Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронная библиотека научной литературы по гуманитарным 69 страница




2. Фукидид сообщает, что среди греков его времени существовал обычай, согласно которому те, кто участвовал в нападении на неприятельские области, воздерживались от прикосновения к священным предметам. По словам Тита Ливия". при разрушении города Альбы храмам была оказана пощада. О взятии римлянами Капуи Силий в книге тринадцатой пишет:

 

Вот внезапно сердца наполняются благоговением,

Не сообщая взаимно друг другу их тайных стремлений;

И суровые души людей божество усмиряет,

Так что, чуждаясь огня, храм обратить не дерзают

В пепел, разведши единый костер.

 

Тит Ливии передает следующее изречение, направленное против цензора Кв. Фульвия: "Пользуясь обломками храмов, ои совершал святотатство, за которое римский народ оставался ответственным; будто бы бессмертные боги не были повсюду одинаковы и будто бы можно обломки храмов одних божеств употреблять для богослужения другим" (кн. XLII).

А Марций Филипп, прибыв в Диум, повелел разбить лагерь под самым храмом, дабы предотвратить малейшую попытку осквернить это священное место (кн. XLIV). Страбон рассказывает, что когда тектосаги вместе с другими разграбили дельфийскую сокровищницу, они в целях умилостивления богов у себя дома посвятили серебро целиком богам, добавив нечто сверх того (кн. IV).

3. Переходя к христианам, скажем, что, по сообщению Агафия, франки пощадили храмы, так как их с побежденными греками объединяла общая религия (кн. II). И даже, мало того, существовал обычай щадить людей, укрывшихся в храмах, что (нет надобности приводить множества примеров у языческих народов, поскольку подобный обычай авторы называют "общим законом, установленным эллинами") (Диодор Сицилийский, кн. XIX) столь восхваляет Августин в готах, завоевателях Рима12: "Об этом свидетельствуют места мученичества и базилики апостолов13, которые среди такого опустошения давали убежище побежденным беглецам, христианам и язычникам. Повсюду свирепствовал кровавый победитель; тут неистовство избиения встречало свой предел. Туда приводило милосердие неприятеля тех, кого (неверно: "кто"14) враги щадили и вне этих мест, и беглецы могли не опасаться, что на них нападут те, кому не свойственно подобное милосердие. Даже у людей, которые в другом месте свирепствовали страшно и враждебным образом, после их прибытия в священные места15, где было воспрещено то, что дозволялось по праву войны, бесчеловечная свирепость укрощалась и жажда брать в плен рассеивалась и усмирялась" ("О граде божием", кн. I).

 

Равным образом - к предметам богослужения

 

VII. 1. Сказанное о святилищах распространяется и на освященные предметы, также на те памятники, которые возведены в честь умерших; ибо хотя право народов и снисходит до безнаказанности за проявление гнева против таких вещей, тем не менее их нельзя разрушать насильственно, не совершая преступления против человечности. Юристы считают, что поступки в защиту религии внушены высшим разумом (L. sunt personae. D. de rellsiosis). Сохранилось благочестивое изречение в "Троянках" Еврипида в защиту как освященных предметов, так и святилищ:

 

Ведь каждый, кто крушит дома и алтари,

Домашних манов, храмы, сам безумствует -

Ведь каждого постигнуть может участь та же.

 

Аполлоний Тианский так истолковывает миф о гигантах, воюющих с небесами16: "Они причинили насилие храмам и жилищам богов". Для Стация Ганнибал - святотатец, ибо "огню он предал алтари богов".

2. Сципион после взятия Карфагена одаряет воинов, по словам Алпиана, "кроме тех, кто совершил преступления в храме Аполлона" ("Пунические войны"). Возведенный Митридатом трофей Цезарь, по рассказу Диона, "не решился снять. поскольку он был посвящен богам" (кн. XLII). Марк Марцелл" как указывает Цицерон в четвертой речи "Против Верреса", из уважения к религии не касался того, что победа обратила в светские здания, и там же Цицерон добавляет, что некоторые враги соблюдают на войне религиозные законы и обычаи Он же в другом месте называет святотатством нарушение Бренном святости храма Аполлона. Поступок Пирра, который ограбил сокровища Прозерпины, Тит Ливии объявляет гнусным и наглым в отношении богов. Подобный же поступок Гимилькона Диодор Сицилийский именует "бесчестием" и "преступлением против богов" (кн. XIV). Войну Филиппа Ливий называет нечестивой и как бы обращенной против богов небесных и подземных, а также - безумством и преступлением. Флор об этой войне пишет "Филипп вопреки праву победы свирепствовал против храмов, жертвенников и надгробных памятников17". Касаясь тех же событий, Полибий высказывает следующее суждение. "Уничтожать, когда это ни нам не может послужить для военных целей, ни повредить неприятелю, в особенности уничтожать храмы, а также изваяния в них и тому подобные украшения, - кто не назовет такие деяния злоумышленными и неистовыми?". И здесь он не допускает извинения этого ссылкой на право возмездия.

 

Замечания относительно преимуществ, проистекающих от такого рода ограничений

 

VIII. 1. В нашу задачу, собственно, входит исследование вопроса не о том, что представляется наилучшим, но об ограничении произвола войны пределами дозволенного природой или тем, что является более предпочтительным из дозволенного. Тем не менее самая добродетель, столь униженная в нашем веке, должна меня извинить, если я, хотя она как таковая и находится в презрении, возвышаю ее значение, выдвигая проистекающие из нее блага.

Прежде всего уверенность в сохранении вещей, которые не способствуют продлению войны, отнимает у неприятеля мощное оружие, а именно - отчаяние. У Фукидида приводится следующее изречение Архидама: "Неприятельскую землю считайте не чем иным, как залогом, тем лучшим, чем более она возделана, оттого-то, как и бывает в большинстве случаев, ее следует щадить, чтобы отчаяние не сделало врагов непобедимыми". Такой же политики придерживался Агесилай18, который, вопреки мнению ахеян, предоставил акарнанянам полную свободу засевать поля, поскольку он считал, что чем больше последние посеют, тем больше они будут склонны к миру (Ксенофонт, "Греческая история", кн. IV) То же самое говорит сатира "У ограбленных остается оружие". Ливии, повествуя о взятии галлами города Рима, говорит: "Вождям галлов угодно было сжечь не все здания, чтобы то, что осталось от города, послужило залогом для смягчения сердец противников".

2. К сказанному нужно добавить, что во время войны такого рода образ действий создает видимость чрезмерной уверенности в победе и что милосердие само по себе способно успокаивать и примирять умы. Ганнибал, по свидетельству Тита Ливия, не произвел никаких разрушений в пределах Та-рента, "Нетрудно было убедиться, - говорит названный историк, - что то было следствием не столько сдержанности воинов и полководца, сколько желания привлечь на свою сторону сердца жителей Тарента" (кн. XXXIV).

По той же причине Цезарь Август воздержатся от грабежа жителей Паннонии; Диан поясняет: "... так как он надеялся на то, чтобы привлечь таким образом их к себе, не прибегая к насилию" (XLIX). Полибий сообщает, что. кроме прочих преимуществ, Тимофей путем вышеупомянутой заботливости "снискал себе великое расположение со стороны самого неприятеля" (кн. III). О Квинции и тех римлянах, которые были с ним19, Плутарх, упоминая изложенное нами выше, добавляет: "Плоды этой сдержанности они пожали немного спустя, ибо стоило им только прибыть в Фессалию, как на их сторону перешли города. И те греки, которые обитали по ею сторону Фермопил, сгорали от нетерпения, ожидая прибытия Квинция. Ахеяне же, отвергнув союз с Филиппом, заключили союз против него с римлянами".

О государстве лингонов, которое во время войны, ведшейся под предводительством Цереалиса с поощрения Домициана против батава Цивилиса и его союзников, избегло угрожавшего ему страшного опустошения, Фронтин сообщает. "Так как оно оказалось пощаженным вопреки ожиданию и ничего не утратило из своих имуществ, оно, будучи приведено в повиновение, предоставило семьдесят тысяч вооруженных воинов" (кн. V, гл. 3).

3. Противоположные цели - противоположные следствия Тит Ливии приводит в пример Ганнибала "Одновременно алчный и жестокий, он принял за правило грабить те города, которых он не мог сохранить, чтобы оставить неприятелю одни только развалины; мера, по существу, - злостная, следствие которой было не менее гибельно. Ибо ведь такой недостойный образ действий восстанавливал против него как ставших его жертвами, так - в еще большей мере - и тех, кому подобная участь угрожала" (кн. XXVI).

4. В высшей степени верно, по моему мнению, замечание некоторых богословов, что долг верховных властей и полководцев, желающих перед богами и людьми слыть христианами, состоит в том, чтобы предупреждать грабежи городов и тому подобные бесчинства, которые не могут проходить без тягчайшего бедствия для великого множества ни в чем не повинных людей и обычно мало способствуют главным военным успехам (Эгидий Регий, "О сверхъестественных действиях", спор 31, сомн. вопр. 7, 127) Христианская доброта, а также самая справедливость в большинстве случаев их с ужасом отвергают.

Разумеется, взаимные узы, связующие между собой христиан, теснее тех, которые некогда связывали греков, у коих было воспрещено постановлением амфиктионов разрушать хотя бы один греческий город. И про Александра Македонского древние рассказывают, что ни об одном из своих поступков он не сокрушался более, чем о разрушении им города Фив.

 

ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ XII

 

1 Филон ("О созерцательной жизни"): "Воюющие имеют обыкновение опустошать и обнажать от деревьев неприятельскую землю, чтобы их враги тем легче сдались, вследствие недостатка в предметах первой необходимости". Он же ("О проклятиях"): "Они навлекают двойное бедствие: нужду для своих друзей, изобилие для врагов".

2 Другое место у него же ("О человечности") заслуживает того, чтобы мы его здесь привели:

"Моисей весьма широко применял справедливость и пользовался ею очень щедро, снисходя от разумных тварей к бессловесным животным, а от них к произрастаниям земли, о чем ныне надлежит сказать: что касается людей как наивысших существ и прочих, у которых имеются зачатки чувствующей души, то мы на них уже остановились. Моисей определенно воспретил как выдергивать с корнем молодые деревья, так и до времени перекапывать плодородные земли, а также истреблять какие бы то ни было плоды, чтобы род человеческий поддерживался благодаря изобилию питания и чтобы изобиловало не только необходимое, но и то, что способствует более утонченной жизни. Необходимыми для питания людей являются произведения земли; для приятности же жизни имеется разнообразие всего, что произрастает на деревьях; но если иного недостает, то это последнее заменяет предметы питания.

Далее, неприятельскую землю опустошать он не разрешает; в особенности же предписывает воздерживаться от вырубки деревьев, полагая неправедным гнев против людей срывать на том, что не является причиной какого-либо зла. Тем самым он учит не только принимать в соображение настоящее время, но предвидеть и будущее и учитывать, что в силу превратностей судьбы, которым все в мире подвержено, легко может случиться, что те, кто сейчас является противниками, когда дойдет дело до переговоров, станут союзниками. Тяжело будет в таком случае лишить друзей необходимого, которым они могут и не запастись на будущее время.

В самом деле, совершенно правильно сказано было древними, что следует обращаться с друзьями таким образом, как если бы нельзя было подумать, что могла возникнуть вражда. И наоборот, нужно так относиться к тем, с кем возникнет ссора, как если бы оставалась надежда на примирение Вследствие этого сохраняется возможность обезопасить себя от нападения, а также исключается повод к слишком позднему сожалению о чрезмерной доверчивости, если обнаруживаются более, чем следует, намерения в наших поступках или заявлениях.

Это отличное правило должно соблюдаться также государствами, чтобы в мирное время готовить все необходимое для войны, а во время войны - то, что необходимо для мира; так что, с одной стороны, должно не доверять свыше меры своим союзникам, как если бы не могло произойти изменения и они не могли перейти на сторону противника; с другой стороны, не следует оказывать полного недоверия противникам, как если бы они никогда не смогли. превратиться в союзников. Если даже и не должно ничего делать в интересах противников в надежде на примирение, то, конечно, нельзя касаться ничего такого, что приносит земля. Ничто из этого не враждует с нами; напротив, все это пребывает с нами в мире, все приносит нам пользу. Плодовые деревья, в частности, а также полевые злаки нам наиболее необходимы, ибо плоды их служат нам пищей или заменяют нам ее.

Поэтому нельзя нападать войной на то, что не хочет и не может причинить никакого зла. Не следует ни рубить, ни жечь, ни вырывать с корнем того, что Природа произвела и вырастила с помощью водного орошения и периодически возвращающегося летнего теплого вёдра, чтобы приносить дань как простым смертным, так и царям Эта же добрая и мудрая мать всех вещей непрерывно сообщает живительную силу не только животным, но и произрастаниям земли, в особенности культурным растениям, которые требуют более тщательного ухода, чем дикие, не обладая их живучестью".

3 Вот его слова: "Закон повелевает даже на неприятельской земле щадить животных, этих друзей человеческих трудов; так что их не следует убивать".

4 Но, с другой стороны, они полагают, что должно ограничить это, введя исключение- если только деревья не находятся в пригородных местах и не препятствуют действию метательных орудий.

5 Имеется отличное письмо по этому предмету Велисария к Тотиле ("Готский поход", кн. III):

"До сих пор полагали так, что возводить прекрасные сооружения есть дело, доступное мудрецам и людям, умудренным в гражданской науке; разрушение же сооружений - дело безумцев и людей, не стыдящихся оставить потомству свидетельства своего безумия. Из городов, озаряемых солнцем, Рим, как известно, - величайший и внушительнейший по своему внешнему виду. Однако он достиг таких размеров и такого блеска трудами не одного человека и не краткого времени, но многих царей и императоров, великого множества выдающихся людей, многих столетий поразительного накопления богатств, благодаря чему здесь и могло сосредоточиться все самое редкое из прочих земель и могли быть привлечены наилучшие мастера. Так образовался мало помалу столь великий город как памятник доблести предков грядущим потомкам. Оттого свирепствовать против него, проявлять над ним свое неистовство - поистине то же, что наносить оскорбление человеческому роду всех веков, обрекая на забвение тех, кто некогда заслужил похвалу, а зрителей лишая приятного зрелища.

А поскольку это обстоит именно таким образом, то я считаю, что из двух одно сбудется неизбежно: или в этой войне ты будешь побежден императором, или же превозможет твоя судьба Если ты - победитель, то, разрушив город, ты утратишь не чужое, но свое владение; сохранив же его, ты воспользуешься богатством и прекраснейшим владением из всех. Если же выпадет жребий, неблагоприятный для тебя, то победитель будет весьма обязан тебе за пощаду этого города, что будет полезно тебе; тогда как коль скоро город подвергнется разрушению, то не останется никакой надежды для тебя на милосердие со стороны победителя. И ты не только не воспользуешься никакими выгодами из совершившегося, но и молва будет заслуженно преследовать тебя со стороны всех людей. Первое или второе ожидает тебя в зависимости от того, что ты предпочтешь избрать; ибо каковы поступки могущественных, такова и слава о них".

Смотри также закон Фридриха I у Конрада, аббата урспергского; а о Фридрихе, графе пфальцском, смотри в "Хронике" Меланхтона.

6 Гелимер и вандалы, осаждавшие Карфаген, не грабили и не опустошали землю, а заботились о ней как о своем достоянии (Прокопий, "Война с вандалами", кн. II, в начале). У Гельмольца (кн. I, гл. 66) я читаю- "Разве земля, которую мы опустошаем, не наша земля, и разве народ, который мы завоевываем, не наш народ? Почему же в таком случае мы становимся врагами себе самим и расточителями наших собственных доходов?".

Со сказанным согласуется то, что имеется у Бембо (кн IX). Смотри у Паруты против германцев ("История", кн. VI).

7 Диодор Сицилийский (кн. II).

8 О мегарянах то же самое передает Плутарх в "Греческих вопросах". О Тотиле, когда он осаждал Рим, Прокопий ("Готский поход", кн. III) говорит; "Он не причинил тогда никакого вреда земледельцам по всей Италии, но повелел им продолжать без опасений согласно обыкновению непрерывно обрабатывать свою землю под условием уплаты ему дани".

Кассиодор (XII, 5) пишет: "Велика слава защитников государства военной силой, если пока они оказывают защиту своему краю, земледельцы не прекращают возделывать отечественные поля"

9 То же было в обычае на Пелопоннесе (Варрон, "О сельском хозяйстве", кн. II; Колумелла, кн VI, в начале; добавь к ним Плиния, кн. VIII, 45; Элиана, "О жизни животных", кн. II, последн. глава, Порфирия, "О воздержании от мяса животных", II; Вегеция. "Об искусстве лечения животных", кн III).

10 Об этом смотри у Плиния "Естественную историю" (кн. VIII, 38, и кн XXXV. 10), а также у Плутарха жизнеописание Димитрия. Тот же смысл заключен в послании Велисария, приведенном нами только что.

11 Полибий в "Пейрезианских извлечениях" говорит: "Когда ты оскорбляешь богов из-за своей досады на людей. - ото признак крайнего безумия". И он. несомненно, прав; ибо и Север, как сообщает Лампридий, заявляет в рескрипте: "Лучше так или иначе воздавать почитание богу в храме, нежели устраивать на том же месте харчевню".

"Он пощадил храм Сагунтинской Дианы по внушению религии", - говорит о Ганнибале Плиний в "Естественной истории" (кн XVI, гл 11) "Мы не отнимаем храмы у врагов-чужестранцев", - читаем у Аппиана в "Гражданской войне" (кн. II).

Об Агесилае латинский автор его жизнеописания сообщает: "Он соблюдал святость храмов, посвященных богам, и делал это не только в Греции, но даже у варваров; он с величайшим благоговением охранял священные изваяния и алтари. Он заявлял, что удивляется тому. как среди святотатцев не числятся те, кто приносит вред побежденным, которые обращаются с молитвами к богам; и тому, что не карают более тяжкими наказаниями тех, кто причиняет ущерб религии, нежели грабящих храмы".

О благочестии Агесилая в таком деле смотри также у Плутарха. Этот автор расточает похвалы также многим римлянам в жизнеописании Суллы: "Одни вызывали в памяти Фламиния, другие - Мания Аквилия и Эмилия Павла, из коих первый, изгнав Антигона из Греции, другие же, победив македонских царей, не только пощадили греческие храмы, но и одарили их приношениями, оказали им великий почет и поклонение"

Прибавь также произведения Витрувия (кн II), Диона Кассия, (кн XLII), жизнеописание Юлия Цезаря у Плутарха, "Смеси" (кн. II) Бродо Мавр Габаон, не будучи христианином, хотел поддержать уважение к христианским церквам, в противоречии с чем действовали вандалы, на которых, как он надеялся, разгневается христианский бог. Об этом свидетельствует Прокопий ("Война с вандалами", кн. I); он же ("Персидский поход") о Хосрое, персидском нехристианском царе, говорит, что тот пощадил церковь антнохийскнх христиан.

Даже Юстиниан, как сообщает Прокопий (и Война с вандалами", кн. II), не осмелился удерживать у себя те предметы, которые Веспасиан вывез из храма Иерусалимского и перевез в Рим и которые. будучи найдены в Риме. были перевезены в Африку Гизерихом. Об уважении магометанами тех мест, где были похоронены кости пророка Иезекииля и трех спутников пророка Даниила, свидетельствует в своем "Путешествии" иудей Вениамин

12 При арианине Аларихе. У Кассиодора сообщается (кн. XII, гл 20) также следующий достопамятный факт: "Король Аларих, узнав, что священные сосуды из храма Петра принесены его солдатами, учинил следствие и после выяснения дела повелел вновь отнести эти сосуды на священный порог самим похитителям, дабы алчность, допустившая преступление ради грабежа, искупила преступление выражением глубочайшего благоговения".

13 Это место Исидор выписал из "Готских летописей" (под годом 447)

14 Необходимость такого чтения полностью доказал Орозий, передавая то же событие (кн. VII. гл. 28)

15 Готы, осаждавшие Рим под начальством Витигеса, щадили те же апостольские церкви, по свидетельству Прокопия ("Готский поход", кн. II). Даже у варваров и нехристиан существовало право убежища в таких местах; смотри у Зосимы (кн. IV) о варварах населявших Томитаны Добавь закон швейцарцев у Симлера: у Никиты Хониата - жизнеописание императора Алексея, сына Мануила, у него же жизнеописание Андроника (кн. I), где обвиняются сицилийцы в осквернении антиохийскнх церквей

16 Диодор Сицилийский так же толкует другой миф-об Эпопее.

17 Сходный поступок Прусия заклеймен Полибием, слова которого приведены у Свидаса под словом "Прусий" и в "Пейрезианских извлечениях"

18 Об этом упоминает и Плутарх в жизнеописании Агесилая.

19 То есть о Т. Квинции Фламинии.

 

 

Глава XIII

ОГРАНИЧЕНИЯ ЗАХВАТА ВЕЩЕЙ

 

I. Имущества подданных неприятеля, захваченные на войне, удерживаются в виде долга.

II. Но отнюдь не в наказание за чужое преступление.

III. Под долгом здесь следует понимать также ту задолженность, которая имеет источник в самой войне. Примеры.

IV. Дело человечности - не прибегать в таких случаях к строго формальному праву.

 

Имущества подданных неприятеля, захваченные на войне, удерживаются в виде долга

 

I. 1. Захват имущества неприятеля в справедливой войне нельзя считать свободным ни от правонарушения, ни от обязанности возмещения. Ведь если соблюдать требования справедливости1, то не разрешается захватывать что-либо или владеть чем-либо свыше того, что должен неприятель (Витториа, "О праве войны", 55, 56); исключение составляет имущество, которое может быть удержано в интересах обеспечения необходимой безопасности. Однако такое имущество должно быть возмещено по миновании военной опасности, в натуре или же по своей стоимости, согласно с изложенным нами в книге II, главе II. Что может быть дозволено по отношению к имуществу нейтральных государств, то с тем большим основанием дозволено по отношению к имуществу неприятеля. Таково, следовательно, определенное право захвата без права полного приобретения собственности (Каэтан, Summula peccatorum, слова belli damnum, Коваррувиас, на с. peccatum, p. II, 11; Витториа, "О праве войны", 39 и 41; Молина, тракт. II, спорн. вопр. 117).

2. А поскольку нам может что-нибудь причитаться как вследствие причиненного ущерба, так и в виде наказания2, то вещи противника могут приобретаться в силу первого и второго оснований, однако же, при соблюдении некоторого различия. Ибо выше мы сказали, что при долге первого рода имущества не только самого должника, но и его подданных обременяются обязательствами по праву народов, как бы в виде обеспечения.

Мы верим в существование права народов иной природы, нежели то, которое состоит в одной только безнаказанности или во внешней силе судебных решений. Подобно тому как тот, с кем заключена сделка, приобретает не только внешнее, но и внутреннее право на принадлежащее нам имущество в силу нашего частного соглашения, так равно приобретается право и в силу некоего общего соглашения, которое как бы до известной степени содержит в себе соглашение каждого отдельного лица, в том же смысле, в каком закон называется "общим соглашением государства". Тем более представляется вероятным, что в такого рода делах народами достигнуто соглашение, поскольку подобный общенародный закон введен не только во избежание большего зла. но также в целях осуществления каждым своего права.

 

Но отнюдь не в наказание за чужое преступление

 

II. Что же касается другого вида долга, имеющего характер "ары, то я не вижу, чтобы соответствующее право на имущество подданных проистекало из соглашения народов. Ибо ведь такого рода обязательство, обременяющее чужое имущество, имеет нежелательный характер и в силу этого не должно распространяться дальше, чем то ясно установлено практикой. А выгода, сверх того, в последнего вида долге не такова, как в долге первого вида, ибо первый составляет часть нашего имущества, тогда как второй не составляет ее, и потому взыскание его может быть без ущерба прекращено.

Сказанное нами выше об аттическом праве не противоречит этому (кн. III, гл. II). Дело в том, что лица обязывались здесь не по причине того, собственно, что государство может нести наказание, но с той только целью, чтобы принудить государство выполнить должное, а именно - вынести приговор виновному. Это обязательство, основанное на обязанности, относится к первому, а не ко второму роду долга; ибо одно дело есть обязанность карать, другое дело быть обязанным или иметь возможность подвергнуться наказанию, хотя одно обычно есть следствие отказа в другом, причем одно есть причина, отличная от другого как следствия. Следовательно, могут быть приобретены в виде наказания не вообще имущества, принадлежащие подданным неприятеля, но только лишь имущества тех из них, которые сами виновны в совершении преступления, к их числу относятся также и должностные лица, оставляющие безнаказанными преступления.

 

Под долгом здесь следует понимать также ту задолженность которая имеет источник в самой войне. Примеры

 

III. Впрочем, имущества подданных могут быть захвачены и приобретены не только в погашение первоначального основного долга, из-за которого возникла война, но также в уплату последующего долга, в соответствии с тем, что мы оказали в начале настоящей книги. В этом смысле нужно понимать указания некоторых богословов о том, что имущества, захваченные на войне, не поглощаются основным долгом (Сильвестр на слово "война", 10; Витториа, 51; Бартол, на L. si quid bello. D. de capt.). Здесь, стало быть, нужно иметь в виду, что имущества не поглощаются основным долгом до тех пор, пока не будет произведено возмещение ущерба, причиненного самой войной.

Так, в споре с Антиохом римляне, по сообщению Тита Ливия, считали справедливым все издержки, произведенные ими на нужды войны3, возложить на царя, по вине которого вспыхнула война (кн XXVII). У Юстина сказано- "Он был готов оплатить издержки войны согласно справедливому закону". У Фукидида самосцы были присуждены к уплате издержек, произведенных на войну". И то же самое повторяется в других местах. Ибо того, что по справедливости можно возложить на побежденных, можно добиться также справедливой войной.

 

Дело человечности - не прибегать в таких случаях к строго формальному праву

 

IV. 1. Но необходимо знать, как мы указывали в другом месте, что правила милосердия распространяются шире, нежели нормы права. Тот, кто владеет большим богатством, будет виновен в жестокости, если лишит нуждающегося должника всех его скромных средств, чтобы самому получить последнюю четверть копейки.

Еще более он виновен будет в жестокости, когда должник обяжется по своей доброте, как, например, если он поручится за своего друга и никаких денег не обратится в его выгоду. Ибо, как говорит Квинтилиан-отец, "риск поручителя за другое лицо заслуживает сочувствия"4. Тем не менее столь жестокий кредитор ничем не нарушает строго формального права.

2. Поэтому человечность требует5, чтобы тем, кто не несет вины за начало воины и кто обязывается только в силу поручительства, оставлялись вещи, без которых мы можем обойтись легче, чем такие люди, в особенности же если достаточно вероятно, что они сами не получат от государства возмещения за утраченное подобным образом. Сюда относятся слова, сказанные Киром воинам после взятия Вавилона: "Тем, что вы имеете, вы будете владеть не вопреки справедливости; если же вы ничего не отнимете у неприятеля, то это будет следствием вашей человечности".

3. Следует отметить еще, что поскольку право на имущество неповинных подданных введено, то, пока имеется надежда на возможность без труда овладеть причитающимся нам от наших основных должников или же от тех, "то, не воздавая нам должного по справедливости, сам по себе становится нашим должником, обращаться с взысканием против лиц, свободных от вины, хотя это и соответствует строго формальному праву, является отступлением от правил человечности (Эгидий Регий, "О сверхъестественных действиях", спор 31, сомн. вопр 7, 117).

4. Примеры такой человечности встречаются повсюду, в особенности же в Римской империи, как, например, когда побежденным противникам предоставляются земли при условии возвращения их государству, то есть именно побежденному государству, или когда из земельных владений скромная часть, из уважения оставляется прежнему владельцу6 (L in agrls de t acq. re. dom. D. 1. In. agrisl. si verberatus. non si ager. D rei vind.). Так, по свидетельству Тита Ливия, жители города Вейи были лишены Ромулом части их земельной территории. Александр Македонский отдал уксийцам принадлежавшие им земли "под условием уплаты дани (Арриан, кн. III).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.