Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экскурсивное мышление 3 страница




[47] Внимательный разбор техники калибровки, присоединение и ведение еще не по­казывали, что о манипуляции здесь не может быть и речи. Действительно, прежде чем вести, человек должен присоединиться, т. е. приобрести в той или иной степени черты личности своего партнера, проникнуться, в буквальном смысле слова, его чувствами, перевоплотиться в него. Дальнейшая работа осуществляется с этих позиций, т. е. в ка­кой-то степени от лица ведомого и, уж во всяком случае, внутри его поля сознания. Та­ким образом, терапевт должен первым сделать шаг навстречу, чтобы И пациент мог сделать свой шаг. Очень важно здесь еще одно обстоятельство - разделение внимания, строгое сохранение в процессе работы третьей позиции; только она способна обеспечить после присоединения, после вступления в поле осознания пациента целенаправленные действия терапевта, который, с одной стороны, добровольно отождествляет свою лич­ность с личностью пациента, а с другой - должен сохранять отстраненный анализирую­щий и целеполагающий взгляд специалиста.

[48] Раппорт - это и есть связь в отношениях «присоединение-ведение», используе­мая во всех суггестивных техниках. Термин пошел от классического директивного гипноза, и поэтому мы ввели его лишь после того, как в достаточной степени прояснили суть мягкого экологичного подхода к психотерапевтической работе.

[49] Эти отклонения могут быть и единственным видимым нарушением - следствием патологическойстратегии.

[50] Под последними мы понимаем выраженный сдвиг в психоэмоциональной сфере. Отклонениеот нормы, которое, вместес тем, не может рассматриваться как психическая болезнь н одновременно сказывается на успешности человека, т. е. выходит за рамки простой черты характера.

[51] Под третьей позицией (термин восходит к практике НЛП) будем понимать ней­тральное, отстраненное, безэмоциональное восприятие процесса. Этому важнейшем) инструменту анализаи терапии посвящена специальнаяглава книги.

[52] В разные периоды «личной истории» человек зависит от разных зон окружения - от родителей, сверстников, узкого круга близких, всего общества. В каждый период Угрозысо стороны такого окружения для человека жизненно важны. Когда отношения на каждом из таких уровней еще только формируются, личность не способна оценить степень и серьезность такой угрозы и любая угроза, высказанная в соответствующей форме, воспринимается всерьез.

[53] Эта форма вихря представляет собой как бы некоторую замкнутуюнесущностную структуру, обладающую собственным квазигомеостазом (потому что он, все-таки, зави­сит от подлинного гомеостаза человеческого существа, с гибелью которого «погибнет» и «паразит мозга») и даже способностью к фрактальномуразвертыванию. Именно поэто­му, если подобное образование окрепнет, оно становится «ложным центром» или «лож­ным Я».

[54] Здесь мы постоянно употребляем термины «карты», «логический уровень» при­менительно лишь к психологическим феноменам, чтобы как-то выделить их. При этом следует помнить, что на самом деле любой логический уровень, в том числе и уровень карт, имеет свои телесные, душевные и духовные составляющие, принципиально нераз­делимые относительно отражения-отреагирования. Иными словами, и группа телесных зажимов, осознаваемая как телесная метафора и связанные с этой системой убежденческие конструкции - все это в целом и является картой четвертого логического уровня. В чем ее отличие от периферической телесности? Именно в том, что выше было определе­но как состояние информационной и энергетической насыщенности структурного уров­ня. Энергетика здесь тождественна, в некотором смысле, степени материальности. В таком разрезе можно принять даже - в качестве метафоры - схему оккультистов о «гру­бых» и «тонких» энергиях; чем глубже уровень, тем энергия «тоньше». В терминах структурной психосоматики это означает, что периферия преимущественно энергетична (т. е. материальна), ядро - преимущественно информационно (т. е. структурно). Переход от периферии к ядру - это переход от элементов структуры к структуре как таковой, в которой последовательно «включаются» все более общие связи и планы. Можно сказать, что на смену «веществ)» приходит «существо».

[55] Техника названа по имени основателя направления - ученицы Ф. Перлза, Иды Рольф.

[56] Мы ничего не имеем против поп-культуры как таковой. Очень часто именно явле­ния, относящиеся к ее сфере, последующими поколениями воспринимаются как высшие Достижения эпохи. Так было с японским искусством стиля "укие" (известного, в частно­сти, по гравюрам таких мастеров, как Хокусай и Хиросигэ), рыцарскими романами, Джазом. Вообще, поп-культура образует общий тон эпохи, "вкус" времени. Здесь речь идет о другом - о суррогате или. если воспользоваться термином из области эстетики, киче. Многие аспекты "новой телесности" в этом смысле подобны пресловутым лебедям На ковриках. Они плохи не потому, что ориентированы на "массы", а потому что лише­ны мастерства.

[57] Райх, выделивший на теле человека «пояса зажимов» (анатомически они совпада­ют с чакровыми зонами), указывал, что личностные проблемы, подавление желаний и т. Д. приводят к спазмированию мышц, которое у взрослого человека образует неподатли­вый «мышечный панцирь». Этот «панцирь» оказывает обратное воздействие, подавляя уже, в свою очередь, личность, которая оказывается как бы заключенной в затвердев­шую жесткую корку. Очень хорош и очень точен образ, созданный А. П. Чеховым, -человек в «футляре». Такой футляр, по Райху (и в этом структурная психосоматика при­держивается сходного мнения), носит, прежде всего, телесный характер, - таким обра­зом, решение психологических проблем должно начинаться с телесной составляющей человеческого существа.

[58] Мы обычно связывали это понятие с мастерством в том или ином стиле ушу, но кунфу - это мастерство «вообще»; скажем, мастерство гончара или ткача - это тоже «кунфу».

[59] В качестве практической иллюстрации приводим одну из базовых телесных прак­тик структурной психосоматики - релаксационный комплекс. Он удобен как для обуче­ния телесным практикам, так и для овладения такими важнейшими навыками, как присоединение, ведение, установление раппорта, калибровка.

Это та «сумма технологий», которая позволяет достичь партнеру состояния глубо­кой психофизической релаксации, кинестетического транса и на этом фоне проводить глубокую структурную работу. Безусловно речь идет не о жесткой последовательно­сти приемов - это всего лишь рабочая схема, удобная для обучения методу и показавшая высокую эффективность на практике.

Отчасти описанные приемы телесной работы восходят к китайской и индо-тибетской традициям (различные виды «восточного» массажа), отчасти - к тради­циям практической каббалистики (особенно это касается работы с зонами головы).

В традиции главное внимание уделялось не поверхностной, а глубинной работе, особенно по снятию напряжений с зон надкостницы и глубоких напряженных участков позвоночника и живота.

В релаксационном комплексе сочетаются приемы медленного мягкого натяжения, техники ритмичного покачивания и глубокого давления. Все приемы и принципы их выполнения подбирались так, чтобы создать у партнера ощущение объемной работы, вызвать иллюзию проникновения рук терапевта вглубь тела.

[60] Конечно, в реальной практике речевые паттерны терапевта неизмеримо более сложны. Они включают самый широкий спектр недирективных гипнотических техник, в первую очередь, из арсенала Эриксоновской терапии.

[61] Один из авторов помнит, как его первый учитель музыки говорил, «ставя руку»: «Пусть твоя рука прыгает, как котенок. Знаешь, как он прыгает? Он весь собран в комо­чек, расслаблен и упруг. Пускай твоя рука превратится в такогокотенка». Подобные приемы довольно распространены при обучении игры на музыкальных инструментах и в спорте. Это в чистом виде индукция телесной метафоры.

[62] Выше нами была дана другая классификация дефектов структуры, но эти два подхода никак не противоречат друг другу, а напротив, представляю! как бы две стороны одной и той же медали. Суть обеих классификаций - не в их абсолютности и самоцен­ности, а в том, чтобы помочь осознать такие явления как «структурный дефект», «структурный конфликт» и неконгруэнтность.

[63] Хорошо известно, что это чувство само по себе не генерирует благополучной семейной жизни, что и понятно - ведь карты сексуального и семейного поведения относятся к разным зонам уровня убеждений и даже в «личной истории» формируются на разных этапах.

[64] Известно, что, например, кокки, образующие организованные колонки, проявляют довольно сложное групповое поведение. Так, в случае нехватки питательных веществ, часть из них саморазрушается, а высвободившаяся цитоплазма служит питанием для остальных членов колонии. Это саморазрушение обеспечивается специальными хи­мическими агентами, чье действие генетически обусловлено.

[65] Здесь мы используем термин «секта» расширительно и, более того, несколько сгу­щаем краски: семинары К-ва и вся его активность и его учеников вокруг Технологии еще не переросли в секту, но, к сожалению, мы можем констатировать явную тенденцию такого перерастания, причем эта тенденция становится со временем все более оп­ределенной. Интересен и другой момент. В период работы над книгой авторы дали про­честь эту главу нескольким своим знакомым - как последователям К-ва, так и людям, которые занимаются у других «учителей» и совершенно незнакомы ни с К-вым, ни с его Технологией. Тем не менее, каждый «узнавал» в К-ве своего «учителя», в портретах «учеников» - своих знакомых, а в описании структуры секты - именно свою организацию или движение. Характерны и общие для всех этих людей серьезные структурные дефекты.

[66] Статья "Психосоматика: структурныйподход" авторов, размещенная в Интернете на сайте Aires в мае 1998 года.

[67] В частности, произведения Л. Толстого дают прекрасные примеры различных со­стояний сознания. Вспомним в "Анне Карениной" описание состояние Анны перед самоубийством и Левина в конце книги, когда он приходит к вере в Бога (центр осознания на внешних логических уровнях и в зоне ядра личности, соответственно) или внутреннюю динамику состояния литературного героя во время пути из дома на бастион в "Севастопольских рассказах" (переход от проявлений личности к ядру, с соответствую­щими изменениями направления вектора внимания).

[68] Этот феномен, впервые описанный еще Аристотелем, как душевная разрядка, очищение (греч. katharsis - очищение) в процессе сопереживания событиям театрального Действия, лег в основу психотерапевтической практики Зигмунда Фрейда, и в психоана­лизе стал пониматься как освобождение от невротического расстройства в результате Повторного переживания травматического опыта, происходящего во время лечебного сеанса.

[69] Многие религиозные переживания по своей сути катарсичны. Таково покаяние, таковы глубокие молитвенные состояния. Мы не касаемся здесь сакрального содержания таинств и молитвы, подчеркивая лишь их психосоматическую сущность.

[70] Для учебно-практических семинаров по психологии, психотехнике, эзотерике и т. д. весьма характерно, что подлинной мотивацией человека является не желание обучиться какому-то новому знанию или приобрести навык, а, прежде всего, разре­шить свои личностные проблемы. Очень важно определить, от чего же он стремится исцелиться. Такие проблемы далеко не всегда носят характер какого-либо телесного или душевного страдания - очень часто они имеют социальную или мировоззренче­скую природу. Это может быть конфликтность социальных связей человека, отсутст­вие смысла жизни, неудовлетворенность образом своей жизни и т. д. Таким образом, вопрос должен ставиться в следующих ракурсах: "Зачем человек хочет участвовать в семинаре? Почему он обратился именно к структурной психосоматике?

[71] Последовательность изложения концепции и метода структурной психосоматики в каждой конкретной семинарской группе диктуется составом участников и задачами тера­певта и может не совпадать с принятой в этой книге как было и в данном случае.

[72] Наркомания ставит перед нами очень сложные проблемы, связанные с критериями излечения от этой болезни. Распространено мнение, что наркоман останется таковым до конца своих дней. Мы бы предпочли говорить о излечении наркомании в том смысле, что удается преобразить структуру человека таким образом, что в дальнейшем он может сво­бодно и в условиях свободного выбора обходиться без соответствующих одурманиваю­щих веществ - упрощенно говоря, находясь рядом со шприцем, полным героина, он не протянет к нему руку и вовсе не под воздействием страха или какого-либо искусственного блока (лекарственного либо психологического), а потому что это ему не надо.

[73] Наркотики мобилизуют чакры, забрасывают центр осознания на глубинные логи­ческие уровни, где личность не способна ориентироваться; она получает бессистемные ощущения, абсолютно бесполезный опыт, который, во-первых, способен существенно поколебать всю структуру личности (скажем, феномены пятого уровня воспринимаются как феномены первого или второго, "внутренняя" реальность - как "внешняя" и т. д.), при этом, во-вторых, разрушается и истощается вся чакровая система человека. Наркоман не может работать с чакрами в традиционных психотехниках - они для него и труд­ноисполнимы, и опасны.

[74] Традиция знает способы индуцировать переживания измененных состояний созна­ния, например той или иной формы самадхи, в другом человеке. В данном случае речь идет о самадхи, которая в традиции "Суварнапрабхасотамма-сутры" ("Сутры золотого света") носит название peamudita ("радость"). Сутра образно говорит, что переживающий это самадхи видит, что все миры "наполнены неисчислимыми (по количеству) сокрови­щами".

[75] Феномен гомосексуализма требует отдельного анализа. В качестве гипотезы мы можем предположить, что природа его двояка: в некоторых случаях он связан с несущностными искажениями трансляции целостного генома, возможно, даже в предыдущих поколениях, а в других случаях это имплантированный несущностный дефект, прости­рающийся от уровней окружения и поведения до уровня самоидентификации.

[76] В случае несущностных искажений генома на генетическом, передающемся по наслед­ству, уровне гомосексуализм может в видовом смысле быть даже исполненным определенного "защитного" смысла - ведь таким образом несущностная линия пресекается, не оставляя по­томства.

[77] Речь идет не только о маргинальныхи богемных сообществах, но и о таких слоях, как "университетская среда", "молодежная среда", ''уголовная стрела". Даже в маргинальных сек­торах общества происходят показательные изменения. Так, в уголовной среде в прошлом (еще лет двадцать назад) существовало категорическое правило: наркоман никогда не мог стать держателем общака. Теперь это правило повсеместно нарушается.

[78] Практика (например, материалы, предоставленные Д. Атлановым) показывает, что часто по отклонениям ребенка можно диагностировать недуги родителей и особенности структуры их семьи. Конфликты на семейном уровне всегда ''записываются" в теле и психике ребенка, а болезни родителей, часто помимо какой-либо генетической передачи, проецируются в его структуру. Первое достаточно ясно. Второе же можно понять через ряд упрощенных примеров. Действительно, укоренившееся в семье неправильное питание одинаковым образом скажется на состоянии желудочно-кишечного тракта и родителей, и ребенка. То же можно сказать и о других искажениях образа жизни и аномалиях среды обитания (к которым могут относиться особенности бытовых условий, места жительства и т. д.). Интересно и то, что очень часто у родителей и детей встречаются одинаковые телесные зажимы. Это объясняется имплантацией в ходе "личной истории" ребенка соответствующих убежденческих схем, проявляющихся, в том числе, и телесно. Здесь важно подчеркнуть, что убеждения, т. е. карты четвертого логического уровня, совсем не обязательно должны иметь вербализованную, концептуально-логическую форму, т. е. они могут быть и вовсе "бессловесными".

[79] Речь идет не о том, что математика "проще" физики, а о том, что по крайней мере на школьном уровне, эти науки требуют разного стиля мышления. Впрочем, и на уровне "высших достижений" это тоже так. Недаром такие гении физики XX века, как Эйн­штейн, Бор или Гейзенберг, в своих построениях часто шли не от математики, а от фи­лософии. Однако, и профессиональная математика далеко выходит за рамки умелого манипулирования формальными выражениями - здесь всегда нужно видеть цель такой манипуляции, т. е. выходить за рамки сугубо линейного формального способа мышления. Тем более это необходимо при сопоставлении различных по своему формальному отображению объектов, с чем всегда связан генезис новых математических концепций. Никакое "линейное" построение, никакая формально-логическая цепочка не могли бы привести Декарта к созданию аналитической геометрии, а Колмогорова - к аксиомати­ческой теории вероятности. Очередь сугубо формального искусства оперировать знаками приходит лишь тогда, когда базовые положения новой концепции сформировались в сознании выдвинувшего их человека.

[80] Речь идет о гадальной колоде Таро. история происхождения которой окутана флером легенд и преданий (иногда она возводится даже к Древнему Египту - к так на­зываемым табличкам Изиды Бемпо). Все карты Таро (их еще называют "арканы" -"тайны") делятся на две части: старшие и младшие арканы (от младших арканов проис­ходят современные игральные колоды). Ниже мы будем говорить о 22 картах старших арканов, каждая из которых имеет свой номер, название и традиционную изобразитель­нуюформу (собственно изображение может быть разным, но в нем должны присутст­вовать определенные символы, так, например. IV аркан - "Император - помимо фигуры императора должен изображать трон на кубическом основании, знак созвездия Овна и т. Д.).

[81] Так. например, I аркан -- "Маг" -сопоставляется с буквой "Алеф", цифрой '"1", созвездием Овна и т. Д. Его изображение должно содержать разложенные на кубическом алтаре меч, пентакль и кубок, сам маг должен держать в руке магический жезл. Помимо своих собственных значении, эти четыре предмета символизируют четыре масти младших арканов (в современных игральныхколодах мечи превратились в пики, пентакли - в бубны, кубки - в черви, а жезлы - в трефы). Точно так же любой из старших арканов и его изображения имеют множество эзотерических соответствий в каббале, астрологии, нумерологии, алхимии и т. д.

[82] В частности, о том, что собственно гадание, будь то карты Таро или гексаграммы "Ицзина" - это уже позднее извращение древних знаковых магических систем, которые изначально использовались для определения особенностей личности человека и работы с этой личностью.

[83] Т. е. в какой-то степени сымитировать обычную гадальную процедуру.

[84] Отдельно можно было бы поговорить о "случайности" расположения карт, о том, работают ли карты Таро и другие подобные системы в том смысле, в котором понимали эту работу древние мистики. Авторы убеждены, что работает; этот феномен можно под­вергнуть интересному и глубокому анализу в категориях времен», фрактальности уровней развертывания Базовой Матрицы, Глобального взаимодействияи т. д. Здесь мы. однако, не коснемся этого сложного и спорного вопроса, предпочитая показать, что в любом случае работа со знаковыми системами содержательно осмысленна и независима от своего, так сказать, паранормального аспекта.

[85] Составленной по правилам западной (гороскоп) пли китайской (пентаграмма) ас­трологии. Натальная карта, т. е. карта рождения, интересна в двух планах: во-первых, она позволяет развернуть на своей основе терапевтическую работу, подобно каргам Таре, а. во-вторых, благодаря своему структурно-ритмическому содержанию, позволяет раскрыть многие объективные качества пациента - его склонности, сильные и слабые стороны и т. д.

[86] Желчевыводящие протоки весьма подвержены спазмированию под воздействием нервного стресса. Спазм может привести как к их расширению, так и к сужению. Соот­ветственно, истечение желчи в двенадцатиперстную кишку в этих случаях начинает превышать норму или не достигать ее. Это влияет на баланс "кислота-щелочь" во всем желудочно-кишечном тракте (напомним, что желчь имеет щелочную реакцию, а желу­дочный сок - кислотную). Смещение такого баланса приводит к гастритам и колитам, а далее к язвам желудка и двенадцатиперстной кишки.

[87] Т. е. избирался некоторый конкретный контекст, например, отношения с родите­лями или с бывшим мужем О. А., в рамках которого и раскладывались карты по одной из существующих схем. Разумеется, процедура имела не "гадательное", а аналитическое содержание.

[88] Аркан "Башня" может означать не только грядущее несчастье, но и текущее, беду, которая вот-вот минует. Такая инверсия возможна и в отношении других арканов.

[89] Используя изложенные принципы, читатель может, например, составить собст­венную схему работы на основе восьми триграмм ба-гуа, годятся и любые другие знако­вые системы, обладающие следующим качеством: их элементы могут быть сопоставлены с контектстуальными зонами, в сумме образующими Глобальный контекст, при достаточной гибкости и возможности следующего от личности пациента осмысления и означения.

[90] Иллюстрацией сказанному может служить отрывок из интервью с пилотом Фор­мулы-1 Френтценом: корреспонденты спросили его, что же заставляет его заниматься этим делом, предложив ряд вариантов ответа, идеологических по своему содержанию. В русле данной постановки вопроса пилот сказал, что им движет желание побеждать, но затем признался, что настоящий мастер должен обладать «жаждой скорости» (need for speed). Последняя формулировка тождественна утверждению «это мне нравится, я полу­чаю от этого удовольствие; таким образом, Френтцен продемонстрировал сущностность своей деятельности в этом контексте, ее адекватность своей структуре. Однако адекват­ность структуре какой-либо конкретной деятельности не обязательно предполагает пол­ную конгруэнтность всего человеческого существа во всех актуальных для него контек­стуальных зонах.

[91] Бывают случаи, когда такое вовлечение очень затруднено, поскольку человек либо слишком пассивен, либо его самооценка настолько неадекватна, что он не может пред­ложить контекст, в котором чувствует себя комфортно. Существуют и другие причины, которые делают применение техники сведения логических уровней затруднительным.

[92] Вспомним о христианском пути обретения образа Господня, о суфийском идете «мастера», о буддистских эволюционных схемах, ведущих к археопству (в хинаяне) или состоянию бодхисаттвы (в махаяне), об индуистском пути йога и т. д. Во всех случаях речь идет о переходе к «высшему» по отношению к «обычному», состоянию, а на самом деле — о реализации потенциально заложенной в человеческом существе возможности вступить в зону «сянь» (этот термин, напомним, бытует в даосской традиции).

[93] См. Маслоу А. «Самоактуализанпя» — в кн. «Психология личности. Тексты». М., 1982.

[94] Работа в техниках иглорефлексотерапии может рассматриваться как еще один прием­лемый метод «телесного транса» в рамках терапевтической практики структурной пси­хосоматики. Работа по точкам всегда сопровождается погружением пациента на глубин­ные логические уровни. Кроме того, она предполагает подробную калибровку, установ­ление раппорта и разделение внимания и вполне соответствует принципу экологичности. Следует только учитывать, что сама по себе она недостаточна, по­скольку способна структурировать человеческое существо лишь «с одного - сомати­ческого - конца».

[95] Педагог- ведущим детей (др. греч.).

[96] В данной главе, говоря о денотате, мы будем использован, обозначение ««, говоря о конпотате - обозначение [ ], говоря о знаковой системе- обозначение < >.

[97] Алгебра может быть сведена к арифметике, высшим представлением которой и является теория чисел.

[98] Атеизм представляет собой такую же религиозную систему, как и все остальные. Это религия, организованная но принципу отрицания.

[99] Так называемое равнодушноеотношение к религии также представляет собой ре­лигиозную модель - некую весьма примитивную и всегда индивидуальную «смутную веру» или «смутное неверие».

[100] Согласитесь, что религиозное представление о том. что жизнь и смерть человека «в руце Божией», противоречит, например, обращению к медицинской помощи ради спасения жизни. Если быть вполне ортодоксальным, то следует только молиться, пола­гаясь на волю Божью. С другой стороны, медик как бы вмешивается в пути Провидения и религиозным человеком быть просто «не должен».

[101] Здесь нет необходимости подробно развивать эту тему - каждый может вспом­нить своих знакомых, реализующих r собственном сознании ту или иную модель (от фанатиков «раздельного» питания, до тех. кто не придерживается в этом вопросе ника­кой осознанной схемы - это пример фрагментарности).

[102] Праджшшарампта составляет суть концепций таких школ как чень (доен) пли тяньтай (тендап). На самом деле, утверждают они, мир всегда один и тот же, нирвана осуществляется не в другом месте, а в другом состоянии сознания. Сансара (профанический, «омраченный» план) тождественна нирване, но эта тождественность осуществля­ется через психологический или, лучше сказать, психосоматический скачок. С точки зрения структурной психосоматики, этот скачок осуществляв гея переходом на глубин­ные логические уровни и соответствующим мышлением, позволяющим воспринимать структуру Глобального взаимодействия. Это же утверждение может быть сформулиро­вано и средствами коннотатных и знаковых систем других культурных традиций - хри­стианской, ведической, ислама и т. д. Читатель может сделать это самостоятельно в качестве упражнения в «содержательном» мышлении.

[103] Термин «содержательная логика» был предложен Е. А. Торчиновым (см. статью «О психологических аспектах учения праджияпарамиты (на примере «Ваджраччхадика -праджияпарамита - сутры») - в сб. «Психологические аспекты буддизма». 1986). 11аша трактовка этого понятия имеет ряд существенных отличий. Что касается логики «Вад-жраччхадики», то вот некоторые примеры:

«Так Приходящий (санскр. «татхагата», эпитет Будды) проповедовал, что первей­шая па-рамита не есть первейшая парамита Это и именуют первейшей парамитой»:

«Когда Будда проповедовал праджияпарамиту, то тогда она уже не была праджия-парами-той»;

«Когда Будда проповедовал о скоплениях пылинок, то это были ие-пылинкп. Это н называется скоплением пылинок».

[104] В буддизме этому термину соответствует термин «татхата» (букв, «подлин­ность»). Полное постижение истинной реальности («бхута-татхата», «полная таковость») есть скорее полное слияние, единение с ней, так как в некотором смысле «бхута-татхата» тождественна «татхачета-чербхе», «неомраченному» сознанию. Цзунми в «Юань жэнь лунь» («Трактате об истинной природе человека») пишет: «Изначально имеется единая истинная и духовная природа, которая никогда не рождается и не исче­зает, не увеличивается и не уменьшается. Она не подвержена ни изменению, ни разру­шению. Однако живые существа, с незапамятных времен погруженные в грезы сновиде­ний, не осознают ее существование. Поскольку она скрыта и омрачена, она называется татхачета-чербхой». С точки зрения структурной психосоматики, речь идет о том, что изначальная матричность антропосферы претерпевает качественные изменения В своем развертывании от уровня «+0» к уровню «-0». В высшем же своем представлении она тождественна и матричности Универсума, и материальности сознания человеческого существа, т. е. в этом смысле «истинная (т. е. соответствующая базовой матрице) реаль­ность» тождественна «истинному (т. е. также соответствующему базовой матрице) соз­нанию».

[105] Мы имеем в виду «Абсолют в себе», в непроявлешюм виде. Таковы Тромпа христианства, Ади-Будда буддизма. Бхагаван (Патами-Шива, Вишну Н т. д.) индуизма и т. д., т. е. собственно Абсолют, «находящийся выше» точки сингулярности «+0». Проекция Абсолюта, Бог воплощенный (Иисус, Будда, Кришна и т. д.) доступны если не вербально-логическому, то непосредственному познанию.

[106] Дроби, а они и являются «добавкой», дополняющие натуральные числа до рацио­нальных, возникли как результат геометрических операций и первоначально (в Древней Греции) не считались настоящими числами.

[107] Анализ основан на исчислении бесконечно малых, которое через понятие пре­дела приводит к иррациональным числам, дополняющим рациональные числа до ве­щественных. Они могут быть определены лишь через некоторый процесс, как резуль­тат исчисления некоторого предела; таковы, например, числа, δ (постоянная Фибо­наччи), т. д.

[108] Шуньяту» буддистской психологии, абсолютную наполненность всего, нераз­дельность на атрибуты.

[109] Так, традиция эзотерического буддизма в передаче Купая (основателя школы сингон, посмертное имя Кободайси) рассматривает мир как совокупность принципа (ри) и совер­шенной мудрости (ти). «То, что осознает, - пишет Кунай в «Десяти ступенях развития сознания сокровенной мандалы», - есть мудрость; то, что осознается, есть принцип. Названия разные, сущностная природа одна.» Таким образом, мудрость есть «динамизм» упорядочения, а принцип - «не-динамизм» потенции.

[110] Динамика сознания может быть представлена в целом ряде проявлении: как позна­вательная активность, «внешнее» отражение, как «внутреннее» отражение, как целеполаганпе, как действие и т. д. Дальнейшая конкретизация может привести как к набору психических функций «научной» психологии, так и к любой другой классификации (например, буддистская классификация по 5 скандхам. 12 аятанам, 18 дхату; аюрведическая классификация по индрия и шадиндрия и т. д.). Но «не-динамика» сама по себе еще не представляет собой структуру. Последнее - это именно сингулярное объединение: «динамика» - «и» - «динамика».

[111] Их-то сейчас частенько и называют «родовой кармой».

[112] В соответствии с раннебуддистской традицией абхидхармы. В более зрелый период центр тяжести исследований буддистской психологии был перенесен в область более общих вопросов: отношений субъекта и объекта, проблем «омраченности» и «просвет­ления» и т. д.

[113] В этой книге мы не задавались целью анализировать содержание подуровней ло­гических уровней сознания - это задача дальнейших исследований. Из общих соображе­ний представляется, что такой анализ уровня убеждений и, в особенности, более глубо­ких уровне может дать нетривиальные и практически значимые результаты.

[114] В том случае, если мы считаем, что человеческое существо обладает фенотипом инди­вида, а не более усеченным фенотипом особи. «Личная эволюция» предполагает переход от одного фенотипа к другому, активизацию незадействованных зон генома - это озна­чает также и иерархический переход. Человек, реализовавший в себе фенотип рода, соответственно, «становится» на уровень «родовых феноменов», а реализовавший в себе тип Адама - на уровень феноменов Активного Сознания - тогда для него и становится доступной антропосферная сингулярность«+0» и переход в «высший» мир, к состоянию сянь. Это замечание очень важно с точки зрения практики «личной эволюции».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.