Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы регулирования экологических отношений. Федеративные договоры 1 страница




Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права

III. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Наличие развитой системы источников экологического пра­ва — существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются норматив­ные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отноше­ния в сфере взаимодействия общества и природы.

Чтобы служить источниками экологического права, норма­тивный правовой акт должен отвечать определенным требова­ниям:

а) иметь объективно выраженную форму — закон, указ Пре­зидента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления;

б) быть принят уполномоченным органом;

в) иметь предусмотренную законом форму;

г) быть официально опубликован. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликова­нию. Неопубликованные законы не применяются. Любые норма­тивные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязан­ности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательст­во, законодательство о недрах и об охране окружающей среды от­несено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Феде­рации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специаль­ным законодательством об окружающей среде, природоресурс-ным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

III. Источники экологического права

Вопрос об источниках экологического права представляет зна­чительную трудность, так как издается огромное количество нор­мативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окру­жающей среды.

Такая классификация может быть проведена по ряду осно­ваний.

1. По юридической силе все нормативные правовые акты под­разделяются на законы и подзаконные акты.

Законы — нормативные правовые акты, принимаемые пред­ставительными органами государственной власти.

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконны­ми. Это — акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, ми­нистерствами и ведомствами, органами местного самоуправ­ления.

2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные обществен­ные отношения. К таким актам относится, в частности, Консти­туция РФ.

Специальные -- Федеральные законы «Об охране окружаю­щей среды», «О животном мире»1, Водный кодекс РФ и другие акты.

3. По характеру правового регулирования нормативные пра­вовые акты можно подразделить на материальные и процессу­альные.

Нормативные правовые акты материального характера -акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами таких актов могут служить Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природ­ных территориях».

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользо­вания и охраны окружающей среды. Значительная часть матери-

Далее — Закон о животном мире.

1. Понятие, особенности, классификация и система источников права 83

альных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирова­ния последовательного ряда процессуальных действий. Они каса­ются, к примеру, предоставления земель в пользование, процеду­ры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологи­ческих прав и интересов и т.д. Акты процессуального характе­ра — ГПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ, Положение о порядке пре­доставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное постановлени­ем Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 916', Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г., и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предус­матриваются в одних и тех же актах.

4. По характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными считаются систе­матизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты — Закон об охране окружающей среды, Лесной кодекс РФ, Закон РФ «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г., с изм. и доп.)2 и др.

Систему источников экологического права образуют:

• Конституция РФ,

• Федеративные договоры,

• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

• федеральные законы,

• нормативные правовые акты Президента РФ,

• нормативные правовые акты Правительства РФ,

1 СЗ РФ. 1996. № 33. Ст. 3992. Далее — Закон о недрах.

III. Источники экологического права

• нормативные правовые акты федеральных министерств и

ведомств,

• конституции, законы, иные нормативные правовые акты

субъектов Рф,

• нормативные правовые акты органов местного самоуправ­ления,

• локальные нормативные правовые акты,

• судебные решения.

В приведенный перечень источников современного экологи­ческого права России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспе­чении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным, хотя обычай и не выделен нами в качестве самостоятельного вида источника права. В регулирова­нии использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природополь­зования, регулируемого множеством законов. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается ЗК РФ (ст. 31), ВК РФ (ст. 66), ЛК РФ (ст. 124), Законом о животном мире (ст. 9, 48, 49).

Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.

Как и в любой иной области, в регулировании отношений соб­ственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституция играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, зало­жены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

При анализе Конституции России как источника экологичес­кого права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны

2. Конституционные основы регулирования экологических отношений 85

окружающей среды и рационального природопользования, и «чисто» экологические.

К общим относится норма, сформулированная в ст. 1: «Рос­сийская Федерация — Россия есть демократическое федератив­ное правовое государство...». Характеристика РФ как правового государства означает, что в организации и деятельности государ­ства, в том числе при подготовке и принятии экологически зна­чимых решений, превалируют принципы права, а не мотивы по­литической и иной целесообразности. Одним из наиболее сущест­венных признаков правового государства является такая связь власти с правом, когда право превыше власти. Не случайно в не­которых странах вместо категории «правовое государство» ис­пользуется понятие «господство права». Правовое государство ис­ходит, с одной стороны, из признания неотчуждаемых (прирож­денных) прав и возложения на соответствующих субъектов обя­занности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто уполномочен на это Конституцией и законами, причем в рамках определенных ими предметов ведения и компетенции. Построение правового го­сударства послужит мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблю­дение требований права окружающей среды будет служить одним из критериев правового государства.

В соответствии со ст. 7 Конституции «Российская Федера­ция — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Эта норма также имеет непосредственное от­ношение к экологическому праву, прежде всего в части обеспече­ния соблюдения и защиты экологических прав каждого. «Достой­ная жизнь человека», которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание наряду с ма­териальной обеспеченностью, благополучием также экологичес­кие компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы человека, эти пробле­мы носят социальный характер. Соответственно последователь­ное их решение в интересах человека и общества с помощью средств экологического права является инструментом создания в России социального государства.

Одна из наиболее существенных новаций основ конституционно­го строя России, установленных действующей Конституцией, свя­зана с закреплением принципа разделения государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).

III. Источники экологического права

Конституция закрепила не что иное, как разделение труда уполно­моченных государственных органов на осуществление законода­тельной, исполнительной и судебной деятельности. Применительно к рассматриваемой нами сфере это — деятельность по формирова­нию современного законодательства об окружающей среде, обеспе­чению его реализации, а также рационального природопользования и охраны окружающей среды, последовательному соблюдению, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц. Соответствующие ветви власти при этом являются независи­мыми одна от другой. Цель разделения властей — создание гаран­тий от произвола, обеспечение законности.

При характеристике Конституции РФ как источника экологи­ческого права надо обратить особое внимание на специальные — экологические нормы. Одной из центральных по значимости яв­ляется ст. 9, согласно которой «земля и другие природные ресур­сы используются и охраняются в Российской Федерации как ос­нова жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Данная норма определяет роль и место природных ресурсов с учетом их естественных и экономи­ческих свойств в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях. Имен­но в этой норме закрепляется экологическая функция государст­ва и субъектов-природрпользователей.

Статья 9 устанавливает также многообразие форм собствен­ности на природные богатства. Земля и другие природные ресур­сы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Устанавливая право собственности на землю и другие природные ресурсы иных субъектов, кроме го­сударства, Конституция РФ 1993 г. поставила Россию в ряд со­временных государств и заложила правовые предпосылки для развития рыночной экономики.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируют­ся также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю — основ­ное средство производства и операционный базис.

В той же статье провозглашается один из основных принципов рыночной экономики -- свободы собственников по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом. В соответствии с ч. 2 ст. 36 владение, пользование и распоряже­ние землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Закрепляя принцип свободы собствен­ника, Конституция РФ воспроизвела принцип, воплощенный в

2. Конституционные основы регулирования экологических отношений 87

конституциях передовых зарубежных государств. Он заключает­ся в возможности ограничения свободы собственника земли и других природных ресурсов ради общего блага: он свободно вла­деет, пользуется и распоряжается природными ресурсами до тех пор, пока при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

С учетом значимости последовательного решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях нема­лый правовой смысл имеет норма ст. 41 Конституции РФ об от­ветственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3).

В развитие содержащегося в ст. 2 Конституции РФ положе­ния о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право каждого на благоприят­ную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоя­нии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Политическое и юридическое значение этой нормы трудно переоценить. Консти­туционное признание экологических прав важно оценить и в кон­тексте других статей общего характера Основного закона России. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина — обязанность государства (ст. 2). Права и свободы чело­века и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, дея­тельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Эта норма «связывает» органы законодательной, исполнительной и судебной властей провозглашенными Конституцией экологичес­кими и иными правами каждого. Их признание, соблюдение и за­щита соответствующими государственными органами служит одним из существенных критериев эффективности и правомер­ности деятельности этих органов. В случае их бездействия и при наличии иных законных оснований граждане вправе обжаловать соответствующее поведение в суде.

Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами Конституция России устанавливает обязан­ность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Правовая и моральная обя­занность сохранять природу адресована как каждому жителю го­рода, поселка и деревни, так и, что весьма важно, каждому, чья тРУДОвая деятельность сопряжена с природопользованием и воз-

3. Международные договоры РФ в области природопользования

III. Источники экологического права

действием на окружающую среду. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состо­яния окружающей среды в процессе принятия экологически зна­чимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.

С учетом федеративного устройства России Конституция опре­делила предметы исключительного ведения Российской Федера­ции (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Так, в ведении Российской Федерации находятся:

• регулирование и защита прав человека и гражданина;

• федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);

• установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Феде­рации;

• ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

• производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

• определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключитель­ной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Очевидно, что к развитию и осуществлению экологического права имеют отношение и некоторые другие предметы исключи­тельного ведения России.

Обоснованно то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружаю­щей среды в целом отнесены Конституцией РФ к предмету со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов Федера­ции. В совместном ведении находятся:

• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

• разграничение государственной собственности (примени­тельно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отно­шение к рассматриваемой сфере);

• природопользование; охрана окружающей среды и обеспече­ние экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;

• осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

• земельное, водное, лесное законодательство, законодатель­ство о недрах, об охране окружающей среды;

• защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Помимо предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование.

Таким образом, в Конституции РФ определены основы и зако­номерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде.

Наряду с Конституцией РФ к основным источникам экологи­ческого права относятся Федеративные договоры:

• о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами власти суверенных республик в составе Рос­сийской Федерации;

• о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

• о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами власти автономной области, автономных ок­ругов в составе Российской Федерации.

Договоры были подписаны 31 марта 1992 г.,

3. Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды

Международные договоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды, в которых участвует Россия, традиционно являются источниками нацио­нального экологического права. Более того, это — особый источ­ник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Придание дого­вору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспече­ния мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и

III. Источники экологического права

природы. Россия является участницей более 70 многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций.

Кроме того, Конституция РФ к источникам национального права отнесла также общепризнанные принципы и нормы между­народного права. Речь идет о принципах и нормах, содержащихся в международно-правовых документах, которые не ратифициро­ваны Российской Федерацией, но в силу их признания мировым сообществом они стали источником также отечественного права.

4. Закон как источник экологического права

В правовом государстве основным источником экологического права является закон. Это означает, во-первых, что в законах должны быть адекватно урегулированы экологические права и интересы человека и гражданина, механизм их обеспечения и за­щиты, должно определяться основное содержание правового ре­гулирования общественных отношений собственности на природ­ные ресурсы, по природопользованию и охране окружающей среды. Из этого вытекает также требование о необходимости до­статочно детального регулирования в законе отношений, образу­ющих предмет экологического права.

Прежде всего закон есть средство закрепления государствен­ной экологической политики. Поэтому как акт, принимаемый ор­ганом представительной ветви государственной власти, он есть выражение воли народа в определении политики государства в сфере взаимодействия общества и природы.

Особое место закона в системе источников экологического права обусловлено также тем, что все другие акты как источники права носят подзаконный характер. Их правовое содержание предопределяется соответствием требованиям закона. Подзакон­ные акты, принятые с нарушением этого правила, не могут при­меняться.

5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»:

общая характеристика и место в системе источников

экологического права

С принятием Закона от 10 января 2002 г. «Об охране окру­жающей среды» утратил силу прежний Закон РСФСР от 19 де­кабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»1. Закон

5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Ведомости РФ. 1992. № 10. Ст. 457.

РСФСР знаменовал новый этап в развитии российского экологи­ческого законодательства как законодательства нового поколе­ния. Его значение заключалось в том, что он заложил основы про­грессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных усло­вий развития общества и государства на современном этапе.

Новый Закон в основном заимствовал структуру прежнего. В нем содержатся:

• глава I. Общие положения;

• глава П. Основы управления в области охраны окружающей среды;

• глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружаю­щей среды;

• глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

• глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

• глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и эко­логическая экспертиза;

• глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

• глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычай­ных ситуаций;

• глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

• глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

• глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

• глава XII. Научные исследования в области охраны окру­жающей среды;

• глава XIII. Основы формирования экологической культуры;

• глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в об­ласти охраны окружающей среды;

• глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

• глава XVI. Заключительные положения.

Как говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружаю­щей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социаль-

III. Источники экологического права

но-экономических задач, сохранение благоприятной окружаю­щей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поко­лений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возни­кающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Учитывая в основном негативные оценки специалистов по поводу этого Закона, назовем некоторые его достоинства. При этом важно подчеркнуть, что сами достоинства носят условный характер. К таким достоинствам можно отнести, в частности, претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регули­рование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется в виду попытка более широко, в сравнении с прежним Законом, предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к прежнему Закону высказывались обо­снованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, об экологической сертификации, об экологическом ауди­те. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпри­нимательстве.

В контексте концепции устойчивого развития важное значе­ние имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допусти­мого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объ­ектов животного мира, в отношении недр в действующем законо­дательстве требования о нормировании не установлены.

Законом определен юридический критерий уровня проектиро­вания предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий. Под наилуч­шей существующей технологией понимается технология, осно­ванная на последних достижениях науки и техники, направлен­ная на снижение негативного воздействия на окружающую среду

5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

С учетом дефектов практики введения в эксплуатацию пред­приятий и иных объектов достоинством Закона является положе­ние об административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию объек­тов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 58).

В условиях развития рыночной экономики вполне обоснован­ным является требование ст. 53 о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение меро­приятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окру­жающей среде.,

Новый Закон предусматривает установление зон экологичес­кого бедствия (ст. 57). Им исключены зоны чрезвычайной эколо­гической ситуации, которые предусматривались Законом 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия. В прежнем Законе от­сутствовали четкие критерии, разграничивающие две указанные зоны. На практике соответствующие положения не применялись. Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государст­венного контроля в области охраны окружающей среды и функ­ций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65). Из нового Закона вполне обоснованно исключена статья о ма­териальной ответственности за экологические правонарушения как не содержащая экологических характеристик.

В целом Закон об охране окружающей среды резко критику­ется специалистами по многим основаниям1. В нем не отражены подходы к охране окружающей среды и современные концепции государственной экологической политики России в XXI столетии, а также не учтены два ряда факторов: а) произошедшие измене­ния социально-политического и экономического устройства; б) результаты проведенной в стране правовой реформы, в первую очередь созданное экологическое законодательство. Он содержит множество декларативных положений. В нем не использованы современные средства юридической техники. Не регулируются процессуальные отношения. Текст Закона изобилует стилисти­ческими погрешностями.

См.: Бринчук М.М., Дубовик О.Л. Федеральный закон «Об охране окру­жающей среды»: теория и практика // Государство и право. 2003. № 3.

III. Источники экологического права

6. Экологическое законодательство

Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоре­тическом плане с учетом специфики и сложности объекта регули­рования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права1. Специфика такого акта определяется прежде всего тем, что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в разви­тии экологического законодательства и права создаваемый им ме­ханизм регулирования экологических отношений носит универ­сальный характер. Элементы этого механизма — экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируе­мой деятельности на окружающую среду, экологическая экспер­тиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономичес­кого стимулирования, планирование, финансирование, страхова­ние, мониторинг, контроль и некоторые другие — служат дости­жению целей как охраны окружающей среды в целом, так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.