Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устройчивость и управляемость пожарного автомобиля




 

Тягово-скоростные свойства ПА определяют потенциальную, т. е. предельно возможную скорость следования ПА к месту вызова. Устойчивость и управляемость ПА ограничивают vmax в зависимости от дорожных и транспортных условий.

Устойчивость АТС — свойства, которые характеризуют способность АТС сохранять заданное водителем движение. Показатели устойчивости ПА характеризуют только возможности АТС без учета возможностей водителя по управлению автомобилем для реализации задаваемого движения.

Управляемость АТС — свойства, которые характеризуют способность АТС реагировать на воздействие водителя на органы управления (руль, педаль муфты сцепления, педаль тормоза, рычаг коробки передач). Показатели управляемости АТС характеризуют поведение системы автомобиль-водитель.

Единых оценочных показателей устойчивости и управляемости АТС нет. «Исключить» водителя удалось только при одном виде испытаний на устойчивость — опрокидывание АТС на наклонной платформе. При всех других видах испытаний АТС на устойчивость и управляемость фактически оценивается поведение системы автомобиль-водитель. Поэтому сейчас принято говорить об устойчивости управления АТС, которую классифицируют.

 

 

Рис. 3.11. Потеря устойчивости управления автомобилем:

a - на уклоне (продольная); б - на уклоне (поперечная); в - на повороте (поперечная)

 

По виду потери устойчивости управления (рис. 3.11, а, б, в): продольная; поперечная.

По результату (проявлению) потери устойчивости управления (рис. 3.11):

опрокидывание (проявление — разгрузка колес одной оси или стороны автомобиля);

занос — скольжение колес относительно опорной поверхности, не выполняется условие (3.9);

отклонение от траектории движения (рис. 3.12, а) — траекторная устойчивость управления АТС;

отклонение от курса (направления) движения (рис. 3.12, б) — курсовая устойчивость управления АТС.

По режиму движения, при котором наступила потеря устойчивости управления АТС: статическая, динамическая.

Устойчивость ПА против опрокидывания. Опрокидывание ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей силы веса (Gg) t при движении по косогору или из-за действия силы инерции PJ при движении на повороте. Опрокидывание ПА наступает при разгрузке колес одной стороны автомобиля, т. е. при R13=0 (рис. 3.11, б, в).

 

 

Рис. 3.12. Потеря устойчивости управления автомобилем:

a—траекторией; б—курсом; Вк — ширина разметки полосы движения; D1 — поперечное смещение; D2 — угловое смещение; 1 — центр полосы движения: 2—разметка; 3—автомобиль до потери устойчивости управления; 4—автомобиль при потере устойчивости управления

Поэтому для движения ПА по косогору и на повороте необходимо выполнение соответственно двух условий

 

(3.58)

(3.59)

Так как

(Gg)n=Gg´cos b, (3.6)

(Gg) t=Gg´sin b, (3.61)

PJ=G ´(v2/R) (3.62)

 

(R — радиус поворота ПА), то для движения ПА без опрокидывания необходимо выполнение условий

 

tg b£B/2H, (3.63)

, (3.64)

 

которые получены соответственно из (3.58) и (3.59).

Отношение

К=В/2´Н (3.65)

 

называют коэффициентом устойчивости автомобиля против опрокидывания. Для определения К автомобиль устанавливают на наклонную платформу (рис. 3.11, б), замеряют угол b, при котором произошла разгрузка колес одной стороны автомобиля, и затем по формуле (3.63) вычисляют численное значение K.

Неравенства (3.58) и (3.59) составлены без учета деформации шин, подвески и кузова АТС, поэтому значения К, вычисленные по экспериментальному значению b, на 10…15% меньше, чем определенные по формуле (3.65). При определении коэффициента К пожарных автоцистерн необходимо учитывать также уменьшение К. из-за смещения центра масс жидкости относительно цистерны при частичном ее заполнении. Если масса жидкости составляет не более 30% от общей массы, ПА, то уменьшение коэффициента К не превышает 5...7% и определить его экспериментально сложно (рис. 3,13). Например, для АЦ—40(130)63Б b=36° и при точности определения Db£2° уменьшение коэффициента К из-за смещения жидкости при испытании на стенде опрокидывание соизмеримо с погрешностью эксперимента.

Поэтому для оценки эффективности мероприятий по обеспечению безопасности движения пожарных автоцистерн необходимо использовать другие виды испытаний на устойчивость управления АТС. Такими видами испытаний являются «поворот» и «переставка» (рис. 3.14).

При испытании «поворот» водитель ПА постепенно, от заезда к заезду, увеличивает скорость движения по прямой 1—2 (рис. 3.14,а). На участке 2—3 водитель должен, не снижая скорости, пройти дугу поворота радиусом R=30...60м. При испытании фиксируется скорость, при которой на участке 2—3 происходит или отрыв колес одной стороны ПА от дороги, или занос, или выход ПА из коридора безопасности (под коридором безопасности понимается ширина разметки проезжей части дороги на повороте).

Рис. 3.13. Коэффициент поперечной устойчивости АЦ—40(130)635:

1 — не учтены деформации колес, подвески, кузова и смещение центра масс жидкости; 2 — не учтено смещение центра масс жидкости: 3 — учтены деформация подвески, колес и смещение центра масс жидкости

 

 

Рис. 3.14. Определение предельной скорости пожарного автомобиля:

а - на повороте; б - при смене полосы движения (обгоне); 1-2 - прямолинейное движение с v-const; 2 - 3 - переходной участок: 3 - 4 - движение с постоянной скоростью и углом поворота управляемых колес

 

При испытании «переставка» имитируется обгон или объезд ПА внезапного препятствия. Испытания проводятся аналогично испытанию «поворот», но на участке с иной разметкой (рис. 3.14, б). Испытание при LП=12 м имитирует обгон в городских условиях движения, LП=20 м при движении за городом.

Испытания «поворот» и «переставка» проводятся на специально оборудованных площадках автомобильных полигонов водителями, прошедшими курс специальной подготовки.

Устойчивость ПА против заноса. Занос ПА может произойти из-за действия поперечной составляющей силы веса (Gg) t при движении по косогору или из-за действия силы инерции РJ при движении на повороте.

Занос колеса ПА наступает при невыполнении неравенства (3.9). Если РКn=0, то для отсутствия бокового скольжения колес на косогоре и при повороте необходимо выполнение соответственно двух условий:

 

(Gg) t £ j´(Gg)n, (3.66)

Рj £ j ´G. (3.67)

 

После преобразований (3.66) и (3.67) с учетом (3.60), (3.61) и (3.62) условия движения без заноса записываются в виде

 

tg b £j (3.68)

. (3.69)

 

Сравнение формулы (3.63) и (3.68) и формулы (3.64) и (3.69) позволяет заключить, что в большинстве случаев занос ПА будет предшествовать его опрокидыванию (j<K). Следовательно, опрокидывание ПА в реальных условиях может произойти при углах косогора и скоростях меньших, чем определенных экспериментально на стенде опрокидывания и при испытаниях «поворот» и «переставка». Поэтому угол косогора, который разрешается преодолевать ПА, уменьшается вдвое, т. е. [b]<0,5 b.

При наличии продольной силы Xn (рис. 3.2) вероятность бокового скольжения колеса увеличивается, так как часть силы сцепления Р jn (3.9) уже использована силой тяги РK или торможения Рт колеса. Поэтому при движении в режиме, предшествующем буксованию ведущих колес или блокировке колес при торможении, достаточно незначительной боковой силы для потери поперечной устойчивости ПА. Так как у большинства ПА ведущими являются колеса задней оси, то для устранения заноса заднего моста ПА при повороте или торможении необходимо уменьшить касательную реакцию Хп на ведущих колесах, отпустив педаль подачи топлива или прекратив торможение, и повернуть колеса в сторону начавшегося заноса. Вся сила сцепления Р jn будет реализовываться для предотвращения бокового скольжения Yn — занос прекратится. Сразу же после прекращения заноса управляемые колеса следует повернуть в нейтральное положение.

Потеря устойчивости управления траекторией движения (рис. 3.12, а) наблюдается, как правило, при движении ПА со скоростью, близкой к vmax- Предельной скоростью [vT] по траекторией устойчивости управления считается скорость, после превышения которой водитель не может на прямой дороге обеспечить движение ПА в коридоре безопасности (внутри разметки на дороге полосы движения). На дорогах с ровным асфальтобетонным покрытием конструкция всех исправных ПА обеспечивает vmах<[vT]. Появление [vT]<vmax возможно только у технически неисправных ПА или у пожарных автоцистерн с частичным заполнением цистерны. Основные причины уменьшения [vT]: неправильная установка управляемых колес ПА, дисбаланс (неуравновешенность) управляемых колес, незначительный разворот одной оси ПА из-за «проседания» рессор с одной стороны автомобиля, различие между давлениями шин колес одной оси (уменьшение давле­ния в шине меньше номинального).

Потеря устойчивости управления курсом (направлением) движения (рис. 3.12, б ) наблюдается при движении со скоростью, близкой к vmax и при торможении. Предельной скоростью [vK] по курсовой устойчивости управления считается скорость, после превышения которой водитель не может обеспечить движение ПА в коридоре безопасности. С увеличением длины ПА требования к курсовой устойчивости управления ужесточаются, так как выход части автомобиля за пределы коридора безопасности появляется при меньших углах отклонения от курса. Причины ухудшения курсовой устойчивости управления при движении по прямой ровной дороге, те же, что и для [vT]. Основное внимание при обеспечении курсовой устойчивости управления необходимо уделять исправности тормозной системы.

На [vK] ПА при торможении оказывают влияние соотношение между тормозными усилиями колес и последовательностью срабатывания тормозов. Тормозные усилия колес одной оси ПА должны быть равны, их срабатывание должно быть одновременным. Раннее включение тормозов передней оси ПА позволяет уменьшить ST из-за лучшего использования максимальной силы сцепления при увеличении нагрузки на передние колеса при торможении, но уменьшает [vK], т. е. увеличивает вероятность заноса задней оси, особенно на дорогах с малым коэффициентом сцепления j.

Обеспечение [vT]>vmax и [vK]>vmax при эксплуатации ПА зависит от систематического контроля за техническим состоянием шин, ходовой части и рулевого управления.

При контроле технического состояния ходовой части проверяются: углы установки управляемых колес (рис. 3.15), зазоры шкворневых соединений (рис.3.16), состояние рессорной подвески и амортизаторов, затяжка болтовых и состояние заклепочных соединений рамы, давление воздуха в шинах и балансировка колес.

Контроль радиального А и осевого Б зазоров в шкворневых соединениях осуществляется при перемещении цапфы относительно бобышки передней оси, которое фиксируется индикатором 1 (рис. 3.16), укрепленным на балке переднего моста, и щупом. Зазоры замеряются при двух положениях колеса: в вывешенном и после полного опускания колеса на пол. Радиальный зазор A фиксируется индикатором, а осевой зазор Б плоским щупом, вставляемым между верхней проушиной поворотной цапфы и бабышкой передней оси.

Зазор между обоймой подшипника и его гнездом в ступице, а также затяжка подшипника определяется при покачивании колес в поперечной плоскости после устранения люфта в шкворневом соединении.

Крепление рессор (затяжка стремянок) и амортизаторов проверяется динамометрическим ключом. Состояние рессор («проседание») контролируется визуально.

На рис. 3.17 показана схема поворота заднего моста ПА с зависимой рессорной подвеской. При «проседании» одной рессоры она перемещается по дуге mm. Из-за «проседания» одной рессоры (на рис. 3.17 — левой) кузов ПА наклоняется, левая рессора, сжимаясь, перемещает задний мост назад (в точку А), а правая, распрямляясь, перемещает его вперед (в точку В). В результате задний мост поворачивается в горизонтальной плоскости.

Техническое состояние шин определяется по их износу, внутреннему давлению воздуха.

После устранения люфта в шкворневых соединениях и подшипниках ступиц колес, проверки давления воздуха в шинах и крепления дисков колес контролируются углы установки управляемых колес (рис. 3.15).

Развал колес x — наклон плоскости колеса к перпендикуляру, восстановленному к плоскости дороги, колеблется от —30' до 1,5°, в редких случаях до +2°. Контроль x осуществляется на специальных стендах. Отклонение от нормативного x можно выявить по износу шин: уменьшение x приводит к преждевременному износу внутренней зоны шины; увеличение — внешней.

Рис. 3.16. Замер люфтов шкворня при вывешенном (а) и опущенном на пол (б) колесе:

1 - индикатор; 2 -домкрат; A - радиальный зазор; Б - осевой зазор

Рис. 3.17. Поворот задней оси при прогибе рессоры:

mm линия перемещения оси; ВР—расстояние между рессорами

 

Продольный наклон шкворня у влияет на пересечение оси шкворня с дорогой впереди площади касания колеса и дороги. Это заставляет колесо самостоятельно поворачиваться в сторону сохранения прямолинейного движения. Определяется g на специальных стендах.

Схождение колес определяется по разности расстояний С, D и по углу m.. Схождение считается положительным, если расстояние между колесами спереди меньше, чем сзади, т. е. при С>D. Угол схождения m составляет от 5'до 30', увеличение m. приводит к большему износу шин, уменьшение — к уменьшению [vT] и [vK].

При проверке технического состояния рулевого управления контролируются: свободный ход (люфт) рулевого колеса; усилие, необходимое для поворота рулевого колеса (после выбора люфта); относительные перемещения деталей из-за ослабления крепления деталей рулевого управления и шарнирных соединений тяг рулевого привода.

Увеличение люфта в механизме рулевого управления не допускается, так как это приводит к «нечуткости» управления из-за увеличения времени, необходимого для «выбора» люфта. Увеличение люфта на ПА увеличивает вероятность возникновения ДТП при следовании к месту вызова. Уменьшение люфта приводит к большей утомляемости водителя при управлении АТС. На ПА с гидравлическим усилителем рулевого управления люфт измеряется при работающем двигателе.

Увеличение усилия, необходимого для поворота рулевого колеса, увеличивает утомляемость водителя, излишняя «легкость» управления увеличивает число ДТП, происшедших из-за ошибочного поворота водителем рулевого колеса.

 

 

Подписи к рисункам

Глава 15

 

Рис.15.1. Последовательность приемки и постановка ПА в боевой расчет.

 

Рис.15.2. Распределение гибели пожарных в различных сферах деятельности:

а – США; б – Россия

1 – на пожарах; 2 – в дорожно-транспортных происшествиях; 3 – при обслуживании ПМ; 4 – при ликвидации аварий; 5 – обучение (в России – хозяйственные работы).

 

Рис.15.3. Структура и обозначение в системе ССБТ.

 

Рис.15.4. Коррозия рабочих поверхностей деталей топливоподающей аппаратуры дизеля

а. Рейка топливного насоса: 1 – рейка; 2 – коррозия;

б. Детали регулятора: 1 – тарелка; 2 – шар; 3 – коррозия.

 

Рис.15.5. Схема микрогальванических элементов

1 – деталь из стали; 2 – капля влаги (электролит).

 

Рис.15.6. Формы коррозионных разрушений

1 – сплошная равномерная; 2 – сплошная неравномерная; 3 – пятнами; 4 – язвами; 5 – точечная; 6 – межкристаллитная.

 

Рис.15.7. Влияние загрязнений атмосферы на потери стали от коррозии

1 – чистая влага; 2 влага и 0,05% SiО2; 3 – тоже, образцы покрыты пылью из SiО2.

 

Рис.15.8. Методы защиты от коррозии.

 

Ри.15.9. Строение лакокрасочного покрытия

1 – окрашиваемая поверхность; 2 – грунт; 3 – местная шпатлевка; 4 – общая шпатлевка; 5 – слой краски.

 

Рис.15.10. Коррозия стали при разрушении слоя смазки или краски

1 – стальная поверхность; 2 – слой краски; 3 – коррозия.

 

Рис.15.11. Содержание оксида углерода в ОГ карбюраторного двигателя, приводящего ПН-40У

1 - n = 2700 об/мин; 2 - n = 2000 об/мин; 3 - n = 1700 об/мин; 4 – граница перехода в область с содержанием СО 1,5% при 600С; 5 – тоже, при 800С.

В числителе указаны содержание СО, % двигателя при температуре охлаждающей жидкости двигателя 600С, а в знаменателе – при 800С.

 

Рис.15.12. Изолинии содержания СО в ОГ двигателя ЗИЛ-130.

 

Глава 16. Основы сертификации продукции, работ и услуг

 

Продукция – это результат деятельности, представленной в материально-технической форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных или иных целях.

Качество продукции, в конечном результате, обусловлено уровнем научного обоснования параметров ее назначения, совершенством изготовления и оценивается на практике квалифицированным использованием. Следовательно, оно зависит как от производителя, так и от заказчика. Отношения между ними устанавливаются Федеральным Законом «О техническом регулировании».

Этот Закон регулирует правовые отношения, возникающие при разработке, принятии, применимости и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, перевозки, реализации и утилизации. То же самое осуществляется и при добровольной основе требований, т.е. по заказам. Эти правовые отношения называют техническим регулированием.

Документом, устанавливающим обязательные для применения и использования требований к объектам технического регулирования, является технический регламент.

Продукцию разрабатывают по Государственному и муниципальному заказам, по заказам конкретного потребителя и по инициативе разработчика. Для обозначения ее принадлежности к ГПС будем называть ее «пожарно-технической продукцией» (ПТП).

Пожарно-техническую продукцию производят различные акционерные общества, пожарно-технические компании, производственно-технические объединения и т.д. Каждое из предприятий рекламирует свою ПТП, сообщая, как правило, параметры общих тактико-технических характеристик. Естественно, что в условиях рыночной экономики и конкуренции значимость их очень велика. Однако, пожарно-техническая продукция должна характеризоваться не только этими показателями. Для потребителя, каким является ГПС, важна оценка соответствия ПТП техническому регламенту, стандартам и нормативам НПБ на ее изготовление. Следовательно, необходим документ, подтверждающий, что продукция сделана верно и добротно. Таким документом является сертификат*, означающий «Сделано верно».

Следовательно, этот документ подтверждает, что изделие выполнено в соответствии с определенными нормативными требованиями к нему.

 

16.1. Методическая база сертификации

 

Процедура сертификации осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов. Регламентирование требований пожарной безопасности включает: технические регламенты ГОСТы, СНиПы, нормы пожарной безопасности (НПБ), Правила пожарной безопасности (ППБ).

СНиП, НПБ и ППБ изучались ранее, поэтому рассмотрим только нормативные документы – стандарты. В них устанавливаются правила, принципы, характеристики, требования и методы и методы объектов стандартизации. Стандарты направлены на достижение оптимальной степени упорядоченности в какой-либо области. В соответствии с определением Международной организации ISO cтандартизация – это процесс установления и применение правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности.

__________________

*Фр. Cartificat < Лат. certum «верно» + facere «делать».

Стандартизация в области пожарной безопасности – это нормативный способ управления пожарной безопасностью объекта.

В нашей стране разрабатываются стандарты различных категорий.

ГОСТ Р (Госстандарт России);

ОСТ (отраслевой стандарт);

ТУ (технические условия);

СТП (стандарты предприятия);

СТО (стандарты научно-технических обществ, союзов, ассоциаций…);

ГОСТ (государственный стандарт СНГ);

ИСО (международный стандарт).

Стандартизация осуществляется в целях:

повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечения научно-технического прогресса;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

рационального использования ресурсов;

технической и информационной совместимости;

сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

взаимозаменяемости продукции.

В РФ действует Государственная система стандартизации, в основе которой лежат пять стандартов (ГСС):

1. ГОСТ Р 1.02-92 ГСС РФ. Основные положения.

2. ГОСТ Р 1.2-92 ГСС РФ. Порядок разработки ГОСТов.

3. ГОСТ Р 1.3-92 ГСС РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации ТУ.

4. ГОСТ Р 1.4-92 ГСС РФ. Стандарты предприятия. Общие положения.

5. ГОСТ Р 1.5-92 ГСС РФ. Общие положения к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Сертификация осуществляется на основании ряда нормативных документов. Их перечень включает:

– ГОСТ 12.1.004-91. Пожарная безопасность. Общие требования;

– ГОСТ 12.1.044-89. Пожаровзрывобезопасность. Номенклатурные показатели;

– ГОСТ Р 12.3.047-98. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования;

– ГОСТ 12.2.047-86 ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения;

– ГОСТ 12.2.037-78 ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности;

– ГОСТ 12.4.009-83* ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.

– Нормативно-технические документы (НТД), регламентирующие тактико-технические характеристики и методы испытаний;

– НТД, регламентирующие нормативы на разработку и постановку на производство (ГОСТ 15.201-2000. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения; ГОСТ Р 15.000-94. Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения и др.)

 

16.2. Организация сертификации

 

Процедура разработки сертификата и обеспечение его реализации на практике называется сертификацией.

Правила проведения сертификации установлены для:

продукции, работ и услуг;

систем качества;

производства.

Для каждого из указанных направлений утверждены документы, в соответствии с которыми обусловлены правила по проведению сертификации. Для последних двух направлений установлены также порядок инспекционного контроля. Соответствующие правила и требования определены ГОСТ Р.

Правила проведения сертификации, установленные в ГПС, включают проведение сертификации для: пожарно-технической продукции, работ и услуг.

Пожарно-техническая продукция – изделия, которые разрабатывают и производят различные заводы. К ним относятся: ПА, пожарное оборудование (насосы, вакуумные системы и др.), ПТВ, огнетушители и т.д.

Работы – перезарядка огнетушителей, баллонов, навязка соединительных головок на пожарные рукава, монтаж и техническое обслуживание систем пожаротушения и т.д.

Услуги – обеспечение первичными средствами пожаротушения, ПТП, ПТВ, по доставке оборудования, его монтажу и наладке.

Сертификация, подтверждая показатели качества изделий, содействует изготовителю в реализации конкурентноспособной продукции. При этом ею решается и вторая задача – содействие потребителю в компетентном выборе продукции и защита потребителя и окружающей среды от недоброкачественной, потенциально опасной и вредной продукции.

Из изложенного следует, что сертификация – это система, включающая две подсистемы: производителя и потребителя. Эффективность функционирования ее обусловливается тем, что ее процедура должна осуществляться организацией независимой от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя).

Различают обязательную и добровольную сертификации.

Объекты обязательной сертификации определены перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ и перечнем средств производства, оборудования для коллективной и индивидуальной защиты, утвержденной Госстандартом.

В ГПС согласно Приказа МЧС России перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, включает различные материалы и изделия. К ним относятся:

средства обеспечения пожарной безопасности (огнетушители, пожарные насосы, ПТВ, пеносмесители, дозаторы и т.д.);

вещества и материалы (плиты из поливинилхлорида, отделочные материалы, декоративные панели и т.д.);

строительные конструкции и изделия (кабельные проходки, каналы инженерных систем зданий и т.п.);

устройства электротехнические и приборы электрические (кабели различного назначения, горелки различных типов, холодильники и др.).

Добровольная сертификация (ДС) проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей). Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может ее заменить.

В настоящее время в стране создано 19 систем сертификации, в том числе, система ГОСТ Р, в которой функционирует 900 органов по сертификации, а также, 200 органов по услугам, создано более 2000 испытательных центров. Образовано также 50 аккредитованных органов по сертификации систем качества на соответствие.

Основным документом о добровольной сертификации является «Положение о системе добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности (СД СПБ)». Оно разработано в Академии ГПС МЧС России и зарегистрировано в Государственном реестре Госстандарта России.

Структуру СД СПБ в ГПС образуют: руководящий орган (РО), координационный совет, органы по сертификации (ОС), испытательные лаборатории (ИЛ), комиссии по апелляциям.

Координационный совет формируется из представителей ГУГПС МЧС России, руководящего органа СД СПБ, представителей ведущих институтов МЧС России.

Координационный совет принимает решения о развитии системы сертификации, осуществляет общее методическое руководство, разрабатывает основополагающие нормативно-методические документы, координирует деятельность участников системы.

Руководящим органом (РО) системы СД СПБ является Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования – Академия ГПС МЧС России. В ней разработано «Положение о системе добровольной сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности (СД СПБ)», которое зарегистрировано в реестре Госстандарта России.

Руководящий орган системы СД СПБ организует работу по ведению реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему, ведет учет выданных, отмененных (аннулированных) сертификатов, услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности, разрешений на использование знака соответствия и представляет необходимую информацию в ГУГПС МЧС России.

РО разрабатывает методическую и организационную документацию по управлению функционированием органов по сертификации.

В структуре РО предусмотрена организация аккредитации (представления) органов по сертификации и испытательных лабораторий. Эти органы:

- проводят оценку соответствия организаций (претендующих на аккредитацию в качестве органа по сертификации и испытательной лаборатории) установленным требованиям в Системе и предоставляют результаты оценки в РО Системы;

- осуществляют инспекционный контроль за деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и экспертов;

- организуют проведение сличительных межлабораторных испытаний при инспекционном контроле за деятельностью испытательных лабораторий (центров) и осуществляет анализ полученных результатов.

Органами по сертификации (ОС) являются органы, аккредитованные на право проведения работ в установленном порядке.

Орган по сертификации:

- принимает заявки на сертификацию, сертифицирует услуги (работы), системы менеджмента качества в области пожарной безопасности, выдает сертификаты и разрешения на применение знака соответствия Системы;

- осуществляет инспекционный контроль сертифицированных услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности;

- приостанавливает или отменяет действие выданных сертификатов;

- привлекает к работе по добровольной сертификации услуг (работ) систем менеджмента качества в области пожарной безопасности соответствующих экспертов в порядке, установленном Руководящим органом Системы;

- взаимодействует с Комиссией по апелляциям в части методических вопросов;

- соблюдает условия, предусмотренные договором на проведение работ;

- выполняет информационное обслуживание экспертов, заявителей и держателей сертификатов;

- организует работу по рекламе и распространению положительного опыта работы по сертификации в Системе;

- ведет учет выданных сертификатов и предоставляет экспертам бланки сертификатов в установленном порядке;

- осуществляет сбор и анализ информации по вопросам сертификации;

- осуществляет пропаганду и распространение научно-технических знаний в области сертификации услуг;

- готовит предложения по разработке и совершенствованию нормативных и организационно-методических документов Системы для РО Системы и Координационного совета;

- разрабатывает (организует разработку) нормативные и методические документы на соответствие требованиям, которых проводится сертификация в Системе, обеспечивает соответствие этих документов международным нормам и правилам, формирует и ведет фонд нормативных и организационно-методических документов;

- взаимодействует с другими органами по сертификации;

- проводит экспертизу материалов по поручению Комиссии по апелляциям.

Испытательные лаборатории аккредитуются на право проведения работ по сертификации в установленном порядке.

Испытательная лаборатория:

- разрабатывает программы испытаний и участвует в разработке методик испытаний и представляет их для аттестации в установленном порядке;

- рассматривает полученную от изготовителя техническую документацию и проводит экспертизу объектов испытаний на соответствие этой документации;

- проводит сертификационные испытания в соответствии с областью аккредитации;

- оформляет и направляет в орган по сертификации официальные протоколы (отчеты) по результатам сертификационных испытаний;

- проводит испытания в рамках инспекционного контроля за сертифицированной услугой;

- дает предложения в РО Системы по совершенствованию форм и методов сертификационных испытаний;

- по поручению органа по сертификации проводит испытания и участвует в проверке условий производства или процесса оказания услуги.

Комиссия по апелляциям формируется координационным советом. Она формируется из независимых своих экспертов и из других организаций.

Комиссия по апелляциям осуществляет следующие функции:

- принимает и рассматривает апелляции по вопросам сертификации услуг (работ), систем менеджмента качества в области пожарной безопасности;

- направляет информацию по принятым решениям лицам, подавшим апелляции, а также в органы ГПС МЧС России;

- осуществляет контроль за выполнением решений и доведением их до сведения лицам, подавшим апелляции, в установленные сроки.

 

16.3. Цели сертификации. Оформление сертификата

 

Система добровольной сертификации в области пожарной безопасности имеет целью:

– повышение качества выполняемых услуг (работ);

– обеспечение потребителя достоверной информацией об уровне выполняемых услуг (работ), обслуживания и ассортименте предлагаемых услуг (работ);

– дифференциацию выполняемых услуг (работ) в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг (работ);

– оказание помощи потребителю в компетентном выборе исполнителя услуг (работ);

– обеспечение потребителю гарантий, что услуги (работы) в области пожарной безопасности соответствуют требованиям, установленные в нормативных документах, принятых в данной Системе;

– повышение конкурентоспособности предприятий, организаций, осуществляющие услуги (работы) в области пожарной безопасности;

– содействие развитию пожарной охраны за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к результатам сертификации услуг (работ) в области пожарной безопасности и соответственно увеличению доходной части пожарной охраны России.

В ГПС созданы необходимые условия для эффективного функционирования системы сертификации. К ним относятся:

а) Законодательная база Федерального Закона «О техническом регулировании», Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, Положение о сертификации и др.;

б) Нормативно-техническое обеспечение (технические регламенты, система ГОСТов, НПБ, СНиПов, ППБ и др.);

в) Материальная база (ВНИИПО, филиалы ВНИИПО, испытательные пожарные лаборатории, лабораторная база Академии ГПС МЧС РФ);

г) Инфраструктура (центральный орган сертификации, органы сертификации, испытательные лаборатории).

Оформление сертификата в включает следующие этапы:

– подачу заявки на сертификацию;

- подготовительные работы (подготовка к сертификации), включая принятие решения по заявке;

- проведение оценки услуги (работы), системы менеджмента качества в области пожарной безопасности;

- принятие решения о выдаче сертификата;

- выдачу сертификата и разрешения на применение знака соответствия или принятие решения об отказе в выдаче сертификата;

- инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами), системами менеджмента качества в области пожарной безопасности.

К проведению работ по добровольной сертификации привлекаются эксперты. Они проводят оценку услуг (работ) и готовят документы о ее результатах и готовят предложения о выдаче (или отказе в выдаче) сертификата.

Положительно оценив решение по заявке, ОС направляет заявителю решение и проект договора о проведении сертификации. В договор включаются взаимные обязательства по проведению инспекционного контроля за сертификационными услугами. К договору прилагаются (при необходимости) календарный план работ и стоимости выполнения работ. После получения от заявителя подписанного договора и оплаты заявителем услуг (работ) по договору ОС приступает к сертификации.

Приступая к сертификации, проводится совещание с представителями руководства предприятия-заявителя. Целью совещания является:

– анализ программы проверки;

– подтверждение наличия каналов обмена информацией;

– обеспечение возможности для предприятия-заявителя получить ответы на возникающие вопросы.

Сертификационные проверки выполняются комиссией, в состав которой включаются эксперты и, по необходимости, специалисты-консультанты. Порядок их проведения определяется схемами сертификации.

В настоящее время для сертификации предусматривается 10 схем и 6 модификаций к ним. Для сертификации ПТП применяются схемы 3а и 7 (табл.16.1).

Таблица 16.1

№ схемы Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия Проверка производства Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества производства)
Испытания типа Анализ состояния производства Испытание образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства
  Испытание партий    

 

При проведении проверки комиссия экспертов осуществляет также сбор информации путем опроса, наблюдением за деятельностью, анализа документов.

Сертификационные проверки и испытания проводятся по утвержденным программам и оформляются актами, протоколами испытаний.

По результатам проверки готовится заключение. Предварительно комиссия экспертов должна:

- провести анализ наблюдений проверки или другой соответствующей информации, собранной во время проверки;

- согласовать заключение по результатам проверки с учетом элемента неопределенности при проверке;

- подготовить рекомендации, если это предусмотрено программой;

- обсудить последующие проверки в случае необходимости.

 

_______________________

* Знак соответствия – обозначение, служащее для информации потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям СД СПБ или национальному стандарту

 

При положительных результатах орган по сертификации на основании акта сертификационных проверок, протокола испытаний оформляет сертификат соответствия* и выдает его заявителю.

Сертификат соответствия вступает в силу с момента его регистрации в реестре РО Системы.

Срок действия сертификата соответствия устанавливается органом по сертификации, но не более чем на три года. Выдача сертификата соответствия сопровождается выдачей разрешения на применение знака соответствия.

При отрицательных результатах орган по сертификации направляет заявителю решение от отказе в выдаче сертификата.

Основанием для отказа в выдаче сертификата является отсутствие положительного результата сертификационных проверок и (или) испытаний,

а также отказ исполнителя услуги (работы) от оплаты процедур сертификации.

При повторном обращении заявителя используется тот же порядок сертификации услуг (работ), и системы менеджмента качества (СМК) в области пожарной безопасности.

 

16.4. Инспекционный контроль использования сертификата

 

Органом сертификации осуществляется инспекционный контроль использования сертификата. Он бывает двух видов – плановый и внеплановый.

Плановый контроль проводится по инициативе органа по сертификации, периодичность его зависит от стабильности характеристик предоставляемых услуг, но не реже чем один раз в год.

Целями планового инспекционного контроля являются:

- проверка устранений несоответствий, выявленных по данным предыдущих проверок, но не повлиявших на решение по выдаче (подтверждении действия) сертификата;

- подтверждение стабильности предоставляемых услуг, выполняемых работ и их соответствия требованиям нормативной документации, по которым проводилась сертификация, а для систем менеджмента качества еще и:

- оценка результативности СМК в свете достижения конкретных целей.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:

- сообщений официальных государственных органов (Госпожнадзора, Госкомэкологии России, Минздрава России и др.);

- сообщений организаций общества потребителей;

- жалоб и претензий отдельных потребителей услуг;

- при существенных изменениях технологии оказания услуг;

- при существенных изменениях организационной структуры проверяемой организации, ее кадрового состава;

- при обращении Заявителя о проведении инспекционного контроля.

Инспекционный контроль включает следующие этапы работ:

- сбор и анализ информации о сертифицированных услугах (работах), СМК в области пожарной безопасности;

- разработку и утверждение программы инспекционного контроля;

- оформление состава комиссии для проведения инспекционного контроля;

- проведение инспекционной проверки, контрольных испытаний и др.;

- оформление результатов инспекционного контроля;

- направление официальных актов, протоколов органу по сертификации, копии – исполнителю услуг;

- проведение экспертизы документов и принятие решения по результатам инспекционного контроля;

- информирование о принятом решении исполнителя услуг и всех участников Системы.

Для участия в инспекционной проверке при необходимости привлекаются представители общества потребителей, Госпожнадзора, Госкомэкологии России, Минздрава России и др.

При проведении инспекционной проверки эксперты обязательно проверяют устранение несоответствий, выявленных по данным предыдущих проверок, но не повлиявших на решение о выдаче сертификата.

Проверяемая организация несет ответственность за устранение несоответствий в сроки, согласованные с комиссией.

По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может:

- подтвердить действие сертификата соответствия;

- приостановить действие сертификата соответствия;

- отменить действие сертификата соответствия.

При положительных результатах инспекционного контроля Орган по сертификации подтверждает действие выданного сертификата.

Условиями для принятия решения о подтверждении действия сертификата являются:

- отсутствие значительных несоответствий требованиям нормативных документов, на соответствие которым проведена сертификация;

- отсутствие нарушений правил использования сертификата;

- устранение всех ранее выявленных несоответствий в установленные сроки.

При выявлении малозначительных несоответствий Орган по сертификации подтверждает действие сертификата после получения от заявителя письменного обязательства об устранении несоответствий в согласованный период.

Проверка фактического устранения малозначительных несоответствий может быть проведена сразу же после окончания согласованного срока (в рамках внеплановой инспекционной проверки) или «в рамках ближайшей плановой» инспекционной проверки.

При установлении в процессе инспекционного контроля нарушений соответствия услуги (работы) установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия, осуществляются корректирующие мероприятия. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации услуг (работ), СМК в области пожарной безопасности:

- может приостановить действие сертификата;

- устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

- информирует заинтересованных участников Системы о принятых решениях.

Орган по сертификации может приостановить действие сертификата соответствия в случае, если путем выполнения корректирующих мероприятий, согласованных с ним, исполнитель услуги (работы) может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных плановых проверок (испытаний) соответствие услуг нормативным документам.

Информация о приостановлении действия или отмене сертификата соответствия доводится органом, выдавшим его, до сведения Руководящего органа Системы, заявителя, а также может доводиться до сведения потребителя и других заинтересованных участников Системы.

При отрицательных результатах инспекционного контроля Орган по сертификации принимает решение об отмене действия сертификата и направляет его держателю сертификата и в РО Системы.

Условиями для принятия решения об отмене действия сертификата соответствия в случаях:

- изменения нормативной документации на услуги (работы), СМК в области пожарной безопасности;

- нарушения соответствующих требований нормативных документов на услуги (работы), на которые проводилась сертификация;

- невыполнении исполнителем корректирующих мероприятий;

- изменения организации представления услуг (работ), СМК в области пожарной безопасности;

- изменения методов контроля, испытаний (проверок), системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуги (работы), СМК и условий обслуживания требованиям, контролируемым при сертификации;

- неоднократного поступления информация о несоответствии предоставляемых услуг (выполняемых работ), СМК в области пожарной безопасности требуемому уровню качества.

Отмена сертификата соответствия вступает в силу с момента исключения его из реестра Системы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.392 сек.