Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности правового режима земель 2 страница




• проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, ис­пользуемых в целях, не связанных с добычей полезных иско­паемых;

• обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

• достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах за­пасов основных и совместно с ними залегающих полезных иско­паемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

• охрана месторождений полезных ископаемых от затопле­ния, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих каче­ство полезных ископаемых и промышленную ценность месторож­дений или осложняющих их разработку;

• предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хра­нении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

• соблюдение установленного порядка консервации и ликви­дации предприятий по добыче полезных ископаемых и подзем­ных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• предупреждение самовольной застройки площадей залега­ния полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

• предотвращение накопления промышленных и бытовых от­ходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Одной из правовых гарантий соблюдения этих требований слу­жит положение Закона о недрах, согласно которому в случае их нарушения право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномочен­ными государственными органами.

Достижению задач обеспечения рационального использования и охраны недр служит также установление в горном законода­тельстве требований относительно первичной переработки мине­рального сырья пользователями недр. В частности, пользователи недр, осуществляющие первичную переработку получаемого ими из недр минерального сырья, обязаны обеспечить:

• строгое соблюдение технологических схем переработки ми­нерального сырья, обеспечивающих рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем полезных компонентов;

• учет и контроль распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения из ми­нерального сырья;

• дальнейшее изучение технологических свойств и состава минерального сырья, проведение опытных технологических ис­пытаний с целью совершенствования технологий переработки ми­нерального сырья;

3. Особенности правового режима недр

• наиболее полное использование продуктов и отходов пере­работки (шламов, пылей, сточных вод и др.);

• складирование, учет и сохранение временно не используе­мых продуктов и отходов производства, содержащих полезные компоненты.

Особенностью правового регулирования отношений по ис­пользованию ресурсов недр является заключение соглашений о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции представ­ляет собой договор, в соответствии с которым Российская Фе­дерация предоставляет субъекту предпринимательской дея­тельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу мине­рального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осущест­вить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соот­ветствии с положениями Закона о соглашениях о разделе про­дукции.

Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавли­ваются, как правило, федеральными законами. В то же время Закон допускает исключение, когда перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Федерального закона, устанавливаются на основании решения Правительства РФ и решения органа государственной власти соответствующего субъекта РФ без утверждения федеральными законами. Исклю­чение касается участков недр, включающих в себя следующие месторождения полезных ископаемых:

• месторождения нефти, извлекаемые запасы которых со­ставляют до 25 млн т;

• месторождения газа, запасы которых составляют до 250 млрд куб. м;

• месторождения коренного золота, запасы которых состав­ляют до 50 т;

• месторождения россыпного золота, запасы которых состав­ляют до 1 т;

• месторождения иных полезных ископаемых, не относя­щихся к стратегическим видам полезных ископаемых и не явля­ющихся валютными ценностями.

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

На условиях раздела продукции разрешается предоставление не более 30% разведанных и учтенных государственным балан­сом запасов полезных ископаемых.

Закон определяет основания для включения в перечни участ­ков недр, право пользования которыми может быть предоставле­но на условиях раздела продукции. К таким основаниям отно­сятся:

• обусловленная объективными факторами убыточность для недропользователя и государства продолжения разработки явля­ющихся градообразующими месторождений полезных ископае­мых, если разработка таких месторождений может обеспечить су­щественный объем добычи полезных ископаемых, а прекращение разработки повлечь за собой негативные социальные послед­ствия;

• отсутствие финансовых и технических средств для освое­ния новых крупных месторождений полезных ископаемых, за счет освоения которых обеспечивается поддержание необходимо­го для социального развития и экономической безопасности РФ уровня добычи полезных ископаемых в целом по Российской Фе­дерации, а также для строительства объектов производственной инфраструктуры (в том числе объектов транспортировки полез­ных ископаемых) в первую очередь на континентальном шельфе РФ, в удаленных и слабо освоенных районах;

• необходимость привлечения специальных высокозатрат­ных технологий разработки трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях и являющихся остаточными для разрабатываемых месторождений, а также необходимость пред­отвращения потерь топливно-энергетического и минерального сырья в недрах;

• необходимость привлечения дополнительных финансовых и технических средств для обеспечения экологической безопас­ности и охраны недр при разработке расположенных на особо охраняемых природных территориях крупных месторождений полезных ископаемых;

• необходимость обеспечения регионов собственным топлив­но-энергетическим сырьем, создания новых рабочих мест, обеспе­чения благоприятных социально-экономических условий в дота­ционных регионах и районах, занятость населения в которых находится на низком уровне;

• наличие обязательств Российской Федерации о проведении переговоров об условиях соглашений, а также наличие результа-

3. Особенности правового режима недр

тов проведения конкурсов или аукционов по предоставлению участков недр в пользование на условиях раздела продукции.

Сторонами соглашения о разделе продукции являются Рос­сийская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользова­ние участок недр, или уполномоченные ими органы и инвесто­ры — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или при­влеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Соглашения заключаются государством с победителем кон­курса или аукциона, проводимых в порядке, установленном зако­нодательством РФ, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. В отдельных случаях по совместному решению Правительства РФ и органа исполнительной власти соответствую­щего субъекта РФ соглашения могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов при условии, если:

• интересы обороны и безопасности государства требуют за­ключения соглашения с конкретным инвестором, если соответст­вующее положение предусмотрено федеральным законом, уста­навливающим перечни участков недр;

• объявленный конкурс или аукцион признан несостоявшим­ся в связи с участием в нем только одного инвестора. В этом слу­чае соглашение может быть заключено с этим инвестором, при­нявшим участие в этом конкурсе или аукционе, на условиях конкурса или аукциона;

• инвестор является пользователем недр для разведки и до­бычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законода­тельством РФ условиях, отличных от условий соглашения;

• по согласованию с Правительством РФ и органом исполни­тельной власти соответствующего субъекта РФ переговоры с ин­вестором по подготовке проектов соглашений были начаты до вступления в силу Закона о соглашениях о разделе продукции.

В указанных случаях соглашения заключаются в сроки, со­гласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня при­нятия Правительством РФ и органом исполнительной власти со­ответствующего субъекта РФ совместного решения.

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

4. Особенности правового режима вод

Юридическое понятие «воды» отличается от естественно-науч­ных и житейских представлений о воде как о химическом соеди­нении водорода и кислорода. В соответствии с Водным кодексом РФ воды это — природные запасы воды, находящиеся в преде­лах государственных границ России в поверхностных водных объектах, т.е. поверхностных водотоках и водоемах (реках и во­дохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, пру­дах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориаль­ном море Российской Федерации и подземных водных объектах. Это — юридическое понятие вод.

В соответствии с водным законодательством к водам не от­носится вода, изъятая из водных объектов. Речь идет о воде, которая течет из крана в наших домах или используется в тех­нологическом процессе. Отношения, связанные с использовани­ем такой воды, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ. К водам не относится и та вода, которая хотя и находится в природной среде, но не представля­ет самостоятельного естественного блага, а является структур­ным элементом других природных объектов (атмосферная влага, почвенная влага, вода, находящаяся в организмах расте­ний и животных).

Наиболее важные отношения собственности на водные объек­ты, водопользования и охраны водных ресурсов регулируются Водным кодексом РФ. Одновременно имеется значительный мас­сив подзаконных актов в данной сфере.

Основными организационно-правовыми инструментами обес­печения рационального использования и охраны вод и одновре­менно функциями государственного управления в данной сфере являются:

• планирование рационального использования водных объ­ектов;

• установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

• ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государст­венного учета поверхностных и подземных вод;

• проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хо­зяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;

4. Особенности правового режима вод

• осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;

• осуществление государственного контроля за использова­нием и охраной водных объектов и соблюдением режима исполь­зования территорий их водоохранных зон;

• подготовка, заключение и реализация бассейновых согла­шений о восстановлении и охране водных объектов.

Согласно Водному кодексу РФ планирование рационального использования водных объектов осуществляется посредством со­ставления водохозяйственных балансов, разработки схем ком­плексного использования и охраны водных ресурсов и принятия государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов. Водохозяйственные балансы представ­ляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на конкретной территории водными ресурса­ми. Они предназначены для оценки наличия и степени использо­вания водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответ­ствующим территориям субъектов РФ и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

Схемы комплексного использования и охраны вод разрабаты­ваются в целях определения водохозяйственных и иных меро­приятий для удовлетворения перспективных потребностей обще­ства в водных ресурсах, обеспечения рационального использова­ния и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод. На основе водохозяйст­венных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра раз­рабатываются федеральные, в том числе бассейновые, и террито­риальные государственные программы рационального использо­вания, восстановления и охраны водных объектов. Разработка названных документов осуществляется специально уполномочен­ным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. При этом учитываются предложения спе­циально уполномоченных государственных органов в области ох­раны окружающей среды, других государственных органов уп­равления использованием и охраной природных ресурсов.

Государственный мониторинг водных объектов как составная часть системы государственного мониторинга окружающей среды —система регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающая сбор, передачу и обработку полу-

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

ченной информации в целях своевременного выявления негатив­ных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осу­ществляемых водоохранных мероприятий. Государственный мо­ниторинг водных объектов ведется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. В деятельности по ведению мониторинга поверх­ностных водных объектов участвуют специально уполномочен­ные государственные органы в области охраны окружающей среды и Росгидромета, а по подземным водным объектам — госу­дарственный орган управления использованием и охраной недр.

В целях обеспечения текущего и перспективного планирова­ния рационального использования водных объектов, их восста­новления и охраны ведется государственный учет поверхностных и подземных вод, т.е. систематическое определение в установлен­ном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на конкретной территории. Данные учета вод характеризуют со­стояние поверхностных и подземных водных объектов по качест­венным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Основные источники государственного учета вод — данные, представляемые водопользователями, и данные государственного мониторинга водных объектов. На основе дан­ных государственного учета вод ведется государственный водный кадастр. В свою очередь, данные государственного водного када­стра служат основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов.

Государственный учет вод и ведение государственного водного кадастра — обязанность специально уполномоченного государст­венного органа управления использованием и охраной водного фонда. В этой работе участвуют Росгидромет (по поверхностным водным объектам) и государственный орган управления исполь­зованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

Наряду с проведением государственной экологической экспер­тизы, Водный кодекс РФ предусматривает проведение государст­венной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объек­тов, влияющих на состояние водных объектов. Такая экспертиза представляет собой проверку соответствия предпроектной и про­ектной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству. Проводит экспертизу специально уполномочен-

4. Особенности правового режима вод

ный государственный орган управления использованием и охра­ной водного фонда.

Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) и в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается также установлением и соблюдением нормативов предельно до­пустимых вредных воздействий на водные объекты. Такие норма­тивы устанавливаются исходя из:

• предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосис­темы водного объекта;

• предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

Нормативы устанавливаются исходя из условия недопусти­мости превышения предельно допустимых концентраций вред­ных веществ в водных объектах с учетом целевого использования водного объекта.

Водный кодекс РФ достаточно подробно регулирует отношения по лицензированию в области использования и охраны поверхност­ных водных объектов. Важно обратить внимание на то, что такое лицензирование осуществляет специально уполномоченный госу­дарственный орган управления использованием и охраной водного фонда по согласованию со специально уполномоченными государ­ственными органами в области охраны окружающей природной среды. Кроме того, лицензирование в области использования и охраны подземных водных объектов осуществляет специально уполномоченный государственный орган управления использова­нием и охраной водного фонда совместно с государственным орга­ном управления использованием и охраной недр.

В соответствии с Водным кодексом РФ все воды (водные объек­ты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обя­заны осуществлять производственно-технологические, мелиора­тивные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Понятием «загрязнение» охватывается не только сброс сточ­ных вод, содержащих химические вещества в количествах свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а

 

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

также появление в воде микроорганизмов в недопустимых кон­центрациях. Критерием загрязненности воды является ухудше­ние ее качества вследствие изменения физических (повышение температуры), химических, биологических, органолептических свойств (вкус, запах, цветность, прозрачность) и появления вред­ных веществ для человека, животного и растительного мира. На органы исполнительной власти РФ и ее субъектов возложена обязанность осуществлять охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух).

В отличие от загрязнения, которое затрагивает качество воды в водоемах, под засорением понимается поступление в водоем по­сторонних нерастворимых предметов (древесины, шлаков, метал­лолома, строительного мусора и т.п.), не изменяющих качество воды. Юридических критериев для определения засорения вод за­конодательство не устанавливает, предоставляя тем самым орга­нам по регулированию использования и охране вод в каждом кон­кретном случае с учетом местных условий решать вопрос о засорении водного объекта.

Под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием человеческой деятельности и носящее устойчивый характер. Оно не относится к сезонным колебаниям стока воды в реках или естественным изменениям за­паса воды в морях и озерах и т.д.

В целях регулирования охраны водных объектов от загрязне­ния и засорения Водный кодекс РФ предусматривает ряд кон­кретных мер, в том числе запретительных. Так, запрещаются:

сброс в водные объекты и захоронение в них производствен­ных, бытовых и других отходов;

• засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядо­химикатами и другими вредными веществами. Забор льда не дол­жен влиять на состояние водных объектов и приводить к истоще­нию запасов поверхностных и подземных вод;

• захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке;

• проведение на водных объектах взрывных работ, при кото­рых используются ядерная и иные виды технологий, сопровож­дающиеся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

4. Особенности правового режима вод

Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности вод­ных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и от­бросов, образующихся на этих судах и объектах.

Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна вод­ных объектов или возведение сооружений с опорой на дно долж­ны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.

Устанавливая в целях охраны вод требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплу­атацию хозяйственных и других объектов, а также к внедрению новых технологических процессов, Водный кодекс РФ запреща­ет ввод в эксплуатацию:

хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрую­щих накопителей, захоронений отходов, городских и других сва­лок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;

• водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбра­сываемых вод;

• животноводческих ферм и других производственных ком­плексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защит-ных зон;

• оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических со­оружений до проведения мероприятий, предотвращающих вред­ное воздействие вод;,

• гидротехнических сооружений без рыбозащитных уст­ройств, а также устройств для пропуска паводковых вод и рыбы;

• водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устрой­ствами, водоучитывающими приборами;

• водозаборных и иных гидротехнических сооружений без ус­тановления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюде­ния за показателями состояния водных объектов;

• сооружений и устройств для транспортирования и хране­ния нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утеч­ки указанных продуктов.

--------

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

При эксплуатации хозяйственных и других объектов, влия­ющих на состояние водных объектов, запрещается:

осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод; '

• производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

• осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентра­ции, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

В соответствии с Водным кодексом РФ нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов вле­чет за собой ограничение, приостановление или запрещение экс­плуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на со­стояние водных объектов.

Специфическим правовым средством регулирования восста­новления и охраны водных объектов являются бассейновые со­глашения. Заключаемые между специально уполномоченным го­сударственным органом управления использованием и охраной водного фонда и органами исполнительной власти субъектов РФ, расположенными в пределах бассейна водного объекта, бассейно­вые соглашения предназначаются для координации и объедине­ния деятельности, направленной на восстановление и охрану вод­ных объектов. В рамках бассейнового соглашения может создаваться координационный орган (бассейновый совет), поло­жение о котором утверждается Правительством РФ. В бассейно­вом совете могут участвовать представители государственных ор­ганов РФ, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и водо­пользователей.

Водный кодекс РФ определяет правовой режим целевого ис­пользования водных объектов. При этом регулируется использо­вание водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в целях здравоохранения, для промышленности и энергетики, для сельского и лесного хозяйства, для гидроэнер­гетики, для рыбного, охотничьего хозяйства, для транспорта и лесосплава, для рекреации, для сброса сточных и дренажных вод, для добычи полезных ископаемых, строительных нужд и прове­дения иных работ и для обеспечения пожарной безопасности.

При этом приоритетным является использование водных объ­ектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Для этих целей должны использоваться защищенные от загряз-

4. Особенности правового режима вод

нения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзо­ра. Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснаб­жения должно осуществляться с учетом его надежности и воз­можности организации зон и округов санитарной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснаб­жения, для иных целей Водный кодекс РФ не допускает, за ис­ключением предусмотренных в нем случаев.

Строго урегулировано использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод. Соответствующие требования содержатся как в Водном кодексе РФ, так и в законодательстве РФ об охране окружающей среды. Кодекс, в частности, запреща­ет сброс сточных и дренажных вод в водные объекты:

содержащие природные лечебные ресурсы;

• отнесенные к особо охраняемым, а также:

• в зоны и округа санитарной охраны водозаборов;

• в первую и вторую зоны округов санитарной (горно-сани­тарной) охраны курортов;

• в места туризма, спорта и массового отдыха населения;

• в места нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб;

• в места обитания ценных и занесенных в Красную книгу РФ видов животных и растений.

Если имеется угроза здоровью населения или существованию водных и околоводных животных и растений, специально упол­номоченные государственные органы в области охраны окружаю­щей среды, государственный орган санитарно-эпидемиологичес­кого надзора, специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обя­заны приостановить сброс сточных и дренажных вод вплоть до прекращения эксплуатации хозяйственных и других объектов и уведомить об этом Правительство РФ, органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и органы местного самоуп­равления.

 

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

5. Особенности правового режима атмосферного воздуха

Объектом регулирования в рамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух. Атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмо­сферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. К атмосферному не относится также воздух, находящийся в компрессорах, баллонах и т.п. Отношения по по­воду воздуха помещений и находящегося в емкостях регулируют­ся санитарным, в том числе гражданским, жилищным законода­тельством. Критерием разграничения атмосферного воздуха и иного воздуха служит естественная связь первого с природной средой.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов природы. Прежде всего он служит незамени­мым источником кислорода, необходимого для существования всего живого на Земле. При характеристике особой важности воз­духа в жизни человека подчеркивается, что человек может про­жить без воздуха лишь несколько минут.

У атмосферного воздуха и атмосферы в целом множество дру­гих экологически и социально полезных свойств. Он является проводником энергии Солнца, служит защитой от губительных космических излучений, образует основу климатических и погод­ных условий на Земле. В экономической деятельности общества атмосфера интенсивно эксплуатируется как транспортная комму­никация. Наконец, атмосфера — это среда для удаления газооб­разных и пылевидных отходов человеческой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.