось собственное тело, хотя Христу было известно, что иудеи поняли это применительно к храму в собственном смысле (евангелие от Иоанна, II, 20, 21). Сходным образом, когда он обещал апостолам двенадцать возвышенных сидений, как у филархов среди евреев и подобных царским (евангелие от Луки, XXII, 30), а в другом месте - испитие нового вина в царстве отца (евангелие от Матфея, XXVI, 25), то ему было достаточно известно, невидимому, что ими это было понято не иначе как в смысле обещания некоего царства в настоящей жизни; причем они были преисполнены подобной надеждой до самого момента вознесения Христа на небо (Деяния св. ап., I, 6). Он же в других местах обращается к народу с иносказаниями в притчах, чтобы слушатели могли понять его, лишь напрягая так внимание и прилагая такое усердие, как это заслуживало сказанное.

Позднейшим примером того же способа выражения из гражданской истории может послужить Л. Вителлий, к которому приставал Нарцисс, чтобы тот раскрыл ему иносказания своих речей и просто выразил свою мысль; но последний смог извлечь только двусмысленные ответы, допускающие толкование в любом смысле (Тацит, "Летопись", VI)23. Здесь можно привести и следующее изречение евреев ".- "Кто умеет пользоваться двусмыслицами, пусть пользуется; кто же не умеет, пусть умолкнет".

3. Может, напротив, случиться, что прибегать к указанному приему речи не только не похвально, но и бесчестно; если, например, достоинство божества25 или должная любовь к ближнему26, или уважение к высшим, или природа дела, о котором ставится вопрос, требуют полной откровенности в том, что скрывается в душе. Так, при рассмотрении договоров мы сказали, что необходимо высказывать то, что требуется природой договора; в этом смысле нелишне усвоить следующее правило Цицерона: "При заключении договоров нужно устранять всякого рода обман", заимствованное из древнего закона в Аттике: "Никто да не лжет на рынке" (Демосфен, "Против Лептина").

Тут слова "обман", "ложь", по-видимому, приводятся не только в собственном смысле, но также и в значении темных выражений. Сами же мы, когда говорим точно, исключаем сказанное из понятия обмана.

 

Природа недозволенной лжи имеет форму столкновения с правом другого; что поясняется

 

XI, 1. Итак, для общего понятия обмана требуется, чтобы то, что говорится, пишется, выражается, обозначается жестом, могло восприниматься иначе, кроме как в том смысле, который расходится с действительным намерением высказывающегося.

Необходимо, чтобы к этому более широкому понятию более узкое понятие обмана как чего-то естественно недозволенного присоединяло некоторый собственный отличительный признак, который, если надлежащим образом рассмотреть самый предмет, по крайней мере согласно с общим мнением народов, как видно, может быть лишь противоречием с существующим и сохраняющим свое действие правом того. кому направлены то или иное слово или знак, поскольку совершенно ясно, что никто не обманывает сам себя, высказывая величайшую ложь. Право я понимаю здесь не как что-либо внешнее для самой вещи, но как нечто свойственное и присущее делу. Ибо это есть не что иное, как свобода суждения27, которую должны, понятно, соблюдать говорящие по отношению к своим собеседникам, разумеется, как бы в силу некоторого молчаливого соглашения. Таким образом, это есть то взаимное обязательство, которое люди пожелали заключить одновременно с возникновением речи и сходных с ней знаков; потому что без такого обязательства изобретение их было бы бессмысленным.

2. Нам желательно, чтобы одновременно с произнесением слов существовало и сохраняло силу и указанное право, ибо может случиться, что право существовало, но отменено или же заменено иным, превосходящим правом, подобно погашению долга уплатой или прекращением условия. При этом требуется, чтобы нарушаемое право принадлежало тому, к кому мы обращаемся с речью, а не кому-либо другому; как и в договорах неправомерность возникает не иначе, как вследствие нарушения права договаривающихся сторон. Нелишне здесь, пожалуй, отметить, что Платон ("Государство", кн. I) вслед за Симонидом относит правдивость к справедливости и что обман, который запрещен, священное писание часто рассматривает как свидетельство или заявление против ближнего, и что сам Августин в природе обмана существенным считает намерение обмануть28. Цицерон также вопрос о правдивости в речах готов отнести к основаниям справедливости ("Об обязанностях", кн. I).

3. Однако, по-видимому, указанное нами право может отменяться либо прямым согласием того, с кем мы ведем разговор, как, например, когда кто-нибудь заранее предупредит, что станет говорить неправду, а другая сторона на это согласится молчаливо или иным подобным предполагаемым способом, либо противопоставлением права, которое принадлежит Другому лицу и которое согласно суждению всех имеет гораздо большую силу. Если это правильно понять, то нам во многом могут помочь соображения, которые немало послужили нам для согласования разногласий вышеприведенных мнений.

 

Доказательство дозволенности лжи по отношению к детям и безумным

 

XII. Во-первых, если ребенку или безумному сообщается что-либо имеющее ложный смысл, то тут, однако, нет обмана. Так, согласно общему мнению людей считается дозволенным

 

Забавлять неосмысленный возраст дитяти (Лукреций).

 

И Квинтилиан сказал о детях: "Для их пользы мы измышляем многое". Дело в том, что так как у детей и безумных не имеется свободы суждения то у них нельзя и нарушить такую свободу.

 

Или когда вводится в заблуждение тот, к кому речь не обращена или кого дозволено обманывать. не прибегая к словам

 

XIII. 1. Во-вторых, всякий раз, когда речь обращается к тому, кто не поддается на обман, если третье лицо черпает отсюда ложное убеждение, то здесь нет никакого обмана. Heт тут обмана для того лица, к которому обращена речь, потому что свобода его остается неприкосновенной. Положение такого лица сходно с положением тех, кто понимает басни, которые рассказываются, или тех, к кому обращаются с фигуральной речью, так сказать "иронически" или "гиперболически" подобная фигура, по словам Сенеки, ведет к истине путем обмана ("О благодеяниях", кн. VII, гл. 23)29, а у Квинтилиана соответствующий вымысел называется преувеличением. Нет тут обмана и для такого лица, которое слышит речь мимоходом, потому что к нему речь не обращена, с ним не ведется разговор, и оттого по отношению к нему у говорящего нет обязательства. Действительно, если лицо само составляет себе мнение о том, что говорится не ему, а другому, то оно должно вменять это мнение самому себе, а не другому. Коль скоро мы намерены судить правильно, то для него такая речь не есть речь, но представляет собой нечто, что может означать что угодно.

2. Следовательно, ни в чем не погрешили ни цензор Катон, ложно обещавший союзникам помощь (Тит Ливии, кн. XXXIV), ни Флакк, который рассказал другим, будто город взят штурмом Эмилием (Аппиан, "Война в Испании"), хотя в обоих случаях неприятель был этим введен в заблуждение. Нечто подобное сообщает Плутарх об Агесилае. Ведь тут врагам ничего не сказано; вред же, проистекший отсюда, есть нечто привходящее извне; его не воспрещено ни желать, ни причинять.

К такого рода речам Златоуст и Иероним30 отнесли слова ап. Павла, сказанные им в Антиохии, в которых он порицает ап. Петра за чрезмерную склонность к иудейству. Полагают, Петру было понятно, что это было сказано не серьезно, но в виде снисхождения к слабости присутствующих.

 

Или когда речь обращена к тому. кто согласен подвергнуться обману таким образом

 

XIV. 1. В-третьих, всякий раз когда несомненно, что тот, к кому речь обращена, не жалуется на посягательство против свободы его суждения и, наоборот, даже благодарен за проистекшую от того некоторую пользу, тоже нет никакого обмана в тесном смысле, то есть нет преступного обмана. Подобно тому, не совершает похищения тот, кто в соответствии с предполагаемой волей собственника воспользуется принадлежащей последнему малоценной вещью, чтобы обеспечить ему тем самым большую выгоду.

Согласно всему, что непоколебимо установлено до сих пор, предполагаемая воля имеет силу волеизъявления. Потерпевший по своей воле вред, несомненно, не терпит правонарушения. Очевидно поэтому, что не виновен тот, кто утешает больного друга мнимой надеждой, как Аррия утешал Пэта после смерти его сына, о чем сообщает в "Письмах" Плиний31. Сходен случай, когда при неблагоприятном ходе сражения дух войска поднимает ложное сообщение и возбужденная этим слухом сторона обеспечивает себе победу и спасение; по словам Лукреция, "обманутый так не сдается".

2. Демокрит говорит: "При всех обстоятельствах, когда это полезнее, следует говорить правду". Ксенофонт пишет: "Друзей дозволено обманывать ради их блага". Климент Александрийский считает позволительным "прибегать ко лжи в качестве лекарства". Максим Тирский заявляет: "И врач обманывает больного, и полководец - свое войско, и рулевой - моряков; в этом нет ничего предосудительного". Основание приводит Прокл в толковании на Платона: "Ибо то, что хорошо, лучше истины".

К такого рода обману относятся у Ксенофонта32 весть о приближении союзников ("Воспоминания о Сократе", кн. IV), заявление Тулла Гостилия о том, что по его приказу войско из Альбы совершает движение с фланга; а также, по выражения историков, "благодетельный обман" консула Квинкция об отступлении врага на одном крыле войска (Тит Ливий, XXXIV) и тому подобные случаи, встречаемые у историков. Следует, однако же, заметить, что и при подобном образе действий стеснение свободы суждения тем незначительнее, чем оно кратковременнее и чем быстрее обнаруживается истина.

 

Или когда говорящий пользуется правом верховенства над своим подданным

 

XV. 1. В-четвертых, начальствующему свойственно, если ему принадлежит верховное право над всеми правами других33, этим правом воспользоваться ради блага как собственного, так и государственного. Это самое, по-видимому, имел в виду Платон, разрешивший власть имущим говорить неправду ("Государство", кн. III). А поскольку он как будто склонен то присваивать врачам34, то отнимать у них соответствующее право, такое противоречие, очевидно, нужно приписать тому, что сначала он имеет в виду врачей, призванных для отправления их обязанностей государством, а затем - тех, кто притязает на это частным образом. Однако, тот же Платон правильно признает, что хотя богу и принадлежит верховное право над человеком, тем не менее богу не свойственен обман, ибо прибегать к этому является признаком немощи.

2. Пример невинного обмана, заслужившего даже похвалу Филона, встречаем, пожалуй, у Иосифа35, который, повелевая в качестве наместника египетского царя, обвинил своих братьев сначала как якобы лазутчиков, затем как воров исключительно для вида, сам не веря подобному обвинению. Другой пример встречаем в лице Соломона, явившего образец божественной мудрости тем, что, обратясь к женщинам, спорившим о ребенке, он выразил желание разрубить последнего на части, хотя действительные намерения его были далеки от этого и он хотел лишь присудить ребенка настоящей матери. Квинтилиану принадлежит изречение: "Иногда общее благо требует защиты чего-либо вопреки истине" (кн. II, гл. 18).

 

Если ввиду сложившихся обстоятельств иначе невозможно сохранить жизнь невиновного или тому подобное

 

XVI. В-пятых, возможен случай, когда жизнь невинного или что-нибудь подобное, равноценное тому, не могут быть спасены иначе или невозможно иначе отвратить другого от совершения бесчестного деяния36. Таков был поступок Гипермнестры, которая заслужила следующее одобрение:

 

Клятвопреступница достойная37 и дева славная

Навеки (Гораций, "Оды", кн. III, XI).

 

Какие авторы полагают, что по отношению к врагам заведомая ложь дозволена

 

XVII. 1. Гораздо очевиднее сказанного до сих пор то, что повсеместно утверждают мудрые, а именно - что врагу можно говорить неправду. Такое исключение по отношению к врагам из правила, воспрещающего ложь, допускают Платон ("Государство", кн. II), Ксенофонт ("О воспитании Кира", кн. II, и "Воспоминания о Сократе", кн. V), Филон среди иудеев ("О странствии Авраама") и Златоуст среди христиан ("О священстве", кн. I)38. Сюда же не лишне отнести обман осужденных ябеситов, о котором сказано в священном писании (I Самуил, XI), и сходный поступок пророка Елисея39 (I кн. Царств VI, 18 и ел.), и поступок Валерия Левина, хваставшегося убийством Пирра.

2. К третьему, четвертому и пятому приведенным выше соображениям относится место из толкования Евстратия, митрополита никейского, на шестую книгу "Этики Никомаха" Аристотеля: "Кто правильно рассуждает, тот не всегда говорит правду. Ибо может случиться, что кто-нибудь по зрелому размышлению придет к заключению относительно того, каким способом сообщить неправду об известном предприятии врагу чтобы ввести его в заблуждение, или другу, чтобы предостеречь его от беды; история полна подобного рода примеров" И Квинтилиан полагает, что следует одобрить ложь, если приходится удержать разбойника от убийства человека или обмануть врага ради спасения родины; то, за что в иных обстоятельствах рабов нужно порицать, заслуживает одобрения в мудреце.

3. Иного мнения держится школа недавно минувших веков, избравшая себе руководителем почти во всем из древних авторов одного только Августина40 (Фома Аквинский, II, II, вопр. 110, ст. ст. 1 и 3; Коваррувиас, на с. quamvis de pactis in 6, p. I, 5, 15; Сото, "О справедливости", V, вопр. 6, ст. 2; Толедо, кн. VI, гл. 21, и кн. V, гл. 58; Лессий, "О справедливости", кн. II, гл. 42, спорн. вопр. 9). Но та же школа допускает осуждаемые всеми подразумеваемые истолкования, которые столь отличны от общепринятых, что возможно усомниться, не предпочтительнее ли разрешить использовать неправду определенным лицам в указанных нами случаях или лишь в некоторых случаях из них (здесь я не берусь установить что-либо точно), чем эти толкования без разбора изымать из определения обмана. Например, в том случае, когда говорится: "Не знаю", это можно понять: "Не знаю, что сказать"; когда говорится: "Не имею", можно подумать, что это означает: "Не имею ничего дать тебе"; таковы же иные оговорки подобного рода, которые отвергает здравый смысл и которые, коль скоро они приняты, дают повод нам говорить об отрицании лицом того, что само оно утверждает, или об утверждении того, что им самим отрицается.

4. Верно, конечно, что нет ни одного слова, которое не допускало бы двойного понимания41, так как все слова сверх так называемого основного смысла имеют еще другие вторичные значения42, причем последние различны в соответствии с различными отраслями знания43; а некоторые слова употребляются также в переносном смысле и иным образом.

Я не стану, с другой стороны, оправдывать вымыслы тех, которые как бы опасаются слов, а не самих вещей и называют шуткой то, что произносится с самым серьезным видом и выражением.

 

Это не распространяется на обещания, даваемые на словах

 

XVIII. Следует, однако же, иметь в виду, что сказанное нами о лжи нужно относить к утвердительным выражениям и, в частности, к таким, которые никому не вредят, кроме врага государства, и нельзя относить к заявлениям, содержащим обещания44. Ибо путем обещания, как мы только что указали, сообщается специальное и новое право тому, к кому обращено обещание; и мы покажем, что это имеет место и между врагами, даже при наличии у них враждебных действий, и не только в отношении явных, но и молчаливых обещаний, как, например, относительно вызова на переговоры. Мы покажем это там, где речь пойдет о соблюдении добросовестности на войне.

 

И на произнесение клятвы

 

XIX. Необходимо также здесь припомнить предшествующее рассуждение о произнесении клятвы как в подтверждение чего-либо, так и содержащей обещание чего-либо, а именно - что клятва имеет силу устранять всякого рода возражения, связанные с личностью того, с кем ведутся переговоры, так как тут приходится иметь дело не только с человеком, но и с божеством, перед которым мы обязываемся нашей клятвой, хотя бы даже от того не может возникнуть никакого права в пользу человека. Там же мы высказали еще то, что при произнесенной клятве в извинение обмана отнюдь не допускается любое истолкование слов, явно не общеупотребительное, как это бывает при произнесении других слов, но требуется исключительно истина в том смысле, который, как надо полагать, понятен всякому добросовестному слушателю, так что явно злостно нечестие тех, кто не колеблется вводить в заблуждение с помощью клятвы взрослых людей, как каких-нибудь ребят в игре в шашки.

 

Великодушно, однако же, и более свойственно христианской простоте воздерживаться даже от обманов врага; что поясняется подходящими примерами

 

XX. 1. Нам известно, далее, что известного рода обманы, которые, как мы сказали, допустимы, отвергаются некоторыми народами и отдельными людьми; это, однако, происходит не в силу служения справедливости, но вследствие некоей исключительной высоты духа, а иногда - и вследствие уверенности в своих силах. У Элиана приводится изречение Пифагора о том, что человек двумя путями легче всего приближается к богу, а именно - всегда говоря правду и оказывая людям благодеяния. А у Ямвлиха правдивость именуется проводником ко всевозможным благам божественным и человеческим. У Аристотеля ("Этика Никомаха", кн. IV, гл. 8) говорится, что "великодушный любит высказывать истину свободно". У Плутарха читаем: "Ложь свойственна рабскому состоянию"45. Арриан о Птоломее (кн. I) пишет; "Ему, как царю, лгать позорнее, чем любому гражданину". У него же приведены (кн. VII) слова Александра: "Не следует царю обращаться к подданным с чем-нибудь иным, кроме правды". Мамертин о Юлиане говорит: "Удивительно в нашем государстве согласие мысли и слова. Он не только считает ложь чем-то низменным и малодушным, но и рабским пороком - и правильно, ибо лживыми людей делает нужда или же страх, император же, снисходящий до обмана, не сознает величия своей судьбы". У Плутарха воздаются похвалы Аристиду: "Дух, которому присуще моральное постоянство и преданность справедливости, обмана же избегавший даже в шутку". Об Эпаминонде Проб говорит: "... до такой степени преданный истине, что не опускался до лжи даже в шутку".

2. Сказанное тем более должно соблюдаться на самом деле христианами, потому что им не только вменена в обязанность простора (евангелие от Матфея, X, 16), но и воспрещено пустословие (евангелие от Матфея, XII, 36), и в пример ставится тот, чьи уста не изобрели лжи. Лактанций пишет: "Таким образом, путник правдивый и справедливый не произнесет стиха Луцилия: Лгать не годится друзьям и близким знакомым, но предпочтет не обманывать даже врага и чужого и никогда не допустит того, чтобы язык, этот выразитель души, расходился с чувством и мыслью".

Таков в трагедии Софокла "Филоктет" Неоптолем, "отличающийся великодушной простотой", как правильно заметил Дион Прусийский, и ответивший Улиссу на увещание прибегнуть к хитрости:

 

Я. слушая внушения Лаэртида,

Исполнить откажуся многое:

Не рождены для хитростей ни я,

Ни мой родитель, как передают46;

Готов скорее силой, чем обманами

Вернуть назад добытое.

 

Еврипид в трагедии "Рес" заявляет:

 

Великодушный тайно наносить

Не станет смерть.

 

3. Так, Александр отказался добиться победы хитростью. А Полибий (кн. IX) сообщает, что ахеяне ужасались прибегать против врагов к каким бы то ни было хитростям, потому что они считали прочной только такую победу, которая, выражаясь словами Клавдиана,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.