Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенная часть 2 страница




1 См.: Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М., 2002. С. 156.

 

366 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрыво­опасных объектах (ст. 217); и др.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологичес­кими, при определенных обстоятельствах также могут быть ис­пользованы в целях охраны окружающей среды. К дополнитель­ным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными пол­номочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут приме­няться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

За совершение экологических преступлений УК РФ преду­сматривает следующие виды наказаний:

штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характе­ра совершенного Преступления. Минимальный размер штрафа -100 минимальных размеров оплаты труда, максимальный — до 700 минимальных размеров оплаты труда;

лишение права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью. Такое наказание преду­смотрено за многие экологические преступления. Иногда уста­новлен и срок действия данного наказания;

обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бес­платных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания преду­смотрен, в частности, за уничтожение или повреждение лесов (до 240 часов);

исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за за­грязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за на­рушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет);

ограничение свободы. Оно заключается в содержании осуж­денного, достигшего к моменту вынесения судом приговора во-

5. Уголовная ответственность за экологические преступления

семнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изо­ляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет); унич­тожение критических местообитаний для организмов, занесен­ных в Красную книгу РФ (до 3 лет);

арест. Он заключается в содержании осужденного в усло­виях строгой изоляции от общества. Предусматривается за за­грязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);

лишение свободы на определенный срок. Данный вид нака­зания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); нарушение правил без­опасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); загряз­нение вод (до 5 лет); загрязнение атмосферы (до 3 лет); порчу земли (до 3 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (до 3 лет); уничто­жение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уго­ловная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмо­сферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступ­ление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Субъективная сторона составов экологического преступления выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предви­дит возможность наступления негативных для состояния окру­жающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окру­жающей среды, нарушением правил обращения с опасными ве­ществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Общее число зарегистрированных в стране пре­ступлений сократилось в 2000 г. на 1,6%, но экологических -возросло на 19,4%. В результате их удельный вес в общей струк­туре преступности увеличился с 0,3% в 1999 г. до 0,5% в 2000 г. По-прежнему преобладает незаконная порубка деревьев (50,7%), незаконная добыча водных животных и растений (42,7%), неза-

368 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

конная охота (4,9%), которые в совокупности составляют 98,3% от числа всех экологических преступлений (в 1999 г. — 97,7%)1.

Экологические правонарушения относятся в России к катего­рии наиболее распространенных. Но при этом латентность эколо­гических преступлений достигает 95—99%2.

По оценкам специалистов НИИ проблем укрепления закон­ности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, «в Рос­сии сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании эколо­гического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного контроля и управления, при росте числа право­нарушений и злоупотреблений просматривается линия на затуха­ние судебно-правового реагирования»3.

6. Конституционная ответственность за экологические правонарушения

Современное российское законодательство предусматривает новый вид юридической ответственности за экологические пра­вонарушения, которую можно назвать конституционной. Уста­новление этого вида ответственности связано с потребностями решения важнейшей задачи обеспечения единообразного законо­дательного регулирования общественных экологических отноше­ний в пределах всего государства, что служит фактором укрепле­ния российской федеративной государственности. Особенно акту­альна эта задача для федеративного государства на его стадии формирования нового законодательства и становления основ фе­деративной государственности. Значение конституционной ответ­ственности подтверждается практикой нормотворческой деятель­ности на федеральном, региональном и местном уровнях, харак­теризуемой нарушением принципа соответствия принимаемых актов Конституции РФ, законам и другим нормативным право­вым актам. Такая практика является довольно распространенной в течение всего периода развития современного российского госу­дарства. Требование о соответствии установлено Конституцией РФ и другими актами.

См.: Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. С. 160.

См.: Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступ­лениями. Автореф. дисс.... докт. юрид. наук М., 1994. С. 5.

Сухарев АЛ. Экологическая преступность: ее социальные корни и общест­венная опасность // Криминологические и правовые проблемы обеспечения эко­логической безопасности. Сборник научных трудов. М., 1996. С. 6.

6. Конституционная ответственность за экологические правонарушения 369

Конституционная ответственность регулируется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1, а также Законом об общих принципах организации местного само­управления в РФ.

Так, согласно ст. З1 Закона об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ органы государст­венной власти субъектов Федерации несут ответственность за на­рушение Конституции России, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответст­вие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конститу­ций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

В случае принятия органами государственной власти субъек­тов Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и фе­деральным законам и повлекших за собой массовые и грубые на­рушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономи­ческого пространства РФ, органы государственной власти субъек­тов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и названным Федеральным законом.

Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, руководителя высшего ис­полнительного органа государственной власти субъекта РФ, выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, иных органов государственной власти субъекта РФ, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоре­чащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (ус­таву) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию соответ­ствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.

Согласно названному Закону обязанности по обеспечению со­блюдения Конституции РФ и федеральных законов на уровне

Далее — Закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ.

 

370 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

субъектов РФ возложены на законодательный орган государст­венной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта РФ) и органы исполнительной власти субъекта РФ при осуществлении ими своих полномочий.

При выявлении несоответствия закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта законодательного органа государст­венной власти субъекта РФ федеральному законодательству, кон­ституции (уставу) субъекта РФ до принятия мер конституцион­ной ответственности Президент России вправе обратиться в представительный орган государственной власти субъекта РФ с представлением о приведении их в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральны­ми законами, конституциями (уставами). В случае возникнове­ния разногласий при реализации этого права Президент России использует согласительные процедуры для их разрешения. Если не удается достичь согласованного решения, Президент России может передать разрешение спора на рассмотрение соответствую­щего суда.

Законы субъекта РФ, правовые акты законодательного (пред­ставительного) органа государственной власти субъекта РФ, пра­вовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ и право­вые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и ор­ганов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судеб­ном порядке.

Что касается акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), актов органов исполнительной власти субъ­екта РФ, то ст. 29 Закона об общих принципах организации орга­нов государственной власти субъектов РФ предоставила Прези­денту России право приостановить своим Указом их действие в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения данного вопроса соответствующим судом.

В период действия Указа Президента России о приостановле­нии действия соответствующих актов высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа го­сударственной власти субъекта РФ) и (или) орган исполнительной власти субъекта РФ не может издать другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт,

6. Конституционная ответственность за экологические правонарушения 371

действие которого приостановлено Президентом России, либо вносящего в него необходимые изменения. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта РФ) вправе об­ратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответ­ствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта РФ акта Конституции РФ, федеральным законам, международ­ным обязательствам Российской Федерации.

В определенных указанным Федеральным законом случаях Президент России выносит предупреждение высшему должност­ному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта). Эти случаи касаются:

• издания высшим должностным лицом субъекта РФ (руко­водителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) нормативного правового акта, противореча­щего Конституции РФ, федеральным законам, если такие проти­воречия установлены соответствующим судом, а высшее долж­ностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнитель­ного органа государственной власти субъекта РФ) в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пре­делах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

• уклонения высшего должностного лица субъекта РФ (руко­водителя высшего исполнительного органа государственной влас­ти субъекта РФ) в течение двух месяцев со дня издания Указа Президента ( России о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ (руково­дителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо нормативного правового акта органа исполни­тельной власти субъекта РФ от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного норматив­ного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

Срок, в течение которого Президент России выносит предуп­реждение высшему должностному лицу субъекта РФ (руководи­телю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), не может превышать шести месяцев со дня вступ­ления в силу решения суда или со дня официального опубликова­ния Указа Президента России о приостановлении действия нор-

372 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

мативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта РФ) либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта РФ, если высшее долж­ностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнитель­ного органа государственной власти субъекта РФ) не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

Если в течение месяца со дня вынесения Президентом России предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ (ру­ководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основани­ем для вынесения ему предупреждения, Президент России отре­шает высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности.

Президент России в порядке, установленном уголовно-процес­суальным законодательством РФ, вправе по мотивированному представлению Генерального прокурора РФ временно отстра­нить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от исполнения обязанностей в случае предъявления указан­ному лицу обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Решение Президента России о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего испол­нительного органа государственной власти субъекта РФ) или об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ (руководи­теля высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности принимается в форме указа. Такой указ вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высше­го исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), полномочия которого были прекращены Указом Президента Рос­сии об отрешении указанного лица от должности, вправе обжало­вать данный Указ в Верховный Суд РФ в течение десяти дней со дня официального опубликования Указа. Верховный Суд РФ дол­жен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.

Согласно ст. 47 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ органы местного самоуправления

6. Конституционная ответственность за экологические правонарушения 373

и должностные лица местного самоуправления несут ответствен­ность перед населением муниципального образования, государст­вом, физическими и юридическими лицами в соответствии с за­коном. В частности, ответственность органов местного самоуправ­ления и должностных лиц местного самоуправления перед насе­лением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия такой ответственности определяются устава­ми муниципальных образований.

Ответственность органов местного самоуправления и долж-' ностных лиц местного самоуправления перед государством насту­пает в случае нарушения ими Конституции РФ, конституции, ус­тава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципального образования.

Конституционная ответственность наступает в случае приня­тия нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному за­кону, конституции, уставу, закону субъекта РФ, уставу муници­пального образования.

Представительный орган местного самоуправления, глава му­ниципального образования, принявший (издавший) норматив­ный правовой акт, который признан судом противоречащим Кон­ституции РФ, федеральному конституционному закону, феде­ральному закону, конституции, уставу, закону субъекта РФ, ус­таву муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информа­цию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления ре­шения суда в силу.

В случае, если представительным органом местного самоуп­равления, главой муниципального образования не отменены нор­мативный правовой акт или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции РФ, федераль­ному конституционному закону, федеральному закону, конститу­ции, уставу, закону субъекта РФ, уставу муниципального образо­вания и при этом повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган местного самоуправле­ния может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

В случае, если представительным органом местного самоуп­равления, главой муниципального образования не отменены

 

 

374 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

нормативный правовой акт или отдельные его положения в со­ответствии с решением суда, вступившим в силу, законодатель­ный (представительный) орган государственной власти субъек­та РФ по собственной инициативе или по обращению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего испол­нительного органа государственной власти субъекта РФ) письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а высшее должностное лицо субъекта РФ (ру­ководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) письменно предупреждает главу муници­пального образования о возможности принятия мер в соответ­ствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.

Если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вы­несения (объявления) письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муни­ципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального об­разования от должности.

Представительный орган местного самоуправления распуска­ется законом субъекта РФ либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ (ру­ководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), за исключением глав муниципальных обра­зований — столиц и административных центров субъектов РФ, либо Указом Президента России.

В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуп­равления не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не приняты предусмотрен­ные указанным Законом меры, Президент России вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления.

Если в течение трех месяцев со дня вступления в силу реше­ния суда главой муниципального образования не отменены нор­мативный правовой акт или отдельные его положения, а высшим

6. Конституционная ответственность за экологические правонарушения 375

должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего ис­полнительного органа государственной власти субъекта РФ) не приняты предусмотренные Законом меры, Президент России вправе отрешить главу муниципального образования от долж­ности.

Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляются ука­зом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо Указом Президента России.

В случае отрешения главы муниципального образования от должности высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъек­та РФ) либо Президент России назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муници­пального образования.

Предложения об отрешении Президентом России главы муни­ципального образования от должности могут быть внесены зако­нодательным (представительным) органом государственной влас­ти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ), Правительством РФ, Генеральным про­курором РФ.

Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправ­ления, отрешением главы муниципального образования от долж­ности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального об­разования от должности в соответствующий суд (Верховный Суд республики, краевой, областной суды, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа) либо Верховный Суд РФ в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления).

Верховный Суд республики, краевой, областной суды, суд го­рода федерального значения, суд автономной области, суд авто­номного округа, Верховный Суд РФ должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.

 

376 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и пр'ироды заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей сторо­не имущественный или моральный вред, причиненный в резуль­тате нарушения правовых экологических требований.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с при­менением мер дисциплинарного, административного и уголовно­го воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного эко­логическим правонарушением вреда.

Возмещение экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого поло­жений содержится также в экологическом законодательстве, хотя и в нем дается отсылка к гражданскому законодательству.

7.1. Понятие и виды экологического вреда. Способы и принципы его возмещения

Вред, причиняемый нарушением правовых экологических требований, называется в доктрине экологического права эколо­гическим или экогенным вредом.

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение со­стояния окружающей среды, произошедшее вследствие наруше­ния правовых экологических требований. Он прежде всего прояв­ляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

Вследствие названных форм деградации природы может быть причинен вред здоровью и имуществу граждан и юридических лиц. Такой вред называется экогенным. Вред здоровью и имуще­ству граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий — землетрясений, наводнений и т.п.

Подчеркнем, что экологический вред имеет и другие общест­венно значимые проявления. Они касаются, в частности, демогра­фической сферы: снижение продолжительности жизни, уменьше­ние прироста населения.

7. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред 377

Экологический вред часто связан с упущением выгоды, т.е. не­получением природопользователем доходов, которые он мог полу­чить при обычных условиях. Например, фермер мог получить более высокий урожай сельскохозяйственных культур, если бы не была загрязнена окружающая среда.

Новым для российского экологического права элементом эко­логического вреда является моральный вред. Он может заклю­чаться в нравственных переживаниях в связи невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравст­венных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности человека, уничтожение, к примеру, зеле­ных насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и потому должно служить основанием для его возмещения. Такие иски могут предъявлять­ся в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.

Законодательством предусматривается судебный и внесудеб­ный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда — общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализует­ся рядом способов, включая добровольное возмещение, возмеще­ние посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ воз­мещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощ­ную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При оче­видности ситуации, касающейся экологического вреда, в частнос­ти, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда «выгоднее» компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного эколо­гического вреда применяется, как правило, при авариях и сти­хийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, инвалидности.

В Законе об охране окружающей среды устанавливается, что юридические и физические лица, причинившие вред окру-

 

 

378 XVII. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

жающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ре­сурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружаю­щей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответ­ствии с законодательством. Удовлетворяя требование о возме­щении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возмес­тить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причи­ненные убытки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.