Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая функция российского государства 2 страница




При характеристике общественных экологических отноше­ний, регулируемых нормами экологического права, важно обра­титься к вопросу об объекте этих отношений. Под объектом эко­логических отношений понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регули­руются в праве общественные отношения. Специфика объекта предопределяет специфику общественных отношений, регулиру­емых экологическим правом и образующих его предмет.

Если рассматривать вопрос об объекте в историческом аспекте, то в экологическом праве России до 90-х гг. им была природа.

В естественно-научном смысле природа — совокупность объ­ектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. В юридическом смысле наряду с совокупностью объектов и сие-

3. Объект экологических отношений

56 II. Экологическое право как комплексная отрасль российского права

тем материального мира в их естественном состоянии в понятие «природа» обоснованно включаются также некоторые объекты, созданные трудом человека: искусственно насаженный лес, выра­щенная на рыбозаводах и выпущенная в водоем рыба, дикое жи­вотное, выпущенное в угодья для постоянного обитания. Основ­ными критериями при определении объекта как элемента природы служат неотделимость от естественных условий, нераз­рывность экологических связей, неизолированность от действия стихийных сил.

Природа как совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии — это вся Вселенная, включая Землю, Солнце, Космос. Но как объект отношений, регулируе­мых нормами экологического права, понятие «природа» ограни­чено пределами практического использования человеком и антро­погенного воздействия на нее. В этом — важная характеристика юридического понятия природы.

В контексте экологического права в структуре понятия «приро­да» выделяются три элемента — природные объекты, природные ресурсы и природные комплексы, суть которых целесообразно рас­смотреть применительно к понятию окружающей среды ввиду того, что оно стало центральным понятием экологического права.

Как интегрированный объект экологических отношений поня­тие «природа» в современном экологическом законодательстве и праве употребляется редко. Оно необоснованно было вытеснено из данной отрасли понятием «окружающая среда». Одним из немно­гих законов, содержащих требования относительно природы, яв­ляется Конституция России. В ст. 58 на каждого возложена обя­занность сохранять природу и окружающую среду. Принятый недавно Закон об охране окружающей среды также употребляет данную категорию как синоним природной среды.

Понятие «окружающая среда» как объект экологических от­ношений было заимствовано из зарубежного права, где оно имеет более широкое содержание. Как правило, там в него включаются, наряду с естественными элементами объекты социальной среды, такие, к примеру, как памятники истории и культуры.

В соответствии с Законом об охране окружающей среды окру­жающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антро­погенных объектов. В Законе определяются и отдельные состав­ляющие этого понятия. При этом под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подзем­ные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир,

иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околозем­ное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранив­шие свои природные свойства. Природно-антропогенный объ­ект — природный объект, измененный в результате хозяйствен­ной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреа­ционное и защитное значение. Антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребнос­тей и не обладающий свойствами природных объектов.

Учебник — не самая удобная форма научного труда для дис­куссий с законодателем. Тем не менее имеется насущная потреб­ность в этом ввиду прежде всего научно не обоснованного расши­рения в Законе понятия окружающей среды, а также употребля­емых в нем формулировок.

В науке интенсивно формируемого российского экологическо­го права много внимание уделялось вопросу содержания понятия окружающей среды. Наряду с этим в российском законодательст­ве реализована потребность в употреблении смежных понятий: «среда обитания» (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1 с изм. и доп.) и «среда жизнедеятельности» (Градостроительный кодекс РФ). Эти понятия — более широкие по сравнению с понятием ок­ружающей среды и корректно включают последнюю в свое содер­жание. Важно подчеркнуть, что понятия «среда обитания» и «среда жизнедеятельности» наряду с элементами природной среды включают и объекты социальной среды. Когда же законо­датель определил окружающую среду как правовую категорию, включающую наряду с природными компонентами антропоген­ные объекты, возникают вопросы об общественных потребностях в этом, в обоснованности и главное — в наличии соответствую­щих механизмов их охраны.

Законодатель не называет те антропогенные объекты, которые наряду с атмосферным воздухом, бабочками и кедрами нуждаются в охране нормами экологического права. Известно, что человеком для обеспечения своих социальных потребностей создано огромное множество объектов, которые не обладают свойствами природных

Далее — Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

58 П. Экологическое право как комплексная отрасль российского права

объектов. Это, в частности, — автомобиль, телефон, стул и др. Не ясно, как, с помощью каких инструментов законодатель собирается охранять их нормами экологического права и зачем?

Анализ законодательства в историческом аспекте убеждает в том, что в экологическом праве понятия «природа» и «окружаю­щая среда» тождественны.

Окружающая среда может быть определена как окружающая природная среда (природа), т.е. совокупность природных ком­плексов, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воды, землю, почвы, недра, животный и растительный мир, а также климат и околоземное космическое пространство, в их взаимосвязи и взаимодействии.

Хотя в законодательстве об окружающей среде понятие «при­рода» почти не употребляется, отношения по поводу использова­ния и охраны природы фактически^регулируются посредством регламентации использования и охраны ее отдельных объектов или ресурсов.

Такими объектами и ресурсами являются земля, почвы, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, околоземное космическое пространство. В качестве самостоятельных объектов регулирования в праве вы­деляются части отдельных природных объектов - - озоновый слой, редкие и находящиеся под угрозой уничтожения виды рас­тений и животных; совокупности природных объектов, образую­щих особо охраняемые природные территории, территории тра­диционного природопользования, континентальный шельф; состояние природы, например климат как режим погоды, харак­терный для определенной местности.

Под природным объектом понимается вся совокупность веще­ства природы одного вида —- земли, вод, лесов и др. — в глобаль­ном или в национальном масштабе.

Природный ресурс — более узкое понятие по сравнению с при­родным объектом — это часть природных объектов, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей. К примеру, жи­вотный мир весьма разнообразен. Это — рыбы, охотничья дичь, ко­мары и пр. Все виды в совокупности образуют животный мир как природный объект. При этом животный мир как природный ресурс образуют лишь виды, которые используются человеком. Интересно, что к объектам охраны по Закону РСФСР «Об охране природы в РСФСР»1 (1960 г.) относилась лишь полезная дикая фауна.

3. Объект экологических отношений

Ведомости РСФСР. 1960. № 40. Ст. 586.

Для создания оптимального правового механизма обеспечения рационального использования и охраны природных объектов (ре­сурсов) они классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые; возобновимые и невозобновимые; восполнимые и невосполнимые. С учетом специфических характеристик того или другого природ­ного ресурса законодатель устанавливает правовые требования по его использованию и охране.

Под природными комплексами понимаются естественные эко­логические системы и иные совокупности природных объектов и ресурсов, отношения по поводу которых регулируются нормами экологического права. К ним относятся особо охраняемые при­родные территории, морская среда, экологически неблагополуч­ные территории, континентальный шельф и др.

Является ли объектом экологического права человек? В зако­нодательстве прямого ни положительного, ни отрицательного от­вета на этот вопрос нет. В доктрине экологического права ему также пока уделяется мало внимания. Однако основываясь на анализе действующего российского законодательства об окру­жающей среде, можно утверждать, что человек также может быть отнесен к объектам охраны. Человек — органический эле­мент природы. С учетом специфики его организма он так же эко­логически зависим от состояния воды, атмосферного воздуха, как зависимы от них олень или полевой цветок. Без воды погибает и человек, и цветок. В загрязненной среде деградирует и человек, и олень. В той степени, в какой человек своим здоровьем и жизнью связан экологически с природной средой, он -- часть природы и соответственно — один из объектов ее охраны. Под­тверждением тому являются положения законодательства о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) за­грязняющих веществ в воде, атмосферном воздухе и почве и нор­мировании предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных воз­действий на окружающую среду. Нормативы ПДК и ПДУ уста­навливаются на уровне, отвечающем интересам охраны здоровья человека и растительного и животного мира.

Будучи существом биосоциальным, человек и его интересы выступают одновременно в экологическом праве как объекты опосредованной охраны. Речь идет об имуществе человека, кото­рое может пострадать от вредного воздействия загрязненного воз-.духа, воды или почвы. Так, могут пострадать сельскохозяйствен­ные посевы, домашние животные, здания, сооружения. Соответ­ственно каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного его имуществу экологическим правонарушением.

60 II. Экологическое право как комплексная отрасль российского права

4. Методы правового регулирования экологических отношений

Метод правового регулирования — способ правового воздейст­вия на общественные отношения со стороны государства. Или, другими словами, метод правового регулирования это — устанав­ливаемый нормами права специфический способ правового воз­действия на поведение участников правовых отношений по реа­лизации правомочий собственника природных ресурсов, по обеспечению рационального природопользования, охране окру­жающей среды, экологических прав и законных интересов физи­ческих и юридических лиц. В качестве критерия выделения той или иной совокупности правовых норм как отрасли права метод правового регулирования по объективным причинам не являет­ся столь значимым, как предмет. В науке права признается два метода - - административно-правовой и гражданско-право­вой, хотя в системе российского права выделено примерно 15 от­раслей права. Это означает, что большинство отраслей не имеют собственного метода правового регулирования, который был бы вполне адекватен предмету. В большинстве отраслей используют­ся комбинации названных методов правового регулирования. Причем административно-правовой метод применяется преиму­щественно в отраслях публичного права. К публичному праву от­носится в основном и экологическое право. Применение граждан­ско-правового метода преобладает в отраслях частного права.

Суть административно-правового метода правового регулиро­вания заключается в установлении предписания, дозволения, за­прета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сто­рон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях — между участниками административных правоот­ношений складываются отношения власти и подчинения. В эко­логическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах — нормировании, экспертизе, сертифи­кации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбро­сов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, вы­сокоскоростной магистрали С.-Петербург -- Москва (лишь при

5. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права 61

положительном заключении государственной экологической экс­пертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения ра­диоактивных отходов и материалов из других государств, приме­нения мер юридической ответственности и др.

Гражданско-правовой метод правового регулирования осно­вывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают как равноправ­ные субъекты, не зависимые друг от друга. Посредством заклю­чаемого между ними соглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

В современном праве окружающей среды применяются оба метода правового регулирования. Причем в условиях перехода к рыночной экономике, с совершенствованием гражданского, пред­принимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.

5. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права

Экологическое право является комплексной отраслью в систе­ме российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей^права, признанных в таком качестве, - - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права опреде­лен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нор­мами, так и нормами, содержащимися в других отраслях россий­ского права, включая гражданское, конституционное, админи­стративное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграр­ное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в гл. 26 УК РФ регулируется уголовная ответст­венность за экологические преступления. КоАП РФ содержит гл. 8 -- «административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Налого­вый кодекс РФ регулирует взимание экологических налогов.

С учетом комплексного характера рассматриваемой отрасли права встают два принципиальные вопроса: какие иные отрасли

62 П. Экологическое право как комплексная отрасль российского права

права должны регулировать экологические отношения и в какой степени? Эти вопросы существенны потому, что их решение пред­определяет масштабы и эффективность экологической функции государства.

Общее правило, касающееся экологизации «иного» законода­тельства, регулирующего общественные отношения, затрагиваю­щие экологические права и интересы общества, заключается в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом Конституция устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они оп­ределяют смысл, содержание и применение законов, деятель­ность органов законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе раз­вития и совершенствования каждой отрасли российского законо­дательства законодательная власть должна предусматривать ха­рактерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы в силу ее самоценности, так и человека, исхо­дя, в частности, из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Что же мы понимаем под экологическим правом? Содержание этого понятия следует определить с позиций современной теории права и с учетом того, что право призвано послужить средством построения в России правового государства. При этом нужно при­нять во внимание ряд обстоятельств. В теории право рассматри­вается как совокупность правовых норм, правоотношений и пра­вовых идей. Рассматривая закон в качестве основного источника права, право в правовом государстве не может быть безразличным к содержанию закона1. С этих позиций закон может быть право­вым (если отвечает идеям права) и неправовым (когда он им не отвечает). То же следует сказать об иных источниках права — подзаконных актах. При этом имеются в виду некоторые фунда­ментальные подлинно правовые идеи - - свободы, равенства и справедливости. Поскольку идея как основа права носит субъек­тивный характер, она обладает лишь властью авторитета2. Поэто­му право включает в качестве своего элемента идею, получившую нормативное закрепление.

См.: Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. С. 29. 2 См.: там же. С. 30.

6. История развития российского экологического права

Роль права как регулятора поведения реализуется через воз­действие правовых норм на конкретные общественные отноше­ния, образующие предмет данной отрасли.

Формирование экологического права как комплексной отрас­ли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Основ­ными его элементами являются экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экс­пертиза, лицензирование, экономические меры, сертификация, аудит, контроль, а также применение мер юридической ответст­венности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Таким образом, под экологическим правом понимается сово­купность основанных на эколого-правовых идеях норм, регули­рующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природ­ных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химичес­ких, физических и биологических воздействий в процессе хозяй­ственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также конкретных правоотношений в данных сферах.

6. История развития российского экологического права

Нормы об охране природы можно найти уже в первых норма­тивных актах российского государства. Вопрос об истории разви­тия нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России целесообразно рассмотреть применительно к трем перио­дам: а) до 1917 г., б) в советский период и в) на современном этапе.

а) Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов на начальном этапе и в значительной степени в последующем осуществлялась прежде всего через защи­ту прав собственности, экономических, военных и налоговых ин­тересов государства. Так, в «Русской Правде» (1016 г.) предусмат­ривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В «Русской Правде» устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривал­ся штраф за уничтожение или повреждение борти, т.е. дупла, на­полненного сотами с медом. Статья 69 «Пространной правды» за покражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же

64 П. Экологическое право как комплексная отрасль российского права

наказание, как и за убийство холопа1. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или садке, бобров и выдр также рассматривалась как кража имущества.

Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и по военным соображениям. Уже с XIV в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили сред­ством защиты от набегов татар («засека»—преграда из срублен­ных и наваленных деревьев). Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.

В русском законодательстве средних веков предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касаю­щихся природных объектов: штраф, «бить батогами нещадно» (батог — палка, прут, трость), «бити кнутом без всякой пощады», отсечение левой кисти руки и др. При наказании принимался во внимание факт повторения нарушения. Так, в соответствии с Со­борным уложением 1649 г. за лов рыбы в чужом пруду пойман­ный с поличным подвергался в первый раз битью батогами, во второй раз — кнутом, а в третий раз — отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь (за порубку деревьев в заповедном засечном лесу, лов мелкой сельди и др.).

С XVII в. охрана лесных массивов в Сибири была связана с пушным промыслом. Так, в 1681 г. был принят царский указ (по Якутии), предусмотревший, «чтобы в ясачных местах лесов не секли и не жгли и оттого бы зверь вдаль не бежал и... ясачному сбору порухи и недоброму не было» («ясак» - - натуральный налог, которым облагались в старину народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока).

В XVII в. в России проявилась потребность в регулировании добычи объектов животного мира как мере по предотвращению их истощения. При этом регламентировались как способы добы­чи, так и размеры добываемых видов, например рыб.

Так как ловля бобров и выдр капканами грозила их полным истреблением, 28 августа 1635 г. в Пермь Великую была направ­лена царская грамота «О воспрещении ловить капканами бобров и выдр»2.

В XVII в., когда соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращал -

6. История развития российского экологического права

ся их естественный рост, для регулирования соболиной охоты в Си­бири были объявлены заповедными целые районы. В принятом в 1676 г. царском указе о порядке ловли рыбы в Плещееве озере пред­писывалось ловить только большую сельдь. За ловлю мелкой сельди «старосте и рыбным ловцам быть в смертной казни».

В том же XVII в. было введено ограничение права собственнос­ти на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц1. Так, Петр I своими указами запрещал уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедны­ми, т.е. неприкосновенными, запретными2.

Если требования по природопользованию и охране объектов живой природы осуществлялись изначально в рамках института права собственности, то требования по охране воздуха, воды и об­щественных мест от загрязнения получили развитие в законода­тельстве, которое позже стало называться санитарным. Потреб­ность в таких нормах возникла в России в XVII в. Так, по указу Михаила Федоровича Романова, принятому в 1640 г., для профи­лактики в Москве предписывалось, чтобы «...падежные лошади и всякую скотину за Земляным городом на голых местах копали в землю не мелко,...а в улицах и за Городом, в слободах падеж­ных лошадей и всякую падежную скотину и собак мертвых и кошек и...ничего мертвого... нигде не метали...». В соответствии с правовым актом «Учреждения для управления губерний» 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота. Устав благочиния, или полицей­ский, 1782 г. возлагал обязанности «смотрения о чищении, о мо­щении улиц» на частного пристава. Согласно Уложению о нака­заниях уголовных и исправительных 1845 г., «если кто-либо построит признанные по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрику или завод в городе или хотя и вне города, но выше онаго по течению реки или протоки, то сии заведения унич­тожаются за счет виновного и он подвергается аресту на время от семи дней до трех месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей»3. В 1833 г. были изданы правила «О размещении

См.: Булгаков М.Б., Ялбулганов АЛ. Природоохранные акты: от «Русской Правды» до петровских времен // Государство и право. 1996. № 8. С. 136—146. Российское законодательство X—XX веков. М., 1985. Т. 2. С. 73.

См.: ГоличенковА.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологи­ческого права: развитие правовых идей охраны природы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1991. № 1. С. 50—57.

См.: Российское законодательство X—XX веков. Т. 5. С. 58.

Цит. по: ГоличенковА.К. Экологический контроль: теория, практика пра­вового регулирования. М., 1992. С. 13.

66 II. Экологическое право как комплексная отрасль российского права

6. История развития российского экологического права

и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в С.-Петербурге», которые предусматривали, что «все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть непременно поглощаемы или сжигаемы». В этом же документе промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия на атмосферный воздух делились на три категории, причем предприятия третьей категории не должны были размещаться в городе1.

В начале XX в. в России обсуждался вопрос о создании специ­ального органа по контролю за соблюдением природоохранных правил. Так как идея принадлежала ученым, то создание такого учреждения предполагалось под эгидой Академии наук или ми­нистерства просвещения2.

Выступая на конференции по международной охране природы (Берн, 1913 г.), делегат от России профессор Г.А. Кожевников от­мечал: «В России не существует специального закона для охраны природы. Причиной этому является то, что до последнего време­ни Россия обладала и обладает таким количеством диких живот­ных, что сама мысль об охране природы была чужда как народу, так и правительству»3. Но уже в 1915—1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина, пионера серьезной научной природоо­хранной деятельности в России, был разработан первый (неосу­ществленный) проект российского Закона об охране природы4.

б) Основные особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в России в советский пе­риод проявились в следующем.

Вплоть до 70-х гг. в развитии законодательства рассматривае­мой сферы господствующим был природоресурсный подход. Это означает, что регулирование природопользования и охраны при­роды осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам. В начале 20-х гг. был принят ряд законов и декретов Правительства, включая Земельный кодекс РСФСР (1922 г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), декрет СНК РСФСР «О недрах земли» (1920 г.), постановление ЦИК и СНК СССР «Об основах

Цит. по: Малышко Н.И. Государственный контроль за охраной атмосфер­ного воздуха. Киев, 1982. С. 19—20.

Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологичес­кого права. Управление и контроль за природопользованием по советскому зако­нодательству 1917—30 годов // Вестник Московского университета. Серия. 11. Право. 1991. №3. С. 62.

Зеленый мир. 1997. № 6. С. 4. 4 См.: там же.

организации рыбного хозяйства Союза ССР» (1924 г.), декрет СНК РСФСР «Об охоте» (1920 г.), декрет СНК РСФСР «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.), декрет СНК РСФСР «О санитарной охране жилищ» (1919 г.) и др.

Что касается отношений собственности на природные ресурсы, то эти ресурсы находились в исключительной собственности госу­дарства. Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съез­дом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г., была проведена сплошная национализация земли вместе с другими природными богатствами. Частная собственность на землю и другие природ­ные ресурсы была отменена, они были изъяты из гражданского оборота.

Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот период в основном как санитарная, а не экологическая. Это озна­чало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались преимущественно интересы охраны здоровья чело­века, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения. Соответственно отношения по охране вод и атмосферного воздуха в определенной мере регулировались санитарным законодатель­ством. Лишь в 70-е гг. применительно к водам и в 80-е примени­тельно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как экологические.

Массив кодификационного природоресурсного законодатель­ства сложился в основном в период с 1970 по 1982 г. Он включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.)1, Водный ко­декс РСФСР (1972 г.)2, Кодекс РСФСР о недрах (1976 г.)3, Лесной кодекс РСФСР (1978 г.)4, Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха (1982 г.)5, Закон РСФСР об охране и использовании жи­вотного мира (1982 г.)6. Эти законы были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодатель­ства Союза ССР и союзных республик, Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик7 иные отрасли — водное, лесное,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.