Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности правового режима земель 3 страница




Особенностью правового режима атмосферного воздуха явля­ется то, что в силу физических свойств он не может быть объек­том права собственности, поскольку к нему не применимы тради­ционные полномочия собственника. Он не может быть индивиду­ализирован для того, чтобы стать объектом права собственности.

Не являясь собственником атмосферного воздуха, находяще­гося в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принад­лежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользует­ся всеми правами территориального верховенства, государствен­ного суверенитета, исключительным правом на использование ат­мосферы. В соответствии с Воздушным кодексом РФ Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в

5. Особенности правового режима атмосферного воздуха

отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным про­странством Российской Федерации понимается воздушное про­странство над территорией РФ, в том числе воздушное простран­ство над внутренними водами и территориальным морем (ст. 1).

Какова пространственная сфера действия законодательства об охране атмосферного воздуха? Она определяется пределами госу­дарственного суверенитета России над своим воздушным про­странством. Охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться в пределах практически возможного использования воздушного пространства или практического воздействия на состояние атмо­сферы. В определенной мере граница действия законодательства определяется возможным высотным пределом, который достига­ют самолеты или иные летающие устройства. Однако известно, что вредное воздействие на состояние озонового слоя Земли ока­зывается при эксплуатации озоноразрушающих веществ на объ­ектах, расположенных на земле.

Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух, «не признающий» никаких политических границ, образует еди­ную в глобальном масштабе среду жизни.

Если в отношении таких природных объектов, как земля, недра, воды, животный мир, предмет правового регулирования включает и регулирование использования и охраны, то регулиро­вание использования атмосферного воздуха действующий Закон об охране атмосферного воздуха не предусматривает. Предшест­вующий Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» уста­навливал некоторые требования по регулированию потребления атмосферного воздуха для промышленных и иных народно-хо­зяйственных нужд.

На практике не устанавливается особых ограничений на забор воздуха для технологических нужд; как природный ресурс атмо­сферный воздух эксплуатируется весьма интенсивно. Например, современный реактивный лайнер при перелете из Европы в Аме­рику за 8 часов полета потребляет столько кислорода, сколько за это же время могут выделить 25 тыс. га леса. Воздух является необходимым элементом производственных процессов и иной хо­зяйственной деятельности человека.

Наряду с Законом об охране атмосферного воздуха отношения по охране атмосферного воздуха регулируются Законами об охра­не окружающей среды, об экологической экспертизе и другими нормативными актами.

Поскольку в процессе антропогенной деятельности на состоя­ние атмосферного воздуха оказываются химические, физические

 

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

и биологические воздействия, законодательство регулирует соот­ветствующие отношения по его охране. Причем такие воздейст­вия на состояние окружающей среды, как физические (шум, электромагнитные), регулируются преимущественно именно в рамках воздухЬохранительного права.

Основными правовыми средствами охраны атмосферного воз­духа являются:

• программы по охране атмосферного воздуха;

• нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников;

• регулирование размещения источников вредных воздейст­вий на атмосферу;

• экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы;

• разрешительный порядок вредных воздействий на состоя­ние атмосферного воздуха;

• государственная регистрация вредных (загрязняющих) ве­ществ и потенциально опасных веществ;

• государственный учет вредных воздействий на атмосфер­ный воздух и их источников;

• инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников;

• мониторинг атмосферного воздуха;

• государственный, производственный и общественный кон­троль за охраной атмосферного воздуха;

• экономический механизм охраны атмосферного воздуха;

• ответственность за нарушение законодательства РФ в облас­ти охраны атмосферного воздуха.

Закон об охране атмосферного воздуха установил ряд специ­фических мер по охране этого природного ресурса. Специфически регулируется, в частности, нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на него (ст. 11). В целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливают­ся гигиенические и экологические нормативы его качества и пре­дельно допустимые уровни физических воздействий на него. При этом под гигиеническим нормативом качества атмосферного воз­духа понимается критерий качества атмосферного воздуха, кото­рый отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.

5. Особенности правового режима атмосферного воздуха

Экологический норматив качества атмосферного воздуха — кри­терий качества атмосферного воздуха, который отражает пре­дельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязня­ющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.

Выделение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха — одна из новаций Закона об охране атмосферного возду­ха и экологического законодательства в целом. В какой мере она обоснованна? Загрязняющие вещества, выбрасываемые предпри­ятиями или транспортными средствами в атмосферу, одновремен­но оказывают вредное воздействие на человека и на иные объек­ты, в частности на растительный и животный мир. Это обстоятельство лишает смысла раздельное нормирование качест­ва атмосферного воздуха применительно к интересам охраны здо­ровья человека и растительного и животного мира. Цели такого нормирования вполне достигаются посредством установления на­учно обоснованных экологических нормативов качества атмо­сферного воздуха. Именно это обстоятельство имелось в виду при подготовке предшествующего закона — Закона РСФСР «Об охра­не атмосферного воздуха» (1982 г.), который предусмотрел еди­ные нормативы ПДК загрязняющих веществ в атмосфере в инте­ресах охраны здоровья человека и охраны окружающей среды.

В контексте нормирования охраны атмосферного воздуха к специфическим относится требование об установлении техничес­ких нормативов выбросов загрязняющих веществ и нормативов предельно допустимых выбросов. Технический норматив выбро­са — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в ат­мосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выбро­са вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели. Техничес­кие нормативы выбросов устанавливает специально уполномо­ченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально уполномо­ченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти в области охраны атмо­сферного воздуха для стационарных источников выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ отдельных видов в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмо-

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

сферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Нормативы предельно допустимого выброса загрязняющих ве­ществ в атмосферу устанавливаются для стационарного источни­ка загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нор­мативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, пре­дельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Такие нормативы устанавливаются территориальными органами специально упол­номоченного федерального органа исполнительной власти в об­ласти охраны атмосферного воздуха для конкретного стационар­ного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лица­ми, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбро­сов территориальные органы специально уполномоченного фе­дерального органа исполнительной власти в области охраны ат­мосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территори­альными органами других федеральных органов исполнитель­ной власти.

Новой мерой по охране атмосферного воздуха является серти­фикация. Производство и использование топлива, а также произ­водство и использование на территории РФ технических, техно­логических устанрвок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при нали­чии сертификатов, подтверждающих соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха.

В законодательстве предусмотрены мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угро­жающем жизни и здоровью людей- В городских и иных поселе­ниях органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз­дух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вред­ных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (за-

5. Особенности правового режима атмосферного воздуха

грязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами специально уполномоченного феде­рального органа исполнительной власти в области охраны атмо­сферного воздуха, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вы­звано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите на­селения в соответствии с законодательством РФ о защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера.

В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха. В частности, за­прещается:

выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей при­родной среды не установлена;

• внедрение новых техники, технологий, материалов, ве­ществ и другой продукции, а также применение технологическо­го оборудования и других технических средств, если они не отве­чают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

• проектирование, размещение и строительство объектов хо­зяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озо­нового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению ге­нетического фонда растений и животных, наступлению необрати­мых последствий для людей и окружающей природной среды;

• размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правила­ми охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

• производство и эксплуатация транспортных и иных пере­движных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нор­мативы выбросов.

На практике такие запреты далеко не всегда соблюдаются. По имеющимся данным, даже вновь вводимые в эксплуатацию предприятия, как правило, не обеспечивают соблюдения установ­ленных требований. Они функционируют на основе временно со-

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

гласованных нормативов выбросов загрязняющих веществ, т.е. допускается заведомое нарушение нормативов предельно допус­тимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере.

6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов

Отношения по поводу лесов и дикого растительного мира вне лесов в российском праве традиционно регулируются разным за­конодательством: лесным законодательством и законодательст­вом о растительном мире вне лесов. И хотя в естественно-научном смысле эти природные объекты суть растительный мир, в юриди­ческом смысле они считаются разными природными объектами.

Растительный мир — это совокупность диких растений (на­земных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его кон­тинентального шельфа1. Обратим внимание на то, что к расти­тельному миру относятся только дикие растения, т.е. экологичес­ки связанные с остальной природой. Соответственно, культурные растения, выращиваемые человеком для потребления, не являют­ся частью растительного мира. Отношения по поводу этих расте­ний регулируются аграрным, а также гражданским законода­тельством.

6.1. Особенности правового режима лесов

Правовое понятие леса определено Лесным кодексом РФ — лес представляет собой совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей при­родной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Такое понимание исходит из понятия леса в контексте экологических связей данного природного объекта с другими. Существенным дефектом этого понятия является то, что в нем не учитывается принцип дифференциации отраслей законо­дательства об использовании и охране природных ресурсов -земли, животного мира, вод и др.

Юридическое понятие «лес», основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания институ­та права лесопользования, может быть определено как совокуп-

 

См.: ИскоянА.Б. Правовое регулирование охраны и использования расти­тельного мира. Ереван, 1987. С. 18.

6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов 421

ность всех растительных организмов, древесных, кустарнико­вых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.)1.

Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации; в лесах, не входящих в лесной фонд, расположенных на землях обороны; городских лесах; древесно-кустарниковои растительности, расположенной на землях:

• сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяй­ства;

• транспорта (на полосах отводов железнодорожных маги­стралей и автомобильных дорог);

• населенных пунктов (поселений), в том числе предоставлен­ных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключе­нием городских лесов);

• водного фонда (на полосах отвода каналов);

• иных категорий.

В соответствии с Лесным кодексом РФ названные виды лесов и древесно-кустарниковои растительности являются объектами регулируемых им лесных отношений.

Таким образом, лесное законодательство регулирует отноше­ния по использованию и охране лесной и древесно-кустарниковои растительности как на землях лесного фонда, так и на иных зем­лях. В свою очередь, в состав земель лесного фонда входят два вида земель — лесные и нелесные. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погиб­шие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельско­хозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые боло­тами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для исполь­зования земли).

При регулировании отношений собственности, пользования и охраны лесов и растительного мира вне лесов законодательство учитывает функции, выполняемые растительным миром в приро-

1 См.: КрассовО.И. Право лесопользования в СССР. Автореф. дисс.... докт. юрид. наук. М., 1991. С. 8; Крассов О.И. Земельное право. Учебник. М., 2000. С. 456.

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

 

де и в обществе. В частности, они обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздо­ровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают на­воднения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьша­ют эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на скло­нах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей че­ловека.

Исходя из экологической, экономической, духовной и иной значимости лесов и растительного мира вне лесов, а также сохра­нения биологического разнообразия, законодательство исходит из принципа, согласно которому правовой охране подлежат все виды диких растений, независимо от того, являются ли они по­лезными или вредными.

Особенностью правового режима лесов является то, что лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в фе­деральной собственности. Часть лесного фонда может быть пере­дана федеральным законом в собственность субъектов РФ. Собст­венник же в соответствии с Лесным кодексом РФ несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рацио­нального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений. Он же имеет право на получение доходов от исполь­зования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

С учетом экологически и социально значимых функций лесов в лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. Одновременно леса первой группы разделяются по категориям за-щитности. В лесном законодательстве определены критерии отне­сения тех или иных лесов к указанным группам.

В соответствии со ст. 56 ЛК РФ к лесам первой группы отно­сятся наиболее экологически и социально ценные леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, за­щитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы разделяются на следующие категории защит-ности:

• запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

• запретные полосы лесов, защищающие нерестилища цен­ных промысловых рыб;

• противоэрозионные леса;

6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов 423

• защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистра­лей, автомобильных дорог федерального, республиканского и об­ластного значения;

• государственные защитные лесные полосы;

• ленточные боры;

• леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

• леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

• леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источ­ников водоснабжения;

• леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов;

• особо ценные лесные массивы;

• леса, имеющие научное или историческое значение;

• памятники природы;

• орехово-промысловые зоны;

• лесоплодовые насаждения;

• притундровые леса;

• леса государственных природных заповедников;

• леса национальных парков;

• леса природных парков;

• заповедные лесные участки.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ог­раниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

Наконец, к лесам третьей группы относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значе­ние. Относительно использования данной группы лесов Лесной кодекс РФ устанавливает требование, согласно которому при за­готовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологи­ческих функций этих лесов. В свою очередь, леса третьей груп­пы разделяются на освоенные и резервные леса по критериям, устанавливаемым федеральным органом управления лесным хо­зяйством.

Лесной кодекс РФ регулирует как отнесение лесов к группам, так и перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. На практике

 

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

потребность в изменении статуса лесных земель возникает в связи с решением общественно значимых задач экономического разви­тия, например, для строительства дорог, трубопроводов, линий электропередачи и т.п. Так, перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы осуществляется Правитель­ством РФ по представлению органа государственной власти субъ­екта РФ. Соответствующее решение должно быть согласовано с федеральным органом управления лесным хозяйством.

Основными организационно-правовыми инструментами обес­печения рационального использования и охраны лесов служат, согласно Лесному кодексу РФ, расчетная лесосека, государствен­ный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр, мони­торинг лесов, государственные программы использования, охра­ны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, обязательная сертификация лесных ресурсов, лесоустройство, договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, лесорубочный билет, ордер и лесной билет, лицензирова­ние права лесопользования, государственный контроль за состоя­нием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов.

Поскольку лесные ресурсы относятся к восстановимым, лес­ное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесо­разведение. С учетом изменений, произошедших в лесном фонде, в лесоустроительных проектах предусматривается уста­новление объема работ по воспроизводству лесов, способов их проведения и определение воспроизводимых древесных пород. Задачи по воспроизводству лесных ресурсов определяются лес­хозами федерального органа управления лесным хозяйством. Воспроизводство лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала — обязанность как лесхозов, так и лесо­пользователей.

Особенностью правового регулирования отношений по поводу лесов является то, что лесное законодательство устанавливает требования по охране и защите лесов. Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленно­го порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам. Одно­временно регулируется защита лесов от вредителей и болезней леса.

6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов 425

Характеризуя правовой режим лесов, важно отметить особен­ности использования лесных ресурсов. Один из основных видов использования — заготовка древесины. Лесной кодекс РФ регу­лирует ее применительно к двум видам — рубкам главного поль­зования и рубкам промежуточного пользования.

В отношении рубок главного пользования Кодекс устанавли­вает требование, согласно которому заготовка древесины может осуществляться в перестойных и спелых древостоях. Что касает­ся рубок промежуточного пользования, то они связаны с рубками ухода за лесом, йыборочными санитарными рубками, рубками ре­конструкции и иными рубками малоценных древостоев, а также древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции, и прочими рубками (сплошны­ми санитарными рубками, расчисткой лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубка­ми для иных целей).

Принципиальным при регулировании рубок является вопрос о способах их проведения. Они зависят от группы, к которой отнесен тот или иной лес. Так, в лесах третьей группы, т.е. наи­более эксплуатируемых, рубки главного пользования должны проводиться способами, обеспечивающими своевременное восста­новление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. На практике в таких лесах широко, до 90% общей площади вырубок, проводятся сплошные рубки, наиболее удобные для лесозаготовителей, но наносящие непоправимый экологический вред.

В лесах второй группы рубки главного пользования должны проводиться способами, направленными на восстановление цен­ных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использо­вать лесные ресурсы.

В лесах первой группы, экологически наиболее ценных, про­водятся рубки главного пользования, направленные лишь на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное ис­пользование перестойных и спелых древостоев. Такие рубки не направлены на удовлетворение экономических интересов.

В лесах национальных парков, природных парков, особо цен­ных лесных массивах, лесах, имеющих научное или историческое значение, памятников природы, орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях зеленых зон,

XVIII. Особенности правового режима природных объектов

лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источни­ков водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитар­ной (горно-санитарной) охраны курортов, государственных за­щитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.

В лесах государственных природных заповедников, на запо­ведных лесных участках допускаются только прочие рубки, соот­ветствующие заповедному режиму. При регулировании и прове­дении рубок в заповедниках важно учитывать, что заповедники создаются для проведения научных исследований и их режим должен быть неприкосновенным. Человек не должен вмешивать­ся в естественные процессы, происходящие в экосистеме запо­ведника.

В горных лесах применяются способы рубок главного пользо­вания с учетом защитного, противоэрозионного и водорегулирую­щего значения этих лесов.

Кроме того, при рубках и главного пользования, и промежу­точного пользования заготовка древесины осуществляется в соот­ветствии с региональными правилами рубок или наставлениями. Такие правила (наставления) утверждаются федеральным орга­ном управления лесным хозяйством.

Особенностями обладает правовое регулирование использова­ния, охраны, защиты и воспроизводства лесов, не входящих в лесной фонд, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности.

Использование лесов, расположенных на землях обороны, ре­гулируется с учетом того, что такие леса предназначены для обес­печения нужд обороны и закрепляются за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, т.е. Министерством обороны РФ, которое и осуществляет ведение лесного хозяйства, а также обеспечивает рациональное использование, охрану, за­щиту и воспроизводство лесов, расположенных на закрепленных за ним землях. Порядок ведения лесного хозяйства, а также ис­пользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, располо­женных на землях обороны, определяется специальным законо­дательством РФ, но в соответствии с Лесным кодексом РФ. Государственный контроль за ведением лесного хозяйства, ис­пользованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, рас­положенных на землях обороны, проводится совместно федераль-

6. Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов 427

ным органом управления лесным хозяйством и Минобороны Рос­сии.

Исходя из того, что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки, веде­ние лесного хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенных на таких землях, осу­ществляются в порядке, устанавливаемом органами государст­венной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями Лес­ного кодекса РФ. При этом в лесах, расположенных на землях городских поселений, допускается лишь проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок. Государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством «городских» лесов ведется государ­ственными органами субъектов РФ, федеральным органом управ­ления лесным хозяйством и специально уполномоченным госу­дарственным органом в области охраны окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.