Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной




Оценка результатов.

По каждой из представленных выше шкал в отдельности определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Для этого пользуются ключом и переводными оценочными шкалами, представленными ниже.

Ключ к шкале «стремление к людям»: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11,+12,

-13, +14, +15, -16, +17, -18, -19, +20, -21, +22, -23,-24, -25, +26, -27,-28,-29,+30.

Ключ к шкале «боязнь быть отвергнутым»: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10,

-11,+12, -1З, +14, +15, -16, +17,+18, +19, -20,-21, +22, +23,-24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

Пунктам опросника, помеченным в ключе знаками «+», приписываются баллы в соответствии со следующей переводной шкалой, где в числителе представлены оценки, данные испытуемыми соответствующим суждениям, а в знаменателе – те баллы, которые в конечном счете должны получить эти пункты шкалы, и которые суммируются:

«+» -3 -2 -1 0 +1 +2 +3

1 2.3 4 5 6 7

Пунктам опросника, помеченным в ключе знаком «-», точно так же приписываются баллы, но всоответствии с другим соотношением:

«-» -3 -2 -1 0 +1 +2 +3

7 6 5 4 3 2 1

Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уровень развития мотива «стремление к людям» и уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым». При этом пользуются следующей суммарной шкалой:

32 – 80 баллов – низкий уровень развития данного мотива.

81-176 баллов – средний уровень развития мотива

177 – 224 балла – высокий уровень развития мотива.

 

Возможны следующие типичные сочетания двух мотивов:

1. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Индивид характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми.

2. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции.

3. Высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям». Индивид активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.

4. Низкий уровень развития обоих мотивов. Человек, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чувствует как среди людей, так и без них.

Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм—эгоизм», «процесс—результат»

Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок.

Процедура проведения: для использования методики можно вносить ответы на вопросы в нижеприведенный протокол (см. образец). Отвечая на вопросы, необходимо придерживаться сле­дующей инструкции: «Внимательно прочитайте вопросы и от­ветьте на них двумя способами: «ДА», если ваш ответ утвердите­лен, и «НЕТ», если вы отвечаете отрицательно, а ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».

Вопросы:

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем этап ее завершения?

2. Для достижения цели вы обычно не жалеете сил?

3. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам не интересно, даже если это необходимо?

6. Вы уверены, что настойчивости в вас больше, чем способ­ностей?

7. Вам легче просить за других, чем за себя?

8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

9. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные дос­тигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

11. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо про­сят?

12. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нуж­но думать о выигрыше?

14. Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач?

15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них слу­чилась беда или неприятности?

16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напря­гаться?

17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься де­лом по-настоящему?

18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

19. Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

20.Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успева­ете закончить их до конца?

22.Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рас­считывать на успех в жизни?

23. Вы стремитесь как можно больше сделать для других лю­дей?

24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

25.Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?

27.Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей?

28. Вы можете назвать себя эгоистом?

29.Бывает, что вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловы­ми качествами?

31. Ваша отличительная черта — бескорыстие?

32. Свободное время вы используете для своих увлечений?

33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни рабо­той из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

35. Вам трудно решиться использовать усилия человека в сво­их интересах?

36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

37. Соглашаясь на какое-либо дело, вы больше думаете о том, насколько оно вам интересно?

38.Стремление к результату в любом деле — ваша отли­чительная черта?

39. Ваша отличительная черта — умение помочь другим лю­дям?

40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хо­рошее вознаграждение?

Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу — власть», «трудденьги»

Цель методики и процедура проведения та же, что и в преды­дущей.

Вопросы:

1. Вы согласны, что самое главное в жизни — быть мастером своего дела?

2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

3. Ваши знакомые считают вас властным человеком?

4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать день­ги не стоят уважения?

5. Творческий труд для вас является главным наслаждением в жизни?

6. Основное стремление в вашей жизни — свобода, а не власть и деньги?

7. Вы согласны, что иметь власть над людьми — наиболее важная ценность?

8. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг вас были заняты увлека­тельным делом?

10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

11.Считаете ли вы, что самое важное качество для власти —
это ее сила?

12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?

13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?

14. Вы стараетесь не связывать себя различными обяза­тельствами перед другими людьми?

15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется вашим требованиям?

16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

19. Вам легко заставить людей делать то, что вы хотите?

20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем вы­сокий интеллект?

21.В жизни вас радует только отличный результат работы?

22. Самое главное стремление в вашей жизни — быть свобод­ным?

23. Вы считаете себя способным руководить большим коллек­тивом?

24.Является ли для вас заработок главным стремлением в жизни?

25.Любимое дело для вас ценнее, чем власти и деньги?

26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

27.Испытываете ли вы жажду власти, стремление руко­водить?

28.Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

29.Даже бывая на отдыхе, вы не можете не работать?

30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?

31.Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

32.Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

33.Ваши друзья и знакомые ценят вас как специалиста?

34.Люди, ущемляющие вашу свободу, вызывают у вас наи­большее негодование?

35.Власть может заменить вам многие другие ценности?

36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

37.Труд — наибольшая ценность для вас?

38. Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди не­знакомых людей?

39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

40. Наиболее сильное потрясение для вас — отсутствие денег?

Образец протокола:

1.5. 9. 13. 17. 21. 25. 29. 33. 37.

2.6. 10. 14. 18. 22. 26. 30. 34. 38.

3.7.11.15.19.23.27.31.35.39.

4. 8. 12. 16. 20. 24. 28. 32. 36. 40.

Обработка и интерпретация данных:

Обработка данных производится по горизонтальным строкам протокола (см. образец).

Ключи к методике выявления установок на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»:

1. Сумма «плюсов» первой строки—вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 — «ориентация на процесс». Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижени­ем результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессу­альная направленность препятствует их результативности; ими
больше движет интерес к делу, а для достижения результата тре­буется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

2. Сумма «плюсов» второй строки—вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 — «ориентация на результат». Люди, ориентирующиеся на результат, — одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

 

3. Сумма «плюсов» третьей строки — вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 — «ориентация на альтруизм». Люди, ориенти­рующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит
позаботиться. Альтруизм — наиболее ценная общественная мо­тивация, наличие которой отличает зрелого человека.

 

1. Сумма «плюсов» — «ориентация на эгоизм». Люди с чрез­мерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Из­вестная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречается довольно часто.

Вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Ключи к методике выявления установок «свобода - власть»,

«труд - деньги»:

Подсчет данных осуществляется так же, как и в предыдущей методике—подсчитывается количество плюсов (ответов «ДА» по горизонтальной строке протокола).

1. Сумма первой строки — «ориентация на труд» — обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

 

2. Сумма второй строки — «ориентация на свободу» — главная ценность для этих людей — это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочета­ние «свободы» и «деньги».

 

3. Сумма третьей строки — «ориентация на власть» — эта ори­ентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто — это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

 

4. Сумма четвертой строки — «ориентация на деньги» — обыч­но бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. В на­ших выборках, в которых в основном учителя руководители — эта ориентация выражена слабее, чем другие.

 

В настоящее время, когда происходит ломка многих устояв­шихся взглядов на жизнь, исследование изменений ориентации имеет чрезвычайное значение. Особенно ценностные ориентации интересны при профессиональном отборе, профориентации, ин­дивидуально-психологических, а также групповых консультациях. А могут быть интересны и в самых неожиданных ситуациях, на­пример при консультировании по вопросам семьи и брака. Как показал наш опыт, разногласия в социально-психологических установках вносят часто разлад в брачно-семейные отношения. Целесообразнее, если разногласия в установках будут выявлены заранее и предприняты попытки их преодоления.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесо­образно представить графически. Для этого необходимо начер­тить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка О) количество бал­лов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соеди­нить. В результате получится плоскость, отражающая особенно­сти социально-психологических установок.

Следует отметить, что можно, на основании результатов ис­пользования методик, выявить несколько групп испытуемых:

1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармо­ничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и равной степени.

2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых не­которые ориентации выражены сильно, а другие могут даже от­сутствовать.

В процессе индивидуального консультирования целесо­образно уточнить, в частности, причины дисгармоничности ориентации или низкую мотивацию. Эти причины могут быть временными и не нуждаться в коррекции.

 

9. Методика «Ценностные ориентации»

(М.Рокич)

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования состоит в том, чтобы к ней стремиться;

инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

 

Инструкция: Сейчас вам будет предъявлен список с обозначением ценностей. Ваша задача - сгруппировать их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в жизни. Внимательно изучите списки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв ценности местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.

Стимульиый материал:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.