Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири




МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ХАРАКТЕРА ПО К. ЮНГУ

Инструкция: Давайте ответ на поставленный вопрос (вариант ответа а или б подчеркните).

1. Что Вы предпочитаете?

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

2. Какие книги Вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом;

б) с раскрытием переживаний другого.

3. Что Вы скорее можете допустить в работе?

а) опоздание;

б) ошибки.

4. Если Вы совершаете дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) острых переживаний нет.

5. Как Вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко;

б) медленно, осторожно.

6. Считаете ли Вы себя обидчивым?

а) Да;

б) нет.

7. Склонны ли Вы смеяться от души?

а) да;

б) нет.

8. Считаете ли Вы себя:

а) молчаливым:

б) разговорчивым.

9. Откровенны ли Вы или скрытны?

а) откровенен;

б) скрытен.

10. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да;

б) нет.

11. Находясь в обществе, Вы предпочитаете:

а) говорить;

б) слушать.

12. Часто ли Вы переживаете недовольство собой?

а) да;

б) нет.

13. Любите ли Вы что-нибудь организовывать?
а) да;

б) нет.

14. Хотелось бы Вам вести интимный дневник?

а) да;

б) нет.

15. Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению?

а) да;

б) нет.

16. Легко ли меняется Ваше настроение?

а) да;

б) нет.

17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да;

б) нет.

18. Ваши движения

а) быстры;

б) медленны.

19. Вы беспокоитесь о возможных неприятностях?

а) часто;

б) редко.

20. В затруднительных случаях Вы:

а) спешите обратиться за помощью;

б) не обращаетесь.

КЛЮЧ: О Вашей экстраверсии говорят следующие варианты ответов: 16, 2а, 36, 5а, 66, 7а, 86, 9а, 106, 11а, 126, 13а, 146, 15а, 16а, 17а, 18а, 196, 20а.

Подсчитывается количество совпавших ответов и умно­жаетсяна 5.

Баллы 0-35 - интроверсия

Баллы 36—65 - амбиверсия

Баллы 66—100 - экстраверсия

 

Опросник представляет собой набор, состоящий из 128 характерологических утверждений, т.е. он дает описание характера человека. Он предназначен для измерения степени выраженности следующих свойств, которые проявляются в межличностных отношениях:

1. Доминантность, склонность к руководству, лидерству. 2. Уверенность в себе, состоятельность. 3. Непреклонность, воля, настойчивость, консерватизм. 4. Независимость, отчужденность, холодность, дистанция в общении. 5. Зависимость, подчиненность, неприспособленность. 6. Неуверенность в себе, незрелость, несамостоятельность. 7. Общительность, уживчивость, ориентация на мнение окружающих. 8. Отзывчивость, самопожертвование, альтруизм. Степень выраженности каждого свойства оценивается по шестнадцатибалльной шкале. При обработке просчитывается число определений, относящихся к каждому свойству и выбранных испытуемым.

Техника проведения: Данный опросник может быть применен для:

1. Установления степени выраженности свойств характера.

2. Описания "зоны рассогласования" (потенциального внутреннего конфликта).

Испытуемый отбирает те определения, которые с уверенностью может отнести к себе. Количество

отобранных свойств не оговаривается, но желательно, чтобы их было не менее 20. Отбираемые качества фиксируются на отчетном бланке.

Инструкция 1. Дайте оценку, по возмож­ности искренно и объективно, себе самому — такому, какой Вы есть по Вашему мнению. Для этого отметьте в Вашем ответном бланке номер качества, которым Вы обладаете; если же Вы счи­таете, что оно Вам не свойственно, то не отмечайте.

Инструкция 2. Испытуемый дважды от­вечает на данный опросник, оценивая первый раз свое реаль­ное "Я", а второй — идеальное "Я". Дайте оценку — по возмож­ности искреннюю и объективную — сначала самому себе, тако­му, каким Вы являетесь. Затем — такому, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале.

При индивидуальном обследовании испытуемому выдается текст обследования и ответный бланк, при групповом — только бланк, а стимульный материал зачитывается психологом, при­чем на каждый ответ дается 5-8 секунд. Перед тестированием обратить внимание испытуемого на то, что утверждения опрос­ника сформулированы в третьем лице и требуется умение взгля­нуть на себя со стороны.

Перед Вами опросник, содержащий различные характери­стики. Внимательно прочтите каждую и подумайте, соответству­ет ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то в специ­альной сетке обведите кружком соответствующую порядковому номеру характеристики цифру. Если "нет", то не делайте ника­ких пометок. Постарайтесь проявить максимальное внимание, чтобы избежать повторного обследования. Итак, Вы человек, который...

1. Умеет нравиться.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

9.. Способен быть суровым.
10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Часто печален.

15. Способен проявлять недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Покладистый.

21. Благодарный.

22. Восхищающийся и склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Доброжелательный.

28. Внимательный и ласковый.

29. Деликатный.

30. Ободряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Бескорыстный.

33. Способен вызвать восхищение.

34. Пользуется у других уважением.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловой, практичный.

40. Соперничающий.

41. Стойкий и крутой, где надо.

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный.

44. Открытый и прямолинейный.

45. Не терпит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

49. Легко смущается.

50. Неуверенный в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

53. Часто прибегает к помощи других.

54. Очень почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

57.Всегда любезен в обхождении.

58.Дорожит мнением окружающих.

59.Общительный и уживчивый.

60.Добросердечный.

61.Добрый, вселяющий уверенность.

62.Нежный и мягкосердечный.

63.Любит заботиться о других.

64.Щедрый.

65.Любит давать советы.

66.Производит впечатление значительности.

67.Начальственно повелительный.

68.Властный.

69.Хвастливый.

70.Надменный и самодовольный.

71.Думает только о себе.

72.Хитрый.

73.Нетерпим к ошибкам других.

74.Расчетливый.

75.Откровенный.

76.Часто недружелюбен.

77.Озлоблен.

78.Жалобщик.

79.Ревнивый.

80.Долго помнит обиды.

81.Самобичующий.

82.Застенчивый.

83.Безынициативный.

84.Кроткий.

85.Зависимый, несамостоятельный.

86.Любит подчиняться.

87.Предоставляет другим принимать решения.

88.Легко попадает впросак.

89.Легко поддается влиянию других.
90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко всем без выбора.

92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится помочь каждому.

97. Стремящийся к успеху.

98. Ожидает восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

101. Относится к окружающим с чувством превосходства.

102. Тщеславный.

103.Эгоистичный.

104.Холодный, черствый.

105.Язвительный, насмешливый.

106.Злой, жестокий.

107.Часто гневлив.

108.Бесчувственный, равнодушный.

109.Злопамятный.

110.Проникнут духом противоречия.
111. Упрямый.

112.Недоверчивый и подозрительный.

113.Робкий.

114.Стыдливый.

115.Услужливый.

116.Мягкотелый.

117.Почти никому не возражает.

118.Навязчивый.

119.Любит, чтобы его опекали.

120.Чрезмерно доверчив.

121.Стремится снискать расположение каждого.

122.Со всеми соглашается.

123.Всегда со всеми дружелюбен.

124.Всех любит.

125.Слишком снисходителен к окружающим.

126.Старается утешить каждого.

127.Заботится о других в ущерб себе.

128.Портит людей чрезмерной добротой.

129.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ:

Первый октант: 1-4, 33-36, 65-68, 97-100
Второй октант: 5-8, 37-40, 69-72, 101-104
Третий октант: 9-12, 41-44, 73-76, 105-108
Четвертый октант: 13-16, 45-48, 77-80, 109-112
Пятый октант: 17-20, 49-52, 81-84, 113-116
Шестой октант: 21-24, 53-56, 85-88, 117-120
Седьмой октант: 25-28, 57-60, 89-92, 121-124
Восьмой октант: 29-32, 61-64, 93-96, 125-128

Для составления профиля испытуемого подсчитывается количество утверждений, отнесенных к себе, по каждой из восьми шкал в отдельности. Первая степень выраженности свойства по этой шкале характеризует адаптивный вариант поведения, третья степень — дезадаптивный вариант. Диапазон проявление свойств делится приблизительно на три зоны:

• первая — от 0 до 6;

• вторая — от 7 до 11;

• третья — от12до16.

Для представления ориентации личности применяется схема в виде круга, разделенного на секторы (психограмма). По каждой из 8 октант подсчитывается количество выборов, которое переносится на психограмму. При этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по октанте (от 0 до 16). На уровне, соответствующем полученным баллам по каждому октанту проводится дуга, внутренняя часть которой заштриховывается. Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений испытуемого. Гармоничным людям свойственны характеристики в пределах 8 баллов. О трудностях социальной адаптации говорят 14-16 баллов. Если показатели по всем октантам низкие (0-3), то это может сви­детельствовать о скрытности и неоткровенности. Методика по­зволяет определить показатели по двум основным факторам: до­минирование и дружелюбие.

Доминирование = I-V+0,7(II+VIII-VI-IV)

Дружелюбие = VH-III+0,7(VIII+VI-IV-II)

Интерпретация: Данное описание характеризует высокую степень выражен­ности каждого свойства, что встречается не так часто. Интер­претация должна ориентироваться на преобладание одних пока­зателей над другими, в меньшей степени — на абсолютные вели­чины.

Шкала 1: Доминирование. Экспансия власти: чем ее боль­ше, тем лучше, желание иметь вес, значение в глазах других, иметь успех, распоряжаться. Мотивация борьбы, агрессии, завоевания. Тщеславный тип лидера.

Шкала 2: Уверенность в себе, эгоцентризм, независимость, эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, в отношении же друго­го — равнодушие). В отношениях с людьми — дипломатия, ус­тупки, если это даст положительный результат, и сопротивление, если это угрожает личному покою и комфорту. Лидер эгоистич­ный, честолюбивый.

Шкала 3: Консерватизм. Ригидность реакций, сила воли, на­стойчивость в достижении цели—любыми средствами; открыт, прямолинеен, раздражителен; если встречает сопротивление, проявляет недружелюбие, агрессию, гнев. Не идет на уступки и компромиссы, упрям из принципа. Тип лидера авторитарный. От­сутствие эмпатии, садистские тенденции.

Шкала 4: Негативный, неудавшийся лидер. Всегда в оппо­зиции, недоверчив, сопротивляется любому влиянию, постоянно отстаивает свою позицию, даже если на нее никто не посягает. Борьба, но не активная, а оборонительная. Тайное тщеславие, подозрительность, самодурство, мстительность.

Шкала 5: Уступчивость. Комплекс вины и неполноценности, социальная неприспособленность и ущербная самооценка. Са­мобичевание, безынициативность, робость.

Шкала 6: Зависимость. Незрелость, инфантильность, неса­мостоятельность. Поиск опеки сильных лиц, руководства, помо­щи: ведомый, антидоминантный.

Шкала 7: Конформизм. Ориентация на мнение окружающих, боязнь общественного мнения, поиск социального одобрения, вну­шаемость. В коллективе общителен, активно сотрудничает с лиде­ром; если сам оказывается лидером, то демократического типа.

Шкала 8: Отзывчивость. Эмпатия, эмоциональная реактив­ность, чувствительность к поведению других. Умение сопережи­вать, альтруизм. Служение идеалу или идолу, самоотдача, бес­корыстие — материнский тип отношения с людьми. Опека над слабыми и беззащитными. Человек совестливый, обязательный, исполнительный. Дорожит мнением окружающих. (В отличие от шкалы 7 дорожит мнением референтной группы, а не людей вообще, т.е. ориентация на социум по интровертируемому типу, а в шкале 7 — ориентация на социум по экстравертированному типу).

В целом 1-4—активные шкалы, а 5-8 — шкалы реактивных свойств. Люди с высокими значениями по 1-4 шкалам — силь­ные, доминантные; с высокими значениями по 5-8 шкалам—ве­домые, реактивные. Социальная приспособленность выше у пер­вых.

Следующее описание проводится с указанием трех диапазо­нов проявления каждого свойства, от адаптивного к дезадаптивному варианту поведения.

1. Автократический, властвующий. Доминирование—властолюбие, деспотизм.

2. Соревнующийся, эксплуатирующий. Уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность.

3. Прямолинейный, агрессивный. Требовательность — неприми­римость — жестокость.

4. Скептический, недоверчивый. Скептицизм—упрямство—не­гативизм.

5. Застенчивый, скромный. Уступчивость—кротость—пассивная подчиненность.

6. Послушный, зависимый. Доверчивость — послушность — зависимость.

7. Конвенциальный, сотрудничающий. Добросердечность — самостоятельность — чрезмерный конформизм.

8. Великодушный — альтруистичный. Отзывчивость — бескорыстие, жертвенность.

Первая степень: качества в каждой шкале характеризуют адаптивный вариант поведения: доминирование, уверенность себе, требовательность, скептицизм, уступчивость, доверчивость, отзывчивость и добросердечие.

Вторая степень: качества характеризуют дезадаптивный вариант поведения — деспотизм, самовлюбленность, жестокость, зависимость, конформизм, жертвенность.

 

 

 

 

4. МЕТОДИКА «ОПРОСНИК В. СТЕФАНСОНА»

 

Данная методика используется для изучения представлений о себе. Разработана В. Стефансоном и опубликован в 1958 г. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «я», а не «соответствие — несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:

социальное «я» (каким меня видят другие?);

идеальное «я» (каким бы я хотел быть?);

актуальное «я» (какой я в разных ситуациях?);

значимые другие (каким я вижу своего партнера?);

идеальный партнер (каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы. Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к борьбе — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции — избегание борьбы — показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т. е. зависимость, общительность и борьба могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие борьбы — избегание борьбы) приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Процедура исследования. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т. е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, число ответов «да» складывается с числом ответов «нет» противоположных тенденций.

В результате получается суммарное числовое определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число делится на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» — отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

 

Инструкция: ответьте «да», если утверждение соответствует вашему представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если утверждение противоречит вашему представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.