КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 26-организационные структуры предприятий будущего
Организационная структура управления – упорядоченная совокупность иерархических уровней и функциональных звеньев управления, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих функционирование организации как единого целого. Структура упр-я явл организационной формой, основанной на разделении и кооперации управленческой деят-ти, обеспечивающей достиж-е поставл-х целей. При хар-ке организационных структур современные специалисты оперируют понятием департаментизация (департаментализация), означающим процесс организационного обособления отдельных видов работ, т. е. процесс деления компании на отдельные блоки (департаменты), имеющие четко определенные конкретные задачи, обязанности и несущие ответственность. Типы организационных структур: 1. Механистические (бюрократические, иерархические) структуры – основаны на жесткой иерархии власти, формализации правил и процедур, централизованном принятии решений, четко определенной ответственности. Они включают следующие виды структур: функциональные, линейные, линейно-функциональные (линейно-штабные), дивизиональные (продуктовые, потребительские, региональные). 2. Органические (адаптивные) структуры – характеризуются нечеткой иерархией, небольшим количеством уровней управления, гибкостью структуры власти, динамичностью задач, слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией принятия решений, широко распределяемой ответственностью. Построение структур по органическому типуосновано на проведении аналогии с живыми организмами, которые обладают способностью видоизменяться с целью адаптации к новым, как правило, более сложным условиям среды обитания.
Органические структуры управления включают такие виды структур, как проектные, матричные, программно-целевые и др. 3.Современные (инновационные) структуры – отличаются децентрализацией и дебюрократизацией организационного устройства, демократизацией отношений, эффективными гетерархическими связями, позволяющими преобразовать фиксированную управленческую пирамиду в плоскую, подвижную конструкцию. Инновационные формы включают следующие виды структур: сетевые, виртуальные, организации с "внутренними рынками", круговые, интеллектуальные, модульные, конгломератные, самонастраивающиеся, самообучающиеся, глобальные, клиентоориентированные и др. Проектирование организационной структуры должно осуществляться по принципу "сверху-вниз" (от общего к частному) и включать три стадии: 1. Композиция – предполагает формирование общей структурной схемы аппарата управления организации на основе определения ее концепции, стратегических целей, принципов построения и функционирования, общих требований, отношений с внешней средой. 2. Структуризация – означает определение состава основных подразделений и связей между ними путем установления целей, задач, состава, функций конкретных структурных подразделений, разделения и кооперации труда исполнителей. 3. Регламентация – состоит в разработке количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Регламентация работы предусматривает разработку пакета организационных регламентов (Устава и (или) Учредительного договора, Правил внутреннего распорядка, Положения об отделах, должностных инструкций, графиков, схем и др.), документирование деятельности конкретных исполнителей, установление ответственности, осуществление расчетов затрат и ожидаемой эффективности. Проектирование структуры организации должно носить ситуационный характер и модифицироваться при изменении ситуации.
В современном развитии организационных структур управления отмечаются следующие тенденции: • формирование гетерархических структур; • развитие эдхократических отношений; • расширение программно-целевых проектных групп; • рыночная ориентация на основе идеологии маркетинг-менеджмента; • выделение стратегических хозяйственных подразделений; • выделение инновационных креативных групп – команд; • усиление внутренней и внешней интеграции; • аутсорсинг и аутстаффинг; • формирование инновационных типов структур. Выбор типа организационного устройства определяется ситуационными факторами, учитывающими совокупность внешних и внутренних условий, в которых действует конкретная организация. Необходимо постоянное качественное совершенствование структур управления, адекватное изменяющимся социально-экономическим условиям, деловым ситуациям, обновленным бизнес-стратегиям и перспективам рыночных преобразований. Основные виды и организационные структуры предприятий будущегосвязаны с инновационными научно-практическими разработками начала ХХI вв. Они характеризуются отказом от жесткой вертикальной иерархии в пользу гибких, подвижных структур, основанных на горизонтальных взаимосвязях. Они ориентированы на мобилизацию всех ресурсов для достижения эволюционирования организации на основе взаимосвязей как внутри, так и вне ее границ (персонал, потребители, поставщики, конкуренты, инвесторы, общество в целом). Наиболее перспективными являются: сетевые, виртуальные, многомерные, организации с "внутренними рынками", интеллектуальные, самонастраивающиеся, самообучающиеся, глобальные, клиентоориентированные и др. В целом они характеризуются принципиальными изменениями: заменой традиционной пирамиды нестандартным рисунком (куб, круг, сеть, перевернутая пирамида). Интеллектуальные организации. Достижение организационной эффективности в них обеспечивается за счет следующих факторов: • знания, интеллект; • творчество, инициатива; • обучаемость, командность; • инноватика, креативность; • ценности, культура и др.
Такие структуры позволяют максимально полно реализовать ключевые компетенции, профессионализм, опыт и знания персонала в процессе самостоятельного и оперативного решения задач организации. В новейших научных исследованиях развиваются направления, основанные на проведении аналогий между процессами, протекающими в живых организмах и организациях. Например, структура сложной организации выступает прототипом нервной системы живых организмов при адекватном проектировании и поддержке электронными диалоговыми средствами управления. Виртуальные организации основаны на максимальном использовании современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Они представляют собой стратегический альянс партнерских организаций с широко распределенными автономными звеньями, функционирующими по системе контрактов на основе интегрированных и локальных компьютерных сетей. Новые организационные построения виртуального характера делают формальные очертания организации размытыми ("плавающими"), приобретающими зачастую характер сверхсистем. С целью использования преимуществ малых организационных форм, повышения гибкости и адаптивности виртуальные организации заключают различные субконтракты с внешними структурами. В совокупности эти взаимосвязи формируют "зонт" организации – структуру с широкой распространенностью в пространстве и во времени. Современные исследования связаны с электронными информационными системами, локальными диалоговыми сетями и средствами их поддержки, обеспечивающими распределенную работу больших коллективов людей в режиме прямого доступа. Их преимущества: быстродействие, широта диапазона и разнообразие функций и взаимосвязей. Многомерные организации отличаются наличием автономных подразделений, самостоятельно и одновременно выполняющих специализированные функции в нескольких взаимосвязанных направлениях: - обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами; - производство продукта (услуги) для конкретного потребительского сегмента или регионального рынка; - сбыт (распределение) произведённой продукции.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |