Методом называется средство (или совокупность средств) в любой человеческой деятельности, способ достижения цели, путь решения задачи.
Совокупность средств, способов и приемов целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую с целью выполнения миссии организации и достижения ее целей - это и есть методы менеджмента. Методы менеджмента направлены на объект управления (фирму, отдел, подразделение и т.д.), т.е. на трудовой коллектив или отдельных его членов - работников, выполняющих различные виды деятельности на разных уровнях и звеньях управления, и призваны обеспечить высокую эффективность деятельности коллективов, их слаженную работу, способствовать максимальной мобилизации творческой активности каждого члена коллектива. Этим они (методы менеджмента) отличаются от других технических и технологических методов, которые используются в ходе решения комплексных производственно-хозяйственных задач.
Согласно мотивационной характеристики по характеру воздействия в составе методов менеджмента выделяются три группы:
- Социально-психологические (иногда отделяют: социальные и психологические).
Экономические методы объединяют все методы, с помощью которых осуществляется воздействие на экономические интересы коллективов и их отдельных членов. Это влияние осуществляется материального стимулирования отдельных работников и коллективов в целом.
Организационно-распорядительные методы направлены на использование таких мотивов трудовой деятельности, как чувство долга, ответственности, в том числе административной. Эти методы отличаются прямым характером воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Социально-психологические методы основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе (неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и др..). Они предстают как совокупность специфических способов воздействия на межличностные отношения и связи, социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах.
Вообще, существует несколько признаков классификации методов менеджмента. Так, кроме рассмотренной классификации методы менеджмента классифицируют по:
- Направлением воздействия на управляемый объект;
- Способом учета интересов работников;
- Формой воздействия.
Например, различают:
а) по направлению воздействия на управляемый объект:
- Методы прямого воздействия - непосредственно влияют на управляемую систему (приказы, распоряжения, указания, инструкции, положения, тарифы и т.п.);
- Методы косвенного воздействия - создают условия для воздействия на управляемую систему менеджмента (методы подбора коллектива по различным признакам, методы формирования психологического климата в коллективе и т.д.);
б) по способу учета интересов работников:
- Методы материального воздействия - учитывают имущественные и финансовые интересы работников; включают различные экономические стимулы;
- Методы властного воздействия - нацелены на упорядочение функций, обязанностей и прав работников, регламентации и нормирования их деятельности (штатные расписания, регламенты деятельности, положение об исполнителях, договоры, приказы, распоряжения, выговоры и т.д.);
- Методы морального воздействия - направлены на повышение социально-хозяйственной активности; включают этические нормы, моральные стимулы, методы установления хороших взаимоотношений между руководителем и подчиненными и т.д..
в) по форме воздействия:
- Количественные методы (калькуляции, сметы, цены, бюджет, материальные стимулы и т.п.);
- Качественные методы (указания, инструкции, моральные стимулы, методы отбора коллектива за психофизиологическими факторами т.п.).
Эффективность применения методов менеджмента в основном зависит от уровня квалификации руководящих кадров, обусловливает необходимость систематической и целенаправленной подготовки и повседневного использования всех направлений воздействия на коллектив и отдельных людей.
17. Економічні методи менеджменту та їх змістовна характеристика
Экономические методы менеджмента
1. Сущность методов менеджмента, их характеристика
2. Экономические методы менеджмента
3. Административно-правовые методы менеджмента
4. Социально-психологические методы менеджмента
Существует только один способ ничего не делать и множество способов сделать что-нибудь.
Амброд Бирс (писатель, США)
Сущность методов менеджмента, их характеристика
Менеджмент – ϶ᴛᴏ творчество, основанное на применении методов.Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Стоит отметить, что особенности ϶ᴛᴏго воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 4.1).
Отметим тот факт - что в современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.
Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение.
Высшей потребностью будет познавательная – самовыражение, ϲʙᴏбода, развитие личности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
При выборе метода менеджмента крайне важно учитывать:
· скорость достижения цели;
· вероятность достижения цели;
· отношения подчинения;
· личность управляемого;
· личность управляющего;
· экономическую самостоятельность;
· климат в коллективе.
Таблица 4.1
Методы менеджмента
Экономические методы менеджмента
Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.
Экономические методы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют социально-экономической природе предприятия и будут средством развития производства и обмена на рыночной основе.
Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге ϲʙᴏдятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.
Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2).
Таблица 4.2
Экономические методы менеджмента
К экономическим нормативам функционирования предприятия ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:
· удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;
· нормы рентабельности по конкретным видам продукции;
· оборачиваемость оборотных средств;
· производительность труда;
· капиталоотдача инвестиций;
· фондовооруженность труда;
· удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;
· уровень автоматизации производства и управления и др.
Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.
Ниже рассмотрены некᴏᴛᴏᴩые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.
Коммерческий расчет
Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.
Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области:
· распределения инвестиций;
· размещения производства;
· развития технологий;
· кадровой политики;
· обеспечения рентабельности и сбыта;
· финансирования и кредитования;
· структуры капитала и т.д.
В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет – система взаимоотношений внутри предприятия (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Коммерческий и внутрифирменный расчет
Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на базе трансфертных цен, кᴏᴛᴏᴩые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В ϶ᴛᴏм случае продукт будет исключительно по форме товаром, не будучи им по существу. Нужно помнить, такие цены устанавливаются в рамках той политики ценообразования, кᴏᴛᴏᴩую проводит руководство. Отношения в рамках внутрифирменного расчета основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения между подразделениями определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки.
В отличие от хозяйственного расчета, кᴏᴛᴏᴩый нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.
Цены и ценообразование
Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.
Отметим тот факт - что в современных условиях наиболее распространен метод ценообразования по принципу «полных издержек», предполагающий установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли.
Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Так предприятие учитывает колебания рыночного спроса.
Необходимо знать структуру цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции и стабильности получаемой прибыли.
Финансирование
Не стоит забывать, что важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.
Формирование финансовых ресурсов происходит за счет:
· собственных и приравненных средств (прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества);
· мобилизации на финансовом рынке средств (продажа ценных бумаг, кредитные инвестиции);
· средств, поступающих в порядке перераспределения (страховое возмещение, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии и т.д.).
Кредитование
С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.
С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.
Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка.
Налоговая система
Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.
Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец, остальные налоги, главным среди кᴏᴛᴏᴩых будет налог на прибыль.
Страхование
Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений.
Функции страхования:
· рисковая;
· предупредительная;
· сберегательная;
· контрольная.
Виды страхования различаются в зависимости от объекта страхования (табл. 4.4).
Таблица 4.4
Виды и объекты страхования
Маркетинг
Маркетинг – инструмент, направленный на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объемах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам. Таким образом, маркетинг – инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, и рыночных отношений. Смысл действия ϶ᴛᴏго механизма: потребитель диктует ϲʙᴏи условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем формирования, в ϲʙᴏю очередь, определенных потребностей
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление