Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальные и международные объекты охраны окружающей среды




Роль международных экологических отношений.

Лекция№13Международное сотрудничество в области экологии

План:

1.Роль международных экологических отношений

2.Национальные и международные объекты охраны окружающей среды

Ключевые слова: международное сотрудничество, экологическое право,

принципы и нормы, международные организации, международные конвенции и

соглашения, двустороннее сотрудничество гигиена, человек, социально-

экологические факторы,

Реализация стратегии выхода из экологического кризиса и перехода к устойчивому развитию всего мирового сообщества возможна лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Для человеческой популяции среда обитания – вся биосфера, которая представляет собой единую и целостную систему. Международное сотрудничество в олбасти охраны окружающей природной среды регулируется международным экологически правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы

Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые). К национальным (внутригосударственным) объектом относятся земля,воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства..

Международные объекты охраны окружающей среды – это объекты, которые находятся в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран. Космос – один из важнейших объектов международной охраны. Он – достояние всего человечества. В международных договорах по использованию космического пространства Международным сообществом признаны: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Атмосферный воздух - важнейший международный объект охраны окружающей среды.

Международные договоры образуют правовую основу международного сотрудничества. Их исключительное значение определено Конституцией Российской Федерации, где сказано, что: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Феде­рации являются составной частью ее правовой системы. Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем пре­дусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Реестр международных договоров и других соглашений в области окру­жающей среды, изданный в штаб-квартире ЮНЕП в Найроби (Кения), включает 152 соглашения. В мире в целом насчитывается около 300 об­щих, региональных и двусторонних международных соглашений, непосред­ственно затрагивающих проблемы охраны окружающей среды.

Двустороннее сотрудничество Российской Федерации реализуется через 23 рабочих органа (смешанные и совместные комиссии, координационные советы, комитеты, рабочие группы и др.) в рамках 49 различных природо­охранных соглашений Госкомэкологии России (рамочные межправительствен­ные соглашения, двусторонние конвенции о сотрудничестве в области охраны перелетных птиц, межведомственные меморандумы о взаимопони­мании, соглашения о сотрудничестве по заповедному делу и т. п.) с 31 зару­бежным государством (Белоруссия, Бельгия, Болгария, Боливия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Индия, Испания, Канада, Китай, КНДР, Республика Корея, Литва, Македония, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Сирия, Словакия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Украина, Эстония, Югославия, Япония). Три чет­верти соглашений являются рамочными и межправительственными.

Среди зарубежных партнеров по линии двустороннего сотрудничества доминируют центральные министерства по охране окружающей среды, дру­гие ведомства, в чью компетенцию входят вопросы охраны окружающей среды, и национальные агентства по международному развитию. Наиболее часто упоминаются Агентства по охране окружающей среды Дании, Шве­ции, США, Канадское агентство международного развития (КИДА), Швед­ское агентство международного развития (СИДА), Фонд ноу-хау Британс­кого департамента по международному развитию (Кэй-Эйч-Эф Ди-ФИД), Британский совет, Минприроды Нидерландов (ФРОМ), Минсельхоз Ни­дерландов (Эл-Эн-Ви), Минтранспорта Нидерландов (Ви энд Дабл Ю), Программа МАТРА МИД Нидерландов, Федеральное министерство окру­жающей среды и безопасности ядерных реакторов (БМУ) Германии, Про­грамма федерального правительства Германии (Трансформ), Департамент окружающей среды, Служба США по управлению рыбными ресурсами и ресурсами дикой природы, Швейцарский департамент развития и сотруд­ничества, Федеральное ведомство по окружающей среде, лесу и ландшафту Швейцарии.

Ведущая роль в развитии международного экологического права принад­лежит международным организациям. Особое место среди международных организаций занимает ООН. Сотрудничество по линии международных орга­низаций включает взаимодействие с рядом образований системы ООН, на­пример, таких, как Комитет Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН по экологической политике (процесс «Окружающая Среда для Евро­пы»), Комиссия ООН по устойчивому развитию (КУР), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и др., а также с Европейским союзом, Советом Европы и Организацией экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР) в рамках таких международных форумов и организаций, как совещания министров окружающей среды «восьмерки», Европы, арктичес­ких государств, Международного союза охраны природы (МСОП), Все­мирного фонда охраны природы (ВВФ) и др.

На примере сотрудничества в рамках «восьмерки» можно со всей очевид­ностью констатировать, что эффективность международного сотрудничества чаще всего нельзя измерить суммой привлеченных или полученных финан­совых вливаний, уместнее говорить о политической выгоде, которая впос­ледствии может реализоваться в конкретных проектах и мероприятиях.

Сотрудничество РК в региональном контексте также имеет особое значение. Это сотрудничество восьми арктических стран (Дании, Ислан­дии, Канады, Норвегии, Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Финляндии и Швеции) по реализации АЕПС - «Стратегии охра­ны окружающей среды Арктики» (Рованиемский процесс), сотрудничество стран Баренцева региона.

Перечень международных организацией, сотрудничающих с Европейским сообществом

ЕЭК ООН - Европейская экономическая комиссия ООН. Год создания: 1947. Участники: 30 стран Европы, США и Канада. Цели: сотрудничество в области экономики (торговля, транспорт, промышленность, энергети­ка, сельское хозяйство и населенные пункты). Основная деятельность: раз­витие сотрудничества в области охраны окружающей среды, устойчивого развития и рационального использования природных ресурсов.

Европейское бюро по окружающей среде. Год создания: 1974. Участники: 75 неправительственных организаций из 12 стран Европы. Цели: содействие действиям по охране окружающей среды, сохранению и восстановлению природных ресурсов. Основная деятельность: распространение информации по природоохранной политике, охране природы (в том числе диких живот­ных), контролю за загрязнением окружающей среды, разработка и реализа­ция образовательных программ.

Международная организация «Зеленый крест» (МЗК). Год создания: 1993. Участники: национальные организации и подготовительные комитеты в 50 странах мира, частные лица. Цели: осуществление мер по борьбе с антропогенными экологическими бедствиями, содействие обмену эколо­гическими знаниями и технологиями, поддержка в развитии экологическо­го законодательства. Основная деятельность: реализация проектов по раз­личным аспектам ООС, в том числе по уничтожению токсичных веществ, созданию системы оповещения о катастрофах, экологическому просвеще­нию, разработке международного экологического кодекса.

МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз ох­раны природы. Год создания: 1948. Участники: более 952 членов из 139 стран мира. Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохране­ния целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологи­чески устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: осуществление мониторинга природоохранной деятельности; распростране­ние информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций. ПРООН - Программа ООН по развитию. Год создания: 1965. Участни­ки: 189 государств. Цели: помощь развивающимся странам в построении бо­лее эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность: проведение исследований природных ре­сурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-техничес­кой базы для проведения прикладных исследований.

Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ). Год создания: 1971. Участники: ПО государств - членов ЮНЕСКО. Цели: проведение междис­циплинарных исследований, подготовка специалистов в области управления природными ресурсами; выявление факторов, негативно воздействующих на окружающую среду; привлечение научного потенциала к проблеме методоло­гии рационального исследования ресурсов; оказание помощи в планировании и реализации научных проектов и образовательных программ. Основная Деятельность: подготовка и выполнение проекта по главным проблемным на­правлениям (сохранение и мониторинг состояния биоразнообразия и экоси­стем, стабильное управление природными ресурсами, интеграция социаль­но-культурного и этнического подходов при освоении земель, формирование политики землепользования); создание и управление сетью биосферных за­поведников; формирование научных сетей по тематическим и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов.

ЮНЕП - программа ООН по окружающей среде. Год создания: 1972. Участники: государства - члены ООН (58 государств - членов Совета). Цели: предоставление новейших данных о ресурсах биосферы, содействие общему планированию управления развитием при соблюдении максимальной соци­ально-экономической выгоды. Основная деятельность: осуществление про­грамм в области управления окружающей средой, сохранение наземных эко­систем, борьба с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.