Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности правового режима земель 1 страница




Под правовым режимом природных объектов понимается со­вокупность правовых методов и мер регулирования обществен­ных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных богатств как объектов собственности, пользования и охраны.

Общие черты правового режима природных объектов

XVIII. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Рассмотренные в общей части курса экологического права во­просы дают достаточно полное представление о правовом регули­ровании отношений собственности на природные богатства, а также об общих правовых мерах обеспечения их рационального использования и охраны. Они проанализированы в рамках основ­ных правовых институтов формируемого в России экологическо­го права. Такие институты по своему характеру являются ком­плексными, так как регулируются нормами, содержащимися не только в законодательстве об окружающей среде, но и в актах иных отраслей российского законодательства — административ­ного, гражданского, предпринимательского и иного.

Общие черты правового регулирования собственности, использо­вания и охраны природных ресурсов рассмотрены с учетом принци­па всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости в природе, в рамках интегрированного подхода к регулированию таких отношений, в качестве объекта которых выступает окружающая среда в целом. Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны «своих» природных ресурсов, преду­сматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом.

При регламентации использования природных ресурсов и их охраны от вредных воздействий общими являются требования, касающиеся:

• основ регулирования права природопользования, включая регулирование видов природопользования (общего и специально­го, с учетом целей природопользования и др.), юридически зна­чимых принципов природопользования, субъектов и объектов природопользования, оснований возникновения, изменения и прекращения права природопользования;

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

• информационного обеспечения природопользования и охра­ны природных объектов относительно прав на информацию о со­стоянии природных объектов, источников правовой информации, учета и отчетности, кадастров природных ресурсов, мониторинга окружающей среды и отдельных природных объектов и др.;

• экологического нормирования, в части нормирования каче­ства почв, водных объектов, атмосферного воздуха, предельно до­пустимых воздействий на природные объекты, нормирования предельно допустимого изъятия (использования) природных ре­сурсов;

• оценки воздействия намечаемой деятельности на почву, воды, недра, растительные ресурсы, объекты животного мира и выработки при этом специальных мер по их использованию и охране, а также организации и проведения государственной и об­щественной экологической экспертизы. Другими словами, обес­печения выполнения экологических требований при подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных и иных ре­шений;

• лицензирования и заключения договоров на природополь­зование и осуществление иной экологически значимой деятель­ности;

• экологической сертификации природных объектов, товаров и услуг;

• экологического аудита;

• осуществления экономических мер обеспечения рациональ­ного природопользования и охраны окружающей среды, включая регулирование планирования и финансирования мероприятий в данной сфере, платы за природопользование, экологическое стра­хование, меры экономического стимулирования;

• экологического государственного, ведомственного, произ­водственного, муниципального и общественного контроля в об­ласти рационального использования и охраны земель, вод, недр и иных объектов окружающей среды;

• применения мер дисциплинарной, административной, уго­ловной, конституционной и гражданско-правовой ответственнос­ти за нарушение правил использования и охраны земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха, объектов животного мира, правил охраны окружающей среды.

Некоторые специфические меры регламентации использова­ния и охраны отдельных природных ресурсов были рассмотрены при характеристике того или другого института экологического права. Например, применительно к экологическому нормирова-

2. Особенности правового режима земель

нию или к регулированию лицензирования и заключения догово­ров на право пользования или аренды природных ресурсов.

Другие специфические правовые меры будут рассмотрены в этом разделе с учетом того, что природные ресурсы -- земля, воды, атмосферный воздух, растительный мир, объекты животно­го мира — каждый занимает свое особое место в природе, свою экологическую нишу. Они же выполняют специфические функ­ции в удовлетворении потребностей человека. Все это предопреде­ляет необходимость дифференцированного подхода к правовому регулированию использования того или иного природного ресур­са и его охране, с учетом их специфики. К особенностям относит­ся также характеристика юридического понятия того или другого природного ресурса.

При оценке правовой регламентации использования и охраны земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха, объектов живот­ного мира важно знать как общие требования, так и некоторые специфические особенности.

При рассмотрении особенностей правового режима природных эъектов важно иметь в виду, что в соответствии со ст. 72 Консти-ции РФ земельное, водное и лесное законодательство, а также законодательство о недрах является предметом совместного веде-1Я Российской Федерации и ее субъектов. Такой же статус имеет аконодательство об охране атмосферного воздуха и о животном шре. Одна из существенных задач при формировании природо-есурсного законодательства субъектов РФ состоит в обеспечении 1ета региональных экологических, природно-климатических, экономических, культурных и иных особенностей при регулиро­вании использования и охраны природных ресурсов. Такие осо-енности необходимо учитывать при изучении вопросов данной эмы.

В жизни любого человека и общества земля играет важную экологическую, экономическую и политическую роль. Земля -это элемент территории государства, предел его суверенной влас­ти. Как объект хозяйственной деятельности человека она сущест­вует без всякого содействия с его стороны — как всеобщий пред­мет человеческого труда, как основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Земля используется также как фун­дамент, как пространственный операционный базис для развития городов и других поселений, отраслей народного хозяйства.

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

Что представляет собой «земля» как юридическая категория? По законодательству понятием «земля» обозначается поверх­ность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ России. В этом смысле земля измеряется квадратными метрами, километрами, гектарами.

В соответствии с Законом об охране окружающей среды к объ­ектам охраны окружающей среды отнесены земля и почва. Зе­мельный кодекс РФ содержит главу об охране земель.

При характеристике юридической категории «земля» как объекта правовой охраны от вредных воздействий очевидно, что в ее содержание включаются иные элементы, касающиеся прежде всего качественного состояния земли. Применительно к охране земель от загрязнения и иных факторов деградации в Земельном кодексе говорится о сохранении почв и их плодородия. Почва представляет собой плодородный поверхностный слой земли, об­разовавшийся в результате продолжительного взаимодействия органических и неорганических природных факторов. Его тол­щина колеблется от нескольких миллиметров до 2 м. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что целью правовой охраны земли является не сохранение ее общей площади (она в основном остается неизменной), а сохранение, восстановление, улучшение качественного состояния земель. Хотя актуальной является также задача охраны земель от нецелевого использования, от самовольного захвата и др.

Юридически значимой характеристикой земли является то, что в отличие от почвы земля не может быть отделена от поверх­ности земного шара. Не случайно еще со времен римского права земля считается недвижимостью. При характеристике понятия «земля», к примеру, как объекта права собственности основное внимание уделяется пространственным границам земли или зе­мельного участка.

Различия в качественных характеристиках почв — физичес­ких, химических, физико-географических, хозяйственно-эконо­мических, исторических и даже эстетических, а также особеннос­ти почв как недвижимости служат основой для установления видов и категорий земель, предусмотренных Земельным кодек­сом РФ. В соответствии с основным целевым назначением все земли в Российской Федерации подразделяются на:

• земли сельскохозяйственного назначения;

• земли поселений;

• земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, ра­диовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения

2. Особенности правового режима земель

космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

• земли особо охраняемых территорий и объектов;

• земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из

одной категории в другую производится в связи с изменением це­левого назначения земель в случаях, предусмотренных в законо­дательстве, уполномоченными органами в соответствии с их ком­петенцией при изъятии и предоставлении земель в пользование или аренду. Категорирование земель имеет существенное эколо-яческое значение. Экологически значимые и особо ценные земли зыделёны в отдельные категории. В земельном законодательстве эпределяется их правовой режим.

При решении вопросов о предоставлении земель в пользование али аренду соответственно учитывается, к какой категории они гносятся, какими качественными и другими особенностями об-тадают.

Наряду с Конституцией РФ, Законом об охране окружающей среды, другими законами, содержащими некоторые общие нормы этносительно землепользования и охраны земель как части при-эды, отношения по использованию земель и их охране регули­руются в рамках земельного законодательства.

Земельный кодекс РФ устанавливает требования по изъятию предоставлению земель в пользование. Регулируя порядок тредоставления земель в пользование или аренду, он устанавли­вает права и обязанности природопользователей и арендаторов по эеспечению рационального использования земельных ресурсов и ix охране. Одним из основных принципов землепользования яв-ьяется принцип использования земель строго в соответствии с це-1ями, для которых земли были предоставлены.

В земельном законодательстве определены задачи и конкрет-пле требования, адресованные собственникам земли, землевла­дельцам, землепользователям и арендаторам по охране земель. Год охраной земель понимается система правовых, организаци­онных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснован-ix изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, ее дегра-щии, а также на восстановление продуктивности земель и по­вышение плодородия почв.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни деятельности народов, проживающих на соответствующей тер­ритории. Использование земель должно проводиться способами,

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

обеспечивающими сохранение экологических систем, способнос­ти земли быть средством производства в сельском и лесном хозяй­стве, основой осуществления хозяйственной и иных видов дея­тельности.

Для охраны земель собственники земельных участков, земле­пользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

• сохранению почв и их плодородия;

• защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтоп­ления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплот­нения, загрязнения радиоактивными и химическими вещества­ми, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других нега­тивных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

• защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вре­дителями и болезнями растений, зарастания сорными растения­ми, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состо­яния земель;

• ликвидации последствий загрязнения, в том числе биоген­ного загрязнения, и захламления земель;

• сохранению достигнутого уровня мелиорации;

• рекультивации нарушенных земель, восстановлению пло­дородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

• сохранению плодородия почв и их использованию при про­ведении работ, связанных с нарушением земель. Механизм, обес­печивающий сохранение плодородия земель, предусмотрен Феде­ральным законом от 16 июля 1998 г. «О государственном регули­ровании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых пло­дородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Важную роль в охране земель играют предупредительные пра­вовые меры. Их основное назначение состоит в том, чтобы предот­вратить в процессе землепользования возможность возникнове­ния негативных последствий, вредных для состояния почв, обеспечить рациональное использование земель. Такие меры реа­лизуются путем установления правил ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, предоставления и изъ-

2. Особенности правового режима земель

ятия земель, разработки и осуществления проектов землеустрой­ства, использования земель предприятиями, учреждениями, ор­ганизациями и гражданами.

С учетом особой экологической и экономической ценности сель­скохозяйственных земель принципиальным является вопрос об эко­логически целесообразных методах ведения сельского хозяйства. Методы, сохраняющие и улучшающие почву, такие, как террасиро­вание, контурная вспашка, компостирование и выращивание по­кровных культур, использование поликультур и севооборотов, при­меняются в мире на протяжении веков. Миллионы фермеров во всех странах мира уже внедряют почвосберегающие и экологически обо­снованные сельскохозяйственные технологии. Задача состоит в том, чтобы все фермеры узнали о них и научились ими пользоваться, и это скорее социальная, чем техническая проблема. В России работу по формированию агрокультуры и внедрению таких методов может и должно проводить Министерство сельского хозяйства РФ. Этому может способствовать также внедрение специальных мер экономи­ческого стимулирования.

С учетом существующих в России масштабов деградации зе­мель особое место в системе земельного законодательства занима­ет Федеральный закон «О мелиорации земель». Мелиорация зе­мель представляет собой коренное их улучшение путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химичес­ких, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехничес­ких и других мелиоративных мероприятий.

В зависимости от характера мелиоративных мероприятий Закон предусматривает проведение следующих типов мелиора­ции земель: гидромелиорация; агролесомелиорация; культуртех-ническая мелиорация; химическая мелиорация.

Гидромелиорация земель заключается в проведении комплек­са мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых за­висит от воздействия воды. Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осущест­вления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с по­мощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, про-тивоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улуч­шение земель посредством использования почвозащитных, водо­регулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся следующие ее виды:

• противоэрозионная — защита земель от эрозии путем соз­дания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях;

• полезащитная -- защита земель от воздействия неблаго­приятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;

• пастбищезащитная — предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.

Кулыпуртехническая мелиорация земель направлена на про­ведение комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды:

• расчистка мелиорируемых земель от древесной и травяни­стой растительности, кочек, пней и мха;

• расчистка мелиорируемых земель от камней и иных пред­метов;

• мелиоративная обработка солонцов;

• рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы;

• проведение иных культуртехнических работ.

Химическая мелиорация земель состоит в проведении ком­плекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв.

Регулируемый Федеральным законом порядок проведения ме­лиорации земель включает планирование мелиорации земель, разработку, согласование, утверждение и реализацию проектов мелиорации. При этом планирование мелиорации земель прово­дится федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим управление сельским хозяйством, в соответствии с феде­ральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель также устанавливается федеральным органом

2. Особенности правового режима земель

исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством. Таким органом является Министерство сельского хо­зяйства РФ. Согласно рассматриваемому Закону проекты мелио­рации должны учитывать строительные, экологические, санитар­ные и иные стандарты, нормы и правила. Проводится мелиора­ция гражданами и организациями, имеющими лицензии на осу­ществление соответствующих видов деятельности.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консер­вация земель с изъятием их из оборота. Ее осуществление регу­лируется Земельным кодексом РФ и Положением о порядке кон­сервации деградированных сельскохозяйственных угодий и зе­мель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. В соответствии с Положе­нием консервации подлежат:

• сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтоп­ления или нарушения экологических требований) почвами, под­верженные в большой степени опустыниванию, имеющие просад­ки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покро­вом в случаях, когда использование по целевому назначению зе­мель с указанными признаками деградации приводит к дальней­шему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;

• земли, загрязненные токсичными промышленными отхода­ми свыше предельно допустимых концентраций или радиоактив­ными веществами свыше предельно допустимых уровней.

Консервация земель, или временное исключение их из хозяй­ственного использования, осуществляется с целью предотвраще­ния развития и устранения процессов деградации почв, для вос­становления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. Выявление деградированных земель производится путем обследований, проводимых по утвержденным методикам предприятиями и организациями, а также гражданами, получив­шими в установленном порядке лицензии на эти обследования. В ходе проведения обследований устанавливается местоположе­ние деградированных и загрязненных земель, их площадь, состав угодий, качественное состояние земель, динамика его изменения в последние 5—10 лет, причины, приведшие к деградации. По ре­зультатам обследований составляют карты и таблицы по видам и

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

степени деградации, а также подготавливается заключение по их дальнейшему использованию.

Подготовку материалов по консервации земель осуществляют органы Министерства природных ресурсов РФ и Росземкадастра с участием Минсельхоза России и Минздрава России. Решение о дальнейшем использовании деградированных сельскохозяйст­венных земель принимается уполномоченными органами.

Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевла­дельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйст­венных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в зе­мельный запас. Убытки, причиненные ухудшением качества зе­мель или ограничением их использования, включая упущенную выгоду на период консервации, возмещаются собственникам земли, землевладельцам и землепользователям в полном объеме теми предприятиями, по чьей вине произошла деградация зе­мель.

Одновременно земельным законодательством предусмотрены меры экономического характера по стимулированию землеполь­зователей к рациональному использованию и охране земель. Эко­номическое стимулирование включает:

• выделение средств бюджета для восстановления земель, на­рушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

• освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения;

• частичную компенсацию из средств бюджета снижения до­хода в результате временной консервации земель;

• поощрение землепользователей за повышение плодородия почв;

• установление повышенных цен на экологически чистую продукцию.

3. Особенности правового режима недр

В юридическом смысле под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутст­вии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изу­чения и освоения.

Недра не имеют четко обозначенной нижней границы. С юри­дической точки зрения они простираются вглубь вплоть до ядра

3. Особенности правового режима недр

 

Земли. Таким образом образуется конус, основанием которого яв­ляется поверхность земного шара в пределах территории России, заполненный органическими и неорганическими веществами, на­ходящимися в твердом, жидком и газообразном состоянии, в про­стейших структурах или сложных соединениях. На поверхности земли недра, по существу, смыкаются с землей — открытые раз­работки угля. Что касается практически охраны недр, то такая деятельность ограничивается пределами глубины, которую чело­век может реально достичь (например, на Кольском полуострове бурение скважин до 15 км).

Полезность недр для человека и общества состоит в том, что они являются источником материального сырья, ископаемого топлива и других материалов. Недра удовлетворяют также науч­ные потребности. Они используются для устройства подземных сооружений и коммуникаций — таких, как склады, хранилища линии метро, трубопроводы и т.п. Все эти свойства недр прини­маются во внимание при разработке системы мер их правовой охраны.

Таким образом, обращаем внимание на то, что юридическое понятие «недра» не отождествляется с содержащимися в недрах полезными ископаемыми. Недра — более широкое понятие, чем полезные ископаемые.

Особый вопрос возникает в связи с правовым режимом подзем­ных вод. Согласно законодательству о недрах подземные воды -составная часть недр. Одновременно они входят в состав водного фонда. Подземные воды — своеобразный объект природы, поря­док использования и охраны которого регулируется одновремен­но горным и водным законодательством (ст. 5 и 17 ВК РФ).

Для горного права специфичны также отношения, связанные с захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ. Они регулируются как законодательством о недрах, так и други­ми федеральными законами, но с соблюдением принципов и по­ложений, установленных Законом о недрах.

Все используемые участки недр, представляющие собой гео­метрические блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шель­фа составляют государственный фонд недр. Это означает, что все недра находятся в государственной собственности. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории России в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществля­ются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

 

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

Закон о недрах устанавливает некоторые общие критерии от­несения части недр к объектам государственной собственности. На основании совместных решений федеральных государствен­ных органов и государственных органов субъектов РФ статус объ­ектов федерального значения могут получать отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископа­емых, для гарантированного обеспечения государственных по­требностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по* международным догово­рам России.

Основными организационно-правовыми инструментами обес­печения рационального использования и охраны недр являются:

• лицензирование пользования недрами;

• геолого-экономическая и стоимостная оценки месторожде­ний полезных ископаемых и участков недр;

• государственный учет и государственная регистрация работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставлен­ных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не свя­занных с их добычей, и лицензии на пользование недрами;

• государственная экспертиза запасов полезных ископаемых;

• государственный кадастр месторождений и проявлений по­лезных ископаемых;

• государственный баланс запасов полезных ископаемых;

• государственный контроль за рациональным использовани­ем и охраной недр;

• государственный надзор за безопасным ведением работ, свя­занных с пользованием недрами;

• экономический механизм пользования недрами;

• ответственность за горные правонарушения.

В соответствии с Законом о недрах помимо общераспростра­ненных полезных ископаемых, которые могут добываться собст­венниками и владельцами земельных участков свободно, все дру­гие виды пользования недрами осуществляются лишь на основании лицензий.

Участки недр предоставляются в пользование на определен­ный срок или без ограничения срока. На определенный срок они предоставляются в пользование для:

• геологического изучения — на срок до пяти лет;

• добычи полезных ископаемых — на срок отработки место­рождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из техни-

3. Особенности правового режима недр

ко-экономического обоснования разработки месторождения по­лезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использова­ние и охрану недр;

• добычи подземных вод — на срок до 25 лет;

• добычи полезных ископаемых на основании предоставле­ния краткосрочного права пользования участками недр - - на срок до одного года.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объек­тов и иных целей.

Пользование отдельными участками недр может быть ограни­чено или запрещено в целях обеспечения национальной безопас­ности и охраны окружающей природной среды. На территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленнос­ти, транспорта и связи пользование недрами может быть частич­но или полностью запрещено в случаях, если это может создать угрозу жизни или здоровью людей, нанести ущерб хозяйствен­ным объектам или окружающей природной среде. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соот­ветствии со статусом этих территорий.

Закон о недрах определяет основные требования по рацио­нальному использованию и охране недр. Ими являются:

• соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

• обеспечение полноты геологического изучения, рациональ­ного комплексного использования и охраны недр;

• проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископа­емых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.