Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дембо - Рубинштейн




МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

ДИАГНОСТИКА САМООТНОШЕНИЯ, САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

Методика Дембо - Рубинштейн отличается от общепринятых введением дополнительного параметра уровня притязаний.

Описание задания. Каждому испытуемому предлагается бланк
методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция. Каждый человек оценивает свои способности воз­можности, характер и т.п. Уровень развития каждого качества, сто­роны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Бланк методики состоит из семи линий. Они обозначают: 1) здоровье, 2) ум, способ­ности, 3) характер, 4) авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими рунами, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий мо­мент. После этого крестиком (х) отметьте, при, каком уровне раз­вития этих - качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Итак: "-" - уровень развития у вас качества, стороны личнос­ти в настоящий момент;

"х" - такой уровень развития качества, стороны, к которому вы стремитесь, достигнув которого, вы будете удовлетворены собой.

Вертикальная линия условно обозначает развитие определенно­го качества, стороны человеческой личности от низшего уровня ("нижняя" точка) до наивысшего ("верхняя" точка). Например, в линии "здоровье" нижняя точка указывает на совершенно больного челове­ка, а верхняя - абсолютно здорового.

Задание. Далее изображено семь линий, длина каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этой верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина едва заметной точкой.

2. Порядок проведения. Методика может проводиться как фрон­тально – с группой, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из испытуемых заполнил первую шкалу: пройдя по группе, посмотреть, правиль­но ли используются предложенные значки, ответить на вопросы испытуемых. После этого испытуемые работают самостоятельно и эксперимен­татор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 мин.

3. Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала "здоровье" рассматривается как тренировоч­ная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии о этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

1. По каждой из шести шкал ("ум, способности", "характер", "авторитет у сверстников", "умелые руки", "внешность", "уверен­ность в себе") определяются: а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянии в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы ("О") до знака "х"; б) высота самооценки - от "О" до знака "-"; в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - разность между величинами, характеризующими уро­вень притязаний и самооценку, или расстояние от "знака "х" до "-"; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается значе­ние каждого из трех показателей (уровня притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

2. Определяется средняя мера каждого из показателей у испытуемого. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем шести шкалам.

3. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки "'х" (для определения дифференцированности самооценки).

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показа­теля, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцнрованности, когда некоторые стороны своей личности испытуемый оце­нивает очень высоко, а другие - очень низко, анализ средней меры,
по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ори­ентировки.

4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притя­зания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполнятся неполностью (указывается только самооценка или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже нижней), используют­ся знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т. п.

 

Оценка и интерпретация отдельных параметров. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными далее. От­метим, что различий между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

 

  Параметр Количественная характеристика, балл
  Норма  
Низкий Средний Высокий Очень высокий
Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100

 

 

Параметр Количественная характеристика, балл
Слабая Умеренная Сильная
Степень расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки 0-7 8-22 Более 22
Степень дифференцированности притязаний 0-8 9-21 Более 21
Степень дифференцированности самооценки 0-14 15-29 Более 29

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.